Паспорт проекта «Адаптация малышей к детскому саду».


на конкурс «лучшая методическая разработка-2015»
Паспорт проекта «Адаптация малышей к детскому саду».
Тема «Адаптация малышей к детскому саду»
ФИО педагога Хасаншина Разина РафаэлевнаПроблемное поле Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада не нова, и давно находится в центре внимания многих исследователей. Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад- это отрыв от матери, и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты. Каждый маленький человек — это личность, достойная уважения и понимания.Главное-социализировать ребенка к условиям детского сада, в том числе сообщества детей и взрослых.
Вид проекта родительский, практико-ориентированный
По характеру контактов внутри ДОУ, в контакте с семьей.
Интеграция образовательных областей 1.Направление- «Физическое развитие»
2.Направление - «Социально-коммуникативное развитие»,
3.Направление-«Речевое развитие»,
4.Направление- «Познавательное развитие»,
5.Направление- «Художественно-эстетическое развитие»
Основная идея проекта  Создать благоприятные психологические условия адаптации детей к детскому саду, повысить престиж МДОУ детский сад № 25 «Йолдызкай», сделать его привлекательным для семей, имеющих детей младшего дошкольного возраста. Оказание социальных услуг населению, привлечение дополнительных средств финансирования ДОУ.
Актуальность Проблема адаптивности в современном обществе очень актуальна и значима. На ранних этапах развития личности основные механизмы социализации и жизнеосуществления базируется на психо-физиологических возможностях детского организма интегриро-ваться в контекст определённой социальной ситуации развития. Определяя социальную адаптацию как процесс активного приспо-собления индивида к условиям социальной среды, исследователи подчёркивают, что сущность человека такова, что он занимает ак-тивную по отношению к ситуации позицию и преобразует условия в большей степени, нежели собственную природу.Одной из актуа-льнейших задач, стоящих сегодня перед дошкольным учреждением, является организация работы с семьёй в реальных социально-экономических условиях. Родители стали не только более образо-ванными, мобильными, но и более требовательными к услугам дошкольного учреждения. Зачастую, приходя в детский сад, они грамотно формулируют вопросы о том, чем именно будут зани-маться с их ребёнком педагоги. В настоящее время дошкольные учреждения становятся теми центрами, которые реально могут помочь родителям в вопросах воспитания.
Цели Способствовать легкой и быстрой адаптации детей и их родителей к условиям детского сада.
Задачи
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
-формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Гипотеза проекта Создание целостной системы воспитания детей раннего дошкольного возраста будет способствоватьбезболезненному вхождению младших дошкольников в сообщество детей и взрослых, быстрой социализации к условиям детского сада.
Методическое обеспечение проектной деятельности 1.Баранова С.В.Успешная адаптация. Как ее измерить?/ Обруч,2000,№ 3.
2.Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад.- М.Просвещение, 1983.
3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. М. Творческий центр. 2010.
Виды деятельности • подбор иллюстративного материала;• совместная деятельность;• презентация проекта.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта бумага формат А4, полумаски к подвижным играм, атрибуты к кукольному спектаклю, большая кукла, фонограммы с детскими песнями.
Участники проекта дети младшего возраста, родители воспитанников.
Сроки проведения краткосрочный (одна неделя)
Этапы проекта I этап. Подготовительный.
II этап. Содержательно-практический.
III этап. Итоговый.
Взаимодействие с детьми:
-игровая деятельность,
-продуктивная деятельность,
-индивидуальная работа.
Взаимодействие с родителями.
На подготовительном этапе:
-Беседа с родителями о готовности детей к посещению ДОУ.
-Анкетирование родителей по поводу интересов, предпочтений и особенностей развития ребенка.
-Организация совместного субботника
-Консультация для родителей по вопросам режима посещения детьми ДОУ на период адаптации, корректировки домашнего режима для облегчения адаптации, др. организационные вопросы
На содержательно-практическом этапе:
-Родители активно участвуют в занятии, помогают детям освоиться в группе.
-Беседа с родителями о режимных моментах в группе.
-Рефлексия по поводу первого посещения детского сада.
-Ежедневные беседы с родителями по промежуточным этапам адаптации.
-Корректировка индивидуальных режимов посещения группы детьми
- Консультации, советы для родителей.
Итоговый этап:
-Фотовыставка «Мы в детском саду».
-Самоанализ для родителей «Как наша семья пережила адаптацию».
-Что было самым сложным.
-Что прошло легко.
-Чего ждете в дальнейшем от детского сада и воспитателей.
-Анализ листов адаптации воспитателями.
План реализации проекта План-паутинка недельного проекта работы с детьми и родителями (приложение)
Предполагаемый результат Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
Установление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
Итоговые мероприятия День открытых дверей. Игра-занятие «Репка».
Трансляция проекта
После завершения проекта планирую:
- выступлениена педагогическом совете ДОУ;
- участие в муниципальном конкурсе проектов по линии РЦ;
- размещение материала проекта на интернет-сайтах.
Организация деятельности участников проекта
Этапы работы Форма работы
I этап.
Подготовительный Подбор стихов, потешек к режимным моментам, пальчиковых музыкальных игр, игровых ситуаций. Разработка конспекта занятия «Репка». Подбор иллюстративного материала. Разработка советов, консультаций для родителей об адаптации детей к условиям детского сада.
II этап.
Содержательно-практический. Организация совместного осмотра помещений группы, беседа с детьми, совместной прогулки по территории детского сада, на площадке. Проведение пальчиковых игр«Птички», «Пальчик-мальчик», психологической игры «Назови ласково», игр с музыкальным сопровождением «Пузырь», «Где же наши ножки», «Я пеку, пеку, пеку». Показ кукольного спектакля, куклы Маши, кукол би-ба-бо. Организация слушания детских песенок из мультфильмов «Умка», «Маша и медведь», «Облака», «Оранжевое небо». Чтение художественной литературы «Правила поведения для воспитанных детей» (не плачь о маме, слушайся воспитателей, береги игрушки, мой руки перед едой) и т.д.
III этап.
Итоговый. День открытых дверей (показ игры-занятия). Поощрение родителей за активное участие в мероприятиях ДОУ. Рефлексия создателя проекта. Составление отчёта по работе с детьми и родителями в рамках проекта (в т.ч. фотоотчёта).
План-паутинка недельного проекта.
День недели Содержание работа с детьми и родителями
Понедельник
Работа с детьми Первое совместное интегрированное адаптационное занятие: «Знакомство с группой» По подгруппам.
Цель: профилактика психоэмоционального напряжения детей и родителей, адаптация детей в группе.
Содержание:
1. Приветствие детей и родителей педагогами, знакомство с куклой Машей, первый осмотр группы вместе с куклой.
2. Приветственная песенка «В колыбельке золотой, спало солнце за горой».
3. «Угощение для дорогих гостей». Продуктивная деятельность. Лепка пирожков из теста.
4. Песенка «Я пеку-пеку-пеку»
5. Свободная игровая деятельность детей вместе с родителями в группе. Изучение игрушек.
6. Совместная прогулка по территории детского сада, на площадке.
7.Совместный осмотр помещений группы, беседа с детьми.
8.Индивидуальные беседы с детьми, индивидуальная помощь в освоении пространства и игрушек группы, индивидуальная психологическая помощь.
9.Пальчиковые игры «Птички», «Пальчик-мальчик».
Работа с родителями Оформление буклета для родителей на тему «Советы для родителей «Алгоритм адаптации ребенка к условиям ДОУ».
Вторник
Работа с детьми • Показ кукольного спектакля «Репка».
• Игровые ситуации: «Моем руки перед завтраком вместе с Машей», «Кушаем в садике вместе с Машей», «В туалете», «Маша обедает».• Беседы об элементарных правилах безопасного поведения в группе, туалете, раздевалке, на площадке.
Подвижные игры «Мыльные пузыри».
Работа с родителями Консультация для родителей «Детский сад. Адаптация».
Среда
Работа с детьми • Обучение взаимодействию с воспитателем и другими детьми через беседу, показ.
• Чтение потешек: «Петушок, петушок», «Вышла курочка гулять», «Наша Маша маленька», «Мы поскачем, скачем, скачем, на лошадке» и др. с использованием кукол би-ба-бо.
Психологические игры «Назови ласково»,
Игры с музыкальным сопровождением «Пузырь», «Где же наши ножки», «Я пеку, пеку, пеку».
Работа с родителями Выступление на родительском собрании на тему:«Содержание общения воспитателя с ребенком: роль игры в адаптации детей к условиям детского сада».
Четверг
Работа с детьми • Чтение потешек к режимным моментам «Водичка, водичка», «Начинаем наш урок. Это что стоит? Горшок! », «Каша вкусная дымится».
• Чтение художественной литературы «Правила поведения для воспитанных детей» (не плачь о маме, слушайся воспитателей, береги игрушки, мой руки перед едой).
• Слушание детских песенок из мультфильмов «Маша и медведь», «Облака», «Оранжевое небо».
Работа с родителями Консультация для родителей на тему «Ваш ребенок поступает в детский сад»
Пятница
Работа с детьми Подвижные игры «Зайка серенький сидит»,
• Психологические игры «Сороконожка».
• Пальчиковые игры «Ежик»,
Работа с родителями День открытых дверей. Игра-занятие «Репка».
Приложение
СОВЕТЫ
для родителей «Алгоритм адаптации ребенка к условиям ДОУ».
Первое знакомство ребенка с детским садом проведите заочно по фотоальбому «Мы ждем тебя, малыш».
Приведите ребенка несколько раз на утреннюю и вечернюю прогулку, так ребенку будет проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Малыш должен видеть, как мамы и папы приходят за детьми.
Приводите ребенка в группу, когда остальные дети гуляют, дайте ему возможность освоить новую обстановку.
Первую неделю приводите ребенка к 9 часам (на 2-3 часа), чтобы он не видел слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. Желательно, чтобы малыш был накормлен.
Во вторую неделю приводите ребенка в тоже время, желательно, чтобы мама приходила к концу утренней прогулки,  и ребенок обедал в ее присутствии. К концу недели предлагаем ребенку остаться на дневной сон.
Третью и четвертую неделю предлагаем приводить ребенка до 8 часов, с просьбой забрать малыша сразу после дневного сна.
Постарайтесь создать в семье спокойную атмосферу.
Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении. Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.
Домашний режим должен соответствовать режиму дошкольного учреждения.
Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
Если у Вас есть какие-либо вопросы по проблемам детского сада, не обсуждайте это при ребенке, но обязательно поделитесь с сотрудниками нашего учреждения.
Приложение
Консультация для родителей «Детский сад. Адаптация»
Ваш ребенок идет в детский сад. Все волнения по поводу выбора детского сада, получения путевки, уже позади. Но встает вопрос как же ваш такой маленький, но в тоже время такой взрослый малыш привыкнет к новой для него обстановке? Будет ли ему комфортно с новыми тетеньками – воспитательницами, в новом кругу детей? Как облегчить ему, так называемый период адаптации? Не зависимо от возраста ребенка периода адаптации в новом месте и новом коллективе не избежать. И в каком возрасте он пройдет легче никому не известно. Но Вы можете помочь вашему малышу привыкнуть к незнакомой обстановке, не зависимо от того полтора года вашему ребенку или три. Самое главное положительный настрой родителей! Если Вы уверены, что садик это самое лучшее место для ребенка, что там ему будет хорошо, поверьте, ему это тоже передастся.
Поговорите с вашим сыном или дочерью о садике. Расскажите как там много новых игрушек, сколько новых друзей и подружек у него появится! Там добрые воспитатели и нянечки, интересные занятия. Расскажите о том, что в садике его научат рисовать, лепить, петь и танцевать! Безусловно, слезы в первые дни, а может и недели неизбежны. Но поверьте, в большинстве случаев ребенок плачет только при Вас, а, зайдя в группу, быстро успокаивается.
Первые несколько дней водите ребенка на 2-3 часа. Не пугайтесь, что он не ест в детском саду, дайте ему привыкнуть немного, и как только начнет есть, смело оставляйте до обеда. Это у вас займет неделю, самое большее дней 10. Не спешите сразу выходить на работу, особенно если Вам придется поздно забирать ребенка. Вместе привыкайте к новому для вас обоих ритму жизни.
Первое время утром можно не говорить малышу, что мы идем в садик. Идем гулять! И «догуливаем» до садика. И только когда он перестанет подниматься и отпускать Вас со слезами по дороге можно рассказывать о садике, о том, что там сегодня будет: какие занятия, игры… Даже если Ваш малыш еще не очень хорошо говорит всегда спрашивайте его что они сегодня делали в саду, во что играли, чем занимались… Этим вы будете стимулировать развитие речи ребенка, и возможно узнаете что-то о том времени, которое ваш малыш проводит без Вас, даже от не очень разговорчивого крохи. И вот через 1-2 недели вы первый раз оставили ребенка на сон. Новый виток слез при расставании с мамой возможен, но не обязательно. Первое время он, возможно, будет спать в саду плохо, тяжело засыпать. Это вполне нормально. Опытные воспитатели помогут ему, споют песенку, посидят рядом.
Полное привыкание к детскому саду происходит только через три месяца. Наберитесь терпения! Если Вас ждут на работе, вы смело можете выходить на нее через 5-6 недель, особенно если работодатель готов терпеть Ваши больничные или у вас есть неработающая бабушка. Болезни, возможно даже частые, первый год неизбежны. Не пугайтесь и не торопись с первыми соплями садиться на больничный, особенно в период адаптации. От небольшого насморкаили кашля при своевременном лечении, можно вполне избавиться не снимая ребенка с детского сада. Главное не упустить момент! А вот посидев пару недель дома с практически здоровым ребенком, Вы рискуете получить новые слезы и привыкание начнется сначала.
Все идет нормально и через месяц - два Вы - вполне свободная мамочка, готовая приступить к работе на старом месте или пуститься на поиски новой работы!
Приложение
ДОКЛАД на тему:
«Содержание общения воспитателя с ребенком: роль игры в адаптации детей
к условиям детского сада»
В практике нередки случаи, когда ребенок в первые дни приходит в группу спокойно, самостоятельно выбирает игрушки и начинает с ними играть. Но, получив, например, за это замечание от воспитателя, он резко и в отрицательную сторону меняет свое поведение. Следовательно, когда содержание общения воспитателя с ребенком удовлетворяет потребностям в нем, это общение формируется успешно, ребенок безболезненно привыкает к условиям жизни в детском саду. Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям, имеющемуся у него опыту. Необходимо знать, что содержание потребности детей в общении в процессе привыкания к детскому саду качественно изменяется. Дети, условно относимые к первой группе, могут при благоприятных условиях быстро достичь уровня общения, характерного для детей второй и даже третьей группы, и т. д.
В процессе привыкания ребенка к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков общения. Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает примерно в рамках трех этапов:
I этап — потребность в общении с близкими взрослыми как потребность в получении от них ласки, внимания и сведений об окружающем;
II этап - потребность в общении со взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;
III этап - потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.
Дети первой группы практически должны пройти все три этапа. Их потребность на первом этапе привыкания в ласке, внимании, просьбу взять на руки и т. д. трудно удовлетворить в условиях группы. Поэтому адаптация таких детей происходит длительно, с осложнениями (от 20 дней до 2—3 месяцев). Задача воспитателя — создать максимум условий для того, чтобы подвести ребенка ко II этапу привыкания. С переходом на II этап для ребенка более характерной станет потребность в сотрудничестве со взрослым и получении от него сведений об окружающем. Длительность этого этапа также зависит от того, насколько полно и своевременно будет удовлетворена эта потребность. III этап привыкания для детей первой группы характеризуется тем, что общение принимает инициативный характер. Ребенок постоянно обращается к взрослому, самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. На этом период адаптации ребенка к условиям общественного воспитания заканчивается.
Дети второй группы проходят два этапа в процессе привыкания (от 7 до 10—20 дней). А для детей третьей группы, с первых дней испытывающих потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослым на познавательные темы,— конечный этап является первым, и поэтому они привыкают быстрее других (от 2—3 до 7—10 дней). Если не будет соответствующим образом организовано общение и игровая деятельность вновь поступившего ребенка, привыкание его не только задержится, но и осложнится, т. е. если у него к моменту поступления были сформированы навыки общения.. Вот почему воспитателю необходимо знать характерные особенности детей, этапы их привыкания. От того, насколько правильно воспитатель определит потребность, обусловливающую поведение ребенка, создаст необходимые условия, способствующие удовлетворению потребности, будет зависеть характер и продолжительность адаптации ребенка. Если воспитатель не принимает во внимание, какие потребности определяют поведение ребенка, педагогические воздействия его будут бессистемными, случайными по характеру. Заплакал ребенок — воспитатель дал ему игрушку, побежал ребенок к двери — его вернули, да еще запретили это делать; сидит ребенок один — воспитатель предложил ему играть с ребятами. Такого рода воздействия либо вовсе не приносят пользы, либо оказывают только самое кратковременное влияние. Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которой главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.Организации общения с ребенком зачастую протекает стихийно: воспитатели учат ребенка играть, учиться, трудиться и очень редко учат его общаться. Однако в процессе привыкания определяющее значение имеет не возраст, а развитие форм общения. Так, дети первой группы, независимо от возраста, на первом этапе привыкания непременно нуждаются в непосредственно эмоциональном общении и только на втором этапе привыкания - в ситуативно-действенном. Поэтому воспитателем должны быть выбраны и соответствующие средства общения: улыбка, ласка, внимание, жест, мимика и т. д.— на первом этапе; показ действия, упражнение в нем, совместные действия с ребенком, поручение и т. п.— на втором.В каждом виде общения удовлетворяются имеющиеся потребности и формируются новые. Так, в процессе непосредственно эмоционального общения не только удовлетворяется потребность в доброте, ласке, внимании близкого, но начинает формироваться и потребность в сотрудничестве со взрослым. В процессе ситуативно-действенного общения не только удовлетворяется потребность в сотрудничестве со взрослым и познании с его помощью окружающего, но и формируется потребность в самостоятельных действиях и общении со взрослым на познавательные темы.
Расширение содержания общения тесно связано с развитием предметно-игровой деятельности у детей. В процессе сотрудничества со взрослым ребенок овладевает сначала отдельными действиями с предметами, а в дальнейшем, при многократном упражнении в них под руководством взрослого, формируется самостоятельная предметная деятельность. Овладение предметной деятельностью способствует развитию внеситуативно - речевой формы общения, освоению специального опыта окружающей среды. Предметно-игровая деятельность детей развивается примерно по следующим этапам:
манипуляция с предметами;
отдельные предметные действия и наблюдение за действиями других;
предметная деятельность, включение в сюжетно-ролевые игры.
Важно учитывать уровень сформированности предметно-игровых действий детей, как и их готовность к общению в действии со взрослыми и с детьми в группе.
Приложение
Консультация для родителей на тему «Ваш ребенок поступает в детский сад»
Оформляя ребенка в ясли, детский сад, родители часто переживают. Как его встретят? Будет ли ему хорошо в яслях? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах, а теперь? Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском саду? Это волнение усугубляется, если ребенок не хочет расставаться с привычным и близким, отказывается порой идти в группу.Мамы или проникаются еще большим сочувствием к ребенку, порой в ущерб воспитателям, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына, дочери, молча ведут их в детский сад. Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад? Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей? Причины такого поведения могут быть различные:
- отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;
- наличие отрицательных привычек (сосание соски, пальца, укачивание при укладывании);
- неумение занять себя игрушкой;
- несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков и др.
Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт которых был сужен до минимума (мама — ребенок, бабушка — ребенок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с чужими определяют характер поведения.
Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Такой ребенок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, льнет к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке. Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.В процессе общения ребенок познает окружающее, узнает, как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнает себя, границы своих возможностей. Поэтому, чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и, наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее. Общение ребенка связано с игрой, учебой, трудом, оно воспринимается как само собой разумеющийся процесс. Поэтому взрослые учат ребенка играть, учиться, трудиться и довольно редко учат умению общаться.
Родители должны понять, что общение как деятельность имеет свои этапы развития, и, формируя эту деятельность, необходимо их учитывать. В первые месяцы жизни для ребенка характерно эмоциональное общение. Он улыбается при виде взрослого, перебирает ручками, ножками, а чуть постарше — и протягивает ему ручки, как бы желая приблизиться к взрослому, получить от него внимание и ласку. Родители в ответ на это также улыбаются, используют интонацию, мимику, взгляд, выразительный жест, ласку, берут ребенка на руки — и этими средствами удовлетворяют потребность ребенка во внимании и доброте. Однако, полностью удовлетворяя потребности ребенка, родители часто считают, что и общение ребенка должно быть ограничено кругом семьи. Нередко они сознательно до мини-мума сужают его, перестают обращать внимание ребенка на других взрослых, а иногда формируют и отрицательное отношение к другим взрослым: «Вот дядя придет, тебя заберет!»; «Видишь, какая нехорошая тетя. Будешь плакать — отдам тебя ей!» и т. д. Отсутствие общения с другими людьми, отрицательная оценка их взрослыми, а иногда и отрицательный, опыт общения приводят к нежеланию и неумению ребенка устанавливать с ними контакт. Ограничение общения кругом близких отрицательно сказывается при поступлении ребенка в детское учреждение, обусловливает негативную картину его поведения, длительное, болезненное привыкание. Следовательно, родители должны стремиться помочь ребенку быстрее и раньше преодолеть страх перед незнакомыми взрослыми, способствовать развитию навыков общения. Для этого надо привлекать внимание ребенка к действиям взрослых и детей, совместно рассматривать результаты их действий, вызывать у него положительное отношение к их действиям, побуждать обращаться к постороннему взрослому: «Отнеси тете книжку», «Покажи дяде машинку». Можно предложить что-нибудь сделать всем вместе, похвалить ребенка, когда он осмелится обратиться к незнакомому лицу, и т. п. Если ребенок в первые минуты теряется, еще больше прижимается к маме, не надо настаивать, надо дать ему возможность освоиться, разглядеть незнакомого, а затем найти причину для совместного общения: предложить рассмотреть игрушки сына, дочки. Уже в конце первого года жизни у ребенка формируется действенная форма общения. Его интересуют игрушки, действия с ними, их свойства, и помочь их узнать, конечно, может и должен взрослый. Для этого он может использовать показ как самого предмета, так и действий с ним, сюжетный показ действий («Кукла Света умывается», «Кукла Света пьет чай» и др.). Необходимы и совместные действия ребенка и взрослого с той или иной игрушкой, неоднократное упражнение в действии, вовлечение в совместную со взрослым игру («Прятки», когда просто накидывается платочек или косынка на лицо играющего, а потом узнается, кто же там). Очень любят малыши подражательные действия: «Поклюем зернышки, как птички», «Полетаем, как воробушки», «Попрыгаем, как зайчики», движения под музыку. Совместные действия и движения с ребенком при положительном эмоциональном расположении к нему помогают установлению ситуативно-действенного контакта со взрослым, расширению опыта общения ребенка и формированию у него потребности в общении со взрослыми. При поступлении в детское учреждение такие дети быстрее начинают общаться с воспитателем, не проявляют негативизма. Овладение предметной деятельностью подготавливает ребенка к длительной самостоятельной игре. И на третьем году жизни он все чаще начинает заявлять «Я сам», в то же время, обращаясь к взрослому за разъяснением. Ответ, напоминание, указание взрослого на этой ступени развития деятельности общения удовлетворяют ребенка. Поэтому, если опыт общения у детей сравнительно широк и предметная деятельность развита в соответствии с возрастом, они спокойно входят в группу, самостоятельно выбирают игрушку, занимаются ею, умеют обратиться к воспитателю и выяснить желаемое. На основе опыта общения со взрослыми расширяется и круг общения со сверстниками. Игра с ними все больше и больше привлекает ребенка. И здесь родители должны показать ему пример общения, научить, как обратиться к другому ребенку, как поделиться игрушкой, как пожалеть плачущего, не обижать его и т. п. Правила взаимоотношений усваиваются труднее, чем бытовые, и в семье необходимо обратить на них особое внимание. Можно вовлекать ребенка в совместную со сверстниками игру во дворе, на площадке, в квартире. Можно использовать игры-инсценировки: «Как кукла Лена обращается с просьбой», «Как кукла Лена отдала свою игрушку девочке», «Как кукла Лена пришла в гости» и т.д. Действия, показанные в играх-инсценировках, закрепляются в игре ребенка, через упражнения в аналогичных действиях и поступках. В зависимости от уровня игры роль взрослого в формировании взаимоотношений ребенка со сверстниками меняется. Так, если ребенок только овладевает игровыми действиями, контакты его со сверстниками одномоментны и кратковременны. На этом этапе развития взаимоотношений родителям важно показать, как надо поступать в каждом конкретном случае (например: «А ты дай свою машинку Алеше». Скажи: «Играй, Алеша». Вот так. Молодец»).С развитием более устойчивой совместной игры следует обратить внимание на регулирование взаимоотношений детей («Игрушку отбирать нельзя», «Надо говорить:«Спасибо, Андрюша» и т. п.). В результате такого участия родителей дети быстрее овладевают нужной формой обращения с партнером, от игр с ребятами дома, в домашних условиях, легче и быстрее переходят к общению со сверстниками в детском саду. Научить ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми — важная задача при подготовке его к поступлению в детское учреждение. После оформления медицинских документов не рекомендуется приводить ребенка в детский сад на целый день. В первые дни пребывание в течение 1—2 ч в незнакомой обстановке уже для него является достаточно большой нагрузкой. Лучше согласовать время с воспитателем и приходить с ребенком в часы прогулок или в вечернее время, когда часть детей уже ушли домой и воспитатель может больше уделять ему внимания. В такие часы он сможет показать родителям и группу, где будет находиться ребенок, и спальную, и умывальную комнаты. Можно согласовать режим ребенка, рассказать больше о его привычках. В первые дни посещения недопустимо высказывать сожаления о том, что ребенка приходится отдавать в детский сад. Необходимо всем своим настроением, отношением к ребенку подчеркнуть, что ему бояться нечего, никто его не обидит. В часы присутствия в группе мама должна направить все внимание ребенка на окружающие предметы, игрушки, взрослых. А если она будет только вздыхать и еще крепче прижимать ребенка к себе, то только усилит его неуверен-ность, практически ее присутствие в группе не будет полезным.
Важное значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т. д. На это надо обращать в семье постоянное внимание. К концу первого года жизни ребенок должен уметь садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С 1 г. 2 мес. - уметь пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережевывать пищу, после еды задвигать свой стул. Он должен активно участвовать в раздевании, умывании. С 1 г. 6 мес. ребенок должен самостоятельно мыть руки, есть, соблюдать во время еды чистоту, пользоваться салфеткой, снимать расстегнутые и развязанные взрослым части своей одежды, называть одежду. К 2 г. он должен знать свое место за столом, место для полотенца и одежды, спокойно сидеть, тихо себя вести за столом, в спальне. Таковы требования программы «От рождения до школы», разработанной на научных основах.
Возраст от 2 до 4 лет считается оптимальным, т. е. наилучшим, для усвоения детьми навыков культурного поведения. Поэтому родителям необходимо создать соответствующие условия для их формирования, предъявлять единые продуманные требования, организовать так свое поведение, чтобы оно было достойным примером для подражания, обращая особое внимание на конкретность требований, их доступность, постепенное увеличение их содержания. На этом этапе важное значение имеет постоянное упражнение ребенка в осваиваемых действиях, поощрение за выполненное действие, положительная оценка. Очень трудно дается детям перенос сформированных навыков в новую обстановку. В связи с этим при поступлении в детское учреждение наблюдается временная их утрата. Поэтому необходимо не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать выполнение бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение. Дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы и навыки общения, и культурно-гигиенические, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.