Сценарий мероприятия: Песни, опаленные войной


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Принцевская средняя общеобразовательная школа»
города Валуйки Белгородской области
«Песни, опалённые войной»
(по мотивам музыкальной телепередачи «Угадай мелодию»).
Учитель музыки:
Шелаева Ольга Вячеславовна
2015 г.
Цель:
способствовать формированию чувства патриотизма, гражданственности, приобщению к культурному и историческому наследию нашей Родины.
Задачи:
обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся по теме: «Песни, опалённые войной»;
актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы: «Песни, опалённые войной»;
помочь осознать практическую и личностную значимость учебного материала;
содействовать осознанию ценности предмета «музыка»;
помочь учащимся осознать ценность деятельности учителя и ученика;
создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать прослушанную музыку;
обеспечить развитие у учащихся умений выделять главное;
создать условия развития у учащихся умений работать во времени;
содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию своей деятельности;
создать условия для развития у учащихся умения структурировать информацию;
обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
создать условия для развития у учащихся умений отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности;
обеспечить развитие у учащихся умений выделять узловые моменты своей или чужой деятельности;
воспитывать любовь и интерес к музыке Великой Отечественной войны.
Тип мероприятия: закрепление знаний и способов деятельности.
Вид мероприятия: игра.
Материально – техническое обеспечение: аккордеон, музыкальный центр, компьютер, проектор, экран.
Ход мероприятия:
1. Орг. момент.
2. Вступительное слово учителя.
«Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!»
(А. Твардовский, поэма «Василий Тёркин»).
Все песни, что были написаны до войны, и те, что родились в дни Великой Отечественной войны, были адресованы сердцу человека, отстаивавшего или отстаивающего честь и независимость своей Родины с оружием в руках. Как создавались эти песни? Каждая по-своему. Вспомним некоторые песни, созданные в 1941 – 1945 годах, известные во время войны всем и каждому и продолжающие свою жизнь по сей день. Слова этих песен, конечно же, всецело порождены войной, но на первом плане в них – не война, а тот мир, который они призваны спасти.
Правила игры.
Уважаемые учащиеся! Перед вами представлена таблица, в которой слева – категории, под номерами 1, 2, 3, а вверху – буквы: А, Б, В, Г. Под каждой буквой расположены цифры – баллы за правильно угаданное музыкальное произведение.
Вы сначала выбираете номер категории, а затем букву, далее звучит музыкальное произведение, которое вы должны угадать. За правильно угаданное музыкальное произведение вы получаете баллы, соответствующие данной категории и букве.
А Б В Г
1
5 15 10 20
2
10 10 5 10
3
5 20 15 5
3. Закрепление знаний и способов деятельности.
1 - А
Откуда эти строки?
«Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега…
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти четыре шага…».
«В землянке».
Слова А. Суркова, музыка К. Листова.
Исполнение песни учащимися.
За правильный ответ вы получаете 5 баллов.
1 - Б
О какой песне идёт речь?
Песня на стихи К. Ваншенкина и музыку композитора Э. Колмановского, посвящённая памятнику Советскому Солдату в болгарском городе Пловдив, как символу памяти всем Советским Солдатам, погибшим при освобождении Болгарии от немецко – фашистской оккупации во Второй мировой войне.
«Журавли».
«Заветный камень».
«Алёша».
Исполнение песни учащимися.
За правильный ответ вы получаете 15 баллов.
1 - В
Откуда эти строки?
«Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла…».
«Катюша».
Слова М. Исаковского, музыка М. Блантера.
Исполнение песни учащимися.
За правильный ответ вы получаете 10 баллов.
1 - Г
О какой песне идёт речь?
Песня была частью сюиты, написанной композитором А. Новиковым и поэтом Я. Шведовым. В ней воспевалась девушка – партизанка времён гражданской войны. Но была воспринята, как песня о тех, кто героически боролся за освобождение многострадальной молдавской земли в Великую Отечественную войну.
«Катюша».
«Смуглянка».
«Женька».
Исполнение песни учащимися.
За правильный ответ вы получаете 20 баллов.
2 - А
Откуда эти строки?
«Там врагу заслон поставлен прочный,
Там стоит отважен и силен
У границ земли дальневосточной
Броневой ударный батальон…».
«Три танкиста».
Слова Б. Ласкина, музыка Б. Покрасс.
Исполнение песни учащимися.
За правильный ответ вы получаете 10 баллов.

2 - Б
О какой песне идёт речь?
«Стихи написаны на Каме, - вспоминал о рождении этой песни Михаил Исаковский, - когда шёл второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть – чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи композитору Матвею Блантеру…»
«Прощайте, скалистые горы».
«Соловьи».
«В лесу прифронтовом».
Исполнение песни учащимися.
За правильный ответ вы получаете 10 баллов.
2 - В
Вы получаете + 5 баллов.
2 - Г
Откуда эти строки?
«Ночь коротка,
Спят облака,
И лежит у меня на ладони
Незнакомая ваша рука…»
«Случайный вальс».
Слова Е. Долматовского, музыка М. Фрадкина.
Исполнение песни учащимися.
За правильный ответ вы получаете 10 баллов.
3 - А
О какой песне идет речь?
«… … - это песня – воин, песня – полководец». Её слова были опубликованы в газете «Известия» через два дня после начала войны – 24 июня 1941 года. А 27 июня песня была впервые исполнена на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны.
«Песня о Москве».
«Священная война».
«Катюша».
Исполнение песни учащимися.
За правильный ответ вы получаете 5 баллов.
3 - Б
О какой песне идёт речь?
«Тогда, казалось, что всё, что можно написать о войне, уже написано, - вспоминает о времени создания песни Л. Ошанин, - И мы с Новиковым, в частности, написали немало военных песен. Увлекала нас тема, которая была сформулирована скупо: «Под стук колёс», а в скобках стояло – «Солдаты едут на фронт»».
«Дороги».
«Баллада о солдате».
«Огонёк».
Исполнение песни учащимися.
За правильный ответ вы получаете 20 баллов.
3 - В
О какой песне идёт речь?
Битва под Москвой – первое победоносное сражение Великой Отечественной войны. Здесь, в суровых снегах Подмосковья, родилась знаменитая песня композитора К. Листова на слова поэта А. Суркова…
«Тёмная ночь».
«В землянке».
«Синий платочек».
Исполнение песни учащимися.
За правильный ответ вы получаете 15 баллов.
3 - Г
Вы получаете + 5 баллов.
4. Итог.
5. Рефлексия.
6. Список песен для пения и слушания.
1.«В землянке». Слова А. Суркова, музыка К. Листова.
2. «Алёша». Слова К. Ваншенкина, музыка Э. Колмановского.
3. «Катюша». Слова М. Исаковского, музыка М. Блантера.
4. «Смуглянка». Слова Я. Шведова, музыка А. Новикова.
5. «Три танкиста». Слова Б. Ласкина, музыка Б. Покрасса.
6. «В лесу прифронтовом». Слова М. Исаковского, музыка М. Блантера.
7. «Случайный вальс». Слова Е. Долматовского, музыка М. Фрадкина.
8. «Священная война». Слова В. Лебедева – Кумача, музыка А. В. Александрова.
9. «Дороги». Слова Л. Ошанина, музыка А. Новикова.
10. «В землянке». Слова А. Суркова, музыка К. Листова.
Литература:
Дети на войне [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.world-war.ru/printer_443.html, свободный. Загл. с экрана.
Дети – герои войны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.informatics.ru/mshp/works/heroies_gpw/kotik.htm, свободный. Загл. с экрана.
История песни «Катюша» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.historyonesong.com/2009/09/katyusha_1/, свободный. Загл. с экрана.
История создания песни «В землянке» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://muzruk.info/?p=1140, свободный. Загл. с экрана.
История создания песни «Алёша» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://muzruk.info/?p=823, свободный. Загл. с экрана.
Литературно-музыкальная композиция "И помнит мир спасенный…" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/582896/, свободный. Загл. с экрана.
Литературно-музыкальная композиция "Песня на войне" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/604650/ , свободный. Загл. с экрана.
Рассказ танкиста: Баллада [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.a-pesni.golosa.info/ww2/oficial/rassktank.htm, свободный. Загл. с экрана.
«Так рождались эти песни» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://karnilin.ru/?p=490, свободный. Загл. с экрана.
Энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki, свободный. Загл. с экрана.