Работа с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС основного общего образования


Овчинникова Л.И
МОБУ «Гимназия№3», г. Кудымкар
Работа с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС основного общего образования
Путь личного самостоятельного познавательного опыта - самый тяжелый, но и самый продуктивный. Решающую роль в самостоятельном учении играет книга, учебник. Ушинский говорил, что «Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело». Суть чтения научной литературы состоит в том, чтобы понять мир, в котором мы живем. Поэтому мы не спорим с природой, мы соглашаемся. Одной из особенностей, что отличает их от художественных то, что в них содержатся научные понятия, сведения, факты, нет сюжета, ролей. В курсе географии 5 и 6 класса используется в основном повествовательный текст. Его информация относится к географическим объектам, явлениям и процессам, их свойствам. Особое внимание целесообразно обратить на общее понимание текста и его толкование. По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют следующие виды чтения: 1. Чтение  поисково-просмотровое в результате, которого читатель получает самое общее представление о содержательно-смысловом плане текста: о чем идет в нем речь. В естественном процессе коммуникации этот вид чтения выполняет важную роль: из большой массы информации (текста параграфа) выбрать именно ту, которая необходима, и исключить необязательное и второстепенное. Поисковое чтение проверяю с помощью следующих заданий: перечислить основные факты; поставить вопросы к наиболее существенной информации; составить оценку/рецензию на весь текст или его фрагмент; сравнить два текста на аналогичную тему (по сходству и различию); составить аннотацию, реферат; сделать выборочный пересказ.
2. Ознакомительное чтение, целью которого является извлечение основной информации (приблизительно 70%). Ознакомительное чтение контролирую с помощью следующих упражнений: прогнозировать содержание по заголовку и иллюстрациям; ставить вопросы к основной информации и отвечать на них; выбирать заголовок, адекватный содержанию текста; делить текст на смысловые части и озаглавливать их; составлять простой план текста. 3. Изучающее или смысловое. Оно представляет собой внимательное вычитывание, проникновение в смысл при помощи анализа текста. Изучающее чтение практикую обычно на небольших по объему текстах определенной степени трудности, так как его главная цель – качественная сторона чтения, полнота и точность понимания: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Работу в данном направлении провожу поэтапно, опираясь на основные стратегии: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, анализ и оценка информации. Одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; анализ и оценка информации.
Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок, приемы графической организации текста.
Приведу примеры некоторых приемов по формированию смыслового чтения.
Приём «Своя опора» - универсальный приём, сворачивающий информацию. Формирует: умение выделять главную мысль; умение устанавливать связи между объектами; умение представлять информацию в «свернутом виде». Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Конечно, этот прием уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников. Как ослабленный вариант приема можно рекомендовать составление развернутого плана ответа (как на экзамене). Замечательно, если ученики успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично. И не беда, если их опорные конспекты почти не отличаются друг от друга.
Стратегия «Вопросительные слова» может использоваться тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме, когда они могут воссоздать несколько базовых понятий на основе материала. «Вопросительные слова» помогают им создать «поле интереса». Учащиеся составляют таблицу:
Понятия темы. Вопросительные слова (не менее восьми-десяти).
Kак? Что? Где? Почему? Сколько? Откуда? Kакой? Зачем? Kаким образом? Kакая взаимосвязь? Из чего состоит? Kаково назначение?
Прием «Толстый и тонкий вопросы» в технологии критического мышления использую для организации взаимоопроса в паре (группе) или для начала беседы по изучаемой теме, когда можно просто спросить: «Что вас интересует в данной теме?», Например, после изучения темы учащимся предлагаю сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем – они опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов».
Приём «Создай паспорт» использую для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. А.С. Пушкин утверждал, что следовать за мыслями великого человека — есть наука самая занимательная».