Материалы к внеклассному мероприятию, посвящённому дню депортации крымских татар на тему: ТРАГИЧЕСКИЕ ДНИ ИСТОРИИ КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАРОДА

ДЕПОРТАЦИЯ КРЫМСКИХ ТАТАР

ПАМЯТИ ЖЕРТВ ДЕПОРТАЦИИ ПОСВЯЩАЕТСЯ

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Подготовила:
Павловская С.Ф.,
учитель математики филиала МБУО «Трудовская школа»
при ГБУЗ РК «КПБ №5»


2016 год
Судьбой жестокой был гоним
Многострадальный мой народ
В вагонах грязных мчался Крым,
Погруженный в состав, как скот.
В ладошках – горсть земли родной
Везли с собою стар и млад
Не знали – поезд роковой
Уносит их надолго в ад!
***
Кто не дожил – за ВАС молю:
Покойтесь с БОГОМ в кущах райских!
Со всеми ПОМНЮ и СКОРБЛЮ!!!
Я – правнучка степей ногъайских

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Депортация крымских татар выселение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] населения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]еспублики из Крыма.
Выселению подверглось 183155 человек. Бульшая часть была выселена в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (151136 человек) и прилегающие районы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (4286 человек) и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], небольшие группы были отправлены в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (8597 человек), на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Официально причиной депортации назывались факты [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на стороне [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в период [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Но это были отдельные случаи, а пострадал весь крымскотатарский народ: и невинные старики, и малые дети, и даже те, кто геройски воевал с немецкими оккупантами.
Крымские татары, воевавшие в частях Красной Армии, после демобилизации также были подвергнуты депортации.
Известны исключения, когда офицеры из числа крымских татар не были высланы в места депортации как спецпереселенцы (например, лётчики дважды Герой Советского Союза [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), однако им тоже было запрещено жить в Крыму.
Всего за 19451946 годы в места депортации было отправлено 8995 крымских татар-ветеранов войны, многие из которых имели высокие правительственные награды[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Депортация
Операция по депортации началась рано утром [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и закончилась [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в 16:00.
Депортируемым отводилось от нескольких минут до получаса на сборы, после чего их на грузовиках транспортировали к железнодорожным станциям. Оттуда эшелоны с конвоируемыми отправлялись к местам ссылки.
По воспоминаниям очевидцев тех, кто сопротивлялся или не мог идти, иногда расстреливали на месте. В дороге ссыльных кормили редко и зачастую солёной пищей, после которой хотелось пить. В некоторых составах ссыльные получили еду в первый и в последний раз на второй неделе пути. Умерших наспех хоронили рядом с железнодорожным полотном или не хоронили вообще.

Из воспоминаний переживших депортацию
***
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Утром вместо приветствия отборный мат и вопрос: трупы есть? Люди за умерших цепляются, плачут, не отдают. Солдаты тела взрослых вышвыривают в двери, детей – в окно...

***
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Медицинского обслуживания не было. Умерших выносили из вагона и оставляли на станции, не давая хоронить.

***
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
О медицинском обслуживании и речи не могло быть. Люди пили воду из водоёмов и оттуда запасались впрок. Воду кипятить возможности не было. Люди начали болеть дизентерией, брюшным тифом, малярией, чесоткой, вши одолевали всех. Было жарко, постоянно мучила жажда. Умерших оставляли на разъездах, никто их не хоронил.

***
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Через несколько дней пути из нашего вагона вынесли умерших: старушку и маленького мальчика. Поезд останавливался на маленьких полустанках, чтобы оставить умерших. ... Хоронить не давали.


Последствия
Дальнейшая судьба крымских татар
В течение 12 лет до 1956 года крымские татары имели статус [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], подразумевавший различные ограничения в правах, в частности запрет на самовольное (без письменного разрешения спецкомендатуры) пересечение границы спецпоселения и уголовное наказание за его нарушение.
Известны многочисленные случаи, когда люди приговаривались к многолетним (до 25 лет) срокам лагерей за то, что навещали родственников в соседних посёлках, территория которых относилась к другому спецпоселению.
В отличие от некоторых других депортированных народов, армян, болгар, которые вернулись на родину в конце 1950-х годов, крымские татары были лишены этого права формально до [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], фактически же до 1989.
Массовое возвращение крымскотатарского народа в Крым началось лишь в конце «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], именно тогда депортация крымских татар была осуждена, и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] признал её незаконной и преступной

Последствия для Крыма
Некоторые районы (горы и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], населённые до того в основном крымскими татарами) остались практически без населения.
После депортации крымских татар в Крыму были переименованы все (за исключением [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) населённые пункты, названия которых имели крымскотатарское происхождение (более 80 % от общей численности населённых пунктов Крыма).
Долог и мучительно труден был путь крымскотатарского народа домой
В настоящее время в Крыму живет около 300 тыс. крымских татар. Они – полноправные члены современного общества.

В 2013 году на экраны вышел первый художественный фильм в истории [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Хайтарма»(Возвращение) (производство – Украина).
Фильм режиссера Ахтема Сеитаблаева – историческая драма.
Картина рассказывает о трагической дате в истории крымскотатарского народа 18 мая 1944 года начале сталинской депортации крымских татар. В центре сюжета фильма лётчик, дважды герой Советского Союза [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В мае 1944 года после освобождения Севастополя Аметхан отправляется в отпуск в родную [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. На его глазах 18 мая и начинается [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Премьера показа состоялась 18 мая 2013 года в канун 69-й годовщины депортации крымскотатарского народа.

Фильм «Хайтарма» получил Премию «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» за [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Имя дважды героя Советского Союза Аметхана Султана увековечено: в Симферополе в его честь названа площадь.




Прошло 70 летКрымские татары возвратились, они живут, трудятся и творят на родной крымской землеи помнят свою трагическую историю.

СВИДЕТЕЛИ ДЕПОРТАЦИИ.
Нури Абибуллаев: «Мы работали в поле за тарелку супа и кусок лепешки».

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Нури Абибуллаев родился в селе Доброе (Мамут Султан) Симферопольского района. Во время войны был партизаном, четверо его братьев воевали на фронте. Но 18 мая 1944-го и их загнали в эшелоны, идущие в Узбекистан
14 апреля, вспоминает Нури, советские войска освободили их село, и тут же началась перепись населения. Говорили, мол, чтобы узнать, кто и сколько осталось в живых после войны. Вот только  перепись велась исключительно в крымскотатарских семьях.
«Один из солдат сказал моему отцу как близкому другу, чтобы он со своей семьей немедленно выехал в Херсон, так как всех крымских татар хотят выселить из Крыма. Мы надеялись, что нашу семью не выселят, так как четверо моих братьев служили в Советской Армии», – говорит Нури Абибуллаев.
Но 18 мая и семья Нури, и все остальные крымские татары были депортированы.
«Нас вывезли из села Мамут Султан, а отца депортировали из Симферополя. Вот так наши пути разошлись. Мы с сестрой всю дорогу искали его по другим эшелонам. И нашли. Попросили офицера пересадить его в наш эшелон. А потом всех нас ждала мучительная дорога длиною в 18 суток», – вспоминает Нури.
5 июня их поезд прибыл в Ташкент. Всю их семью отвезли на машинах в Паркентский район и высадили у старого кладбища.
«Местных жителей предупредили, что везут крымских татар – очень страшных, с одним глазом на лбу и похожих на зверей. Но узбеки, увидев нас, сразу же поняли, что их просто запугали. Так вот мы и начали дружить с местным народом», – говорит Нури.
На следующий день после прибытия всех крымских татар в Паркенте отвезли в баню и простерилизовали их одежду от вшей, которых люди набрались в поезде. Затем к ним приехали председатели несколько колхозов, разбирали крымских татар на работу.
«За тарелку супа и кусок лепешки мы все лето проработали на поле, с утра до ночи собирая пшеницу. Но с приходом осени наш председатель колхоза сказал, что не может нас больше содержать и посоветовал найти другую работу, чтобы не умереть с голоду», – рассказывает Нури.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Именно тогда – с 1944-го по 1947 год – почти половина депортированных крымских татар умерли от голода и болезней. Нури Абибуллаев перенес малярию, дифтерию и желтуху.
Но время шло. Нури с отцом построили дом в Паркенте и занялись пчеловодством.
В Крым Нури агъа удалось вернуться только в ноябре 2000 года.
СТРАНИЦЫ КРЫМСКОЙ ИСТОРИИ.
«Кто песнь мою о Крыме пропоет, не будь тебя, любимый мой народ?»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
15 мая нынешнего года – юбилей замечательного крымскотатарского поэта, фронтовика, активного участника национального движения Сеитумера Эмина.  В эти дни ему исполняется 95.
Сеитумер Эмин (Эминов) родился в красивейших местах – «крымской Швейцарии» – в деревне Албат (ныне Куйбышево Бахчисарайского района). Когда мальчику было семь лет, умер его отец. Вместе с сестрой Сеитумер помогал матери, которая трудилась в колхозе.
По окончании школы он работал в редакции газеты «Ударник», а в августе 1941 года добровольцем ушел на фронт. Воевал в десантных войсках за Одессу, затем участвовал в обороне Севастополя. Был ранен в живот, контужен, попал в госпиталь. После выздоровления направлен в Туапсе, заброшен с десантом на Малую землю. Вновь был ранен – на сей тяжело. Сеитумера признали негодным к строевой службе, но он добился, чтоб его направили в родной Крым в партизанский отряд.
Он был награжден четырнадцатью орденами и медалями. Последний орден, как следует из материалов сайта «Подвиг народа», получил спустя сорок лет. 6 ноября 1985 года Сеитумер Эмин был награжден Орденом Отечественной войны II степени 
После освобождения Крыма советскими войсками он вернулся к работе в газете. А 18 мая его и весь крымскотатарский народ выслали из Крыма.
Эти трагические события и воспоминания о тех днях впоследствии найдут отражение в творчестве писателя. Одно из таких произведений – стихотворение «Когда»:

Когда настанет этот день
на нашей голубой планете,
когда не будет страшных войн,
когда не будет зла,
когда на всех концах земли
нам улыбаться будут дети.
Когда не будут ни в кого
стрелять из-за угла,
когда не будут убивать
ни в чем невинную пичугу.
Когда капканы уберут
во всех земных лесах,
когда не будет человек ютиться где-то по лачугам.
Когда не будет горьких слез
В его больших глазах,
когда друг другу люди лгать на всей планете перестанут,
когда природу понимать научатся они,
когда мы все поймем язык берез, ромашек и платанов,
когда повсюду вместо пуль засвищут соловьи.
Когда понять язык людей волчонка научу,
когда любимая моя ни разу в жизни не заплачет, –
тогда и станет этот мир
таким, как я хочу.
В местах изгнания Сеитумер Эмин оказался в узбекистанском Бекабаде. Он работал на строительстве Фархадской гидроэлектростанции бетонщиком. Позже по его инициативе здесь был создан ансамбль. После отмены режима спецпоселений Эмин стал директором кинотеатра, не раз организовывал встречи с крымскотатарскими поэтами, на которых звучали стихи о родном Крыме
В 1967-1972 годах он работал редактором издательства художественной литературы в Ташкенте. Успешно складывалась его писательская судьба. Увидели свет книги стихов, поэм и переводов: «Беяз чечеклер» («Белые цветы»), «Атешли куньлер» («Огненные годы»). В газетах и журналах публиковались его повести «Козьлеринде кедер сездим» («Я почувствовал в твоих глазах тревогу»), «Чамлар шувулдагъанда» («Когда шумят тополя»), «Яврумда Салгъырнынъ бою» («На берегу Салгира»), «Къар тюбюнде къалгъан топракъ» («Земля, оставшаяся под снегом»), «Бульбульнинъ эляк олувы» («Гибель соловья»), рассказы «О кузь чечеклерини север эди» («Любовь к осенним цветам»), «Хатырлав» («Воспоминания»). Он стал членом Союза писателей.
Но тоска по Крыму заставляет его покинуть благополучную работу и перебраться поближе к родным местам В условиях, когда Крым для крымских татар «закрыт», в начале 1970-х Сеитумер Эмин переезжает в Новороссийск Краснодарского края. Здесь он продолжает участвовать в национальном движении своего народа; работает грузчиком, но пишет и публикуется.
Тема патриотизма, любви к потерянному Крыму красной нитью проходит через все творчество Сеитумера Эмина. В поэме «Сын Алупки», посвященной дважды Герою Советского Союза Амет-хану Султану, он пишет:
О чем, о ком вы, вести черные?
Закрыты сокола глаза. 
Над караулами почетными 
Пустыми стали
Небеса.
О чем вы, струны телеграфа?
Виски мне ломит.
Ложь!
Обман!
Но повторяется сократно:
Вчера...Сегодня...Амет-Хан...
Не верю! Будет непогода,
Плоды и травы град побьет, 
Но не погибнет
Сын народа
Покуда жив его народ!
Поскольку публиковать свои произведения на крымскотатарском языке на новом месте возможности не было, Эмин начинает писать на русском языке («Опаленные волны», «Дорога», «Голоса», «Горы», «После грозы», «Долина смерти»).
Летом 1987 года писатель – как и тысячи его соотечественников – участвует в московских акциях крымских татар.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Спустя несколько месяцев он – один из организаторов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
В конце 1990-х в Крыму был издан роман Сеитумера Эмина  «Сенинъ йылдызынъ» («Твоя звезда»). Судьба главного героя Азата в значительной мере это и судьба его автора.
В этот период произведения поэта публикуются в газете «Янъы дюнья» и журнале «Йылдыз». Новая творческая высота – сборник стихотворений на крымскотатарском и русском языках «Сен олмасанъ» («Если бы не было тебя»), вышедший в 2000 году. В следующем году за эту книгу Сеитумер Эмин был удостоен Государственной премии.
Одно из стихотворений этой книги «Сен олмасанъ» сегодня приобрело особое звучание и в последние годы стало чрезвычайно популярно среди крымских татар (перевод с крымскотатарского Натальи Наумовой):
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Не будь тебя, 
Среди чужих полей
Кто б озарил
Замерзшие дороги.
Не будь тебя,
Не сел бы соловей
На руку,
Что слагала эти строки.
Кто бы разбил
В усталом сердце лед,
Не будь тебя,
Любимый мой народ?
Не будь тебя,
Погиб бы я 
Во мгле,
С последним криком:
Родина моя!
Мой след бы 
Затерялся 
На земле,
Кто вспомнил бы,
Что жил на свете я?
Кто имя мое
Вслух произнесет,
Не будь тебя,
Любимый мой народ?
Не будь тебя,
И месяц не взойдет,
Восход погаснет
В небе над Яйлой,
И Родина
К себе не призовет.
Где мать, отец?
Останусь сиротой
Кто сыном 
Меня нежно назовет,
Не будь тебя,
Любимый мой народ?
Без той страны,
Где есть отец и мать,
Я не смогу
И слова написать.
Мой Крым, 
И Ялта,
И морской прибой
Дают мне волю
Быть самим собой.
Кто песнь мою
О Крыме 
Пропоет,
Не будь тебя,
Любимый мой народ?


Замечательный поэт и прозаик, патриот Крыма и своего народа Сеитумер Эмин скончался 21 марта 2004 года, похоронен в Новороссийске.
Спустя десять лет на его родине в Албате усилиями соотечественников ему был воздвигнут памятник.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]








13PAGE \* MERGEFORMAT14615