Организация занятий физической культурой с использованием народных, подвижных и спортивных игр как средство повышения двигательной активности

Тема работы "Организация занятий физической культурой с использованием народных, подвижных и спортивных игр как средство повышения двигательной активности"

Автор Сергеева Наталия Николаевна учитель физической культуры

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №19"
г. Мичуринска Тамбовской области

2015г
С О Д Е Р Ж А Н И Е:
Информация об опыте
Технология опыта
Результативность опыта
Библиографический список 
Тема опыта «Организация занятий физической культурой с использованием народных, подвижных и спортивных игр как средство повышения двигательной активности"

Раздел I. Информация об опыте
1. Условия возникновения и становления опыта:  Сергеева Наталия Николаевна работает в МБОУ СОШ №19 с 2005г. Опыт возник в условиях   муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19», которая находится  в северной части города Мичуринск Тамбовской области, по адресу микрорайон «Кочетовка, дом 11. Тип микрорайона – рабочий. Основная масса жителей микрорайона – это работники РЖД.  Школа размещена в двухэтажном и трехэтажном здании 1970 года постройки, в котором имеется 27 учебных кабинетов, 1 мастерская, 1 спортивный зал. В школе обучаются 476 человек, что составляет 20 классов – комплектов. Количество педагогов – 33. Обучение организовано в одну смену. Работа по реализации опыта была начата с обучающимися 1 ступени и успешно продолжена в среднем звене. В результате анализа существующих в педагогической практике форм и методов физического воспитания, психолого-педагогической литературы по данной проблеме в качестве одного из условий повышения эффективности уроков и внеклассных занятий по физической культуре определена проблема использования в образовательном процессе подвижных и спортивных игр. Выделение данной проблемы в качестве приоритетной является началом становления опыта.
Для  изучения исходного состояния  была  проведена диагностика уровня двигательных  способностей, уровня физического развития, опрос (анкетирование) учащихся 1-4,  5-9 классов. В результате анкетирования была выявлена недостаточная мотивация учеников к систематическим занятиям физическими упражнениями. Результаты физической подготовленности  (высокий уровень показали 5% учащихся, выше среднего 15%, средний уровень 55%, ниже среднего 20% и низкий 5% учащихся) определили необходимость внедрения и поиска новых форм и методов обучения, которые позволили бы повысить интерес к урокам физической культуры, создать у них положительный эмоциональный фон, активизировать двигательную активность.
 2. Актуальность опыта. Основоположники отечественной детской физиологии И.М.Сеченов,  Н.А.Бернштейн, И.А.Аршавский и другие показали, что в тесной связи с движениями и физической активностью ребенка протекает вся его органическая и духовная жизнь. Движение поддерживает обменные процессы развития, воспитание без движения – это развитие ребенка в режиме глубокого расслабления и угасания произвольно-волевого тела. В современных условиях жизни при значительном снижении двигательной активности учащихся значение физических упражнений и рационального двигательного режима для школьников многократно возрастает. Решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи в условиях учебного заведения возможно только в комплексе, объединив все силы и возможности. Гармоничное физическое развитие предполагает совершенствование основных физических качеств и способностей, повышение функциональных возможностей всех систем организма.
Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы, то есть усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, бег, игры) занимает только 16-19% времени суток. В средних и старших классах интерес к физической культуре меняется, возникают новые потребности.  В настоящее время только около 15% школьников старается выполнить требования, предъявляемые школьной программой по физической культуре.  
      Общепринятая система физического воспитания не всегда может решить данные проблемы, так как:
-   не учитывает конкретных условий обучения;
- не предусматривает дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными потребностями и физическими возможностями;
- недостаточно реализует потребности детей в движении.
В тоже время нельзя отрицать наличие в практике физического воспитания эффективных форм его организации, позволяющих решать как выделенные проблемы, так и обеспечить комплексное физическое развитие, формировать у обучающихся ценностное отношение к своему здоровью. Среди таких форм, по мнению учёных, занимающихся проблемами физического воспитания, в частности Л.Н. Волошиной, Л.В Былеева, И.М. Короткова  выступают подвижные и спортивные игры. Актуальность проведение исследований объясняются необходимостью повышения показателей уровня физической подготовленности учащихся младшего, среднего звеньев – укрепления их здоровья, повышения мотивации, улучшения показателей физического развития на основе применения народных, подвижных и спортивных игр.            
          Ориентация на формирование потребности детей к движениям, способной к самоопределению и свободному развитию побуждает педагога к постоянному выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия двигательного потенциала школьников.
     Богатейший педагогический потенциал народных, подвижных и спортивных игр до настоящего времени не реализован в содержании занятий по физической культуре в школе. Так, подвижные игры практикуются обычно в младших классах, спортивные – в средних и старших классах, а народные игры в регионах Российской Федерации применяются в школе достаточно редко.
       В то же время некоторые авторы указывают на то, что применение различных игр и игрового метода на занятиях  физической культурой с учащимися разного возраста и пола может раскрыть новые перспективы в совершенствовании содержания и организации занятий по  физической культуре. Нужно совершенствовать методы обучения и дополнять ранее принявшиеся формы организации учебных занятий новыми, в рамках которых, возможно, было бы успешно развивать физические качества учащихся, умение самостоятельно приобретать знания  из разных источников.
В связи с этим возникли противоречия 
в пересмотре сложившейся в школе системы физического воспитания и внедрении в образовательный процесс более эффективных форм его организации.
между распространенным малоподвижным образом обучающихся 1-2 ступени и возросшими требованиями и сохранению их здоровья;
между    пренебрежительным   отношением    отдельных школьников   к занятиям физической культурой и необходимостью постоянного повышения уровня их двигательной активности.
между распространением вредных привычек в ученической среде и современным курсом общества на здоровый образ жизни.
     3. Ведущая педагогическая идея опыта. Ведущей идеей педагогического опыта является создание условий  для повышения двигательной активности школьников на уроках физической культуры,  совершенствования методики и организации занятий физической культуры школьников.
Главное, подвижные игры  рассматривать как составную часть управляемого процесса физическим развитием и воспитанием, эффективность каждого можно повысить, если есть  сочетаемость с методикой обучения.  Игры больше, чем любое другое средство физического воспитания, соответствуют потребностям растущего организма. Правильно подобранная игра приносит ожидаемый результат в решении поставленных задач урока. Преимущество подвижных игр перед строго дозированными упражнениями в том, что творчество, фантазия, инициатива есть непременное условие большинства игр.  
4.  Работа над опытом длилась в течение трех лет.          
              Экспериментальная работа проводилась в три этапа:
1-й этап. Аналитико-диагностический  (2011-2014 гг.). Анализ теоретической и методической литературы, изучение передового опыта физического воспитания, подбор диагностического инструментария для проведения исследований в рамках работы над опытом, проведение диагностики исходного состояния физической подготовленности и физического развития обучающихся, их уровня мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
2-й этап. Практический. Определение целей и задач, разработка мероприятий, отслеживание процесса развития  двигательных качеств, поэтапный и сравнительный анализ полученных результатов; корректировка содержания намеченной методики, системы тестирования.
3-й этап.  Аналитико-обобщающий. 
Апробация   и   моделирование     содержания   с    корректировкой  действий, обработка полученных данных; сопоставление  результатов с поставленными   целями; обобщение результатов опыта, выработка  рекомендаций, публичное   выступление   на   педагогических    советах,   методических  объединениях, конференциях.
5.  Диапазон опыта  
Диапазон представленного опыта – единая система «урок - внеклассная работа».                                                                                                 
 Работа по обозначенной теме предусматривает создание условий и внедрение в урочную и внеурочную деятельность методики обучения посредством народных подвижных  и спортивных игр, направленных на формирование физической культуры личности ребенка, укрепление здоровья, созданию у них положительного эмоционального фона, активизации двигательной деятельности на уроке.
6. Теоретическая база опыта. Был изучен опыт работы учёных П.Ф. Лесгафта, В.В. Гориненского, которые подтверждали роль игры в развитии психофизических качеств ребёнка.
Лесгафт П.Ф. считает подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества. Известны его слова: «Мы должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой» (т. е. преодолевать отрицательные чувства). В игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить подчинять свои действия сознанию». Лесгафт П.Ф. указывает, что систематическое проведение подвижных игр содействует развитию у детей умения управлять своими действиями, дисциплинируют его тело, т. е. приучает действовать с различным напряжением. Игры учат ребенка действовать с большой ловкостью, целесообразностью и быстротой; выполнять правила, владеть собой, ценить товарищество. Все эти положения П. Ф. Лесгафта создали основу для дальнейшего развития теории и практики подвижных игр .
Гориненский В.В  подчеркивал важность выбора сюжета игр для детей и сняли с требованиями современной общественной жизни, В процессе подвижных игр у детей воспитываются морально-волевые качества, поэтому игра является средством формирования личности ребенка. Гориненский В.В. предъявлял серьезные требования к методике проведения подвижных игр, требуя от воспитателя эмоциональности, эстетики движений, индивидуального подхода к ребенку, точного соблюдения правил игры. Он ставил вопрос о целесообразности введения в игры элементов доступного детям соревнования, исключающего, однако, азарт, возбуждение, недоброжелательность друг к другу.
Теоретической базой  опыта явились исследования и идеи  А. Г. Сухарёва,
И.И. Горехмана, Л.П. Матвеева, основателя   российской системы
 физического воспитания П.Ф.Лесгафта.
   7.  Новизна опыта
Новизна опыта заключается в выделении педагогического потенциала  подвижных и спортивных игр, обосновании особенностей их использование в образовательном процессе в условиях массовой школы, показана возможность использования игр как условия повышения эффективности процесса физического воспитания.
Практическая значимость опыта состоит в разработке календарно – тематического планирования уроков физической культуры с использованием подвижных и спортивных игр на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся1-11кл» под редакцией В.В. Ляха, А.А.Зданевич для 1-4, 5-9 классов. Особенностью планирования является проведение  третьего часа урока физической культуры  в виде игрового и соревновательного метода с использованием: в 1-4 классах народных игр; в 5-9 классах подвижных игр с элементами спортивных игр. Важным компонентом всей системы реконструкции физического воспитания в школе должен стать оздоровительный аспект, так как только здоровье имеет ценность, которая определяет качество обучения. Этому способствует возможность создания большого числа альтернативных программ и направлений, которые позволили бы учителям физической культуры использовать свой творческий, педагогический, организационный, квалифицированный и спортивный потенциал, а также учитывать при выборе различных вариантов работы экологические факторы, состояние материально-технической базы, национальные и местные традиции.
В данной работе наиболее полно отражена организация эффективной работы с  детьми по физической культуре, что представляет собой особую практическую ценность в современных условиях. Данный опыт можно отнести к категории репродуктивно-поискового.
         8. Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта:  диапазон опыта широк и вариативно разнообразен. Работа над темой опыта систематически проводится на уроках и во внеклассной работе. Данный подход в работе можно использовать в практике любого учителя физической культуры.
                                                                                                                 
Раздел II.         Технология опыта                                                                
1. Определение цели обучения и постановка задач, способствующих достижению данной цели
      Цель опыта – совершенствование методики и организации занятий  по предмету «Физическая культура» в школе с применением народных, подвижных и спортивных игр.
На основании цели были сформулированы следующие задачи:
провести анализ методической литературы и существующей педагогической практики с целью отбора комплекса подвижных и спортивных игр применимых к использованию в образовательном процессе.
выявить исходный уровень физической подготовленности, физического развития учащихся, их потребности к занятиям физическими упражнениями и заболеваемость;
разработать систему использования подвижных и спортивных игр в образовательном процессе с учётом возраста обучающихся и направленностью игр на развитие двигательных качеств.
провести апробацию системы использования подвижных и спортивных игр на уроках физкультуры и во внеклассной работе по предмету.
разработать программно-методическое обеспечение для проведения занятий по физической культуре с учащимися на основе применения подвижных, народных и спортивных игр;
создание картотеки народных, подвижных игр, подводящих физических  качеств обучающихся.
Для решения задач применялись следующие методы:
анализ и обобщение данных научной и методической литературы и документов;
опрос (анкетный) в виде методики неоконченных предложений.
измерение антропометрических показателей;
тестирование  уровня физической подготовленности учащихся;
компьютерная оценка уровня теоретической подготовленности учащихся по предмету «Физическая культура»
педагогический эксперимент;  
2. Организация учебно-воспитательного процесса.
       Содержание обучения.   Подвижные и народные игры как средство и метод физического воспитания широко применяют на уроках и во внеклассных занятиях. В соответствии со школьными программами по физической культуре подвижные игры проводятся на уроках в сочетании с гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, борьбой, лыжами. Подвижные игры на уроках физической культуры используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы. Каждую задачу урока ставим предельно конкретно, особенно при проведении уроков освоения нового материала. Чтобы повысить интерес учащихся к усвоению нового материала, мы используем элементы соревновательной деятельности, потому что как только ученик освоил какое-либо двигательное действие, интерес к нему резко снижается. Однако стоит включить в процесс обучения соревновательный момент и отношение обучаемого к данному двигательному действию сразу меняется. Игра, наряду с трудом и учебой, одна из основных видов деятельности человека. Народные и подвижные игры позволяют решить важнейшие задачи работы с детьми и подростками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развивать не только физические качества, но также умственные и творческие способности, нравственные качества и т.д.  
  Методику организации проведения игр диктуют особенности физического и психического развития детей. Подбор подвижных и народных игр связан с возрастными особенностями школьников, их физической подготовленностью, игровым опытом, а также прохождением программного материала.
На уроках в 1 – 2 классах обычно включают 3-4   игры разной интенсивности и с различными видами движений, чтобы воздействовать на различные группы мышц.  Практический материал по подвижным играм: Подвижные игры для учащихся 1 – 2 классов: «Мы весёлые ребята», «Волк во рву», «Два мороза», «Заяц без логова», «Птицы и клетка», «Угадай кто», «Эстафета зверей», «Эстафета с мячами», «Стой», «Попрыгунчики-воробушки», «Волк во рву» «Метко в цель».
В 3-4 классах одна – две игры. В этом возрасте школьников привлекают   игры с соревнованием между командами. Они отличаются большей интенсивностью и длительностью, более строгим судейством. Практический материал по подвижным играм: « День и ночь», «Вызов», «Караси и щука», «Гонка мячей по кругу», «Перестрелка», «Защита укрепления», «Не давай мяч водящему», «Бой петухов», «Класс, смирно!», «Охотники и утки», «Перебежка с выручкой», «Прыжок за прыжком».
 В 5-8 классах – одна игра. Значительное место занимают игры с разделением класса на команды, с соревнованием между ними. Практический материал по подвижным играм: «Встречная эстафета с преодолением препятствий», «Челнок», «Город за городом», «Переправа», «Эстафета с элементами баскетбола», «Борьба за мяч», «Русская лапта», «Борьба в квадратах», «Город за городом», «Борьба за мяч», «Летучий мяч».
Для учащихся  9 классов используют  подвижные игры со спортивной подготовкой. Практический материал по подвижным играм: «Круговая эстафета», «Преследователи», «Перетягивание каната», «Лапта волейболистов», «Прыгуны», «Зашита ворот», «Эстафета лыжников», «Снайперы».
   3.Формы, методы и средства учебной работы.  
Работу над проблемой использования подвижных игр для активизации двигательной активности школьников начала с поиска наиболее рациональных методов организации учебного процесса. Традиционно на уроках используются три метода: фронтальный, когда дается одно общее задание всему классу; групповой, когда класс делится на несколько групп, каждой из которых даются разные задания и индивидуальный, когда персональное задание получает каждый ученик. Это позволяет решить задачу овладения школьниками базовыми основами двигательной деятельности, однако не всегда удается решить задачу расширения двигательного опыта учащихся, границ их двигательной активности.
Работая над поиском форм и методов обучения учащихся групповому взаимодействию, пришла к выводу о необходимости широкого использования подвижных игр и соревнований. На любом этапе обучения они помогают решить задачу воспитания наиболее правильного стереотипа движений, содействуют совершенствованию двигательной функции и закладывают основу для подготовки школьников к конкретной игровой деятельности. Играющим  предоставляется простор для творческого решения двигательных задач,  внезапное изменение ситуации по ходу игры  обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией  двигательных способностей. В большинстве игр воссоздаются довольно сложные и ярко эмоционально окрашенные межчеловеческие отношения типа сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки, а также типа соперничества, противоборства, когда сталкиваются противоположно направленные стремления.
В соответствии с целями и задачами деятельности по введению в образовательный процесс подвижных и спортивных игр на первоначальном этапе реализации опыта был проведён анализ литературы и педагогической практики по соответствующей опыту тематике. В результате была собрана картотека подвижных и спортивных игр.
         Для начальной школы это, прежде всего подвижные игры, а начиная с 5 класса, это технические игры.  Описание каждой из игр содержит не только её правила, но и  особенности её проведения и что наиболее важно при использовании игры в образовательном процессе её направленность на развитие тех или иных качеств личности. Далее на основании дифференциации имеющихся игр по преимущественному развитию психических процессов и физических качеств были составлены ориентировочные таблицы использования игр для развития двигательных  физических качеств для начальной школы и для школьников среднего звена по основным (базовым) видам программного материала уроков физической культуры. Таблицы использовались при разработке тематического планирования уроков физической культуры, где на каждом из уроков, в зависимости от группы образовательных задач запланировано проведение тех или иных подвижных и спортивных игр.
При планировании уроков и уже в ходе их проведения  использовались следующие подходы:
- использование нетрадиционных форм и методов организации класса к работе на уроке;
- выполнение ОРУ самостоятельно, в индивидуальном темпе под музыку;
- деление класса на подгруппы по интересам;
-оценивание физической подготовленности с учетом динамики изменений показателей в конкретном упражнении;
- выявление индивидуальных способностей учащихся в популярных русских видах спортивных состязаний: лапта, городки, перетягивание каната, гиревой спорт. 
Очень важно для учителя при использовании подвижных игр глубоко вникать в структуру каждой игры, чтобы эффективно применять ее различные элементы для разучивания и совершенствования движений из разных видов спорта. Например, подвижная игра «Лапта волейболистов» очень интересная, но вместе с тем непростая как по совокупности технических приемов, так и по правилам подсчета набранных очков. Для ее освоения учитель задействует  несколько уроков.
Так на 1 и 2 уроках  знакомит  ребят с правилами, но и проводит  интерактивные формы ознакомления с основными приемами. Подача (нижняя или боковая) мяча через веревочку высотой 200 см; бег с препятствиями; ловля и энергичная подача мяча партнеру (2-мя руками от груди, от головы, одной рукой от плеча).
На уроке учитель использую специальные компьютерные устройства (интерактивные доски, интерактивный дисплей, дистанционный пульт управления и т.д.), проведение видеоэкскурсий, компьютерного тестирования и др.
Применение на уроках физкультуры интерактивной доски позволяет облегчить процесс обучения технически сложным видам спорта, например, волейбол, баскетбол. Учитель, работая с доской, разбив технический прием на слайды, показывает  их с такой скоростью, с какой это необходимо для детального изучения и понимания в данном классе. С помощью маркера на доске во время показов слайдов рисует  стрелками направления движения ног, рук, туловища. Таким же способом  проводит учитель и разбор ошибок. Рисуя стрелками, учитель показывает учащимся, как можно  предположить полет мяча при неправильной работе рук и ног. Такой метод обучения техническим действиям и приемам очень эффективен, нагляден и нравится учащимся.
Использование интерактивной доски на уроках физкультуры  обеспечивает:
а) доступность материала при любом уровне физической подготовленности обучающихся;
б) повышение заинтересованности обучающихся в изучении техники приемов сложной игры;
в)  прочность знаний и возможность их применения в жизни (на отдыхе, в летних лагерях и т.д.).
Игры, кроме развития двигательных качеств (быстроты, ловкости, силы) помогают преодолеть комплекс неполноценности, возникающий при «страхе» не перебить мяч через волейбольную сетку при подаче и т.д.
Интерес у детей вызывают игры с элементами традиционных спортивных игр. Так игра «Баскетбол волейболистов» нравится как детям симпатизирующим баскетболу, так и волейболу. В этой игре две команды играют в баскетбол, но ведение и передача мяча партнерам осуществляется как в волейболе одной или двумя руками сверху или снизу.
При правильном подборе игр их можно использовать как в подготовительной, основной так и в заключительной части урока. Главное, чтобы динамика и темп движений в конкретной игре соответствовали необходимому уровню нагрузки, что можно контролировать через пульсометрию.
4.Организация учебно-воспитательного процесса.
       Разработано планирование уроков с применением игрового и соревновательного методов.
        Игровой метод, в силу всех присущих ему особенностей,  вызывает глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной  мере двигательную потребность занимающихся. Тем самым, способствует созданию положительного эмоционального фона на занятиях и возникновению чувства удовлетворенности, что в свою очередь создает положительное отношение детей  к занятиям физическими упражнениями . В основе уроков физической культуры с использованием подвижных и спортивных игр применяю  игровой и соревновательный метод обучения. Все учащиеся, включая освобожденных,  присутствуют на уроке в спортивной форме и спортивной обуви. Освобожденных детей так же задействует, они играют в шахматы, шашки и  настольный теннис. На уроке со всеми учащимися проводится общая разминка , затем класс разбивается на группы и расходятся на игровые площадки и играют в разные игры: лапта, перестрелка, пионербол. Через десять минут группы меняются площадками. В конце урока подводятся итоги и выявляются победители. Подбор игр осуществляет из изучаемого материала школьной программы, а также от поставленных задач перед учениками на том или ином уровне.  
         Применяя соревновательный метод, имею возможность создавать на уроках создавать положительный эмоциональный фон и сознательное отношение к занятиям  физическими упражнениями
              Разработана и опробована технология игровой деятельности. На каждом занятии используются игры, игровые задания или соревнования различной направленности. Подбор игр осуществляет в зависимости от изучаемого материала школьной программы, а так же от конкретно поставленных задач перед учениками на том или ином уровне.
Раздел – легкая атлетика – бег 30м, 60м, эстафеты по кругу, комбинированные эстафеты, челночный бег, подвижные игры на внимание, меткость.
         Раздел – спортивные игры – эстафеты с элементами баскетбола, волейбола, подвижные игры с мячами.
         Раздел – гимнастика – полоса препятствий, соревнования по ОФП, эстафеты с гимнастическими элементами, народные игры.  
В форме соревнований один раз в четверти проводится тестирование уровня физической подготовленности по следующим упражнениям: прыжок в длину с места, челночный бег 3х10 м, подтягивание (юноши), отжимание (девушки), бег 30 м, бег на 1000м., наклон туловища см. Сравниваются результаты с предыдущим тестированием. По результатам мониторинга физического развития учащихся экспериментальных классов был создан  банк данных физического развития детей.
       По результатам тестирования подводятся и определяются лучшие результаты в личном зачете, среди классов. Используя  соревновательный метод, проводятся беговые эстафеты по кругу с этапами 60м, 100м, 200м; эстафеты с применением разнообразных предметов: скакалки, обручи, мешки, «тоннели», маленькие и большие мячи. По итогам эстафет победители награждаются грамотами.
Ежегодно в первой четверти при прохождении раздела «Лёгкая атлетика» на стадионе  в игровой форме проводятся соревнования   между классами школы. Во второй четверти,  изучая раздел «Гимнастика» - тест на гибкость, сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, подтягивание, прыжки через скакалку, поднимание туловища за 1 минуту. В  третьей четверти - товарищеские встречи по «Веселым стартам», пионерболу, волейболу, баскетболу. К судейству привлекаются лучшие спортсмены по данному виду спорта. Систематически подвожу итоги прошедших соревнований, выявляю сильнейших учащихся в личном первенстве и определяю классы-победители  по четвертям и за весь  учебный год.
 Положительное отношение школьников к уроку физкультуры невозможно без радостных переживаний на занятиях, возникающих неоднократно. Позитивный эмоциональный настрой, чувство радости у учащихся  - один из критериев успешного урока.
    Соблюдаются несколько условий и методов, повышающих эмоциональность урока:  
         1. Источником радости должен стать сам процесс обучения элементами физической культуры.
              2. Обстановка на уроке.
              3.Игровые и образовательные методы.
На уроке физкультуры учителем в первую очередь решаются образовательные задачи в рамках урока: развитие двигательных способностей,  овладение двигательными умениями,  повышение знаний. Являясь сторонником осмысленного, сознательного обучения, считаю, что теоретические знания играют важную роль в решении образовательных, оздоровительных и воспитательных задач физической культуры.
Включая школьников в соревновательную деятельность на уроках активизируется их деятельность и повышается эффективность обучения, делая уроки более разнообразными и интересными.
        Психологическая установка учеников на соревновательную деятельность при обучении и совершенствовании двигательным умениям и навыкам формируется через систему разнообразных игр и эстафет. В процессе соревнований у детей формируется чувство дружбы, товарищества, развивается стремление к взаимопомощи, воспитывается ответственность за выполнение порученных заданий.                                                                                                                          Для организации и проведения игр, игровых заданий и соревнований, руководствуюсь следующими принципами:
 - соответствие применяемых игровых форм психофизическим особенностям занимающихся;
 - доступность;
 - зрелищность, эмоциональность игры, задания;
 - целостность и последовательность игровых заданий;
 - взаимное уважение, доброжелательность;
 - развлекательность;
 - анализ и корректировка правил игры и нагрузки.
             От четкой и правильной  организации соревновательного момента и подвижных игр зависит общий порядок и красочность. Соревнования проводятся по трём системам:
- личные (определение сильнейших по виду спорта);
- командные (определение лучшего класса);
- смешанные (лично-командные).  
Для повышения активности школьников на уроках физической культуры  устраиваются  соревнования между группами учащихся в дисциплине, быстроте построения, подготовке и уборке мест занятий и т.д. Это дает очень хорошие результаты в младших и средних классах, поскольку деятельность старшеклассников в меньшей мере зависит от эмоций.
В школе проводятся достаточное количество внутри школьных мероприятий, многие из которых стали для нас традиционными:
-  Школьный турнир по футболу (5-6;7-8;9-11 классов)
-  Первенство школы по русской лапте(5-6;4-8 классов);
-  Школьный турнир по баскетболу (5-6;7-8;9-11 классов);
-  «Папа, мама, я – спортивная семья»;
-  Школьный турнир по волейболу (9-11 классы);
-  «Рыцарский турнир» для мальчиков 1-4 классов;
-  «Веселые старты» (начальные классы);
-  Школьный турнир по пионерболу (5-8 класс);
-  Всероссийские «Президентские состязания» и «Президентские игры»;
     Участвуя в ежегодной городской спартакиаде школьников, учащиеся занимают призовые места,  максимально проявив функциональные возможности организма и получили много положительных эмоций.
    Регулярно фотоматериалы и итоги соревнований отражаются на спортивном стенде «Спортивная жизнь школы».
Творческий подход к применению игрового и соревновательного методов, а также соблюдение вышеназванных правил, позволяет создать положительный эмоциональный фон на занятиях, что способствовать появлению удовлетворенности школьников уроками физическое культуры. Работая над поставленной проблемой, прежде всего, овладела методикой проведения подвижных игр, которые включает для себя основные этапы:
- Выбор игр
- Подготовка к игре
- Руководство игрой
- Окончание игры
Подвижные игры считаю наиболее эффективным средством развития быстроты, силы, выносливости, ловкости формирования жизненно важных для человека двигательных умений и навыков. Чтобы пробудить интерес детей к спортивной деятельности, к спортивным играм,  подбираю интересные, увлекательные, доступные для всех учащихся подвижные игры. Вначале дети играют в знакомые игры, чаще используются сюжетно-ролевые, требующие большого внимания, определенных умений и навыков. При выборе игры для урока учитывается степень организованности детей, их возраст, уровень физической подготовки. Большой популярностью у детей пользуются такие игры как:  «Охотники и утки», «Перестрелка»,   «Лапта»,    «Снайперы», «Городки», «Третий лишний», «Салка-цепь», «Удочка», «Ловцы и бегуны», «Бой петухов», «Метко в цель», «Салки с выручалками», «Чехарда», «Пионербол»  и другие.
Среди разнообразия подвижных и спортивных игр большим потенциалом обладают народные игры.
Характерная особенность русских народных игр: движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры.
Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры (в городках - расстояние до города от кона или полукона, в лапте - количество игроков, длина и ширина площадки, в салках - условия осаливания и т.д.). Также может варьироваться и инвентарь. (В  "Лапте" - размеры биты, мяча, в "Жмурках" - размеры повязки, в "Чижике" - размеры чижика, биты или кона и т.д.).
Применение русских народных игр в учебном процессе требует их специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам:
1. По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла).
2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой интенсивности).
3. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.).
4. По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).
Данная классификация предназначена для того, чтобы облегчить учителям физической культуры планирование уроков и наглядно обозначить соответствие русских народных игр разделу программы. [9].  
Доказано, что игры улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме этого это очень эмоциональное спортивное занятие, которое может создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо обязательно учитывать при организации занятий
Проведение эксперимента способствовало внедрению новых эффективны форм и  методов  физического воспитания детей. Дети с удовольствием посещали уроки, проводимые в форме подвижных и спортивных игр, среди которых игры на реакцию, догонялки;   игры - эстафеты; спортивные игры (по мотивам популярных игровых видов спорта: футбола,  волейбола, баскетбола); игры с мячом (мяч – атрибут множества игр);  прыгательные игры (со скакалкой, резинкой) и т.д. Все они направлены на развитие двигательных  физических качеств с учетом возраста учащихся.
Разработаны методические рекомендации по проведению утренней гимнастики на уроках физической культуры в начальной школе с элементами подвижных игр  и составлены комплексы.
         За три года работы  накоплено много материала по подвижным и народным играм, разработаны методические рекомендации по проведению  игр с  учетом места проведения.
   
Раздел III.   Результативность опыта
               Повысились результаты внеурочной  деятельности по физической культуре. Помимо положительной  динамики роста физических и двигательных качеств учащихся, приобретения двигательного опыта, приобщения к здоровому образу жизни, следует отметить в числе положительных результатов эксперимента также  увеличение спортивных достижений обучающихся школы за период с 2011 по 2014гг 
Всероссийская олимпиада школьников
2012 – 2013г.
7 класс  - Юрченкова Екатерина, Антонова Александра – призеры муниципального этапа
2013 – 2014г.
7 класс – Шатилова Анастасия – победитель муниципального этапа
8 класс  - Юрченкова Екатерина – призер муниципального этапа

Участие учащихся во внеурочной деятельности
Городская Спартакиада школьников
2011-2012г. - 2 место.
2012 - 2013г. -2 место
2013 – 2014г. – 2 место




Библиографический список
Аникеева Н.П. «Воспитание игрой: книга для учителя. М.: Просвещение 1987, 144 с.                                                        
Букатов. В.М., Ершова, А.П. Я иду на урок: Хрестоматия         игровых     приемов обучения: Книга для учителя. М.: Издательство “Первое сентября”,   2000.
 Л.В.Былеева, И.М. Коротков, Р.В. Климкова, Е.В. Кузьмичева     "Подвижные игры", ТВТ Дивизион, М.2005.
 Игры – обучение, тренинг, досуг./ Под ред. В.В. Петрусинского /В    четырех книгах. – М.: Новая школа, 1994.
 Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре 5-9 классы.  Универсальное издание/ М.: ВАКО, 2005 – 400с.            
 Коджарспиров Ю.Г. «Развивающие игры на уроках физической культуры» Физическая культура в современной школе: опыт проблемы перспективы: материалы региональной научно-практической конференции (Белгород 16 декабря 2009г.),  406 с.
Кузнецова З.М. Народные игры на уроках физической культуры.   На6ережные  Челны, 1996, 100 с.
 Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года // Вестник образования России: Сб. приказов и инструкций Министерства образования РФ – 2002. – № 6. – С. 12.
 Лях, В.И., Зданевич, А.А. Комплексная программа физического    воспитания учащихся 1-11 классов / В.И.Лях, А.А.Зданевич ,3-е издание.-М.: Просвещение, 2010.-127с.
 Методические рекомендации по организации и проведению     подвижных игр с детьми дошкольного и школьного возраста (библиотечка журнала «Вестник образования»). - М.: Издательство «Про-Пресс»-№ 3.- 2001.-56с.
 Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения /сост. И.Н. Решетень.- М., 1990.                                                      
 Покровский Е.А. «Детские игры, преимущественно русские». (В связи с  историей, этнографией, педагогикой и гигиеной).- М., 1
 Погадаев. Г.И. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий  в школе. 1-11 кл.
15