Сценарий внеклассного мероприятия Что в имени тебе моем… (5 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Веневская средняя школа № 2»


Открытое
внеклассное мероприятие
«Что в имени тебе моем»


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Мероприятие подготовила и провела
классный руководитель 5 Г класса
Ермакова Елена Валерьевна



Венев, 2015
Тема: Что в имени тебе моем...

Дата проведения:
Цели: дать представление о ценности имени человека и рассмотреть его как часть культурного наследия человечества; духовно-нравственное воспитание школьников посредством семейных традиций, ценностей, культурного наследия прошлого.
Задачи: - познакомить детей с историей возникновения имен;
- на доступном уровне показать влияние на этот процесс различных культур, влияние отдельных эпох;
- воспитывать бережное отношение к семейным ценностям и наследию прошлого.

Формы работы: беседа с демонстрацией слайдов, драматизация, элементы игры.
Методы: репродуктивный, диалогический, монологический, частично-исследовательский.

Системность: плановое открытое мероприятие.

Место проведения: тематически оформленный классный кабинет.

Контингент: учащиеся 5 класса.

Оборудование и технические средства: презентация, ТСО.

Предварительная подготовка: микроисследования «Что значит мое имя», исследование-опрос на тему: «Почему вас так назвали?», создание слайд-шоу, сопровождающего все мероприятие.


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Орг. момент (начало показа презентации – Приложение №1).

Исполнение песни «Гимн 5Г класса» (Приложение №2).

Вступительная часть.

Учитель:
- Сегодня у нас необычный день - праздник имени! У каждого из нас есть прекрасное имя, но не каждый знает его значение. Сегодня нам предстоит раскрыть тайну наших имен! Что же такое имя: набор звуков, который отличает одного человека от другого или у имени есть свое значение и свой смысл? Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся с вами в путешествие, а начнем его со сказки.

Сценка №1 из сказки Л.Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»

Комар: Надеюсь, вы не намерены потерять свое имя!
Алиса: Конечно, нет.
Комар: Не знаю, не знаю. Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: «Иди к доске», - и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы, разумеется, сможете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там!
Алиса: Ничего из этого не выйдет, и все равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Если учительница забудет, как меня зовут, она скажет: «Эй, ты!», или «Эй!», или еще как-нибудь.

Учитель:
- Ребята, угадайте, из какого произведения эта сценка. Конечно же, из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье».
Мы живём в мире имён. Недаром ещё Гомер в «Одиссее» писал:

«Между живущих людей безымянным никто не бывает
Вовсе; в минуту рожденья каждый, и низкий, и знатный,
Имя своё от родителей в сладостный дар получает»

Как вы думаете, какое слово мы слышим за свою жизнь чаще других?
Подготовленные ученики читают стихотворение С.Я.Маршака.
Имена, имена, имена... В нашей речи звучат не случайно. Как загадочна эта страна, Так и имя - загадка и тайна. В этой жизни, а может быть, в той, Под земною звездой и небесной Охраняет любого святой, Не для каждого, впрочем, известный. Посреди разоренной земли На ветру разгорелась рябина. В сентябре прозвучит Натали, В октябре отзовется Марина. И осыплется с веток листва, Не убавить уже, не прибавить. Имена ведь - не просто слова, А почти воплощенная память. Ради вечной надежды своей Вспоминайте судьбою хранимых, Имена самых верных друзей, Даже боль приносивших любимых... Имена, имена, имена –  В этой жизни звучат не случайно. Как загадочна наша страна, Так и имя - загадка и тайна.

Учитель:
- Да, действительно, ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя. Каждому хочется, чтобы его имя звучало красиво, чтобы оно ласкало слух, звучало как музыка, как легко дующий ветерок, как шелест листочков.
О роли имени говорят и русские народные пословицы, послушайте:
В лицо человек сам себя не признает, а по имени знает.
С именем Иван, а без имени болван.
Без имени ребенок - чертенок.
Хорошо там и тут, где по имени зовут.

Имя имеет смысл!

Викторина «Знакомы ли вам имена литературных героев?»

Учитель:
- Отгадайте загадку.
Лечит он мышей и крыс,
Крокодилов, зайцев, лис,
Перевязывает ранки
Африканской обезьянке.
И любой нам подтвердит:
Это – доктор
Дети: Айболит.
Учитель: Посмотрите, если имя доктора разделить на две части, то мы увидим, что оно произошло от двух слов. Каких?
Дети: Ай и болит.
Учитель: Объясните название имени доктора.
Дети: Когда к доктору приходят звери, они жалуются ему на свое здоровье.
Учитель: Смысл имени в том, что оно показывает профессию героя сказки.
Учитель: А теперь я вам предлагаю отгадать еще одну загадку.
Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг – только грязь и зола.
А звали красавицу
Дети: Золушка.
Учитель: Какое слово помогло вам отгадать имя девочки? На что указывает это имя?
Дети: Имя Золушка произошло от слова «зола». Имя указывает на род занятий героини сказки: она занималась грязной работой (мыла, стирала, убирала). А еще имя указывает на внешний вид: одежда девочки от грязной работы быстро пачкалась.
Учитель:
В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен,
Занят разными делами,
Лишь учиться ему лень.
Он – художник знаменитый,
Он – известный всем поэт,
Замечательно воспитан,
Очень модно он одет.
Кто он, быстро отгадай-ка!
Как зовут его?...
Дети: Незнайка.
Учитель: За какое качество Незнайка получил свое имя?
Дети: Невежество, нежелание учиться.
Учитель: Итак, имя может обозначать и качество личности, и его характер.

Почему вас так назвали?
Ученик 1. Что имя – звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья,
Конечно, нет.
И в именах есть тайна,
И таинство есть имя нареченье.
Ученик 2. И вот мы сами, силами своими,
Осознаем в начале нашего века:
Не человек себе находит имя,
А имя выбирает человека.

Учитель: У каждого из присутствующих есть имя. А зачем оно нам? Зачем люди дают друг другу имена?
Ученики: Имена даются для того, чтобы отличать друг друга.
Учитель: Ученики нашего класса провели небольшое исследование-опрос на тему: «Почему вас так назвали?». Предлагаю заслушать их выступление.

Ученик 3:
Мы решили выяснить, какие имена самые популярные в классе и по какой причине каждый получил свое имя.
Оказалось, что самыми популярными в нашем классе являются имена: Екатерина (3 человека), Данила (2 человека), Николай (2 человека). Есть в классе ребята и с очень редкими именами, например, Карина, Рашад. Такие имена в нашей школе среди пятиклассников больше не встречаются.
Оказалось, что 9 имен наши одноклассники получили благодаря выбору мам и пап, 4 человека назвали в честь бабушек или дедушек, еще 3 - в честь известных людей, киногероев или в связи с какими-то интересными событиями, а 5 человек получили свои имена по «святцам». Значит, источников имен очень много.

Частушки (Приложение №3)

Учитель: А сейчас мы послушаем веселые частушки, в которых встретятся имена учеников нашего класса.

1. На уроке Коля с Сеней
Толковали о футболе.
Забивали вместе гол,
Получили вместе кол.

2. Христя мучила расческу
В классе делала прическу.
Мучила-то мучила,
Да получилось чучело.

3. А с Кириллом-забиякой
Интересный случай был:
Он полез с Кариной в драку
И по шее получил.
4. Запевают в роще сойки,
Щелкают тетерки,
Одолели Катю двойки!
Где же вы, пятерки?

5. На горе стоит осина,
Под горою - вишня.
Дробь на дробь делил Максим -
Ничего не вышло.

6. Поленился утром Вова
Причесаться гребешком,
Подошла к нему корова,
Причесала языком!

7. Даже в Лизин день рожденья
Владик по привычке
Лизу вместо поздравленья
Дернул за косичку.

8. Коля очень громко лает,
Коля очень твердо знает:
Тот, кто громче скажет «Гав»,
Тот всегда и будет прав.

9. Тряс и тряс портфель Рашад,
Чтоб найти тетрадки.
Но тетрадки каждый раз
С ним играли в прятки.

10. Софья смотрит на задачу
И бормочет чуть не плача:
«Доведут до ручки
Эти закорючки!»

11. Я куличик испекла,
Угостила Даню.
Он за это показал
Мне жука в стакане.

12. Сидит Дима на уроке,
Ковыряется в носу.
А козявка отвечает:
- Все равно не вылезу!

13. Трень брень дребедень!
Выступали б целый день!
Нам учиться неохота,
А частушки петь не лень!

- Ну как, ребята, узнали вы себя в этих частушках?
У каждого имени есть своя история и родина!
Учитель:
Имена людей – это часть истории народа. В именах людей отражаются быт, вера, надежды, фантазии, творчество народа. Попытаемся раскрыть богатство имён, показать их возникновение и развитие, их связь с жизнью народа, историей и культурой. Раскроем смысл наших имен через их значение.
В далёком прошлом не существовало разделения на имена собственные и нарицательные. Первоначально в личных именах закреплялись какие-то отличительные черты называемого или что-либо из окружающего мира, так же закреплялись слова, отражающие трудности и даже отношение родителей к ребёнку. Эти имена первичные и возникать они могли каждый раз из любых слов. Мы с вами можем придумать первичных имён очень много. Однако с течением времени к таким именам возвращались, повторяли в честь предков или уважаемых людей, и они переходили в разряд собственных имён. Так появились имена у большинства народов.
Начнем открывать тайны наших имен. Для этого нам необходимо отправиться в далекое путешествие на «машине времени». Почему так далеко? Потому что наши имена пришли к нам из далекого прошлого из древних стран.
Начнем наше путешествие с Древней Иудеи. Это родина имен Елизавета и Данила. Попросим жительницу Древней Иудеи рассказать нам о традициях имени в этой стране.

Ученица в костюме жительницы Древней Иудеи:
В древнейшие библейские времена выбор имени новорожденного обыкновенно принадлежало матери.
В Древней Иудее выбор имени для новорожденного было делом очень ответственным. Имя должно соответствовать особенностям души человека, и поэтому, когда родители выбирают имя своему ребенку, Бог посылает им свыше пророческое наитие. Имя считалось отпечатком личности человека!
Некоторые имена были связаны со временем рождения ребенка, личными качествами младенца, названием отдельных предметов.
Некоторые современные имена, которые дошли до вас имеют религиозное значение. Имена Даниил и Елизавета - библейские. В Библии имя совсем не было случайным; имя определяло место, которое должен занимать в мире его носитель: первоначально имя, данное ребенку при рождении, обозначало его судьбу или будущий род деятельности.

Учитель: Как можно объяснить имена наших учеников?
Ученица в костюме жительницы Древней Иудеи:
Елизавета - почитающая Бога;
Даниил - Божий суд.
Учитель: Что в Древней Иудее стало основой для именования детей?
Ученики: Религия, вера в бога.

Загадки
Я приготовила для вас загадки с именами. Я буду читать их, а вы – разгадывать.

У маленькой Катюшки Под бережком сидит Тарас-
Уселся на макушке Громко он кричать горазд. (лягушка)
Не мотылек, не птичка -
Держит две косички. (бант) Рыжие Витали
По щелям удрали. (тараканы)
Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (береза) Стоит Филат,

· На нем сто лат. (капуста)
Стоит Егорка
В красной ермолке, Желтый с черненьким Демид
Кто ни пройдет, Весь день на солнышко глядит. (подсолнух)
Всяк поклон отдает. (земляника)
Стоит Антошка
На красной поляне На одной ножке,
Красуется Татьяна; Сам маленький,
Сарафанчик аленький Шляпа большая. (гриб)
Да в белые крапинки. (земляника)

Учитель: Чтобы узнать все тайны наших имен, пора отправляться дальше в путь. Впереди Древняя Греция. О тайне каких имен нам поведает эта страна?
Ученики читают: Ангелина, Христина, Екатерина, Полина, Софья, Николай, Кирилл и Дмитрий.
Учитель: Приглашаем жителя Древней Греции рассказать о традициях имени его древней страны.

Ученик в костюме жителя Древней Греции:
Древние греки давали ребенку имена богов и героев, надеясь, что ребенок будет пользоваться их благосклонностью и унаследует их качества и судьбу. Но называть детей похожими именами было нельзя, поэтому для повседневного обращения к богам использовали их культовые имена или соимена, которые тоже превратились в имена. Например, Виктор – победитель, Максим – величайший. Этими словами называли Зевса. Марс носил лавровую ветвь, отсюда и пошло имя Лавр.
Детям давали имя, связанное с каким-либо обстоятельством или характерной чертой. В дальнейшей, подрастая, почти каждый грек получал ещё и прозвище благодаря каким-либо особенностям своего характера или внешности.

Учитель: Не мог бы ты нам рассказать о тайне имен наших учеников?
Ученик в костюме жителя Древней Греции:
Ангелина – ангельская, чистая, непорочная;
Христина - посвященная Христу;
Екатерина - чистая, почитающая Бога;
Полина – освобожденная;
Софья – мудрая;
Николай – победитель народов;
Кирилл - повелитель;
Дмитрий - относящийся к Деметре.
Учитель: Какие тайны жизни греков раскрыли значения имен? Какие качества ценились в Древней Греции?
Ученики: Женщина должна была почитать Бога, быть богобоязненной, а у мужчины ценились стремление к победе, стойкость, здоровье, сила.

Пословицы и поговорки
Следующее задание будет такое. На столе разложены листочки с пословицами и поговорками. Возьмите каждый по одной и попробуйте растолковать их значение.
Где робкий Семен, там враг силен.
На бедного Макара и шишки валятся.
Вчера Макар грядки копал, ныне Макар в воеводы попал.
Знают Фоку и сзади и сбоку.
Не стоит гроша Пахом, а смотрит пятаком.
С именем – Иван, без имени – болван.
Хитрый Митрий, да и Иван не дурак.
Люди с базара, а Назар на базар.
Наш Филат не бывает виноват.
Загонят, куда Макар телят не гонял.
У всякого Федорки свои отговорки.
Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.
У нашего Васеньки про все побасенки.

Учитель:
Мы возвращаемся на родину из дальнего странствия, но не потому, что закончилось наше путешествие, а потому, что нам нужно разгадать тайну еще нескольких имен.
Имена Владимир, Владислав и Светлана – древнерусские или славянские. О тайнах, которые скрываются за этими именами, нам расскажет житель Древней Руси.

Ученик в костюме жителя Древней Руси:
В Древней Руси ребенку давали народное имя. Часто малыша нарекали именем, производным от количества детей в семье; от цвета его волос и кожи. Имена придумывались и по другим внешним признакам - росту, особенностям телосложения и проч. Нередко ребенка называли в зависимости от какой-то заметной черты его характера или отношения к нему в семье.
На Руси существовала и другая традиция: новорожденному родители давали имя, которое было настоящим, – его знали родители, крестные и особо близкие люди. В нем соединялись пожелания младенцу, надежды и чаяния родителей, оно отражало любовь к ребенку и желание ему счастья. Затем ребенка заворачивали в рогожку и выносили за порог, как бы демонстрируя нечистой силе, что нашли подкинутого младенца, который не особенно нужен. И нарекали его таким именем, которое отпугнуло бы нечисть и усыпило ее внимание. «Зовут Зовуткою, а величают уткою». Это обозначает, что назвать собственное имя незнакомому человеку считалось опасным. А вдруг незнакомец являлся колдуном, который мог во зло использовать знание имени. Давая ребенку неблагозвучное и отталкивающее имя, надеялись, что злые силы не станут себя утруждать причинением вреда недостойному, а также невзрачное имя не вызовет зависти богов.
С возникновением христианства имена могли указывать на добродетели, какой-то род занятий, особенности характера и на многое-многое другое. Родители желали, чтобы их чадо походило на древних героев, богов, желали через имя привлечь на ребенка благословение неведомых высших сил.
Учитель: А что означают имена наших учеников?
Ученик:
Владимир - владеющий миром;
Владислав - владеющий славой;
Светлана – светлая.

Литературно-музыкальная композиция
Чтецы:
1. О, русских женщин имена -
Бушующая сила.
Какая светлая страна
Их к жизни породила.
2. Здесь и Людмила, и Любовь,
Светлана, Вера, Ольга
Какая ширь, какая новь!
Какой простор раздольный!  3. Далекой веет стариной,
Воинственною славой
От тех, кто назван Волохвой
Надеждой и Любавой.
4. Им ясность наших рек дана,
Безмерность нашей силы.
О, русских женщин имена!
Вы – вещий свет России!
Ведущий 1: Много прекрасных слов посвящено женщинам, женским сердцам.
Ведущий 2: Но мы хотим раскрыть историю трех женских имен. Как вы думаете, каких?
Ведущий 1: Да, именно трех святых имен – Вера, Надежда, Любовь. А кто из вас знает, почему эти три имени считаются святыми?
Гаснет свет, входят одетые в белое девушки, в руках у каждой горящая свеча. Они идут в сопровождении палача. Проходят в центр сцены и садятся на колени, склонив головы.
Чтецы:
1. Это имена трех сестер родом из легендарной семьи мучениц. Они жили в Италии. Их мать была благочестивой вдовой-христианкой. Как вы знаете из истории, раньше людей изгоняли из-за веры, изгоняли из городов, селений, казнили, сжигали на костре.
2. Трагедия произошла в 137 г. До новой эры в Риме. Императором был тогда Андриан. Его наместник Антиох донес императору о святом семействе. Тот повелел привести Софию с дочерьми в Рим. Юных дев (Вере было 12 лет, Надежде – 10, Любови - 9) убеждали принести их в жертву богине Артемиде, отречься от Иисуса Христа. Но они остались непреклонны.
3. Тогда их обрекли на мучительные пытки, истязания. А их мать Софию заставили смотреть на мучения дочерей.
(Входит мать и бросается в ноги палачу с просьбой пощадить невинных дочерей.)
Вера, Надежда и Любовь так и не отреклись от Иисуса Христа, за что были обезглавлены. (Палач поочередно подходит к девушкам, взмахивает топором. Девушки гасят свечи. Раздаются рыдания матери.)
4. Мать отвезла их тела за город и с почестями похоронила. Три дня и три ночи София просидела и промолилась у могил своих дочерей, после чего сама скончалась. Мощи святых мучениц с 777 года покоятся в Эльзасе.
Звучит композиция «Вера, Надежда, Любовь» (Приложение №4).
Зажигается свет. Все встают и кланяются.

Учитель: А теперь давайте поиграем. Внимательно посмотрите на фотографии и скажите, как могли называть этих детей в Древней Руси?
Девочка со светлыми волосами?
Учитель: Правильно, Светлана.
Мальчик, который любит прыгать?
Учитель: Правильно, Прыгунок.
Любитель мяса?
Учитель: Правильно, Мясоед.
Мальчик, родившийся третьим в семье?
Учитель: Правильно, Третьяк.

Учитель: У нас на сегодня осталась последняя неразгаданная загадка, а откроют нам тайну своих имен Максим, Арсений, Карина и Рашад.
Ученики:
Максим (лат.) – «величайший»;
Арсений (визант.) – мужественный;
Карина (международ.) – вперед смотрящая;
Рашад (араб.) – идущий правильным путем.

Игровой момент
Послушайте скороговорки, в которых упоминаются старинные сокращенные имена и, если догадаетесь, назовите полное имя.
У Сени и Сани в сетях сом с усами. (Семен, Александр)
Дали Грише простокваши, а Глаше – каши. (Григорий, Глафира)
Валин валенок провалился в проталинок. (Валентина)
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки. (Тимофей, Трофим)
Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку. (Валерий, Валентина)
Съел Слава сало, да сала было мало. (Вячеслав)

Скороговорки
А сейчас - конкурс «Кто кого перескороговорит?» На столе разложены листочки с написанными на них скороговорками, выбирайте, кому какая нравится.

Боря Ире дал ириску, Все бусы склевали по бусинке гуси.
Ира Боре – барбариску.
Марина грибы мариновала,
В аквариуме у Харитона Марина малину перебирала.
Четыре рака да три тритона.
Приготовила Лариса
Варя варит, Жора жарит, Для Бориса суп из риса.
Петя песенки поет. А Борис Ларису
Угостил ирисом.
Взял Валерка тарелку,
Взял Валерка поднос. Прохор ехал в Харьков,
Мне тарелку Валерка Захар из Харькова.
На подносе принес.
Саша шла по шоссе и сосала сушку.
Вася косит косилкой свежий овес.
Саша шустро сушит сушки.
Купила Марусе бусы бабуся. Саша высушил штук шесть,
На рынке споткнулась бабуся о гуся. И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.

Филипп к печке прилип, Цыплята просят проса.
Михаил играл в футбол, Цыплятам на подносе
Он забил в ворота гол. Выносит просо Фрося.
Все косы Фроси в просе.

- Молодцы, ребята, все справились с заданием.
Что в имени тебе моём? (заключение)
Сценка №2 из сказки Л.Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»

Алиса: Меня зовут Алиса, и я
Шалтай: Какое дурацкое имя! Что оно означает?
Алиса: Разве имя должно что-то означать?
Шалтай: Вне всякого сомнения. Лично мое имя указывает на ту хрупкую форму, которая мне присуща. Потрясающая форма! А с таким именем, как у тебя, можно оказаться какой хочешь формы

Учитель:
Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.
«Проститься» с именами мы хотели бы стихами, где находим глубокие мысли о воплощенном имени.

Подготовленный ученик читает стихотворение А.С.Пушкина.

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, блеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мёртвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Что в нём? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных,
Но в день печали, в тишине
Произнеси его, тоскуя:
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я.

Показ видеоролика «Что в имени тебе моем» (Приложение №5).

Учитель:
И последнее на сегодня задание. Каждый из вас возьмет сейчас листочек бумаги, ручку и напишет своему соседу по парте все формы его имени. Например, Света - Светочка – Светуля – Светик – Светлана – Лана и т.д. А затем каждый получит свои имена в подарок.

Звучит аудиозапись песни «Позови меня тихо по имени» в исполнении группы «Любэ» (Приложение №6).
Учитель:
Уверена, вы легко справились с заданием. А сейчас каждый подарит своему соседу его же имена.
Храните, ребята, свое имя, честь, человеческое достоинство. Храните память о своих предках. Совершайте благородные поступки во имя людей, во имя добра, чтобы сохранить навсегда свое доброе, честное имя.
























Литература
1. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. – Л., Лениздат, 1985.
2. «Введение в историю» книга для учителя. Саплина Е.В., Саплина А.И.
3. Справочник классного руководителя (1-4 классы)/ Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2005.