Внеклассное мероприятие Герои города Воронежа в ВОВ


ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»
План-конспект внеклассного мероприятия
по истории
в 5 классе Частного общеобразовательного учреждения «Школа Мариоль»
на тему «Герои города Воронежа в ВОВ»
Разработала: Лихачева Оксана Михайловна
слушатель курсов профессиональной переподготовки «История: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Проверила: Махрова Марина Николаевна

Воронеж, 2017 год
Тема внеклассного мероприятия: «Герои города Воронежа в ВОВ»
Дата проведения: 15.03.2017 года
Тип мероприятия: классный час
Цель мероприятия: продолжить воспитание у детей чувство любви к своей малой Родине.
Задачи:
Расширять знания детей о городе Воронеже; об истории его развития.
Познакомить детей с военным историческим прошлым своего города.
Дать детям представления о героическом подвиге воронежцев в годы Великой Отечественной Войны, чьи имена навечно прописаны в названиях улиц Воронежа.
Систематизировать знания детей о том, что в честь воинов, погибших в боях за Воронеж, в мирное время были установлены памятники, где горит Вечный огонь, лежат живые цветы.
Расширять представления детей о войне и поступках людей в военные годы.
Совершенствовать стиль партнёрских отношений (умение договариваться, учитывать мнение другого).
Планируемые образовательные результаты.
Сформировать у учащихся патриотическое сознание, социальной активности, гражданской ответственности, духовности, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.
Расширить у школьников знания о воинах Воронежа, их подвигах, понимание того, что надо чтить память людей мужественно выполнявших свой долг в мирное и военное время.
Приобщить к духовным и нравственным ценностям, традициям старшего поколения, богатствам отечественной культуры.
Заинтересовать в исследовательской деятельности по данной теме.
Основные термины: персоналии, Великая отечественная война, 212 дней и ночей, Иван Артамонов, Василий Богачёв, Николай Бурденко, Михаил Вайцеховский, Андрей Витрук, Екатерина Зеленко, Валентин Куколкин, Даниил Куцыгин, Иван Меркулов, Алексей Небольсин
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, иллюстрации – фотографии Воронежа времен ВОВ, рисунки на тему «Нет войне!»
План урока:
Организационная часть – 1 минута
Мотивация – 2 минуты
Сообщение цели – 1 минута
Вступление – 2 минуты
Информационный блок – 33 минуты
Заключение – 4 минуты
Ход урока:
Организационная часть – 1 минута.
Педагог: здравствуйте, уважаемые гости и учащиеся. Я рада приветствовать Вас на нашем мероприятии.
Мотивация – 2 минуты
Демонстрация фотографии «Воздвижение Знамени Победы над Рейхстагом».
Педагог: ребята, как вы думаете, о чем сегодня наш классный час?
Предполагаемые ответы: война, Великая Отечественная война.
Педагог: верно. Сегодня мы коснемся Великой войны, а именно роли нашего города-героя в борьбе с немецко-фашистским захватчиком. Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?
Предполагаемые ответы: роль Воронежа в освобождении страны от гитлеровцев, освобождение Воронежа, героях Воронежа.
Педагог: верно, ребята. И так, мы начинаем.
Сообщение цели – 1 минута
Формирование гражданско-патриотического сознания, воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну. Расширение знаний о героической истории нашего народа. Воспитание уважительного отношения к старшему поколению.
Вступление – 2 минуты
Педагог: 25 января минуло 74 года со дня освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков. Это была страшная война не только для нашего города, но и для всей страны. Реки крови лились по улицам Советской России…(звучит фоновая музыка «От героев былых времен»). Сегодня мы собрались здесь, чтобы еще раз вспомнить события того страшного времени и почтить память героев нашего города Воронежа, которые не пожалели своей жизни взамен тысяч земляков.
Информационный блок – 33 минуты
Выходят 4 ученика и читают стихотворение «Была Великая война» Валеевой Эльмиры. (На фоне звучит песня «Журавли», на слайдах демонстрируются фотографии времен ВОВ, слайд 2-5).
1 ученик: Была великая война.
Шёл сорок пятый год.
Весна стучалась в города,
На речках таял лёд.
Солдата ранили в бою,
В снегу – кровавый след.
Он был мальчишка, молодой,
Всего-то двадцать лет.
2 ученик: Ему бы жить, детей растить,
А он погиб в бою.
И дома мать, невеста ждёт.
Весна в родном краю!
Он смело в бой за нас пошёл,
Он отдал жизнь за нас!
Чтоб мы увидели весну,
Он нас от смерти спас!
3 ученик: Чтоб  мы не ведали войны,
Чтоб смерть не знали мы,
Чтоб мы счастливыми росли,
Чтоб радовались мы,
Погибли тысячи солдат
В боях тяжёлых тех.
4 ученик: Пусть помнит каждый, стар и млад,
Войны героев  всех!
И мы  спасибо скажем им,
Поклон им всем земной!
Мы всех солдат благодарим,
И вечный им покой.
(На протяжении рассказа учителя демонстрация слайдов презентации)
Педагог: вы помните, что в ночь на 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу страну. Так на нашу землю пришла Великая Отечественная Война. Нацистская армия, как лавина покатилась по нашей стране. Каждая семья провожала на фронт добровольцев: отцов, мужей, братьев и сестёр.  В это время в Воронежской области было объявлено военное положение. Промышленность города Воронежа стала работать на войну.
Транслируются фрагменты кинохроники времен Великой Отечественной войны (https://vk.com/videos97893883?z=video97893883).
Педагог: Во время Великой Отечественной войны шесть с лишним месяцев – с июля 1942 г. по январь 1943 г. – город находился в зоне ожесточенных боевых действий. Битва за Воронеж продолжалась 212 дней и ночей, и по своему кровопролитию и продолжительности является одним из крупнейших сражений во Второй Мировой Войны.
   Летом 1942 года, части немецких войск с союзниками итальянцами, венграми и румынами приступили к выполнению плана по захвату стратегического рубежа – города Воронежа.
   Его взятие давало врагу удобный плацдарм, обеспечивающий важную поддержку в Сталинградской кампании с севера. Так же была бы облегчена задача для наступления на Москву с южного направления. А при выходе на Среднюю Волгу у немцев бы появился шанс разорвать советский фронт. В последних числах июня они перешли в наступление. В штурме города вставшего у гитлеровцев на пути, были задействованы огромные ресурсы.
Время ожесточенных боев – это страшное время для жителей нашего города. 13 июня 1942года была сброшена первая бомба на город Воронеж, в парк Пионеров. Это была одна их самых страшных трагедий для нашего города.
Звучит песня «Журавли»
Ученик 1: Из воспоминаний Любови Крутских, которая находилась 13 июня неподалеку и увидела страшную картину в числе первых: «Всюду – детские тела. На сирени, на деревьях повисли клочья одежды, цветы обрызганы детской кровью. На игровой площадке – лужи крови…» 
Ученик 2: А вот выдержка из воспоминаний Светланы Талдыкиной, которая тогда училась в 4-м классе и  присутствовала на роковом празднике: «Ран у меня не было, но ужаснуло то, что я увидела вокруг… Мертвые мальчики и девочки. Руки, ноги, красные галстуки, белые кофточки…». Прибежавшие родители не выдерживали чудовищной картины. 
Учитель: Больше ста пятидесяти отрядов партизан успешно сражались с гитлеровцами. Фашисты в ответ устроили настоящий террор в захваченной половине города. Гитлеровцы не останавливались ни перед чем. Население стремились развеять, расстреливая пленных, раненых и местных жителей, а так же предписав покинуть город. Враги шли на чудовищные зверства.  Но особую жестокость проявляли венгры. Они издевались над пленными и гражданским населением, уродовали ради забавы людей, закапывали их живыми в землю. Тем самым венгерские войска подписали себе смертный приговор. Их не брали в плен, а просто истребляли. Весь корпус венгерской армии в количестве 150 тысяч человек был полностью уничтожен под Воронежем.
Чьей же ценой? Ценой всего советского народа и тех, кто сражался за свою малую Родину!
Кто же эти герои?
По одному учащемуся выходят, демонстрируют фото и рассказывают про героев-земляков. На фоне звучит песня «За того парня».
1 ученик: Иван Артамонов

Герой Советского Союза, командир батальона 25-го гвардейского стрелкового полка. Родился в семье крестьянина в селе Староживотинное Рамонского района. После учительских курсов работал учителем. В 1943 году во главе подразделения первым переправился через Десну, где вместе с партизанами построил переправу. Его батальон успешно форсировал Днепр и удержал захваченный плацдарм. Во время тяжёлого боя Артамонов был тяжело ранен, после чего скончался в госпитале.
2 ученик: Василий Богачёв

Капитан, командир батальона 10-й танковой бригады. Родился в крестьянской семье в селе Русская Гвоздёвка Рамонского района. Работал сварщиком на Механическом заводе, а по вечерам учился при партийной школе. Во время Великой Отечественной войны капитан Богачёв совершил один из первых в истории Великой Отечественной войны одиночный танковый таран. В декабре 1941 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
3 ученик: Николай Бурденко

Генерал-полковник медицинской службы, первый президент Академии медицинских наук. В 1918 году переехал в Воронеж, где стал одним из инициаторов создания Воронежского университета. Принимал активное участие в организации военных госпиталей Красной Армии. Организовал курсы для студентов и врачей по военно-полевой хирургии и создал школу для среднего медицинского персонала — медицинских сестёр. В годы Великой Отечественной  войны — Главный хирург Красной Армии.
4 ученик: Михаил Вайцеховский

Полковник, командир Воронежского добровольческого коммунистического полка 1-й гвардейской стрелковой дивизии. Перед войной жил с семьёй в Больничном переулке в Воронеже и руководил строительной конторой металлоконструкций. В конце февраля 1942 года Вайцеховский возглавил атаку 1-го батальона у села Лески. Был тяжело ранен разорвавшейся немецкой миной и умер в госпитале. Но его полк поднялся в атаку и освободил село от захватчиков.
5 ученик: Андрей Витрук 

Герой Советского Союза, генерал-майор авиации. В 1934 году окончил Борисоглебскую военную школу лётчиков, а в 1941 году — Военно-воздушную академию, после чего попал на фронт. Был командиром штурмового авиационного полка и дивизии, лётчики которой отличились в ходе Острогожско-Россошанской, Белгородско-Харьковской, Киевской, Ясско-Кишинёвской, Белградской операций. После войны Витрук командовал авиационной дивизией.
6 ученик: Екатерина Зеленко
Заместитель командира эскадрильи бомбардировочного авиаполка. В Воронеже окончила авиационный техникум и аэроклуб. Совершила 40 боевых вылетов, участвовала в 12 воздушных боях. Командовала группой, уничтожившей 45 танков и 20 автомобилей. Во время атаки немцев сбила один самолёт, а когда у неё закончился боезапас, тараном уничтожила второй, но при этом погибла сама. Единственная женщина, совершившая воздушный таран.
7 ученик: Валентин Куколкин

Разведчик батальона народного ополчения. Родился и жил в Воронеже на улице Мало-Московской. Работал мотористом на Воронежском механическом заводе, параллельно являлся внештатным заведующим военного отдела Ворошиловского райкома ВЛКСМ. В составе сводного отряда ополченцев участвовал в боях за Чижовку. Группа Куколкина штурмом взяла четыре дома, но в конце сражения его тяжело ранили. Посмертно награжден орденом.
8 ученик: Даниил Куцыгин
Секретарь Ворошиловского РК ВКП(б) Воронежа, комиссар батальона народного ополчения, старший политрук. Участвовал в обороне железнодорожных мостов у Отрожки, особенно проявил себя в боях за Чижовку. Накануне одного из наступлений командира взвода ранило, Куцыгин взял руководство на себя и повёл бойцов вперёд. Его ополченцы ворвались в полуразрушенный дом и заняли его, а сам Куцыгин был убит снайпером. Посмертно награжден орденом красного Знамени.
9 ученик: Иван Меркулов
Младший сержант, наводчик ручного пулемета 312-го стрелкового полка стрелковой дивизии. Родился в селе Старая Ведуга Семилукского района. Работал в Воронеже на авиазаводе. Получив ранение, вернулся в родное село и оказался в оккупации. Ему удалось установить связь с партизанами и доставлять им продукты и оружие. На фронте с апреля 1943 года. В бою за Холм закрыл телом амбразуру пулемётного дзота и погиб. Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
ученик: Алексей Небольсин

Лейтенант, командир звена 145-го истребительного авиационного полка. Родился в селе Горенские Выселки Верхнехавского района. Жил в Воронеже, учился в семилетке и школе фабрично-заводского ученичества, работал слесарем на авиазаводе. В 1940 году окончил Борисоглебскую школу военных летчиков. Погиб 10 июля 1941 года, направив горящий самолёт на скопление автоцистерн противника под Мурманском. Посмертно награждён орденом Красного Знамени.
3. Заключение – 4 минуты
Педагог: на фоне играет песня «Хотят ли русские войны?»
Дома здесь двадцать лет назадВ огне и грохоте кипели,И шли бойцы сквозь этот адНеотразимо — к высшей цели.
И вдруг над яростью атак,Последним, исступленным бредом -Не красный над рейхстагом флаг,А солнце красное Победы!
Здесь был окончен долгий путь,Сюда пришли мы за расплатой —И Гитлер не посмел взглянутьВ лицо советскому солдату...
...И вновь покой на тихих лицах,Берлин встречать весну готов,Не пепел — теплый дождь струитсяНа цвет сияющих садов.
О мире люди говорят,Горит воспоминаний пламя,Пусть злобные глаза следятИз ночи западной за нами.
И пусть в двадцатую веснуНароды слышат наше слово:Здесь, где добили мы войну,Мы не дадим родиться новой!
Рефлексия: метод «Плюс, минут, интересно». На столах у ребят представлена таблица, которую заполняют обучающиеся после мероприятия.
Плюс Минус Интересно
Список литературы:
Воронежский фронт: история, люди, победы / под ред. А.М. Аббасова и В.Я. Евтушенко. – Воронеж: ОАО «Центр. - Чернозем. кн. изд-во», 2005. – 400 с.
Гринько А. И. В боях за Воронеж / А. И. Гринько. – Воронеж: Центр. – Чернозем. кн. изд-во, 1985. – 223 с.
Елецких В.Л. Воронеж. Город воинской славы / В.Л. Елецких. – Воронеж: ООО «Творческое объединение «Альбом», 2011. – 48 с.
Кононов В. Воронеж. История города в памятниках и мемориальных досках / В.Кононов. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2005. – 352 с.
http://www.okrae.odbvrn.ru/velikaya-otechestvennaya-voina
http://voina-cccp-germaniya.narod.ru/voronegskifront.htmhttp://100.histrf.ru/commanders/chernyakhovskiy-ivan-danilovich/http://riavrn.ru/theme/victory_streets/https://vk.com/videos97893883?z=video97893883
Самоанализ внеклассного мероприятия «Герои города Воронежа в ВОВ»
Цель занятия: Патриотическое воспитание учащихся, воспитание любви к родному городу, знание истории родного города, его славного пути в годы Великой Отечественной войны.
Мероприятие направлено на углубленное изучение истории родного города. Во время классного часа учащиеся узнают о подвигах земляков, чьими именами названы улицы их родного города, углубляют знания о роли Воронежа в ходе коренного перелома в ВОВ, совершенствуют умение анализировать информацию, выделять главное, учатся развивать внимание и память.
Во время мероприятия были использованы следующие ТСО: компьютер, проектор, презентация, видеоролики, музыкальное сопровождение.
Осуществление метапредметных связей:
Умение работать в группе и слушать партнера
Умение формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию
Чувство коллективизма, готовность к взаимопомощи
Использовать современные источники информации
Умение работать с учебной и внешкольной информацией
Логически мыслить, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, усваивать определения понятий и оперировать ими в своей деятельности
Проведение данного мероприятия способствует формированию интересов к изучению страниц родного города, к изучению предмета «краеведение», примеры героических подвигов советского народа воспитывают коллективизм, стремление внести вклад в историю своей страны.
Количество присутствующих при проведении мероприятия – 17 человек из 18. Все обучающиеся проявили высокий уровень активности в процессе подготовки к мероприятию и, непосредственно, в процессе проведения самого классного часа.
На протяжении всего классного часа обучающиеся отличались отличным поведением, культурой речи, высокой степенью активностью, дополняли материал рассказами подвигов своих близких.
Намеченный план был полностью реализован.
Данное мероприятие способствует увеличению количества знаний обучающихся в сфере ВОВ в городе Воронеже, способствует формированию патриотических качеств личности, чувства гордости за свою страну и свой народ.