Интегрированный урок на тему Изменения в повседневной жизни в странах Западной Европы в эпоху Возрождения


ГБО СПО КузТСиД им. В. А. Волкова
Конкурсный урок
на тему:
«Изменения в повседневной жизни в странах Западной Европы в эпоху Возрождения»
(интегрированный урок по истории и МХК)
Выполнил: Ужан Ольга Юрьевна,
преподаватель ГОУ СПО КузТСиД
Новокузнецк, 2014
Введение
Современное состояние международных социально-экономических и политических отношений, а также темпы научно-технического прогресса требуют от стран мирового сообщества выхода на принципиально новый уровень подготовки квалифицированных кадров во всех отраслях жизнедеятельности государства. Достижению соответствующего современным условиям уровня развития нашей страны могут способствовать только профессионально компетентные, творчески мыслящие, конкурентоспособные специалисты, умеющие в короткое время перестраивать свою деятельность и при необходимости самостоятельно овладевать новыми знаниями, умениями и навыками.
Реформирование системы образования требует нового методологического подхода к его организации и содержанию, ключевая идея которого заключается в том, чтобы интегрировать учебный материал, уплотнить его, установить зависимости и межпредметные связи. Интеграция выступает как ведущая форма организации содержания образования на основе целостности восприятия субъектом окружающего мира.
Интегрированные уроки совершенствуют педагогический комплекс, вдохновляют преподавателей на творческий поиск, активизируют мыслительную деятельность обучающихся, что положительно влияет на психологию и эффективность восприятия обучающимися учебного материала. По форме проведения интегрированный урок может вести как один учитель, так и несколько. Но в любом случае урок должен носить целостность, завершенность, с четко продуманной стержневой линией.
Данная методическая разработка содержит полный конспект интегрированного урока, составленный на основе собственного педагогического опыта.
На интегрированном уроке по истории и МХК на тему: «Изменения в повседневной жизни в странах Западной Европы в эпоху Возрождения»
показано, как интегрируя содержание разных предметов, можно сформировать целостные знания по теме. В этом случае отдельные знания, будут складываться в одну большую «картину-представление» для истинной системы знаний и правильного миропонимания. Интегрированное обучение развивает самостоятельность, познавательную активность и интересы обучающихся.
Урок носит повторительно-обобщающий характер. Обучающиеся демонстрируют исторические знания, используя на практике знания мировой художественной культуры. Урок дает представление о том, как культура эпохи Возрождения нашла свое отражение в современном дизайне.
Общая тема интегрированного урока «Изменения в повседневной жизни в странах Западной Европы в эпоху Возрождения» выбрана на основании темы по истории: «Политическое и экономическое развитие стран Западной Европы в эпоху Возрождения» и темы по МХК: «Искусство эпохи Возрождения».
Урок проведен на группе дизайнеров (по отраслям) с целью осмысления общих и профессиональных компетенций.
Организация и проведение урока
План урока
Предмет: МХК (ведущий) и История (дополнительный)
Тема интегрированного урока: «Изменения в повседневной жизни в странах Западной Европы в эпоху Возрождения» (слайд 1)
Тип урока: повторительно-обобщающий
Форма урока: интегрированный урок
Вид урока: интеллектуальная игра-путешествие
«Человек явился на свет не за тем, чтобы уныло влачить свою жизнь в праздности, а для того, чтобы стремиться к славным и великим делам».Леон Батиста Альберти (слайд 2)
Цель урока: обобщение, углубление и систематизация знаний обучающихся из разных областей учебных предметов («МХК» и «История») по изменению политической жизни и культуры в странах Западной Европы в эпоху Возрождения(слайд 3)
Задачи: (слайд 4)
Обучающая:
систематизировать знания о характерных особенностях политического, экономического и культурного развития стран Западной Европы в эпоху Возрождения;
Развивающая:
развивать интеллектуальные творческие способности обучающихся, обеспечивающие им решение профессиональных и познавательных задач: сенсорная сфера, мышление;Воспитательная:
формировать личную и социальную значимость истории культуры для будущей профессии.
Методическая цель: создание условий для эффективного формирования профессиональных и общих компетенций
МТБ и МТО:
Учебник по истории «Россия и мир» 10-11 класс, стр. 198-214.
Раздаточные материалы для конкурсов (карточки с вопросами и заданиями, понятия, тексты исторических документов).
Компьютер, мультимедийный проектор, диск с компьютерными презентациями.
Дополнительная литература.
Материалы для практических занятий (бумага, клей, принадлежности для шитья, ножницы и др.).
Учебник по МХК 10-11 класс
Методы обучения: Словесный, наглядный, практический.
Формы организации урока: Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Структура урока:
1. Организационный момент.2. Сообщение цели урока, объявление правил урока.3. Ведение урока.
4. Подведение итогов, домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение цели урока, объявление о проблеме урока
Учитель истории. История человеческой культуры знает немало взлетов, ярких расцветов, художественно обильных, интеллектуальных богатых и плодотворных эпох.
Более четырех веков отделяют нас от того великого времени, когда человечество в своих деяниях, более не полагаясь на Бога, дерзнуло опереться на себя. Это было пробуждение от тысячелетнего сна средневековья, возрождение к полнокровной жизни, возрождение античного наследия. Это был прогрессивный переворот из всего пережитого до того человечеством.
Вопрос учителя истории: Какие изменения произошли в политической и экономической жизни государств Европы в эпоху Возрождения? (слайд 5)
Студенты отвечают: Возрождение – историческая эпоха между Средневековьем и Новым временем, наступившая в 15–17 веках в странах Центральной и Западной Европы. Три столетия – огромный исторический период, которыми датируется Возрождение, конечно же, не одинаковы. Ренессанс, как любая культурная эпоха, пережил свое зарождение, становление, расцвет и угасание. В этот период большинство стран Западной Европы вступает на путь капиталистического развития. Зарождается новый класс – буржуазия. Рушатся основы феодального общества. Этот период характеризуется пробуждением творческой активности человека в самых разнообразных областях общественного бытия – в экономике и технике, науке и искусстве. (слайд 6)
Технические достижения и научные открытия, вошедшие в повседневную жизнь, изменили весь образ жизни людей, оказали существенное влияние на их мировоззрение. (слайд 7)
Быстроходные и легкие парусные суда приходят на смену малоподвижным галерам. Кораблестроение позволило совершить великие географические открытия. В результате великих географических открытий развивается торговля. (слайд 8)
В области военной техники революция, связанная с изобретением огнестрельного оружия, не только сделала бессмысленным институт рыцарства, но и привела к принципиально новым решениям в области военной стратегии и тактики. (слайд 9)
Огромным событием, определившим формирование не только культуры Возрождения, но и всей мировой культуры, стало открытие книгопечатания. (слайд 10)
Учитель МХК: Вы уже познакомились с экономическим и политическим развитием европейских стран в начале нового времени, с жизнью монархов и дворян, купцов, ремесленников, крестьян. Но знаете ли вы, в каких условиях они жили, во что одевались эти люди? (слайд 11)
То, что происходит изо дня в день, называется повседневностью. Вот и сегодня на уроке главной задачей у нас станет не только повторить пройденный материал, но и показать свои знания и проявить индивидуальные способности, применив их на практике.(слайд 12)
Учитель истории. В период раннего нового времени зарождается новое капиталистическое общество, основанное на частной собственности и рыночной экономике. Изменяются положение различных слоев населения: растет и богатеет буржуазия, втягивается в предпринимательскую деятельность дворянство, постепенно освобождается от личной зависимости крестьянство, растет число наемных рабочих. Таковы особенности экономики и общества нового времени.(слайд 13)
Учитель МХК: Чтобы ближе познакомиться с жизнью различных слоев общества и понять, какие изменения произошли в повседневной жизни людей в Эпоху Возрождения, мы отправимся в путешествие по странам Западной Европы, а чтобы путешествие было интересным мы разделимся на команды и возьмем с собой в дорогу конкурсы. (слайд 14)
Учитель истории. Чтобы как можно глубже окунуться в эпоху, мы представим себя представителями того или иного сословия. В путешествие мы отправляемся в составе команд: «Новые дворяне», «Буржуа», «Фермеры» (распределиться по командам!!!).
Учитель МХК. Итак, мы «погружаемся» в эпоху Возрождения. Это было время, когда новые черты в жизни общества существовали рядом с сохранившимися чертами средневекового уклада. Росло богатство, и процветала роскошь. Но рядом – были бедность и нищета. Общество того времени – это общество контрастов. В костюмах, в быте людей эпохи Возрождения не было строгих ограничений, но и костюмы и быт людей того времени выражали имущественное положение человека в обществе.
Учитель истории. По одежде можно было определить, к какой группе общества относится человек. Поэтому, если даже у крестьянина или горожанина водились деньги, он не имел права одеваться как представитель высшего общества. Существовали «запретительные» постановления, касающиеся костюмов.
Учитель МХК. Возвышение в XVI веке Испании выдвинуло моду и нравы испанского двора. Этой моде подражали во всех странах Европы. И только во второй половине XVII века центром моды становится Париж. Одежда простых и небогатых людей значительно отличалась от костюма богатого человека. Это была простая, свободная одежда, длиной до колен у мужчин, и длинные свободные юбки у женщин.
Учитель истории. А сейчас мы проведем конкурс «Менялась жизнь – менялась мода». (слайд 15)
Учитель МХК. Вы – дизайнеры костюма. Каждой команде предлагается принять участие в конкурсе «Менялась жизнь – менялась мода». Каждая команда делится на две группы. (слайд 16).Первая группа должна составить рассказ-эссе о развитии моды в Испании, Италии, Франции в эпоху Возрождения (Для выполнения этого задания дается 5–7 минут. Можно использовать учебник, дополнительные материалы, которые лежат на столе). Вторая группа участвует в создании мужского или женского костюма того или иного государства в соответствии с названием команды: новые дворяне, буржуа, фермеры.(слайд 17)
Учитель МХК.  На Ваших рабочих столах имеются технологические карты (Приложение 1), справочники по истории, специальная литература по истории костюма, литература о моде и стиле, учебники, ткани, клей, ножницы, бумага, картон, булавки, иглы, нитки. Используя все это, вам нужно выполнить характерные дополнения к костюму той страны, где вы путешествуете.
Студенты: Защита проектов: Команды представляют рассказы-эссе о развитии моды в Испании, Италии и Франции, защищают костюм, характерный для периода эпохи Возрождения, который команды приготовили в ходе конкурса.
Учитель истории. Средние века длились тысячу лет. Многие люди за это время оставили свой след в истории. Нам, потомкам достались чудесные здания, картины, литературные произведения. Это период зарождения общеевропейских стилей: романского и готического, появление рыцарей и кодекса рыцарского поведения, турниров и Крестовых походов.
Учитель МХК: Сегодня мы с вами познакомимся с основными архитектурными стилями, поговорим о том, какие черты интерьера дошли из эпохи Возрождения до наших дней. Ваше домашнее задание: Что из средневекового интерьера используют современные дизайнеры? (Приложение 3, слайд 18).
Учитель МХК. Дизайн интерьера является отражением достижений в области архитектуры, моды, стиля, развития ремесел. Необходимость присутствия отдельных элементов в интерьере жилища порой продиктовано природно-климатическими условиями или несовершенством строительных материалов.
Учитель МХК: (Приложение 3, слайд 19) Где и как использовались шпалеры в эпоху Возрождения? 
Студенты: Для создания уюта и утепления жилища жители на стены развешивали шпалеры. Это настенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментальными композициями стали шедеврами искусства эпохи Возрождения. (Приложение 3, слайд 20).
Учитель МХК: (Приложение 3, слайды 21).  Где в современном жилище используется гобелен?
Студенты: Впоследствии «шпалера» переименована в «гобелен» по фамилии владельцев красильной мастерской – Гобеленов. Преобладали гобелены с изображением мифологических сцен, а позднее – пейзажей (Приложение 3, слайд 22). Сюжетные композиции занимали обычно центр гобелена, а по краю обрамлялись широкой каймой из традиционных декоративных элементов – ваз, букетов и цветочных гирлянд. В сюжетных композициях использовалась античная мифология, реже – религиозные мотивы. Но производились гобелены, целиком состоящие из цветочного орнамента.(слайд 23)
Учитель истории: А как много деталей в современном дизайне, моде, интерьере заимствовано из эпохи Возрождения?
Студенты: (Приложение 3, Слайд 24) – Камин – старейший элемент жилища. В средние века и эпоху Возрождения камины были предметом серьезного интереса художников-оформителей. Порталы камина делались из гранита и мрамора, украшались флорентийской мозаикой. Портал камина – внешняя, декоративная часть камина, обрамляющая топку (Приложение 3, слайд 25). Флорентийская мозаика – создание художественного изображения из сочетания поделочных камней разных цветов, оттенков и геометрических форм. Они вечны, так как краски камней не тускнеют, не выцветают и не осыпаются (Приложение 3, слайд 26). 
В наши дни камин в доме являются символом постоянства, комфорта, надежности. Именно это хотят добавить в интерьер многие владельцы квартир и домов (Приложение 3, слайд 27). Глаз человека никогда не устает смотреть на колышущиеся языки пламени. Их вид успокаивает, зачаровывает, согревает изнутри, уходит тоска, и холодная снежная погода на улице становится лишь картиной за окном (Приложение 3, слайд 28).
Учитель МХК: «Есть что посмотреть, есть что показать» – таково название нашего следующего конкурса.(слайд 29)
Задание: Вы – дизайнеры интерьера, разработайте проект современного камина, который бы вы предложили установить гражданам в их домах. Работать вы будете в группах, а в итоге вы должны будете защитить свой проект.
Учитель истории: (обращение к гостям) А пока студенты выполняют проект, расскажу о Правилах поведения (слайд 30) за столом из истории эпохи Возрождения:
Появился обычай сажать вместе мужчин и женщин.
Не принято за столом вести слишком серьезные разговоры, касающиеся политики, религии и других тем, способных вызвать спор.
Не приветствовалась манера произносить длинные монологи: каждый должен был иметь возможность и время высказаться.
Для молодого человека неприлично было жевать,  когда к нему обращались.
За общим столом нельзя шептаться и оказывать в беседе предпочтение кому-либо, а также смеяться, чтобы никто не мог принять это на свой счет.
Хозяин должен проявлять скромность и ни в коем случае не говорить ничего, что могло быть воспринято как самовосхваление.
Защита проектов студентами.
Закрепление темы урока: игра-карусель «Что подарили нам дизайнеры эпохи Возрождения» (Приложение 2).
Подведение итогов урока, определение победителей, оценки за урок. (слайд 31)
Домашнее задание: Приготовить эскизы и отрезки тканей для выполнения муляжным способом исторических костюмов.(сдайд 32)
Учитель истории. В эпоху Возрождения повседневная жизнь людей была нелегка. Голод, войны, болезни подстерегали человека ежедневно. Жизнь была короткой, население росло медленно. Одежда, быт отражают историческую эпоху, ее порядки, взгляды на жизнь, представления о красоте. Но только труд и творчество человека могут способствовать процветанию жизни.
И закончить наш сегодняшний урок хотелось бы словами Микеланджело:
«Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца». (слайд 33)
СПАСИБО за урок!!! (слайд 34)
Источники литературы
Белз, Анна. История в костюмах от фарфона до денди [Текст]/Анна Белз.- М.: Изд-во «Олма-Пресс», 2002.- 177с.
Бердник, Т.О. Моделирование и художественное оформление одежды [Текст]/ Т.О. Бердник.-Ростов н/Дону: Феникс, 2008.- 384с.
Кочетков, Н.С. Новая история. 17– 18 вв. [Текст]/ Н.С. Кочетков.- Волгоград,2003.
Святокум, О.Е. Всемирная история [Текст]/ О.Е. Святокум.- М.,2002.
Селютин, И.Ю. Оригинальные модели модной одежды [Текст]/ И.Ю. Селютин.- М.: Своими руками, 2003.-512с.
Справочник школьника нового типа [Текст]. -Санкт– Петербург, 2003.
Степанищев, А.Т. Методический справочник учителя истории [Текст]/А.Т. Степанищев.- М.,2003.
Чернова, М.Н. Настольная книга учителя истории 5-11 класс [Текст]/ М.Н. Чернова.- М., 2006.
Энциклопедия для детей. Всемирная история [Текст]:- Том 1. -М., 1995
Юдовская, А.Я. Поурочные разработки по новой истории [Текст]/ А.Я. Юдовская.- М. ,2001.
Юдовская, А.Я. Новая история [Текст]/А.Я. Юдовская, П.А. Баранов , Л.М. Ванюшкина . -М.,2007.
Приложение 1
Технологическая карта
Подсказки «Обрати внимание»
Мужской костюм, начиная с XI века (романский период) находится под влиянием рыцарских доспехов. Силуэт характеризуется узкой и покатой линией плеч, пропорции костюма в сочетании с обувью и головными уборами зрительно вытягивают тело. Прически с локонами и челкой на лбу. (Приложение, слайд 19) – В средние века из среды феодалов, владевших небольшими земельными наделами, выделялось особое сословие рыцарей. Кольчугу рыцари надевали на толстый войлочный кафтан. Сверху надевали длинную рубашку с открытым воротом – сюрко.
В XV веке под влиянием готического стиля меняются пропорции женской одежды. Линия талии переносится под грудь, появляется шлейф. Костюм дополняется конусообразным головным убором.(Приложение, слайд 23) – В платье готического стиля верхнее платье (сюрко) спереди укорочено, как бы вздернуто, что позволяло увидеть украшенный подол нижней рубанки (котт). Такой образ соответствовал представлениям о красоте женщины.
Вопрос: (Приложение, слайд 24) – Найдите черты готического стиля в одежде современных дизайнеров. (Глубокий вырез, завышенная талия, узкий рукав)Но образ средневековой дамы не был бы настолько неповторимым без обязательного украшения того времени – кружева. (Приложение, слайд 25) – С конца XV века стало известно венецианское кружево «стежок в воздух», представлявшее собой узенький зубчатый бортик редкого геометрического узора. Постепенно геометрический узор усложнялся фигурами людей и животных. (Приложение, слайд 26) – Кружево с незапамятных времен являлось любимым украшением, его расцвет связан со средневековым костюмом. Каждая дама стремилась выглядеть модно, для этого обязательно было украшение наряда кружевом. На кружева в Испании тратилось так много денег, что король Филипп 3 издал в 1623 году закон, запрещающий носить кружева. Вопрос: В моде ли сейчас кружево? Где используется кружево? (Кружево широко используется при пошиве бельевых изделий, как украшение праздничной одежды)
Приложение 2
Игра-карусель: «Что подарили нам дизайнеры эпохи Возрождения»
Вопросы по истории:
Какие стили использовались в архитектуре эпохи Возрождения? (готический и романский)
В какой исторический период создавался романский архитектурный стиль? (период феодальной раздробленности).
Какие функции выполнял романский стиль в архитектуре? (романский: необходимость обороны, а не стремление к комфорту и красоте).
В какой исторический период создавался готический архитектурный стиль? (период образования централизованных государств в Европе).
Какие функции выполнял готический стиль в архитектуре? (готический: конструкция устремлена вверх, выражая стремление человеческой души, ввысь к небу).
Что общего между готическим стилем и одеждой рыцарей? (Остроносая обувь, заостренные углы на доспехах и латах).
Приложение 3