Методическая разработка к презентации на тему Рефлексия учащихся.


«Рефлексия - способ смотреть на себя как бы со стороны…»
(Слайд 1) «Рефлексия учащихся – взгляд на собственную мысль и собственные действия «со стороны». Удаётся ли?»
(Слайд2) Федеральный государственный образовательный стандарт определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия.
(Слайд3) Достижение метапредметных результатов происходит через различные виды деятельности. Ребёнок может быть активным, если понимает цели обучения, его необходимость, когда каждое его действие является осознанным.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
(Слайд4) Что же такое рефлексия? ( Перед вами таблица. Посовещайтесь в группе и заполните, пожалуйста, только первую графу).(Щелчок)
Учителя часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных "смайликов", листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно "лепят на доску" в конце урока. Иногда учитель просто ограничивается вопросом: "Вам понравился урок?" Все ученики дружно кричат: "Да!" — и все довольные расходятся по домам. Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку уроку поставили? Поставили! В поурочном плане этап назван красивым словом "рефлексия"? Имеется такое! И никаких претензий. 
Вот сегодня мы попытаемся разобраться как организовать этот важный этап урока, не подменяя его псевдорефлексией.
Единого подхода в изучении рефлексии и её компонентов нет, поскольку учёные используют в исследованиях различные методы, кроме того, постоянно происходят кардинальные изменения в экономике, политике и духовной сфере жизни.
(Слайд5) Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку того, что каждый заметил, обдумал, понял. Она помогает ученику зафиксировать результат и создать смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими. Поэтому рефлексию можно осуществлять на любом этапе урока, а не только в конце, как это обычно практикуют.
Современная педагогическая наука считает, что, если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. Поэтому уже в начальной школе мы начинаем обучать школьников рефлексивной деятельности на различных этапах урока, организуя небольшие рефлексивные паузы.
(Слайд6) Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия деятельности
Рефлексия содержания учебного материала
(Слайд7 ) 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом и в конце деятельности.
Существует множество приёмов данной рефлексии.
Самый простой вариант: использование различных изображений, передающих настроение ребёнка. Поэтому эти приёмы используем чаще всего в 1 и во 2 классе.
(Слайд 8 ) « Солнышко и тучка».
Учащимся предлагается сравнить свое настроение с:
солнышко;
солнышко с тучкой;
тучку.
(Слайд 9) «радостный мишка» - всё хорошо, «грустный мишка» - плоховато;

(Слайд 10) «маятник настроения» - отображает настроение ребёнка.
Если в 1и во 2 классе дети только настроение, то в 3 и 4 классах добавляется рефлексия эмоционального состояния.
(Слайд 11) «Огонёк общения» В конце урока дети дарят цветы разного цвета, кому посчитают нужным. Например,
Синий – самому умному (продуктивному) на уроке;
Розовый – самому вежливому в общении;
Оранжевый – лучшему консультанту.
«Комплимент»
Комплимент-похвала;
Комплимент в деловых качествах;
Комплимент в чувствах.
(Слайд12) «Острова»
На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др. Карта островов вывешивается на доске (стене) и ученики выходят к карте и маркером (фломастером) нарисуют или крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока или в конце дня, или в конце недели.
(СЛАЙД13) Рефлексия деятельности.
Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.
Рефлексия деятельности дает возможность ученику осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Что я сделал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.
Применение этого вида рефлексии дает возможность оценить активность каждого ученика на разных этапах урока.
(Слайд 14) Начиная с первого класса можно использовать волшебные линеечки, напоминающие ребёнку измерительный прибор.
Перед учеником линеечки, на которых он должен оценить правильность , красоту и скорость выполненной работы. На самом верху линеечки может поставить крестик тот ученик, который все задание выполнил правильно, в самом низу - тот, кто всё выполнил с ошибками. Таким образом, ребёнок ставит крестик на условной шкале в соответствии с тем местом, которое занимает данный результат между самым лучшим и самым худшим результатом по выбранному критерию.
(Слайд15) Проверяя работу учащегося, учитель ставит свой крестик на той же линеечке. Несоответствие оценки ученика и оценки учителя потом становится темой для диалога с учеником.
Такая форма оценивания удобна для письменных работ учащихся. Эти линеечки ученики очень быстро могут начертить у себя в тетради на полях.
Показателем эффективности в использовании данного вида деятельности учащихся на уроках станет, прежде всего, то, что все ребята учатся давать объективную оценку своим письменным работам.
(Слайд16) « Пропись»
Формирование навыка самоконтроля и самоанализа мы начинаем с первого класса, уже с работы в Прописи и в первых тетрадях с печатной основой по математике. Ученик работает по схеме: Проба (какая-либо деятельность), рефлексия, следующий шаг. И снова проба, рефлексия, следующий шаг.
(Слайд17) «Оценочная лесенка»
Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить человечка на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий.
нижняя ступенька - у меня ничего не получилось;
средняя ступенька - у меня были проблемы;
верхняя ступенька - мне всё удалось;
(Слайд18) «Рефлексивная мишень»
На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к цели, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
(Слайд 19) «Дерево успеха»
(Слайд20) 3. Рефлексия содержания учебного предмета
Этот вид рефлексии позволяет учителю понять, насколько усвоен учебный материал. Рефлексия в конце урока позволяет подвести его итоги, обсудить то, что узнали, и то, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Самые яркие и простые приёмы используем в первом и во втором классах.
(Слайд21) «Наряди ёлку» Правильный ответ повесь игрушку на ёлку, неправильный – оставь возле ёлки.
(Слайд22) «Цветочная поляна» Цветок – вид деятельности на уроке
( геометрический материал, восстановление числового ряда, сравнение чисел).
К концу урока появляется цветочная поляна. Предлагаю детям поместить свою бабочку над тем цветком, какая работа понравилась больше всего на уроке.
(Слайд23) «Поезд» Принцип тот же. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагаю опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.
(Слайд24) В 3 и 4 классах для рефлексии содержания учебного материала при подведении итога урока можно воспользоваться приёмом
"Плюс, минус, интересно"
 Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
(Слайд 25) « Анкета»
 В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.
 Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений,  учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
(Слайд26) «Лист самооценки»
(Слайд27) «Лист самоконтроля»
(Слайд 28) «Закончи предложение» Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей. Ребята по желанию высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.
Многоточия в этом кадре можно отнести и к тому, что различные приёмы рефлексии можно продолжать. Но мы вернёмся к нашей таблице фиксации знаний. Постарайтесь заполнить 2 и 3 графы. Какую из них после нашего разговора вам легче заполнить? Человеку всегда легче говорить о том, что ему известно.
Используя такие несложные приемы рефлексии на уроках в качестве обратной связи учитель имеет возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учениками учебного материала, особенности их психологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение к изучаемому материалу и уроку в целом.
Как было сказано в начале, единого подхода в изучении рефлексии нет. Можно рассматривать и другие классификации видов рефлексии, очень много приёмов осталось не рассмотренными. Как же определить какие из них подходят именно вам? Часто учитель интуитивно выбирает наиболее подходящие для него самого, для его класса приёмы и использует их в работе. Зато, когда эти приёмы наработаны и учителем, и детьми, они не занимают много времени на уроке. Может быть кто-то из вас прямо сейчас хочет поделиться своими наработками по данной теме.
При подведении итогов нашего разговора мы предлагаем вам ещё один хорошо известный приём рефлексии «Кластер». (выдать листы)
Можете составить свой или воспользоваться подсказками.
Проверка с экрана по таблице. Каждая группа выберет свой приём рефлексии по данной работе.
(Выслушать каждую группу).
А мы хотим закончить приёмом «Комплимент»
Для того чтобы закончить на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент», в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
(Слайд 29) Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности - не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.