Статья История села Ольшанка

Мы с вами находимся на территории бывшей усадьбы Воейковых, где сохранилась совершенно не типичная для православной архитектуры церковь Воскресения Христа Спасителя с шестигранным правильным объемом. Здание состоит из шести внутренних столбов, сомкнутых арками и шестигранником наружных стен, соединенных с внутренней частью системой цилиндрических сводов. С восточной стороны к основному объему пристроена абсида, а с двух противоположных - симметрично шатровые башенки - колокольни.    Уникальная система отопительного устройства, расположенная в подвальном помещении, позволяла поднимать горячий воздух вверх по керамическим трубам - воздуховодам, встроенным в несущие столбы. Центральный объем церкви увенчан двенадцатигранным массивным барабаном, грани которого чередуются окнами с полукруглыми завершениями. Световые окна барабана были собраны из рам - решеток, причем стекла были вставлены разноцветные, что было характерным для многих храмов Тамбовской губернии. При такой расстекловке освещение в церкви было феерическим, отчасти напоминавшим витражи средневековой Европы. Боковые колокольни украшены типовыми русскими шатрами, покрытыми луженым железом "в шашку", как и центральная глава, увенчанная главками с вызолоченными крестами.
Обращает внимание своей необычностью и интерьер церкви. Легкая витая лестница вела на балкон, где размещались хоры. Под ярусом хоров, скрадывающего пространство, открывается высокий, освещенный верхними световыми окнами большого барабана центр здания. Пол, выполненный из наборного соснового паркета, состоял из двухаршинных квадратных щитов " на четыре карты". Следует заметить, что пол в центральном шестиграннике занижен по отношению к входам и плоскостям плинтусов на 16 сантиметров. Можно предположить, что подобное "занижение" создавало некие акустические эффекты. О техническом состоянии сооружения сейчас можно судить, к сожалению, только визуально.
Иконостас был развернут по ширине восточной стены. В интерьере главными являлись полотна «Тайная вечеря» и «Святое семейство» - работы Павла Петровича Чистякова.
После революции 1917 года некоторое время в церкви проводилась служба, но во время гражданской войны и после антоновского мятежа церковь закрыли.
Для церкви начались «черные» дни. В церкви устроили зернохранилище: телеги с зерном, а позже трактора въезжали прямо в зал через центральный и два боковых крыльца – скоро от них не осталось и следа, а ступеньки превратились в крошево.
Церковь открыли снова в конце 30 – годов, а во времена Н. С. Хрущева закрыли совсем и основательно.
Здание церкви, бесспорно, принадлежит к уникальным памятникам истории и культуры.
Начало строительства церкви связано с 1843 годом. В этот год хозяйка усадьбы Вера Николаевна Воейкова отмечала две важные семейные даты: замужество дочери Марии Алексеевны и 65 – летие со дня рождения мужа, умершего в 1825 году. Память о своих близких она и отметила закладкой нового храма.
Церковь построена по проекту архитектора Константина Молдавского. Строительством, которое завершилось в 1860 году, руководил профессор Роман Иванович Кузьмин.    Живописец и график К.А. Молдавский был не только учителем Марии Алексеевны, но и большим другом семьи Поленовых, поэтому его участие и авторство не могли быть явлением случайным. По академическим традициям середины XIX века при получении звания академика помимо живописных работ, представлялся проект храма, либо монастыря. Вероятно, проект ольшанского храма и был той самой презентационной работой будущего академика.
Алексей Васильевич выходец из дворян Орловской губернии. Родился он 9 декабря 1778 года в Санкт – Петербурге. Отец был офицером, и поэтому мальчик воспитывался в строгой семье, семье с военным уклоном. В 1796 году Алексей заканчивает Московский благородный пансион. В 1797 году Воейков поступил прапорщиком в Ярославский мушкетный полк и в 1799 году в составе корпуса генерала Римского-Корсакова участвовал в походе на Швейцарию. Сражения с турками, французами, шведами, служба при военном министре Барклае – де - Толли – такова его биография до Отечественной войны. За большую храбрость, проявленную в сражениях, Воейков получил в награду золотую шпагу с надписью «За храбрость». Всю свою оставшуюся жизнь Алексей Васильевич очень гордился ею, оборегая как зеницу ока. В 1812 году Воейков получил назначение командовать третьей бригадой 27 дивизии генерала Неверовского. В борьбе за Смоленск его бригада проявила стойкость и мужество. 24 августа накануне Бородинского сражения она защищала известный Шевардинский редут, куда, в первую очередь, Наполеон направил свои главные силы. В бородинском сражении бригада Воейкова защищала большую деревню Красное. После Бородинской битвы Воейков стал генерал-майором, а 6 августа 1813 года он отличился в бою под Кейзервальде, был ранен пулей в правую руку. За успешно проведенный бой генерал награждается золотой шпагой с бриллиантами. Это сражение стало для него последним. В возрасте 37 лет Воейков вышел в отставку.
Настало время подумать о создании семьи. Женой Алексея Васильевича стала дочь знаменитого поэта, архитектора, художника и ученого Львова – Вера Николаевна, детство которой прошло в доме самого Державина: Гавриил Романович приходился ей дядей по матери.
В 1815 году Воейковы покупают землю и большое поместье около села Старая Ольшанка Верхне – Шибряйской волости Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, где и становятся крупными помещиками. Известно, что усадьбой ранее владел помещик Кретов. Во владениях Воейковых были кирпичный завод и собственная кузница. Они увлекались коневодством, что вполне отвечало духу того времени. Также Воейковы владели более чем 200 десятинами земли и овчарным заводом. За ними числилось 200 душ крепостных.
В то время в имении был богатый парк с тремя прудами, обнесенными земляным валом. Дно у водоемов было выложено кирпичом с собственного завода. Барский дом насчитывал около 90 комнат. Стоял на поляне в окружении деревьев, недалеко от быстрой речки Шибряйки, за границами парка располагались конюшни.
Именно в Старой Ольшанке у Алексея Васильевича внезапно открывается поэтический дар. Позже его жена объясняла это обстоятельство тем, что Воейков был очень восприимчивым человеком, а восхитительная природа края повлияла на него таким образом, что открыла в мужественном, подчас даже суровом Алексее Васильевиче такой талант. Он стал публиковаться во многих литературных журналах.
Здесь же, в имении, у Воейковых родились два сына и дочь. Своих детей Воейковы хотели видеть высококультурными, всесторонне образованными людьми. У младшей Маши рано обнаружился талант к рисованию. Но женщины в то время не имели права обучаться в Академии художеств. Поэтому Мария брала частные уроки у академика живописи, пейзажиста и портретиста Константина Молдавского. Она хорошо усвоила уроки своего учителя, и достигла в графике высокого профессионализма.
В 1843 году Мария Алексеевна вышла замуж за археолога и библиографа Дмитрия Васильевича Поленова.
В Ольшанке проводили время и дети Поленовых – Василий, Елена и Вера. Василий и Елена впоследствии стали известными художниками. После смерти Веры Николаевны они приезжали в село к своему дяде Льву Алексеевичу, ставшему хозяином усадьбы.
Дом Воейковых украсился керамическими панно «Везувий», «Кремль» и «Озеро Сердитое», выполненными Еленой. Она написала много пейзажей деревни и ее окрестностей: «Баня в Ольшанке», «Колодец с журавлем», «Сенокос» и др.
Но особую известность получили «ольшанские картины Василия: «Старый дом в Ольшанке», «Деревенская улица», «Ранний снег», «Бабушкин сад». Здесь, в Старой Ольшанке многие истоки поленовского творчества. Летом 1877 года он пишет одну из наиболее лиричных пейзажных работ «Пруд в парке».
Истребление усадьбы Воейковых началось после революции. Хозяева покинули насиженное место, оставив после себя двухэтажный дом, ухоженный парк, пруд, уникальную церковь. Большая часть парка пошла на дрова. Церковная утварь, мебель, драгоценности из барского дома – все было растащено местными жителями и заезжими людьми.