Конспект комбинированного урока по истории. Культура Европы в XI–XVI вв. Культура раннего Возрождения в Италии.


Конспект комбинированного урока по истории.
Учитель: Семенова Анастасия Сергеевна
Класс: 6
Курс: История Средних веков
Тема: Культура Европы в XI–XVI вв. Культура раннего Возрождения в Италии.
Оборудование:
Учебник - История средних веков. 6 класс. / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, – М.: Просвещение, 2000.
Цель урока: описать культуру Возрождения в Италии и Западной Европе в XI—XV веках.
Смысловые единицы урока: Возрождение, «любители мудрости», гуманисты, Франчёско Петрарка, Джованни Боккаччо, Томмазо Перетунёлли, Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры»
План урока:
«Любители мудрости» и возрождение античного наследия.
Новое учение о человеке.
Воспитание нового чело¬века.
Первые гуманисты.
Искусство раннего Возрождения.
Этапы
урока Задачи Вопросы
Содержания Деятельность
Учителя Деятельность ученика
Требуемый результат
1.организационный момент Здравствуйте класс. Подготовьтесь пожалуйста к уроку. Ученики убирают с парт все лишнее.
2.Проверка домашнего задания Повторение пройденного материала Завоевание турками-османами Балканского полуострова 1)Назовите самое большое государство, отстоявшее свою независимость от Византии на Балканском полуострове в конце XII века.
2)Кто объединил турок и стал во главе государства в конце XIII века?
3)Когда и между кем произошла битва на Косовом поле?
4)В каком году и по вине кого прекратила свое существование Византийская Империя?
5)С каким событием это было связано?
1) Болгарское царство.
2) Князь Осман.
3) 1389 год. Большое войско османов обрушилось на Сербию. Решающая битва. Сербы проиграли.
4) В 1453 году. Из-за турок-осман.
5)Взятие Константинополя турками-османами в том же 1453 году под предводительством Мехмеда II.
3.Модуль актуализации Актуализировать новый материал и связать его с изученным раннее.
Итак, на прошлом уроке вы изучали завоевание турками-османами Балканского полуострова. Сегодня мы поговорим на более мирную тему «культура раннего Возрождения в Италии». Ученики слушают.
4. Изучение нового материала 1. На основе анализа фактов подвести учащихся к пониманию того, какие изменения происхоили в культуре, с чем это было связано и какие имело последствия. 1)Культура раннего Возрождения в Италии.
«Любители мудрости» и возрождение античного наследия».
Новое учение о человеке.
Воспитание нового человека.
Первые гуманисты.
Искусство раннего Возрождения.
1) В середине XIV века в Италии зарождается новая культура — культура Возрождения, которая распространится затем по всей Западной Европе. Эпоха Возрождения, когда развивалась эта культура, продлится до середины XVII века. Первые полтора ее столетия называют ранним Возрождением.
2) В XIV веке в богатых городах Италии появились люди, называвшие себя «любителями мудрости». Они преклонялись перед античной культурой и считали, что античность была «золотым веком», когда процветали науки и искусство, люди были доблестными и мудрыми. А потом, думали они, пришли варвары (готы), и воцарились невежество и жестокость. Варвары забыли прекрасную латынь и стали говорить на грубых наречиях. И вот теперь настало время возродить «золотой век» и соединить его античную доблесть с христианской верой. Свое время «любители мудрости» назвали эпохой Возрождения. Так впервые появилось представление о трех этапах мировой истории: Древности, Средних веках, Новом времени.
Так какой же период «любители мудрости» считали «темными веками»?
Мыслители Средневековья размышляли о Боге и божественном мироздании. Свои занятия они называли — «познание божественного». «Любители мудрости» стали изучать не только Библию, труды отцов церкви и книги античных писателей. Они все больше интересовались прошлым и настоящим своего народа, его нравами и обычаями, текущими событиями. Главное в сочинениях новых ученых — это интерес к человеку, его земной жизни. Свои занятия они назвали «студиа хуманитатис» — «познание челове-ческого» . Отсюда и второе название «любителей мудрости» — гуманисты. Их воззрения стали называть гуманизмом, эпоха Возрождения — это и эпоха гуманизма.
Гуманисты утверждали, что человек должен стать хозяином своей судьбы. Господь предоставляет людям выбор и помощь, и только от человека зависит, возвысится ли он до существа почти божественного или упадет ниже скотов.
Природные способности подобны зернышку, они заложены в нас при рождении. Величия достигает только тот человек, кто день за днем, год за годом неустанно выращивает это зернышко, трудится над собой, воспитывает и закаляет свой дух. Потому гуманисты (которые обычно были людьми деловыми — служили при правителях, торговали и т. д.) все свободное время посвящали «студиа хуманитатис» и созданию собственных новых трудов по истории, поэзии, философии, другим наукам.
Итак, считали ли гуманисты, что благородство зависит от происхождения?
Первым гуманистом называют итальянского поэта Франчёско Петрарку (1304—1374). Против воли отца Петрарка посвятил свою жизнь поэзии и философии. Эта история потом не раз повторится: многие гуманисты пойдут против воли своих консервативных и более практичных родителей.
Учеником и последователем Петрарки был писатель и ученый Джованни Боккаччо (1313— 1375). Лучшее и самое известное произведение Боккаччо — «Декамерон», книга, состоящая из ста новелл. В новеллах «Декамерона», шутливых и серьезных, грубоватых и утонченных, ярко и увлекательно изображен мир Италии XTV века.
В XV веке центрами культуры раннего Воз¬рождения стали Флоренция, Милан, Венеция, Неаполь, Рим. Из Италии идеи гуманистов распространялись в другие страны Европы.
В Средние века каждый человек должен был занимать свое место в зависимости от знатности, богатства, занятий. Теперь же в центре внимания оказалась личность человека, его индивидуальные, неповторимые свойства.
Художникам стал интересен реальный человек в его земной жизни. Большое распространение получает живописный и скульптурный портрет — индивидуальный или семейный, где изображены не боги, герои и святые, а современники из разных сословий. Благодаря таким портретам мы знаем реальный облик многих известных людей того времени.
Самый замечательный живописец раннего Возрождения — флорентиец Сандро Боттичелли (1445—1510). Самые известные картины мастера — «Весна» и «Рождение Венеры», которые исполнены наивной безмятежности, пленяют нежностью и изяществом.
Менялась архитектура итальянских городов. Готический собор вытянут по вертикали, он устремлен вверх, к Богу. Город Возрождения «горизонтален».
Макет записи в тетради
Сер. XIV (16) в. – культура Возрождения – до сер. XVII в.
XIV в. – появление «любителей мудрости» в Италии.
Представление о трех этапах мировой истории: Древности, Средних веках, Новом времени.
Ответ: Средние века.
«Любители мудрости» — гуманисты.
Возрождения — это и эпоха гуманизма.
Ответ: совсем наоборот.
5.Объяснение домашнего задания. Прочитать параграф 38 в учебнике и ответить на вопросы в конце параграфа устно. Записывают в дневники.