Отчет по апробации ИУМК «Навигатор» издательства ДРОФА

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Октябрьская средняя общеобразовательная школа
городской округ город Бор



Отчет по апробации ИУМК «Навигатор»
по учебной линии Сонина Н.И.








2014 г.
Учебник-навигатор «Введение в биологию» 5 класс, автор Н.И.Сонин, Дрофа, 2012г.
Апробационная площадка: МБОУ Октябрьская СОШ г.о.г. Бор Нижегородская область.
Учитель: Мохова Ирина Владимировна.
Предмет: биология.
Класс/количество учащихся : 5 А класс / 25 учащихся.
Временной период проведения апробации: с 02.09 2013 по 30.05. 2014 г.
Количество учебных часов по предмету в неделю/ в учебном году: 2 ч./ 68ч
Ход экспериментальной работы
МБОУ Октябрьская СОШ г. Бор принимает участие в областной экспериментальной площадке УМК по биологии под редакцией Н.И. Сонина издательства «Дрофа» - учебник-навигатор. Сонин Н.И. Введение в биологию. 5 класс: учебник – навигатор. – М.: Дрофа, 2012 с 01.09.2013 года. При работе с учебником и мультимедийным учебным пособием были использованы следующие формы организации уроков: урок-знакомство, комбинированный урок, урок - лабораторная работа, урок обобщения и систематизации, изучения нового материала, урок-экскурсия и урок – игра.
В течение учебного года были проведены проверочные работы: решение тестовых заданий (рабочая тетрадь, диск), лабораторные работы (диск), биологические диктанты, биологические лабиринты.



Анализ проверочных работ по темам.


Тема
Качество знаний

1.
Свойства живых организмов (диск)
80%

2.
Науки о природе (диск)
84%

3.
Методы изучения природы (диск)
78 %

4.
Увеличительные приборы (диск)
75 %

5.
Строение клетки
60%

6.
Химический состав клетки (диск)
62%

7.
Великие естествоиспытатели (диск)
85%

8.
Как развивалась жизнь на Земле
78 %

9.
Бактерии (диск)
68 %

10.
Грибы (диск)
66 %

11.
Водоросли (диск)
66 %

12.
Мхи (диск)
68 %

13.
Папоротники (диск)
64 %

14.
Голосеменные растения (диск)
70 %

15.
Покрытосеменные растения (диск)
75 %

16.
Простейшие (диск)
80 %

17.
Беспозвоночные (диск)
76 %

18.
Позвоночные (диск)
78 %

19.
Три среды обитания (диск)
60 %

20.
Жизнь на разных материках
78 %

21.
Природные зоны Земли
50 %

22.
Жизнь в морях и океанах (диск)
65 %

23.
Как человек появился на Земле (диск)
56%


Выводы:
При использовании полного учебно-методического комплекта: мультимедийное учебное пособие (диск), рабочая тетрадь, учебник – навигатор, все разделы и параграфы усваиваются учащимися хорошо. При рефлексии ученики не испытывают затруднений в ответах на поставленные учителем вопросы.
Затруднения возникли у учащихся при изучении разделов:
( «Природные зоны Земли»;
( «Как человек появился на Земле» в силу сложности самого материала.

Перечень мероприятий, где представлялась, распространялась информация по данной образовательной линии.

№п/п
Мероприятие

Дата

1.
РМО учителей биологии «Инновационный педагогический опыт»
23 марта 2010 г.

2.
Муниципальный конкурс педагогического мастерства «Учитель года 2012» . Интерактивный подход в обучении.
25 марта 2012 г.

3.
Областной семинар учителей биологии в рамках курсов повышения квалификации.
6 апреля 2012 г.

4.
Межрегиональная дистанционная конференция «Муниципальные методические службы: инновации, и потенциал традиций», ГБОУ ДПО НИРО
24-26 октября 2012 г.

5.
Применение ИУМК «Навигатор» на уроках биологии»
2 февраля 2013 г.

6.
Августовская конференция учителей и преподавателей предметов естественнонаучного цикла, НИРО. «Итоги апробации ИУМК «Учебник-навигатор» Сонин Н.И.по биологии в рамках перехода на новые образовательные стандарты  в 5 классе.»
август 2013 г.


Анализ УМК.
В свете ФГОС второго поколения в основе обучения должен лежать деятельностный метод. Одним из эффективных его механизмов является интерактивный подход с использованием ИУМК «Навигатор».
Он обеспечивает учителя эффективными инструментами подготовки и проведения всех видов учебных занятий и позволяет:
– планировать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей учащихся и уровня их подготовки (выстраивание индивидуальных траекторий обучения); – перейти на качественно новый уровень обучения учащихся с использованием компьютерной техники и информационных технологий; – стимулировать познавательную активность учащихся путем интерактивного взаимодействия в процессе изучения учебного материала; – создать условия для организации дистанционного обучения; – оперативно проверить знания и скорректировать работу учащихся.
С другой стороны, данный комплект позволяет учащимся:
– повысить интерес к изучаемому предмету; – расширить знания по изучаемому предмету; – подготовить сообщения и рефераты; – заниматься вне школы (дистанционное обучение), как по индивидуальным заданиям учителя, так и в процессе самостоятельного изучения учебного предмета, проводить самостоятельные исследования и эксперименты; – самостоятельно или с помощью учителя освоить современные технологии обучения и получения информации из разных информационных источников.

Достоинства

Материал учебника разделен на основной и дополнительный материал.
Материал изложен в доступной для пятиклассника форме.
Яркие рисунки, видеоматериалы, интерактивы привлекают внимание учеников, а красочность и содержательность материала приложения помогает лучше освоить и закрепить материал урока.
Очень познавательный материал по правилам безопасности в виде мультфильмов.
Особый интерес при проверке знаний у учащихся вызывают задания рубрики «Проверка знаний и закрепление материала»: ребусы, задачи, кроссворды.
Радеет разнообразие практических и лабораторных работ, виртуальных экскурсий.

Недостатки

Избыточность материала в основном материале темы: Жизнь на разных материках. Тратится много времени на нахождение всех обитателей.
Нет возможности выполнять контрольные работы совместно с учителем (в закрытом виде, как возможно у тестов).
Не хватает словаря биологических терминов.

Выводы
Учебник-навигатор Н.И.Сонина «Введение в биологию. 5 класс» способствует эффективному усвоению материала и может применяться в качестве основного учебного пособия, т. к. позволяет: - стимулировать интеллектуальную активность учащихся через изучение и применение информации; - усилить учебную мотивацию, повышая интерес к процессу обучения; - развивать способности и навыки обучения и самообучения; -активизировать учебный процесс через внедрение новейших технологий; -развивать принцип самостоятельности учащихся; -сочетать коллективные и индивидуальные формы учебной деятельности, а так же дифференцировать процесс обучения; - развивать практическую деятельность, связывая теоретический материал с практической деятельностью; -проводить виртуальные лабораторные и практические работы, экскурсии, эксперименты, без учёта материально-технической базы; -обеспечить контроль и самоконтроль в учебно-познавательной деятельности учащихся с возможностью моментального анализа и обратной связи.
Хотелось бы иметь возможность:
- копировать материалы диска (например, слайды, интерактивы) для создания собственных презентаций к уроку;
- сохранять оценку выполненных учащимися тестовых, лабораторных работ, интерактивных заданий;
- редактировать тесты, выводить их в печать.
В целом данный учебник понравился. Ученики с удовольствием с ним работают на уроке.
Рисунок 115