Исследование мира мифологических существ на примере мифологии Древней Греции и Древней Руси


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
Секция история
Исследование мира мифологических существ на примере мифологии Древней Греции и Древней Руси

Автор: Корниенко Мария,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
6«Б»класс. Руководитель: Пашкова Татьяна Александровна, учитель истории и обществознания высшей квалифицированной категории
г. Черногорск, 2014
Оглавление:
I. Введение………………………………………………………………...3
II. Основная часть
2.1 Персонажи параллельного мира…………………….….…………….4
2.1.1 Дохристианская славянская традиция………………….………….4
2.1.2 Античная языческая традиция………………………….……….….
2.1.3 Иудео-христианская и европейская (прежде всего германская) оккультная традиция……………………………………….……….…..4-5
2.2 Мифологические существа Древней Греции и Древнерусского государства
2.2.1 Доля-Недоля и Мойры………………………………….…….........5
2.2.2 Медуса Горгона и Змей Горыныч……………………..………...6-7
2.2.3 Русалки и сирены…………………………………...……….…..7-9
III. Заключение………………………………………………………....10
IV. Список использованной литературы…………..……………….11
V Приложение ………………….…………………….…………….12-15
1. Введение
Окружающее пространство перенаселено. Любой из нас чувствует присутствие за спиной, боится этого присутствия и удивляется ему - так как не может его с точностью описать и зафиксировать.
Мифические существа подстерегают человека почти за каждым поворотом, вступая в странное, порой небезопасное взаимодействие с воображением. Населяя сумерки, они, то вторгаются в наши сны, то галдят и щебечут со страниц газет и книг, с экранов телевизоров и кинотеатров. Образы религиозной поэзии и народного творчества: сказки, предания, легенды и песни - не только тени нашего подсознания, но и соработники в повседневной реальности.
Всякий человек, живущий и действующий в рамках той или иной национальной и культурной традиции, неизбежно пользуется этими образами - и в то же время осуществляет их отсев, отбор. С одной стороны, он предпочитает те сюжеты и фигуры, с которыми интимно связан в силу воспитания, образования, с другой - оперирует символами и метафорами, интересными ему в контексте интеллектуального, религиозного и морального выбора.
Объектом исследования является мифология Древней Греции и русская мифология.
Предмет исследования: сравнение мифологических существ Древней Греции и Древнерусского государства.
Цель работы: сравнить мифологические существа античности (Древняя Греция) и Древнерусского государства.
Задачи работы:
рассмотреть характерные черты мифологии Древней Греции и Древнерусского государства.
определить сходство и различие мифологических существ на примеры Змея Горыныча и Медусы Горгоны, сирен и русалок, Доля и Недоля - Мойры
проследить влияние на Русь греческой культуры
Гипотеза: не смотря на временную разницу мифология сравниваемых стран имеет общие корни
Практическая значимость: возможность использования материалов работы при изучении истории Древнего мира и Древнерусского государства.
2. Основная часть
На самом деле если проследить за греческой мифологией, то Русь окружена с двух сторон видоизмененной античной культурой. Сначала в Греции появился пантеон богов, после завоевания Римом Греции римляне переделали имена греческих богов, затем в эпоху Возрождения у античных существ появился совсем иной вид, жители Италии оценили, с их точки зрения, усовершенствовали и сделали более достоверными облик и характер героев эпоса. Позже претерпев метаморфозу, античные герои оказались на русском торговом пути «из варяг в греки» и, оказав давление на Русскую культуру в целом, повлияли на представления людей о мире, о добре и о зле. Русская культура дополнила богами и существами античную и тем самым на основе похожих богов, существ, героях и сюжетов в фольклоре создала славянскую мифологию.
2.1 Персонажи параллельного мира
Персонажи параллельного мира, принадлежат трем разным традициям.
2.1.1 Дохристианская славянская традиция
Дохристианская славянская традиция (сказочные герои - Баба-Яга, Кощей, лешие, бесконечные домовые, водяные, русалки и пр.)
Леший обошёл, кричит как леший. Видом богиня, а сердцем Ведьма (Баба Яга). Домовой тешится, леший заводит, а водяной топит.
В известной степени эти образы оказались восприняты и переработаны в народной христианской традиции, некоторые из них в ХХ в. внедрились в массовую культуру (вампиры, оборотни).
Из писателей, публицистов и ученых ХIХ в. сказочный мир славянских народов интересовал А.С.Пушкина, А.К.Толстого, Б.А.Рыбаковым и др. 2.1.2 Античная языческая традиция
Античная языческая традиция (богатейший мир греко-римских божеств и мифов о них), волновавшая умы почти всех деятелей мировой культуры от эпохи Возрождения до второй половины ХХ в.
Представить себе, чтобы в рамках реалистического сюжета действовали Пан, Венера или Геркулес, достаточно сложно, но так оно и было. На уроках истории искусств в художественной школе мы рассмотрели интересный факт из истории. Пётр I приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал самых талантливых, молодых людей обучатся в Голландию и Италию. По приезду они привозили на родину свои работы. К примеру, Михаил Козловский поехал в Рим и Париж он привёз такие работы, как «Юпитер с Ганимедом», «Спящий Амур», «Геркулес на коне».
2.1.3 Иудео-христианская и европейская (прежде всего германская) оккультная традиция
Иудео-христианская и тесно связанная с нею европейская (прежде всего германская) оккультная традиция (ангелы, черти, ведьмы и т.д.).
Народное христианство у славянских православных этносов, прежде всего у великороссов и малороссов, сильно отличалось от его западного аналога. В литературу чаще вторгались западные, окультуренные и книжные версии (почти у всех авторов встречаются в разных видах ангелы и черти, причем интерпретации образов весьма разнятся - от пушкинского Балды до персонажа «Братьев Карамазовых»).
Гуляя, слышим ужасающие звуки или вечером проходя, мимо рощи видим пугающий силуэт чего то неизвестного… . На самом деле гуляя, мы слышим звуки ветра, а вечером проходя мимо рощи мы видим, не что иное как упавшее дерево. Наше воображение всему виной. Не умея объяснить явления природы, первобытный человек верил в то, что мир окружающий его населён добрыми и злыми духами, он старался задобрить их, воздействуя на них заклинаниями и обрядами. Позднее люди познавали окружающий их мир, и обрядовые песни канули в прошлое. Также в песнях сказаниях и былинах описывалось о подвиги воинов предводителей и правителей. Как можно заметить рассказывалось по похожему сюжету об том, как добро побеждает зло, или как всегда побеждает справедливость и правда. Рассказчики хотели передать мышление, философию своего народа. Поклонялись похожим богам, что на Руси, что в Греции, например: Зевс-Перун, Гера-Лада. Остерегались Русалок-сирен. Почитали героев, к примеру, Добрыня Никитич-Персей.
2.2 Мифологические существа Древней Греции и
Древнерусского государства.
2.2.1 Доля и Недоля и Мойры
Если Зевс зачастую подчинялся воле мойр, то вот Доля и Недоля наоборот были помощницы Макоши. Доля и Недоля, как и Мойры, плетут нить судьбы, нить жизни нить счастья и несчастья пока плетут небесные пряхи нить, живёт человек, а как нить оборвется и умер человек. Они олицетворяют хрупкость человеческой жизни. Хотя их облик не одинаков Доля и Недоля, молодые и не похожи друг на друга, Мойры старые подобно друг друге они. Доля и Недоля — это счастье и несчастье, судьба и не судьба, удача и неудача. Доля и Недоля прядут нити судьбы. Доля прядёт счастливую судьбу, Недоля - несчастную, ведь нить — символ жизни. У Доли нить мягкая, ровная, у Недоли - хлипкая, тонкая, как и судьба человека. Когда нить обрывается, человек погибает. Часто герои древних преданий отправлялись в дорогу, чтобы свою долю найти, то есть изменить её на лучшую. Так и мы можем изменить свою долю, ступив на стезю Добра. Часто их изображают в виде прях, в вышивке они запечатлены в виде помощниц Макоши, лосих (Рожаниц).
Мойры ("часть", "доля"), в греческой мифологии богини судьбы. В представлениях греков мойра-судьба каждого воплощается в некоем материальном предмете - фетише, носителе жизненных сил. Так, мойра героя Мелеагра, участника похода аргонавтов, была заключена в оставшейся от жертвенного костра головне, спрятанной его матерью. Желая погубить сына, мать бросила головню в огонь, где та сгорела, вызвав мучительную смерть Мелеагра.
Со временем мойры понимаются как рок ("то, что изречено") и судьба ("то, что суждено"); это темная сила, которая не имеет отчетливого облика. Их имена - Лахесис ("дающая жребий"), Клото ("прядущая") и Атропос ("неотвратимая").
2.2.2 Медуса Горгона и Змей Горыныч
Но не все мифологические существа несли добро в понимании людей. К примеру, Медуса Горгона и Змей Горыныч. Страшным и злым их делает змеиная природа. Согласно мнению людей, если змея, - значит гад. В самом прямом ругательном смысле этого слова. Змея ассоциируется с хитростью, неожиданной опасностью, коварством. Поэтому их опасных и разрушаемых чаще всего изображают змеёй или другим существом похожим на змею. Даже изображая и описывая змеиных существ можно найти схожие : всё тело чешуя, острые как бритвы когти, огромные крылья.
Горгона, прозванная Медусой. Это - именно прозвище, означает оно «повелительница» (согласно другим источникам - «хранительница»), которая родилась она в семье морских божеств. Отца звали Форкием, мать - Кето, а вот бабушкой была сама Гея-земля, дедушкой - Понт - море, то есть по происхождению была Медуса настоящей титанидой. И родившись, она была не ужасным чудищем, а прелестной кудрявой девчушкой. Выросши, превратилась в невероятную красавицу, что и сделало её столь желанной для многих мужчин божественного происхождения, и столь ненавистной для женщин с теми же корнями. Афиной превращена в змееподобное чудовище со змеями вместо чудных кудряшек, на кого падал её взгляд, обращались в камень. Афина находит Персея, своего сводного брата и посылает за головой Медусы. Персей, убивает, Медусу, путём отсекновения ее главы. Когда Персей пролетал над морем, то на месте, где капли крови горгоны упали в воду, выросли красные кораллы, называемые горгонарии. Земля порождала из крови Медузы змей. Имя Медусы Горгоны состоит из четырёх древнейших слов, принадлежащих к праязыку: «мед», «ус», «гор» и «гон». Объединим, к примеру, два из них, «мед» и «гор». И получается - Медной Горы Хозяйка. Возможно, что корни «гор» и «мед» были заимствованы из греческого языка. Загадочная повелительница Урала, часто принимающая змеиный или полузмеиный облик. Можно пойти дальше, принять во внимание горную сущность Хозяйки, и объединить её образ с девой-Горынишной (Горгонией) из русских сказов. А вот почему Медуса Горгана имела страшный дар все превращать в камень? Древняя Греция страна гористая. Большие деревья там редкость, в основном кустарник, поэтому строили греки в основном из камня. Вот и когда нападал враг. Он всех либо уводил в плен либо убивал, вот так деревни становились пустыми. Каменными. Отсюда и дар Медусы. Имя Медусой Горгоной созвучно со Змея Горыныча.
Он горный демон, представитель туч, издревле уподоблявшихся горам и скалам. Внешне Змей-Горыныч похож на дракона, однако обладает многоголовостью. Тело Горыныча покрывает чешуя, на лапах у змия большие когти, сам он имеет большие размеры и внушительный размах крыльев. Огонь змей носит в себе и извергает его в случае нападения. Почему огонь? Русь имела огромные леса, следовательно, основной строительный материал древесина. Вот почему в образе Змея Горыныча воплощено такое свойство. Враг, нападая на русские деревни, стрелял стрелами, наконечники, которых были пропитаны горючей смолой. И деревня полыхала.
Существует несколько версий, что послужило прообразом Змея Горыныча. Наиболее популярная в народе версия, подразумевает под Змеем Горынычем (орды захватчиков), накатывавшихся на Русь с южных степей. Он пошел от татаро-монгол, потому что они нападали с разных сторон (как несколько голов), разоряли города по одному, но были единым целым. Огненная стихия змея была олицетворением разрушительной мощи (огнём жгли кочевники наши крепости, дома, церкви). Ещё в сказках появляется он в сопровождении грозного шума «гром гремит» - это можно объяснить тем, что захватчики разъезжали на лошадях, в топоте копыт русские люди видели шум подобно грому. Но змей всегда был порождением нечисти-нежити, незаслуживающий никакого поклонения - почитания, хотя и вынуждавший (Как и захватчики вынуждали им поклоняться).
Но не одна Медуса была превращена в чудовище. Были, к примеру, русалки и серены, не рождены чудищами, а превращены.
2.2.3 Русалки - сирены
Русалки - это фантастические жилицы вод и источников земли, тихих рек. Быстрой, проточной воды русалка не любят. Как и многие другие признанные, водяные девы, русалки - это души усопших, погибших неестественной смертью, самоубийц, невест, дети, умершие на русальной недели. По поверьям русалки могли оборачиваться конем, лошадью, как многие ведьмы. Мужчины, которые умерли неестественной смертью, оборачивались в коня и служили водяному.
Для существ злых и мстительных, на лесных реках растрепы и нечесы: бледнолицые, с зелеными глазами и такими же волосами, они выглядели как красивые молодые девушки с распущенными волосами ногие или в белых одеяниях, с веночками на голове. Русалки любят качаться на ветвях деревьев. Еще русалки могут украсть некрещеных девочек или утопить женщину, которая пошла купаться, не надев креста. Они тоже станут русалками. А мужчин русалки обольщают. Русалкоподобные существа присутствуют в мифологиях разных стран.
Сирены - мифические существа женщины-птицы или русалки, которые своим пением и чарующей музыкой завлекают моряков и губят их. Сирены живи на одном из неуютных безжизненных островков. Вначале все они были красивыми женщинами. По одному из преданий, сирены были превращены в птиц Афродитой, разгневанной их гордыней и высокомерием. Согласно другому мифу, птичьим туловищем их наградили музы за то, что, возгордившись своими прекрасными голосами, сирены вызвали муз на состязание в пении. Сладкоголосым пением сирены завлекали моряков на прибрежные скалы и на берегу убивали их. Голос их был так прекрасен, что ни один человек не мог устоять; все скалы острова были усыпаны костями их жертв. Сирены пришли к нам из древнегреческой мифологии, главным образом из легенд о Ясоне и Одиссее. Но после эпохи возрождения стали больше похожи на русалок приобретя вместо прекрасных крыльев хвост рыбы с блестящей чешуёй, распустили волосы, их кожа была белоснежной, и они переселились с суши прямо море. Русалки имеют распущенные волосы ходят нагие, что для славян допустимо только для ведьм и прочей нечисти. Сирены были для греков олицетворением страданий искушения и чарованью. Из-за из птичий сущности, приходит в голову миф о Прометеи. Что русалки, что сирены, привлекательны, неимоверно красивы, хитры. И можно сказать, что русалки как и сирены считались смертоносными. Но русалки могли защекотать до смерти, а сирены пением завлекали моряков на прибрежные скалы и на берегу убивали их.
Для того, чтобы узнать, что думают наши современники по этой проблемы было проведено исследование, в котором приняли участие ученики и учителя МБОУ «Гимназия», жители города Черногорска. Им были предложены следующие вопросы:
Верите ли вы в мифологических существ?
Как вы думаете, почему люди верят в домовых?
По вашему мнению русалки опасны?
Как вы считаете Змей Горыныч отрицательный персонаж?
С чем у вас ассоциируется Медуса Горгона?
Как вы думаете сирены и русалки похожи?
Верите ли вы в мифологических существ?

Как вы думаете, почему люди верят в домовых?

По вашему мнению русалки опасны?

Как вы считаете Змей Горыныч отрицательный персонаж?

С чем у вас ассоциируется Медуса Горгона?

Как вы думаете, сирены и русалки похожи?

Заключение.
В отличие от античной мифологии, хорошо известной по художественной литературе и произведениям искусства, а также мифологий стран Востока, тексты мифов славян не дошли до нашего времени, поскольку в ту далекую пору, когда создавались мифы, они еще не знали письменности. В V - VII вв., после Великого переселения народов, славяне заняли территории Центральной и Восточной Европы от Эльбы (Лабы) до Днепра и Волги, от южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова. Шли века, и славяне все более отделялись друг от друга, образовав три современные ветви самой многочисленной семьи родственных народов Европы. Восточные славяне - это белорусы, русские, украинцы; западные - поляки, словаки и чехи (балтийские славяне были ассимилированы соседями-германцами в XII в); южные - болгары, македонцы, сербы, словенцы, хорваты, боснийцы. Но большие расстояния не смогли поставить границы между культурами, поэтому наблюдается взаимопроникновение культур, благодаря, в первую очередь, торговле.
Несмотря на разделение славян, их мифологии и поныне сохранили многие общие черты.
Своеобразие славянской мифологии, которая, как и всякая иная, в том числе античная, отражала мировоззрение ее создателей, заключается в том, что их жизнь была непосредственно связана с миром непознанного.
В своей работе, я частично решила, поставленные задачи, но это породило ряд других вопросов (клубочек, указывающий путь Ивану-царевичу; связь языческих богов и христианских…) над решением которых я думаю продолжить работу.
Таким образом, доказана гипотеза, о взаимопереплетении античной и
древнерусской мифологических культур
Литература
1. Мифология. Энциклопедия, - М.: Белфакс, 2002
2. Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян», - М.: Русское слово, 1997
3. В.Калашников «Боги древних славян», - М.: Белый город, 2003
Интернет-ресурсы
http://godsbay.ruhttp://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=107139#1
Приложения
Приложение №1. Медуса Горгона


Приложение №2. Змей Горыныч


Приложение №3 Сирены и русалки

Приложение №4. Доля и Недоля. Мойры