Разработка урока Искусство в религиозной культуре


Сведения об авторе
Фамилия, имя, отчество (полностью) Допира Елена Владимировна
Район Центральный округ
Место работы МАОУ «Гимназия №10»
Должность Учитель начальных классов
Общая информация
Модуль Основы мировых религиозных культур
УМК А.Л. Беглов, Е.В.Саплина и др. Основы мировых религиозных культур. Просвещение, 2014
Тема урока Искусство в религиозной культуре. Урок 1. Искусство в религиозной культуре христианства.
Тип урока Изучение нового материала
Цель:
Задачи: Создать условия для формирования у учащихся представления о роли искусства в разных религиях.
1. Уточнить представление детей о культуре, религии, христианстве.
2. Создать условия для групповой работы учащихся над созданием плана действий по изучению темы урока.
3. Создание условий для самостоятельной работы с различными источниками информации.
4. Проверить на практике уровня усвоения материала урока.
Необходимое оборудование •Мультимедийная презентация.
•Электронные словари и справочные системы.
•Компьютер.
•Интерактивная доска.
Дидактическое обеспечение Учебник. Урок № 14 “Искусство в религиозной культуре”.
Справочная литература об иконописи.
Планируемые результаты урокаличностные формирование у учащихся эстетических ценностей; умения рефлексировать изменения своего эмоционального состояния в процессе восприятия материала урока.
предметные учащиеся получат представление о роли искусства в религиозной культуре христианства; познакомятся с предметами искусства, встречающимися
в храме.
метапредметные(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД) ученики получат возможность научиться определению и формированию цели деятельности на уроке с помощью учителя;
закрепят умение ориентироваться в учебном пособии; находить ответ на вопросы в тексте, в иллюстрациях; умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; иллюстрация, таблица); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (рисунок).
Научатся воспринимать и понимать речь других участников учебного процесса; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения* Тестирование.
Литература и Интернет-ресурсы
Основная УМК
Дополнительная Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона.
Толковый словарь С.И.ОжеговаИнтернет-ресурсы Иллюстративный материал для слайдов презентации и дидактического материала: http://pictar.ru/data/media/74/cinematography_48.jpghttp://www.clipartkid.com/images/479/comedy-tragedy-mask-colouring-pages-34Zg8F-clipart.pnghttp://elenaplanet.ru/ngalamuyil/7288http://www.artitaly.ru/art/d/djoto/img/76.jpghttp://www.studmed.ru/docs/static/c/a/e/e/c/caeec2a4e31.jpghttp://www.stsl.ru/news/2015_god/2015-11/izobrazhenie-ikony-kazanskoj-bozhej-materi_5.jpgЭОРыОткрытый класс. Сетевые образовательные сообщества.
План проведения занятия
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Демонстрация слайда №2
-Что «лишнее?» Почему?
- Где вы можете увидеть эти предметы?
Анализ изображений предметов.
Ведение диалога с учителем и одноклассниками. Восприятие и понимание речи других людей.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. - Найдите в словаре определение искусства.
- Где вы можете встретить эти предметы искусства?
Демонстрация слайда №3
- По каким признакам вы догадались? Работа со словарями.
Визуализация понятия в тетради. Обсуждение рисунков.
41483800100065151023939500157734127051000 ИСКУССТВО
Ориентирование в учебном пособии; нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях.
Переработка и преобразование информации из одной формы в другую
3. Выявление места и причины затруднения. - Зачем нужны предметы искусства людям? Как связано искусство с религией? Высказывают предположения. Фиксируют их в тетради. Восприятие и понимание речи других участников урока.
4. Построение проекта выхода из затруднения - Какая цель стоит сейчас перед вами?
- Как достичь этой цели? Формулирование цели урока.
Составление плана действий для достижения цели. Работа в группах. Определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя
5.Реализация построенного проекта. Организация фронтальной работы. Демонстрация слайдов презентации.
- Что означает слово «икона»? (Слайд №6)
- Как появились иконы?
- Для чего они нужны?
- Христиане общаются с Богом не только в храме, они молятся и дома. Поэтому в каждой семье обязательно были иконы. Они находились в особом месте – красном углу. С этим понятием мы знакомились на уроках окружающего мира. Что означает это словосочетание?
- Искусство создания икон называют иконописью.
- Как называют человека, который пишет иконы?
-По преданию первым иконописцем стал евангелист Лука, написавший образ Богородицы.
- Как создаются иконы? Узнайте в учебнике на с.35.
- Может ли любой человек писать иконы?
- Что такое фреска? (Слайд №7)
Работа в группах.
-Разложите фотографии на
2 группы.
-По какому принципу вы это сделали?
Посмотрите на иконы с изображением Богоматери. Это одна или разные женщины? Кто она?
Обращение к словарю:
- Богоматерь, Богородица, Дева Мария, Пресвятая Дева, (20 г. до н. э. — 45г. н. э.) - в христианстве земная мать Иисуса Христа
- Образ Богородицы занимает исключительное место в православной духовности, один из самых почитаемых в христианстве.
-За десять веков христианской культуры в России создано великое множество икон Богоматери.
(Слайд №8) Специалисты насчитывают до семисот иконографий.
В католической церкви вместо икон часто используют скульптуру. Великие мастера эпохи Возрождения создавали произведения искусства по заказу церкви. (Слайд №9)
Подумайте, зачем? Получение информации из разных источников. Работа со статьёй учебника
«Искусство в религиозной культуре христианства». (C.34-35)

http://nature.baikal.ru/phs/norm/27/27254.jpgИконописец.
(Самостоятельная работа
по вкладке учебника «Это интересно» - с.35).
Беседа.
Организация работа в группах.
Классификация изображений. Православные иконы и картины с библейскими сюжетами.

Ориентирование в учебном пособии; нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях.
Извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; иллюстрация, таблица).
Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. - Какой предмет религиозной культуры вы изучали уроке?
- Какую религию он представляет?
- Что означает слово икона?
- Чем отличается от других произведений изобразительного искусства?
- Какие иконописные образы вы запомнили?
Иконы.
Христианство. Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организация проверки знаний.
Слайд №11. Ответы на вопросы теста. 8. Включение в систему знаний и повторение. - Сегодня мы говорили об искусстве в религиозной культуре христианства. На следующем уроке мы с вами познакомимся с художественными произведениями религиозного назначения ислама, иудаизма и буддизма. 9. Рефлексия учебной деятельности. - Оцените свою работу на уроке.
Оценивают свою деятельность на уроке, завершая предложения:
На уроке я узнал……………
На уроке я смог……………
На уроке мне было трудно…
На уроке мне понравилось…
Умение оценивать результаты своей работы.
10. Домашнее задание. Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из учебника с.34-35, обсуди с ними ее содержание.