«Открытие» мира и человека в эпоху Возрождения.


Творческий зачет в 7 классе
(литература, история, МХК, ИЗО).
Тема: «Открытие» мира и человека в эпоху Возрождения.
Цели:
Исследовать литературные явления в европейском искусстве Ренессанса, повторить новые литературоведческие понятия;
активизировать познавательную деятельность учащихся;
Способствовать воспитанию высоких нравственных и эстетических чувств, активной жизненной позиции, идеалов красоты и гармонии.
Форма: брейн-ринг.
Оборудование: скатерти на столах, «черный» ящик.
Ход творческого зачета.
Эпиграф:
Какое чудо природы человек!
Как благороден разумом!
Как точен и поразителен по складу,
В поступках так близок к ангелу!
Краса Вселенной! Венец всего живущего!
В. Шекспир.
Вступительное слово ведущего.
Изучая историю, вы узнали, что новое время, сменившее эпоху феодализма в развитии европейской цивилизации, наступило в XVII веке и ознаменовалось Английской буржуазной революцией. Однако в истории культуры эпоха средневековья завершается гораздо раньше.
Начиная с XIV века в литературном процессе отмечаются очень серьезные изменения, заставляющие говорить о зарождении новых явлений, о самостоятельной эпохе, получившей название «эпоха Возрождения».
Эпоха Возрождения — это очень важный этап развития европейской культуры. Хронологически входящее в средневековую историю европейских народов, возникшее в недрах феодального общества, Возрождение открывает принципиально новую культурную эпоху, знаменуя собой начало борьбы буржуазии за господство в обществе. Заметьте, буржуазия еще не обладает достаточными силами, чтобы открыто вступить в борьбу за политическую власть, но ее реальная финансовая и общественная значимость в жизни любого европейского государства постепенно разрушает средневековое представление об устройстве мира и о взаимоотношениях человека и природы.
Таким образом, вы видите, что все исторические процессы отражаются и на литературе, и на культуре определенного времени. Сегодня мы с вами проведем творческий зачет в форме брейн-ринга по эпохе Возрождения по предметам, взаимосвязанным между собой: это история, литература, МХК, ИЗО. Три команды будут соревноваться сегодня на звание лучших знатоков эпохи Возрождения. Выиграет та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.
Правила игры:
Ведущий задает командам вопрос. На его обсуждение отводится одна минута. Право ответить на вопрос получает та команда, которая раньше подаст знак о готовности к ответу. В случае неправильного ответа слово переходит к другой команде. Если время обсуждения у обеих команд превысит одну минуту, вопрос снимается.
Если наблюдателем будет зафиксирована подсказка, то команда, которой эта подсказка была адресована, теряет право ответа.
- Ребята, каждая команда должна была придумать название своей команды. Сейчас познакомьте нас с капитанами и участниками своих команд, объявите название.
- Начинаем игру.
I. Исторический
Первый тур называется «исторический». Сейчас вам предстоит показать свои познания в области истории.
Борьба за переустройство церкви это:
а) Контрреформация;
б) Абсолютизм;
в) Реформация;
г) революция.
Когда началась Нидерландская революция:
а) 1566-1609 г.;
б) 1524-1526 г.;
в) 1562-1598 г.;
Как звали деятеля Реформации, положившего ее начало:
а) Генрих;
б) Кальвин;
в) Лютер;
г) Мюнцер.
Кто такие гугеноты:
а) нидерландки партизаны;
б) последователи кальвинизма в Англии;
в) французские протестанты;
Какого короля называли «Добрым королем»:
а) Генрих III;
б) Генрих Гиза;
в) Генрих Наваррский (IV);
В каком году Англию провозгласили республикой:
а) 1649;
б) 1658;
в) 1569;
Назовите дату следующим событиям:
Варфоломеевская ночь в Париже (1572)
Начало реформации в Англии (1534)
Религиозные войны во Франции (1562 - 1598)
Крестьянская война в Германии (1524-1526)
Начало Реформации (1517)
Ответьте на вопрос:
Чем отличается лютеранское учение от кальвинистского учения?
Жюри подсчитывает баллы за предыдущий турнир.
II тур – литературный.
Инсценировка из романа Сервантеса «Дон Кихот».
-Ребята, надеюсь, вы все угадали, из какого произведения этот отрывок? Теперь мы с вами переходим к следующему туру игры - литературному - и определим знатоков в этой области.
Найдите соответствия:
1. Протагонист. 2. Резонёр. 3. Персонаж. 4. Антагонист.
А. Любое появляющееся в художественном мире произведения действующее лицо (или аллегорическая фигура) без указания на его значимость в повествовании и без оценки его личных качеств. 3.
Б. Главное действующее лицо произведения, персонаж, чья судьба в первую очередь интересует автора произведения, ибо он в наибольшей степени отвечает представлениям автора о том, как следует вести себя человеку в той или иной ситуации. 1.
В. Персонаж, выражающий авторскую точку зрения на изображаемые события литературного произведения и действующих лиц; может принимать участие в развитии сюжета, но нередко оказывается сторонним наблюдателем, чья задача ограничивается комментированием происходящего. 2.
Г. Действующее лицо произведения, противопоставленное протагонисту, нередко вступающее с ним в борьбу, чья деятельность вызывает явное неодобрение автора; активный отрицательный персонаж.4.
Назовите и охарактеризуйте периоды творчества Шекспира.
1593 – 1600г. Драматург создает в своих драмах гуманистическую картину земной человеческой жизни. («Ричард III», «Двенадцатая ночь», «Укрощение строптивой»).
1601 – 1607г. Шекспир проверяет идеалы гуманизма, пытаясь понять, почему они не воплощаются в реальной жизни людей. («Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет»).
1608 – 1612г. Поняв невозможность переустройства человеческих отношений на основе учений гуманистов, Шекспир обращается в будущее, к своим мудрым потомкам. («Зимняя сказка», «Буря», «Цимбелин»).
Дайте определение сонета, где и когда он возник?
Сонет – стихотворный жанр, состоящий из двух катренов и двух терцетов (14 строк), с определенной системой рифмовки, и строящейся на строгой последовательности поэтической мысли: утверждение – сомнение – обобщение – вывод. Возник в 13в. В Италии.
Кого Ф. Петрарка называл своим «Ангелом Небесным»?
(Лауру).
Определите, кому принадлежат эти слова:
А. «Блаженны времена и блажен тот век, когда увидят свет мои славные подвиги, достойные быть вычеканенными на меди, высеченными на мраморе и изображенными на полотне в назидание потомкам!» (Дон Кихоту).
Б. «Вытирал я нос колпаком, подушкой, туфлей, корзинкой. Затем приходилось вытирать его курицей, петухом, цыпленком, телячьей шкуркой, голубем, зайцем. Но, скажу вам в заключение, нет лучше средства для утирания носа, чем молодой гусенок с нежным пушком.» (Гаргантюа).
В. «Любил ли я хоть раз до этих пор?
О, нет, то были ложные богини.
Я истинной красы не знал доныне». (Ромео).
Определите, о каких произведениях идет речь.
А. «В этом произведении автор обобщает существенные черты человеческого характера: романтическую жажду утверждения идеала в сочетании с комической наивностью и безрассудством». («Дон Кихот»).
Б. «В любовной трагедии юных героев находит выражение глубокий конфликт эпохи: гуманистическая история любви по свободному выбору сталкивается с предрассудками родовой вражды». («Ромео и Джульетта»).
В. «Произведение насыщено серьезными или полушутливыми цитатами, намеками на древность, примерами. Его автор одним из первых в Европе изложил научную систему воспитания». («Гаргантюа и Пантагрюэль»).
Черты каких романов соединились в «Дон Кихоте»? (Рыцарского и плутовского).
В каждом ряду вычеркните лишнее имя:
А. Тибальд, Грангузье, Лоренцо, Ромео
Б. Пикрополь, Дон Кихот, Гаргантюа, Пантагрюэль.
В. Санчо Панса, Дон Кихот, Лаура, Дульсинея.
Жюри подсчитывает баллы.
III тур – культурный.
- Мы с вами подошли к последнему туру игры – культурному. Осталось проверить ваши знания в этой области.
21. Назовите имена художников и скульпторов эпохи Возрождения. (Джотто ди Бордоне, Донателло, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль Санти, Ботичелли ).
22. Кому принадлежат фрески в капелле дель Арена в Падуе (Джотто). Назовите тему его росписей (жизнь Богоматери и Христа).
23. Кому принадлежит одна из первых конных статуй в искусстве эпохи Возрождения - памятник кондотьеру Гаттамелате (хитрая кошка) (Донателло)
24. Кого называли Мастером Мадонн (Рафаэль Санти)
25. Кому принадлежат росписи свода Сикстинской капеллы в Риме, Статуя «Давида»? (Микеланджело)
26. Картина какого художника была призвана прославить род Медичи, знаменитых правителей Флоренции?( Боттичелли).
27. Кроссворд по творчеству художников и скульпторов эпохи Возрождения.
Учащиеся разгадывают кроссворд. Побеждает команда, которая быстро и правильно выполнит задание.
1. Живопись по сырой штукатурке. Фреска
2. Скульптуры Микеланджело и Донателло с одним названием. Давид
3.Статуя с каким названием принесла молодому скульптору Микеладжело славу. Пъета
4.Кто это: благородный овал лица, спокойные и добрые глаза, чуть тронутые улыбкой губы. Мадонна
5. Фреска Джотто «.....Иуды» Поцелуй
6. Одна из скульптур в капелле герцогов Медичи День
7. Шедевр Леонардо да Винчи. Джоконда
28. Угадай мастера. Викторина с показом видеоряда полотен и скульптур эпохи Возрождения.
-Ребята, сейчас вы должны будете угадать мастера полотна (скульптуры), изображенного на экране.
Назовите истоки возникновения «искусства Возрождения».
«Искусство Возрождения» (по-французски «Ренессанс», по-итальянски «Ринашименто») возникло на основе гуманизма — течения общественной мысли, в 14 веке в Италии. Затем на протяжении второй половины 15-16 вв. распространилось в других европейских странах.
Что означал термин «возрождение» в искусстве?
Означал появление нового искусства, возрождающего классическую древность, античную культуру. Искусство Средних веков и новое находилось в нерасторжимой связи и противоборстве.
31. Какая главная тема в искусстве «Возрождения»?
Главной темой стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями.
32. Какие известные картины художника «Возрождения» Леонардо да Винчи вы знаете?
«Тайная вечеря», «Мона Лиза».
33. Чем еще известен Леонардо да Винчи?
Художник был разносторонней личностью. Он занимался изобретением, математикой, физикой, анатомией, лингвистикой, стихосложением, музыкой и т.д.
Какие известные картины художника Рафаэля Санти вы знаете? («Мадонна Конестабиле», «Сикстинская мадонна», «Портрет женщины с единорогом»).
Угадай – ка. Учащиеся угадывают авторов картин и их работы.
Жюри подсчитывает баллы и объявляет их.
- Мы с вами узнали знатоков эпохи Возрождения. Спасибо за игру.
Исторический тур
Вопросы Команда 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Литературный тур
Вопросы Команда 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Культурный тур
Вопросы Команда 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Угадай – ка.
Вопросы Команда 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Задания для подготовки учащихся к зачету.
Повторить, что такое протагонист, резонёр, персонаж, антагонист.
Выучить периоды творчества Шекспира.
Повторить определение сонета, где и когда он возник?
Кому Петрарка посвящал свои сонеты?
Ответить на вопрос: черты каких романов соединились в «Дон Кихоте»?
Повторить все про эпоху Возрождения (статьи в учебнике).
Произведения: Сакс «Святой Петр и коза», Роттердамский «Разговоры запросто», сонеты Петрарка, Сервантес «Дин Кихот», Шекспир «Ромео и Джульетта», Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Задания для подготовки учащихся к зачету.
Повторить, что такое протагонист, резонёр, персонаж, антагонист.
Выучить периоды творчества Шекспира.
Повторить определение сонета, где и когда он возник?
Кому Петрарка посвящал свои сонеты?
Ответить на вопрос: черты каких романов соединились в «Дон Кихоте»?
Повторить все про эпоху Возрождения (статьи в учебнике).
Произведения: Сакс «Святой Петр и коза», Роттердамский «Разговоры запросто», сонеты Петрарка, Сервантес «Дин Кихот», Шекспир «Ромео и Джульетта», Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».