Совместный проект по патриотическому воспитанию между МБУ ДО «Центр детского творчества» муниципального образования г. Новороссийска и МОУ ДЮЦ Советского района г. Волгограда


О.А. СТЕПАНЧУК,
методист, педагог дополнительного образования
МОУ ДЮЦ Советского района Волгограда
Совместный проект по патриотическому воспитанию между МБУ ДО «Центр детского творчества» муниципального образования
г. Новороссийска и МОУ ДЮЦ Советского района г. Волгограда
Каждое нововведение в системе образования – это стремление найти разумный баланс между требованиями общества к формированию подрастающего поколения, и должной подготовкой детей к условиям современной жизни. Инновационные изменения в системе образования России обусловлены целым комплексом причин, к числу которых относятся:
- поиск понимания категории «нового качества образования»;
- неудовлетворенность содержанием и результатами образования;
- постоянно меняющиеся условия жизни;
- смена (а иногда и потеря) ценностных ориентиров в обществе;
- жизнь в условиях поликультурного общества;
- изменение приоритетов общества.
Будущее страны – за образованным, мобильным, умеющим ценить прошлое и верить в будущее, людьми. Создать «нового ученика» и «многогранную личность», а в дальнейшем обеспечить надежное будущее страны возможно только объединяя и интегрируя ресурсы разных социальных институтов, в том числе, и учреждений образования разных типов и видов.
Большими возможностями в реализации названных причин развития личности обладает проектный метод, во многом отвечающий требованиям и критериям современного воспитания. При работе над совместным проектом по патриотическому воспитанию педагоги и дети получают возможность участия в формировании мировоззрения и системы ценностей, патриотического характера. При этом участие проявляется не в форме навязывания и присвоения чужих идеалов, а в виде осознанной и ответственной позиции, возникшей в результате гражданского выбора. Этот выбор становится осознанным при условии личного анализа исторических фактов и событий. Исследовательская работа учащихся, при правильно выстроенной работе, позволяет создать атмосферу интеллектуального сотрудничества, потребности в открытии нового, выстроить субъектные связи между всеми участниками проекта.
В этом году состоялось двухстороннее взаимодействие и сотрудничество между образовательными организациями городов-героев Волгоградом и Новороссийском. Оба города имеют богатое военно-историческое прошлое, что и подтолкнуло образовательные организации обменяться не только историческими фактами, но и педагогическими приемами и методами работы в сфере патриотического воспитания молодого поколения. В процессе совместной работы определялись возможные ее варианты.
В первую очередь, рассматривалась общая концепция понимания совместного сотрудничества, его роль в данном проекте. Сотрудничество позволяет педагогам использовать методический материал, презентации и сценарии классных часов для проведения мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне, и дает возможность детям приобрести навыки исследовательской деятельности, проявить такие качества личности, как отечественная ментальность, уважение к своей истории, истории своего города, края, позитивное отношение к славе предков.
Данное научно-практическое сотрудничество, предлагаемое МОУ ДЮЦ Советского района г. Волгограда, является моделью рационального использования возможностей и ресурсов учреждения дополнительного образования МОУ ДЮЦ Советского района г. Волгограда и муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» муниципального образования города Новороссийска.
Сотрудничество предполагает:
- совместное проектирование и реализацию механизмов, моделей и технологий воспитания и социализации детей в условиях развития социального партнерства образовательных учреждений дополнительного образования детей Волгограда и Новороссийска;
- развитие механизмов межрегионального взаимодействия и социального партнерства, направленных на расширение опыта применения современных социально-педагогических технологий воспитания и социализации детей;
- создание условий для теоретического и практического обмена опытом воспитательной деятельности педагогических кадров;
- создание возможностей для мотивированного повышения профессионализма педагогических кадров в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения;
- установление и развитие долгосрочного, эффективного и взаимовыгодного сотрудничества.
Следующим моментом совместной работы, было определение цели и задач проекта. Цель проекта – способствовать гармонизации интересов личности обучающихся и общества, в котором они живут, в их социокультурной взаимосвязи посредством изучения роли своей семьи в истории Великой Отечественной войны и Новороссийской операции.
Задачи проекта:
- организовать работу обучающихся по изучению истории своей семьи в период Великой Отечественной войны, выявлению близких и дальних родственников, участвовавших в Сталинградской битве, в Новороссийской операции;
- помочь обучающимся в подготовке и оформлении биографий участников Сталинградской битвы и Новороссийской операции с обязательным рассказом о том, как память о них хранится в семьях потомков;
- совместно с обучающимися составить список памятных мест, где проходили бои Сталинградской битвы и Новороссийской операции, а также организовать сбор информации о них;
- организовать посещение памятных мест Сталинградской битвы и Новороссийской операции, с последующим фотоотчетом;
- создать виртуальные или заочные экскурсии по памятным местам Сталинградской битвы и Новороссийской операции для сверстников, живущих в других городах;
- подготовить и выполнить презентации в PowerPoint, отражающей взаимосвязь истории отдельной семьи и истории Отечества;
- организовать и провести on-line конференцию по исследуемой тематике.
После определения цели и задач проекта, осуществлялась работа над планом совместной работы между образовательными организациями г. Волгограда и г. Новороссийска, который включал в себя:
- создание рабочей группы из числа педагогов МОУ ДЮЦ Советского района г. Волгограда и ЦДТ муниципального образования города Новороссийска;
- разработка и утверждение плана совместной работы;
-проведение круглого стола о проблеме взаимодействия с образовательными организациями других регионов;
- собрание рабочей группы по проблемным точкам совместной работы.
Далее велась работа по определению совместных мероприятий на текущий год и последующие года. В обсуждении данного вопроса приняли активное участие представители обеих сторон образовательных организаций. Были разработаны следующие совместные мероприятия:
- Семинар в г. Новороссийске «Нормативно-правовая база УДОД» (обмен опытом в сфере патриотического воспитания).
- Межрегиональная научно-практическая конференция «Подвиг городов-героев Волгограда и Новороссийска» (муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» муниципального образования города Новороссийска, Волгоградская государственная академия последипломного образования, МОУ ДЮЦ Советского района г. Волгограда, МОУ СШ № 54 г. Волгограда).
- Виртуальные экскурсии по городам–героям Волгоград, Новороссийск.
- Творческий конкурс, посвященный Сталинградской битве «Там, где в огне умирает металл...».
- Творческий конкурс, посвященный защитникам Новороссийска «Ах, война, что ты сделала, подлая…».
- Конкурс в г. Волгограде, г. Новороссийске «Мой город, моя история, моя жизнь...».
Работа над совместным научно-исследовательским проектом – это прекрасная возможность самореализации педагогов, а также способ расширения своих профессиональных навыков и способностей. Одновременно это прекрасное средство для выявления у учащихся творческого и научного потенциала, формирование у них духовно-нравственных ценностей и идеалов.