Учитель и Ученик (Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма по рассказу Хорхе Луиса Борхеса Роза Парацельса

Тема. Учитель и Ученик.
(По рассказу Хорхе Луиса Борхеса «Роза Парацельса».)

Цель: включить учеников в процесс общения и творчества, а также самопознания; заставить задуматься над словом, искать глубокий смысл при работе с художественным текстом.

1. Сегодня мы поразмышляем над очень важной, касающейся каждого из нас темой – учитель и ученик.
- Что нужно в отношениях учителя и ученика, чтобы час ученичества состоялся?
- Что необходимо в отношениях между настоящим учителем и настоящим учеником?
- Что вы думаете? Назовите самое важное для вас слово, характеризующее отношения учителя и ученика. Случайны ли повторы?

2. Я познакомлю вас с рассказом аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса «Роза Парацельса». (Чтение рассказа.)

По ходу чтения необходимо выписывать слова, передающие состояние учителя и ученика:
__учитель___________________________!___________ученик_____________________________
!
*** Что показалось вам наиболее важным? Что вы выписали? Читаем.

3. Рассказ я прочитала без последнего абзаца. Придумайте и напишите ещё один абзац – финал рассказа.
*** Как бы он мог закончиться? ( время на написание финала)
*** Прочитайте свой финал и кратко объясните, обоснуйте такое окончание . (читают все)

4. Послушайте, как Борхес закончил рассказ.
*** Обсудите в парах или самостоятельно и запишите:
- на какой вопрос вы бы больше всего хотели получить ответ?
- над каким вопросом хотели бы подумать?
- что вам показалось особенно интересным?
( каждый может записать и чужой вопрос, который его тоже заинтересовал)

5. Какие СЛОВА в рассказе являются символичными, знаковыми? Запишите их, прочитайте:
Золото роза камень дорога путь огонь слово деньги вера

***Запишите слова-ассоциации.
Золото – зло, грех
Роза – жизнь, ценность познания
Огонь – тепло, возрождение, испытание
Слово – чудо, открытие
Вера – рай, мир вокруг нас

6. Напишите небольшой текст, используя слова-символы «Размышление после чтения»
( это может быть ответ на вопрос, мысли о себе и учителе, диалог с самим собой)
*** Кому трудно, можно пользоваться синквейном.

7. Рефлексия.
- Был ли для вас интересен сегодняшний разговор?
- Были ли моменты, когда вы удивились?
- На какие вопросы вы хотели бы обязательно получить ответы?