Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма (с применением технологии критического мышления)Чичиков 19-21. Нам бы про душу не забыть…


Автор Гайдакова Елизавета Павловна
Г. Петропавловск-Камчатский
МБОУ «Средняя школа № 15»
Предмет Литература
Класс 9
Тема урока Чичиков 19-21. Нам бы про душу не забыть…
Тип урока РР. Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма (с применением технологии критического мышления)
Время 45 минут в классе, знакомом с технологией проведения мастерских, 90 минут – в неподготовленном классе
Планируемые образовательные результаты:
личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувств любви, уважительного отношения к русской литературе;
метапредметные: понимать проблемы, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; самостоятельно организовывать работу в группе, брать на себя инициативу в организации совместной работы; участвовать в коллективном обсуждении проблем; владеть монологической и диалогической формами речи;
предметные: анализировать литературное произведение, понимать пафос произведения, формулировать собственное отношение к произведению и его героям, писать сочинение на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия Формируемые умения (УУД) Промежуточный контроль
1 2 3 4 5 6 7
1.Стадия вызова (индуктор). 1.1.Мотивирование учащихся на дальнейшую деятельность. Подготовка учащихся к работе на мастерской, обращение к жизненному опыту, работа с ассоциациями. -Здравствуйте, ребята! думаю, что наш урок пройдет в располагающей к общению душевной обстановке.
-Напишите: «Душа – это…» Сформулируйте словом, словосочетанием, предложением.
-Подумайте, какой звук, цвет, жест соответствует этому понятию.
-О чем пойдет речь сегодня на уроке? (О душе.) Тема сегодняшней мастерской – «Нам бы про душу не забыть…» Работают с заданием в группах (3 группы) Групповая Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу, устанавливают причинно-следственные связи через анализ и сравнение; личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; коммуникативные: формулируют и обосновывают свои мысли, общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией. Устные ответы с обоснованием представителей каждой группы.
1.2.Опора на личный опыт и связь с дельнейшей деятельностью. Постановка вопросов, на которые обязательно надо найти ответ. -Запишите вопрос, на который бы вы хотели получить ответ в ходе урока.
-Зачитайте свои вопросы. Если вам понравился вопрос товарища, вы можете его записать. Работают индивидуально, обдумывают и записывают вопрос(ы). Индивидуальная. Коммуникативные: формулируют и обосновывают свои мысли, личностные: устойчивый познавательный интерес. Все вопросы зачитываются.
1.3.Актуализация знаний. Обращение к полученным ранее знаниям и к жизненному опыту учащихся. -Придумайте эпиграф к уроку. Работают с заданием в группах. Обсуждают, вспоминают известные высказывания о душе или придумывают свое высказывание. Записывают на листах.
Групповая. Познавательные: систематизируют знания, коммуникативные:
общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.Листы с эпиграфами вывешиваются, представителями от групп объясняются, выбирается наиболее удачный.
2.Смысло-вая стадия 2.1.Деконструкция и реконструкция на основе частичного сопоставительного анализа героев произведений Н.Гоголя и М.Булгако-ва. Воспроизведение ранее изученного, сопоставительный анализ, применение знаний в новых ситуациях. Эвристическая беседа. -Вами прочитаны произведения Н.В.Гоголя и М.А.Булгакова, их анализом мы занимались на предыдущих уроках. Я предлагаю вам рассмотреть высказывание В.В.Кожинова: «Чичиков по-настоящему сильная личность, что особенно ярко раскрывается в заключительной главе «Мертвых душ».
-Докажите правильность\неправильность высказывания.
-Составьте кластер «Чичиков 19 века» - «Чичиков 20 века».
-Качества, которые вы записали, свойственны сильной личности? (Да.)
-Есть у героя слабое место? Где оно? (Отсутствие души.)
-Прав ли В.Кожинов? Что бы вы изменили в высказывании? (Опустить слово «по-настоящему».)
-В чем особенность образа Чичикова? (Противоречивость образа.) Обдумывают ответы на вопросы, работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Фронтальная, индивидуальная.
Групповая. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания; личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация. Устные ответы, заполнение кластера на интерактивной доске (обычной доске, листе ватмана…)53019111270590060782993458647003493455307040817300165662857300160433939730016132581886427-5214886226910397300160-4732469358747003335703720в
020в
2486535703719в
019в
Составление кластера
234950-63500
24765565150
2.2.Социа-лизация. Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. -Инсценируйте ситуацию на тему «Чичиков 21 века». Во время просмотра инсценировок группы должны приготовить толстые и тонкие вопросы к выступающему.
-К какому выводу пришли? (Вечный образ.) Работают в группах. Разрабатывают ситуацию, в которую мог попасть современный Чичиков. Групповая. Регулятивные: оценивают свою работу и работу товарищей, исправляют и объясняют ошибки, контролируют учебные действия; познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности; коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах с у чётом учебно-познавательных задач.Инсценирование: групповая разработка, индивидуальное представление. Работа с тонкими и толстыми вопросами от групп для уточнения информации.
2.3.Обращение к новой информации. Обобщение и систематизация знаний. -Как вы думаете, применимо ли утверждение из Библии о том, что мёртвой души быть не может, так как она бессмертна, к произведениям Гоголя и Булгакова?
-Категоричны ли писатели в душевном омертвлении своих героев? (Нет, шанс остаётся.) Обдумывают ответы на вопросы, работают с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Фронтальная, индивидуальная. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Устные ответы.
2.4.Итоговая социализация. Обобщение полученных на уроке сведений. -Напишите синквейн, в котором первое слово - ДУША, 4я строка – вопрос, заданный одним учеником из группы. В группах составляют синквейн, выбирая наиболее удачные строчки участников группы. Групповая. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах с учётом учебно-познавательных задач; личностные: понимают значение моральных качеств человека. Синквейны зачитываются, обсуждаются.
3. Рефлексия. Письменная работа. -В качестве эпиграфа к вашим творческим работам предлагаю взять слова самого Н.В.Гоголя: «Будьте не мёртвые, а живые души…» Как это высказывание связано с темой урока? (Посыл с будущее. Связь с прошлым.)-Напишите миниатюру, в которой вы ответите на вопрос, поставленный вами в начале урока.
Или
-Ответьте на вопрос: что я открыл сегодня – в себе, в герое, в окружающих? Пишут сочинение, отвечают на вопросы. Индивидуальная, аудиторная. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, письменно высказывают и обосновывают свою точку зрения; познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных объяснений учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания; регулятивные: самостоятельно оценивать и корректировать текст. Письменная работа.