Конспект по культурологии по теме: Музыка эпохи Возрождения


Музыка эпохи Возрождения
1.Музыка звучала повсюду: на улицах и площадях, в домах горожан, во дворцах знатных вельмож и королей. Музыка, наряду с грамматикой, риторикой и поэзией, входила в так называемые «науки человеческие».
Ведущее положение по-прежнему занимала духовная музыка, звучащая во время церковного богослужения.
Мессы и пассионы оставались ведущими монументальными жанрами.
Постепенно в сочинения церковных композиторов начинают проникать светские веяния. В многоголосную ткань церковных песнопений смело вводят темы народных песен вовсе не религиозного содержания. Но теперь это не противоречило общему духу и настроениям эпохи. Напротив, в музыке удивительным образом соединялось божественное и человеческое.
2. Наивысшего расцвета духовная музыка достигла в XV в. в Нидерландах. Здесь музыка почиталась больше других видов искусства. Нидерландские и фламандские композиторы первыми разработали новые правила полифонического (многоголосного) исполнения — классический «строгий стиль».
Важнейшим композиционным приемом нидерландских мастеров стала имитация — повторение одной и той же мелодии в разных голосах. Ведущим голосом стал тенор, которому поручалась главная повторяющаяся мелодия — cantus firmus («неизменный напев»).
Ниже тенора звучал бас, а выше — альт. Самый верхний, то есть возвышающийся над всеми, голос получил название сопрано.
3. В эпоху Возрождения было положено начало профессиональному композиторскому творчеству
Музыка нидерландца Орландо Лассо (ок. 1532—1594), соединяет импровизационность и безупречную логику.
В излюбленный жанр мотета он внес множество новаторских приемов.
Ему принадлежит попытка освоить жанр «страстей» (пассионов). Лассо создал Пассионы ко всем четырем Евангелиям. В них отсутствовало сольное пение, а хор из пяти голосов открывал путь к жанру оперного искусства. Одним из музыкальных шедевров композитора стала песня «Эхо», в которой мастерски были переданы далекие и тихие отголоски громких фраз хора
4. Джованни Пьерлуиджи Палестрина (1525-1594)
Его называют последним великим полифонистом. Работал в соборе св.Петра в Риме и был официальным папским композитором. Его искусство лишено чувственных страстей, полно гармонии и благолепия.
Является ярчайшим представителем классической музыкальной школы Италии.
Его наследие составляет множество произведений духовной и светской музыки: 93 мессы, 326 гимнов и мотетов.
Он является автором двух томов светских мадригалов на слова Петрарки.
5. В Германии были актуальны произведения духовной музыки на родном языке. Сам Мартин Лютер писал хоралы, предназначенные для исполнения всею религиозной общиной. Их простые мелодии обрели популярность в народе, и профессиональные композиторы в дальнейшем делали их многоголосные обработки. (И.С.Бах)
Также были популярны жанры полифонической миниатюры:
кондукт, мотет.
В них могли вводиться тексты на родном языке.
Хоровое пение было самым популярным видом музицирования.
6. Стали появляться светские хоровые жанры:
Баллата (танцевальная песня),
Шансон (полифоническая песня )и итальянский мадригал.
Содержание лирическое и шутливое.
(Звучит шансон Орландо Лассо «Доброе утро, милая». )7. Наиболее популярным жанром светской музыки стали мадригалы (итал. madrigаlе — песнь на родном языке) — многоголосные хоровые сочинения, написанные на текст лирического стихотворения любовного содержания.
Чаще всего для этой цели использовались стихотворения прославленных мастеров: Данте, Франческо Петрарки и Торквато Тассо. Мадригалы исполнялись не профессиональными певцами, а целым ансамблем любителей, где каждую партию вел один певец. Основное настроение мадригала — печаль, тоска и грусть, но встречались и радостные, оживленные сочинения.
Мадригал прожил с 1520-1620-е годы. Замысел мадригала был революционным для эпохи Возрождения, т.к. ставил задачу претворения в музыке поэтического текста. Поэтому мадригал можно условно назвать романсом 16 века.
8. Не менее популярным жанром светской музыки была песня в сопровождении музыкальных инструментов. В отличие от музыки, звучащей в церкви, песни были довольно простыми в исполнении. Их рифмованный текст отчетливо членился на 4—6-строчные строфы. В песнях, как и в мадригалах, большое значение приобретал текст. При исполнении поэтические строки не должны были затеряться в многоголосном пении.
Особой известностью пользовались песни французского композитора Клемана Жанекена (ок. 1485—1558), который прославился умением воспроизводить в музыке голоса живой природы: звуки леса, журчание воды, гул сражения, суетливую болтовню двух подружек, возгласы уличных торговцев. Он создал совершенно новый жанр светской музыки - программную хоровую картину. Музыкальный « рисовальщик» пишет песни «Битва». «Пение птиц», «Крики Парижа».
В его песне «Пение птиц» — не менее пяти птичьих голосов, поющих хвалу весне.
(Звучит «Пение птиц» К.Жанекена.)
9. Во второй половине 16 века начинается бурное развитие инструментализма. Разрастаются семейства струнных и духовых инструментов, расширяется их диапазон, распространяется светское и домашнее музицированиеПоявляются новые инструментальные жанры:
прелюдия (перед игрой) - вступительная пьеса
ричеркар (изысканная пьеса) - полифоническое письмо,
канцона (песня без слов) – предшественница фуги.
10. Возникает потребность в публичном исполнении музыки.
Формируется концерт.
Впервые появляется в Лондоне - платный и в Венеции - субсидированный городским магистратом.
Завершается эпоха Возрождения возникновением новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории и оперы.
Если раньше центром музыкальной культуры был храм, то с этого времени музыка зазвучала в оперном театре.
Развитию музыки способствовало изобретение нотопечатания

ВЫВОДЫ
- Музыка Ренессанса развивалась не синхронно во многих странах Европы, появившись в Италии и Франции, потом в Германии и Испании.
- происходит уравнивание в значимости религиозной и светской музыки.
- формируется творческая элита.
Композиторы становятся профессионалами и поступают на придворную службу, ставят свои имена на произведения.
До середины 16 века господствовала полифония. Полифоническая техника достигла необыкновенной виртуозности.
Мессы и пассионы оставались ведущими монументальными жанрами. Французские и бургундские композиторы иногда вводили мелодии популярных светских песен в мессы.
Появляются новые инструментальные жанры: прелюдия, ричеркар, канцона
Появляется концерт и опера как формы публичного исполнения оперы