Творческий проект Клявлино под покровом Николая Чудотворца


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
Средняя общеобразовательная школа №2 им. В.Маскина
ж.-д. ст. Клявлино муниципального района Клявлинский
Самарской области
Клявлино под покровом
Чудотворца Николая
Автор работы: Бычкова Анастасия,
ученица 8 «Г» класса
Руководитель: Саклакова
Татьяна Ромуальдовна,
учитель технологии
Клявлино, 2013г
Введение
Иконы повествуют о жизни пророков, Иисуса Христа, Богоматери, приобщают человека к событиям духовной и отечественной истории. На протяжении столетий икона хранит память о великом духовном, нравственном, ратном подвиге русских людей, прославивших свою землю, – киевском князе Владимире, Александре Невском, Дмитрии Донском, Сергии Радонежском и многих других. Иконы писались для храмов, были они и в доме каждого человека, их брали с собой в дорогу. Они учили людей любви, красоте, добру, милосердию. Иконопись играла важную роль в Древней Руси, где она стала одной из основных форм изобразительного искусства. Самые ранние древнерусские иконы имели традиции византийской иконописи, но очень скоро на Руси возникли свои самобытные центры и школы иконописи: Московская, Новгородская, Тверская, среднерусских княжеств, «северныe письма» и др. Появились и свои русские святые, и свои церковные праздники (Покров Богородицы и др.), которые нашли своё яркое отражение в иконописи.
С давних времен иконы вышивают бисером и нитками. Этим ремеслом занимались вышивальщицы, которые держали пост, потом причащались и, исповедавшись, получали благословение церкви на этот труд. Цена на такие иконы была высока, так как украшали их разными самоцветами, камнями, жемчугом. Это просто произведения искусства.
Сегодня такую икону может приобрести любой ценитель прекрасного ремесла. В наши дни не так уж трудно найти вышитые иконы, словно картину купить. Да и изготовить такую вещь может любая рукодельница. Но если эти прекрасное творение изготовить без пасторского благословения, то ее нельзя будет освятить по окончании работы. Зато это будет прекрасный подарок или дополнением к интерьеру. Я решила сделать оригинальный подарок к юбилею своему папе.
Цель:
Соединить познание духовного наследия и исторического прошлого нашей малой Родины и всей России
увидеть в иконе не только духовный и культурный памятник, но и отражение событий прошлого.
Задачи:
1. Определить объекты изучения (храм Николая Чудотворца ст. Клявлино).
2. Познакомится с историей и легендами, связанными с иконой Николая Чудотворца.
3. Изучить историю бисероплетения. Вышить бисером икону Святителя и Чудотворца Николая
4. Создать проект, способный заинтересовать моих сверстников и людей, интересующихся историей родного края.
5 ноября 2001г - дата создания местной православной религиозной организации прихода в честь СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ст.Клявлино Клявлинского района Самарской области. На учредительном собрании было принято решение о создании указанной организации и строительстве силами жителей районного центра православного храма в честь Николая Чудотворца (см. Историческую справку, протокол учредительного собрания, заявление для государственной регистрации, сведения об учредителях).
В 2003 году на станции Клявлино в храме, посвященном в честь Николая Угодника, совершается первая Божественная Литургия. Настоятель храма Святителя Николая иерей Владимир Краснов (см. «Духовный родник», №6, 2004г.
Житие Святителя Николая Чудотворца
Святитель Николай родился во второй половине III века в городе Патары, область Ликия в Малой Азии. Родители его Феофан и Нонна были из благородного рода и весьма зажиточны, что не мешало им быть благочестивыми христианами, милосердными к бедным и усердными к Богу. До глубокой старости они не имели детей; в непрестанной горячей молитве они просили Всевышнего дать им сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана: Господь даровал им сына, который при святом крещении получил имя Николай, что значит по-гречески — «побеждающий народ».
Уже в первые дни своего младенчества святитель Николай показал, что он предназначен на особое служение Господу. С первых же дней святитель Николай начал строгую подвижническую жизнь, которой остался верен до гроба. Избегая суетных греховных развлечений, отрок Николай отличался примерным целомудрием и избегал всяких нечистых помыслов. Почти все время он проводил в чтении Священного Писания, в подвигах поста и молитвы. К храму Божию питал такую любовь, что проводил там иногда целые дни и ночи в богомысленной молитве и чтении божественных книг.
Благочестивая жизнь юного Николая скоро стала известной всем жителям города Патары. Епископом в этом городе был его дядя, по имени тоже Николай. Заметив, что племянник выделяется среди других молодых людей добродетелями и строгой подвижнической жизнью, он стал уговаривать родителей отдать его на служение Господу. Они охотно согласились, потому что еще перед рождением сына дали такой обет. Дядя епископ посвятил его в пресвитера....Приняв сан священника, святитель Николай стал проводить еще более строгую подвижническую жизнь. По глубокому смирению он совершал свои духовные подвиги наедине. Но Промыслу Божию угодно было, чтобы добродетельная жизнь святителя направляла и других на путь истины.
Дядя епископ отправился в Палестину, а управление своей епархией поручил своему племяннику пресвитеру. Он всей душой отдался выполнению многотрудных обязанностей епископского управления. Много добра сделал он своей пастве, проявляя широкую благотворительность. К тому времени родители его умерли, оставив ему богатое наследство, которое все он употребил на оказание помощи неимущим.
По возвращении дяди из Палестины, святитель Николай сам собрался туда же. В пути на корабле он проявил дар глубокого прозрения и чудотворения: предвозвестил наступающую жестокую бурю и силой своей молитвы усмирил ее. Вскоре здесь же на корабле он совершил великое чудо, воскресив юношу матроса, который упал с мачты на палубу и разбился насмерть. В пути корабль часто приставал к берегу. Святитель Николай везде приложил заботы к врачеванию недугов мест-ных жителей: одних исцелил от неизлечимых болезней, из других изгнал мучивших их злых духов, иным, наконец, подал утешение в скорбях... Есть предание, что во время посещения святых мест Палестины, святитель Николаи пожелал однажды ночью помолиться в храме; подошел к дверям, закрытым на замок, и двери Чудесной Силой сами открылись, чтобы Избранник Божий мог войти в храм и исполнить благочестивое желание своей души.
Воспламенев любовью к Божественному Человеколюбцу, святитель Николай возымел желание навсегда остаться в Палестине, удалиться от людей и втайне подвизаться перед Небесным Отцом. Но, по изволению свыше, благочестивый пресвитер возвратился на родину. Желая удалиться от суеты мирской, святитель Николай отправился не в Патары, а в Сионскую обитель, основанную его дядей епископом, где он был принят братиею с большой радостью. ... Но наступило время, когда великий Угодник Божий должен был выступить верховным руководителем Ликийской Церкви, чтобы просвещать людей светом евангельского учения и своей добродетельной жизнью.
Скончался архиепископ всей Ликийской страны Иоанн. Для избрания нового архиепископа собрались в Миры все местные архиереи. Много было предложено к избранию умных и честных людей, но общего согласия не было.
При вступлении в управление Мирликийской епархией, святитель Николай сказал сам в себе: «Теперь, Николай, твой сан и твоя должность требуют от тебя, чтобы ты всецело жил не для себя, а для других!» Теперь он не стал скрывать свои добрые дела для блага паствы и для прославления имени Божиего; но был, как всегда, кроток и смирен духом, незлоблив сердцем, чужд всякой надменности и своекорыстия; соблюдал строгую умеренность и простоту: носил простую одежду, вкушал постную пищу раз в сутки — вечером. Целый день великий архипастырь творил дела благочестия и пастырского служения.
Но приближались дни испытаний. Церковь Христова подверглась гонениям императора Диоклетиана (285—30 гг.). Храмы разрушались, божественные и богослужебные книги сжигались; епископы и священники заключались в темницы и предавались пыткам. Все христиане подвергались всяческим обидам и мучениям. Гонение дошло и до Ликийской Церкви. Святитель Николай в эти трудные дни поддерживал в вере свою паству, громко и открыто проповедуя имя Божие, за что был заключен в темницу, где не переставал укреплять веру среди заключенных и утверждал их в крепком исповедании Господа, чтобы они были готовы пострадать за Христа.
Преемник Диоклетиана Галерий прекратил гонения. Святитель Николай, по выходе из темницы, снова занял Мирликийскую кафедру и с еще большей ревностью отдался исполнению своих высоких обязанностей. Он прославился особенно ревностью по утверждению Православной веры и искоренению язычества и ересей. Святитель во время своей жизни оказывал помощь людям, даже совсем его не знавшим. Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь.
До глубокой старости сподобил Господь дожить Своего великого Угодника. Но наступило время, когда и он должен был отдать общий долг человеческого естества. После непродолжительной болезни он мирно скончался 6 декабря 342 года, и был погребен в соборной церкви города Миры. При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали — и продолжают по сей день — источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения.
Прошло семьсот с лишним лет после кончины Угодника Божиего. Город Миры и вся Ликийская страна были разрушены сарацинами. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами.
В 1087 году святитель Николай явился во сне одному апулийскому священнику города Бари (в южной Италии) и повелел перенести его мощи в этот город. Пресвитеры и знатные горожане снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Баряне, окружным путем, через Египет и Палестину, заходя в порты и ведя торговлю, как простые купцы, прибыли, наконец, в Ликийскую землю. Посланные разведчики сообщили, что никакой стражи у гробницы нет и ее охраняют только четыре старика монаха. Баряне пришли в Миры, где, не зная точного местоположения гробницы, пытались подкупить монахов, предложив им триста золотых монет, но ввиду их отказа, применили силу: связали монахов и под угрозой пыток, заставили одного малодушного указать им местонахождение гробницы.
Чудесно сохранившаяся гробница белого мрамора была вскрыта. Она оказалась наполненной до краев благоуханным миром, в котором и были погружены мощи святителя. Не имея возможности взять большую и тяжелую гробницу, баряне переложили мощи в заготовленный ковчег и отправились в обратный путь. Путешествие длилось двадцать дней, и 9 мая 1087 года они прибыли в Бари. Великой святыне была устроена торжественная встреча при участии многочисленного духовенства и всего населения. Вначале мощи святителя были помещены в церкви святого Евстафия.
Множество чудес происходило от них. Через два года была закончена и освящена нижняя часть (крипт) нового храма и во имя Святого Николая, сооруженного нарочито для хранения его мощей, куда они и были торжественно перенесены папой Урбаном Вторым 1 октября 1089 года.
Служба святителю, совершаемая в день перенесения его мощей из Мир Ликийских в Барград — 9/22 мая — была составлена в 1097 году русским православным иноком Печерской обители Григорием и русским митрополитом Ефремом. Святая Церковь Православная чествует память святителя Николая не только 6 декабря и 9 мая (ст.ст.), но и еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.
История в бисере
Бисер известен человечеству довольно давно. Различные кочующие племена, за много веков до нашей эры, пользовались украшениями, элементами которых являлись различные маленькие предметы (бусинки). Эти бусины изготавливались из самого разнообразного природного материала – костей, ракушек, кораллов, дерева, камня и прочего. По своей сути бисер и является этими микробусинками.
Первые стеклянные бусины были найдены в гробницах древних фараонов. Любительницами украшений из бисера были египетская красавица Нефертити - дочь фараона Аменхотепа III и жена фараона Эхнатона, а так же царица Египта – Клеопатра.
Самое «золотое» время бисера, это 10 век, когда он появляется в Венеции, в которой мастерство стеклоделия достигает своих высочайших вершин. В течение 8 веков венецианские мастера являются монополистами в изготовлении этих стеклянных изделий. Венеция в это время активно продает бисер практически по всему миру.
Высокой популярностью бисер пользовался в Америке. За эти стеклянные шарики индейцы отдавали ценные пушные шкурки и золото.
Только в 18 веке чешские богемские мастера опередили венецианских и освоили производство более высококачественного бисера.
Первые упоминания о покупке бисера в России датируется серединой 17 века. Царская мастерская палата приобрела его для отделки платьев.
А первый российский бисер появился только в конце 17 века. Большой вклад в развитие этого производства внес М. В. Ломоносов.
В 1689 году комната царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной (мать Петра I) была украшена бисером.
Екатерина II Великая сама участвовала в создании композиций настенных панно из стекляруса (модификация бисера) в дворцовом кабинете.
Интересовались бисерным рукоделием такие известные поэты и писатели, как М.Ю. Лермонтов, А. Б. Мариенгоф, Л. Н. Толстой, Н. В. Гоголь. В Эрмитаже хранится трубка М. И. Кутузова с бисерным чубуком, все его части выполнены его дочерьми. Дочери М. И. Кутузова (их было у него четыре) подарили ему на день рождения трубку, который они собственноручно украсили бисером.
В 19 веке бисероплетение являлось одним из самых популярных рукоделий в России. Женщины самых разных сословий занимались этим видом народного творчества.
В вышивке народов Поволжья при вышивке изделия используются бусы, металлические бляшки, основа для вышивания - бархат. Вышивают по бархату золотыми нитями и бисером.
Иконы еще издревле украшали жемчужным шитьем, где нанизывались жемчужина к жемчужине на одну нить и затем пришивались швом «вприкреп». Позднее для украшения икон стали применять и бисер.
Сейчас бисером иконы вышивают в трех вариантах:
- в первом случае накладывают на ткань бумажную икону (или написанный образ на холсте) и обшивают только облачения и оклад.
- второй способ: лик вышивается лицевым шитьем, а облачение — бисером, также с помощью бумажной иконы.
- третий вариант: вышивают всю икону по счетной схеме, крестиком, но такая вышивка не является каноничной.
Принимая такое важное решение, как вышивание иконы, следует осознать всю ответственность перед работой. Какую бы технику вышивания вы ни выбрали, главное, с какими чувствами и мыслями вы будете работать.





Заключение
Мне очень понравилось делать творческий проект. Оказалось, что это очень увлекательное, трудоёмкое и занимательное задание. Я рада, что выбрала эту тему. Я узнала, что такое икона, что она значит в жизни русского народа.
Я считаю, что необходимо знать историю чтимых икон. Надеюсь, что творческим проектом мне удалось заинтересовать кого-то еще. Иконы – это часть культурной истории народа. Я считаю, что каждому человеку необходимо знать историю своего родного края, тем более, если ты здесь родился и живёшь.
Работая над проектом, я узнала очень много нового и интересного для себя. Посетила наш храм в райцентре. Собирая информацию, я узнала также историю Клявлинской церкви Святителя и Чудоворца Николая (как, когда и кем создана).
Я поняла, что икона в Русской Православной церкви – одна из её догматических основ, неотъемлемая часть русской традиции. Православному христианину образ Божий сопутствовал от рождения до смерти, имея важное значение в духовном становлении личности. К иконам прикладывали новорождённых; иконой благословляли на брак, в дорогу, освящали дом; искали утешение в горестях; служили молебны в праздники и во времена несчастий. И в наше время всё это осталось неизменным. В каждом храме есть свои особо чтимые, любимые святыни.
Литература
Книга об иконе Богоматери Одигитрии Тихвинской / Предисловие, перевод, комментарии Е.В.Крушельницкой. – СПб.: Издательский Дом «Русская Симфония», 2004. – 256 с.
Православная газета «Духовный родник» по БЛАГОСЛОВЕНИЮ Высокопреосвященнейшего Сергия, АРХИЕПИСКОПА Самарского и Сызранского, №6, 2004г; №7, 2005г.
Вышивка бисером. Анна Гринченко. Эксмо, . – 64 с.
Значительная часть моего проекта стала результатом бесед с учредителями местной православной религиозной организации прихода в честь святителя Николая Чудотворца.