Влияние вредных веществ на здоровье учащихся и соблюдение санитарно-гигиенических норм при организации лабораторных работ

Республика Казахстан, г.Семей
КГКП «Бизнес колледж»
ВЛИЯНИЕ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ И СОБЛЮДЕНИЕ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
15 декабря 1972 года генеральная Ассамблея Организации Объединенных наций объявила 5 июня «Всемирным днем охраны окружающей среды», который с тех пор отмечается всем мировым сообществом ежегодно. Поводом к проведению этой всемирной акции послужило обращение, поступившее 11 мая 1971 года генеральному секретарю ООН. Обращение подписали 2200 деятелей науки и культуры из 23 стран мира. Они предупреждали человечество о беспрецедентной опасности, угрожающей ему в связи с загрязнением окружающей среды. Год спустя в Стокгольме состоялась всемирная конференция по защите окружающей среды, на которой присутствовали полномочные представители 113 государств мира. Участники конференции приняли решение о ежегодном проведении Всемирного дня охраны окружающей среды 5 июня, который будет проводиться в целях углубления осознания общественностью необходимости сохранять и улучшать окружающую среду. Сегодня экологические проблемы стоят в ряду самых злободневных проблем. В 2000 году 5 июня получила старт программа ООН, поддерживаемая Юнеско «Тысячелетие окружающей среды, приступить к действию». [4]
В Казахстане охрана окружающей среды узаконено экологическим кодексом Республики Казахстан от 6 февраля 2007 года, концепции экологической безопасности на 2004-2015 годы, одобренный Указом Президента Республики Казахстан от 3 декабря 2003 года за № 1241.[8]
В охране окружающей среды одним из основных задач является защита здоровья человека. Она определена главным законом страны – Конституцией Республики Казахстан от 30 августа 1995 года, статья 29 «Граждане Республики Казахстан имеют право на охрану здоровья». Статья 31 «Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека». Охрана здоровья человека четко обозначена в законе Республики Казахстан от 8 апреля 2007 года № 533- II «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в законе Республики Казахстан от 4 декабря 2002 года № 361- II «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В законах Республики Казахстан от 16 июля 1999 года № 433 – I «О стандартизации», № 434 – I «О сертификации», в законе Республики Казахстан от 5 июня 1991 года № 640- XII «О защите прав потребителей». [8]
Люди – главное богатство страны. Любая работа по защите окружающей среды направлена в первую очередь на защиту людских ресурсов. А экологические угрозы многолики и многомерны. Это: угроза уменьшения кислорода в воздухе через повальное уничтожение зеленого массива планеты, загрязнение пищевых продуктов ядовитыми химическими веществами, в том числе вред от употребления трансгенных продуктов, загрязнение воды и воздуха, вред от синтетических заменителей дефицитных природных материалов, в частности, и от бытовой химии, пластмасс, волокон, клея, лаков, краски.[2]
Известно более 150 видов химических испарений, в том числе фенолы, формальдегиды, сернистый газ, оксиды азота, углекислый газ, хлороводород, соединения тяжелых металлов. Из 1,6 млн. человек, погибающих на земном шаре от загрязненного воздуха в помещениях, примерно 1 млн. – это дети.[6]
Нахождение в помещении с высоким содержанием химических веществ в воздухе отрицательно сказывается на самочувствии и работоспособности, приводит к быстрой утомляемости и снижению концентрации внимания. Многие химические вещества – углеводороды, фенолы, формальдегиды являются сильнейшими канцерогенами, вызывающие злокачественные новообразования и опухоли. Например, с этими веществами мы ежедневно встречаемся при изучении предмета химии. Если в среднем в колледже учатся 1400 учащихся, из них около 550 получают знания по предмету химия. Например, учащиеся, которые поступили на базе 9 классов, изучают предмет химия с основами биологии. Из 118 часов отведенных на изучение данного предмета 25 часов дано на проведение лабораторных работ. Изучения предмета предполагает проведения серии лабораторных работ. При проведении лабораторной работы по теме «Качественный элементный анализ органических соединений» используются следующие химические соединения, как бензол, соединения меди, этанол, соединения углерода. Эти вещества вызывают в организме раковые опухоли, отравления. При проведении лабораторных работ «Изучение свойств бензола», «Спирты и фенолы», «ВМС. Получение полимеров» применяются химические ядовитые вещества, как фенол, стирол, соединения меди, метанол. Фенол, выделяясь в атмосферу, отравляет дыхательные пути и вызывает аллергические реакции, впоследствии приводит к сильному отравлению организма. Стирол ослабляет слух, зрение, повреждает органы осязания человека. В частности, фенол, формальдегид вызывают «пылевой» рак легких. По предмету «Физколлоидная химия» при изучении темы «Тепловой эффект реакции и растворения» используются химические вещества как цинковая пыль, соединения марганца, соединения меди, которые при проведении лабораторной работы незаметно накапливаются в организме человека и вызывают заболевания нервной системы. По теме «Адсорбция» часто мы применяем соединения свинца, которые вызывают болезни внутренних органов. [7]
По уровню вредности ядовитые вещества делятся на четыре класса:
1 класс – особо опасные: ртуть и ее соединения, гексахлоран, бензопирен, диоксины, соединения серебра и хрома. Эти вещества вызывают в организме человека раковые опухоли, заболевания нервной системы и могут привести к смертельному исходу;
2 класс – опасность высокая: сероводород, бензол, оксиды азота, оксиды хлора, соединения меди и никеля. Эти ядовитые вещества вызывают раковые опухоли, отравления, экземы, заболевания нервной системы;
3 класс – средняя опасность: уксусная кислота, этанол, фенол, диоксид свинца, альдегиды. Вызывают болезни некоторых органов;
4 класс – незначительная опасность: аммиак, углекислый газ, хлорид цинка, алюминий, марганец и т.д. они опасны, когда накапливаются в организме.[1]
Считается, что из ядовитых веществ, регулярно попадающих в организм человека, около 70 % поступает с пищей, 20 % - из воздуха и 10 % - с водой.
Вместе с тем, ряд источников экологических сведений считают, что более половины известных опасных химических веществ поступает в организм через органы дыхания. Первый удар приходится на дыхательную систему, т.е. верхние дыхательные пути и легкие, которые фактически не имеют «химической защиты» от вредного воздействия веществ, присутствующих во вдыхаемом воздухе. Если учесть, что человек вдыхает за сутки примерно 2000 л воздуха, то опасность загрязняющих веществ, поступающих в организм этим путем, становится совершенно очевидной. Известно, что до 80 % резервных возможностей иммунной системы расходуется на инактивацию пылевых антигенов, попадающих в дыхательные пути и в кровоток.[3]
За последние годы, согласно статистике, существенно возросла заболеваемость населения бронхитом, бронхиальной астмой, альвеолитами, гранулематозами, интерстициальными фиброзами, встречаются онкологические заболевания органов дыхания.[2]
Часто вещества превращаются в промежуточные продукты, еще более опасные и токсичные, чем первоначально поступившие в организм. Так, например, значительная часть известных химических канцерогенов становятся таковыми только после активации их в организме ферментами – монооксигеназами. К ним относятся полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), некоторые амиды (например, нитрозамин). Известно уже более 250 химических веществ, метаболиты которых, изменяя структуру ДНК, вызывают мутации и приводят к злокачественному росту. Кроме того, химические вещества и их метаболиты могут вызывать аллергические заболевания.[6] Например, при изучении аналитической химии, проводя лабораторные работы по анализу реакции 3,4 группы катионов и 2,3 группы анионов, в этих лабораторных опытах применяются химические соединения особо опасные как ртуть и ее соединения, соединения серебра и хрома, марганца, свинца, нитраты, нитриты, которые вызывают в организме человека раковые опухоли, заболевания нервной системы и могут привести к смертельному исходу. Соединения меди и никеля вызывают отравления и кожные аллергические заболевания, как экзема. Поэтому следует учащимся и преподавателям соблюдать осторожность, помня, что неаккуратность, невнимательность, недостаточное знакомство со свойствами веществ могут повлечь за собой несчастный случай. Для этого в лаборатории надо работать с небольшими количествами химических веществ, оно снижает возможность несчастных случаев до минимума, но не исключает их полностью. Поэтому каждому работающему в химической лаборатории нужно знать, строго выполнять все правила техники безопасности. Здоровье населения, наших учащихся, а в корне - сохранение генофонда, является важнейшей задачей государства. Ведь «дети, живущие сегодня – это первые представители будущего человечества» (отчет ООН «Дети и окружающая среда»). А потому защита здоровья детей - наш первостепенный долг.[5]


Используемые литературы:
Шитаева Ф.К., Костарева Л.Г. Экология. Астана: Фолиант, 2008 г.
Журнал. Валелогия денсаулыK ж‰не ™мірлік даCдылар. №1,2 (74) 2010 ж.
Журнал. Экологическое образование в Казахстане. №4 - 2008г., №1,2 - 2010 г.
Голицын А.Н. Промышленная экология и мониторинг загрязнения прирдной среды. -Москва:Оникс,2007г.
Алишева И. Экология.-Алматы: Экономика,2007г.
Тупикин Е.И. Программа профилированного курса химии. Москва,1994 г.
Черникова Л.П., Бунк Т.А. Химия для технических колледжей. Ростов н/Д: «Феникс», 2001 г.
Конституция Республики Казахстан, 1995 г.