Статья по теме: Достижение личностных результатов через уроки и внеурочную деятельность.


«Достижение личностных результатов через уроки и внеурочную деятельность»
Подготовила:
учитель начальных классов
Мартынова Галина Ивановна
2016-2017 уч. год

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса: подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Иначе говоря, приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя! И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД). УУД - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Основы универсальных учебных действий необходимо закладывать в начальной школе на всех уроках.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
В начальной школе у младших школьников необходимо сформировать личностные универсальные учебные действия, включаемые в три следующих основных блока:
• самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
• смыслоообразование – поиск и установление личностного смысла (т.е. «значения для себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю» и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва;
• морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учету позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при разрешении моральной дилеммы; развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения.Итак, формирование личностных результатов в стандартах нового поколения рассматривается как жизненное, личностное и профессиональное самоопределение, смыслообразование и нравственно–этическое оценивание.
Современный ФГОС НОО устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностные, метапредметные и предметные.
Остановимся подробнее на особенностях формирования личностных результатов младших школьников, включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.Уже в младшем возрасте мы готовим детей к восприятию жизни через познание самого себя. Каждый ребёнок должен найти своё место в социуме и мы, учителя, должны помочь ему в этом. Подготовить к жизненному и личностному самоопределению. Что такое самоопределение – это умение впитывать жизненный опыт и, опираясь на него, выстраивать свой жизненный путь. Я хочу, я могу, я буду, я умею… Малыш уже в начальной школе учится определять границы знания и незнания, успеха и неуспеха в учении. И если ребёнок находит своё место в классе, в обществе друзей, свою значимость в школе, то он сможет реализовать себя как личность.
В личностно–ориентированном обучении следует выделить два типа действий: смыслообразование, где учащиеся понимают для чего они учатся? Зачем? Как? и где?, т.е. отвечая на эти вопросы у ребят появляется мотивация сначала к учебной деятельности, а затем к любой деятельности, которую он будет выполнять, став взрослым.
Второй тип действий – это нравственно-этическое оценивание. Оно направлено на развитие творческого потенциала мышления, нравственного мира учащихся. Дети должны уметь оценивать свои действия на уроках и в жизни. Уметь отличать, где правда, а где ложь. Давать самооценку не только себе, но и действиям своих товарищей. Вовремя прийти на помощь. Стремление к самосовершенствованию и есть формирование личностных результатов.
Личностные результаты можно формировать на любом предметном содержании.
Приведу пример, как формируется одна из характеристик достижения личностных результатов средствами разных учебных предметов в УМК «Перспектива».
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
В курсе «Математика с этой целью тексты заданий в учебниках погружают ученика в мир российской действительности (имена персонажей, названия городов, денежных единиц и т.д.), несут в себе гуманистический потенциал созидания, добра, справедливости.
Содержание заданий по математике способствуют организации самостоятельной работы учащихся с информацией о России: справочной и художественной литературой, региональными энциклопедиями, электронными образовательными ресурсами. Таким образом, у учащихся развивается интерес к истории России и, в частности, к истории своего региона, воспитывается чувство гордости за свою страну.

В курсе «Русский язык» материалы учебника знакомят учащихся с историей и культурой нашей страны, воспитывают любовь и уважение к Родине. Тексты учебников подобраны таким образом, чтобы младшие школьники получили представление о России как об огромной и великой державе. Дети узнают о географии России, о древних городах нашей страны. Многочисленные тексты об известных людях России также ориентированы на воспитание чувства гордости за свою страну, за ее историю и культуру.
Учебники ориентируют учащихся на осознание своей этнической и национальной принадлежности при сохранении уважения к представителям других народов. Эта цель достигается как с помощью текстов, где данная информация дается учащимся «напрямую», так и с помощью текстов, в которых содержится установка на воспитание любви к своему родному краю и, одновременно, осознание ценностей многонационального российского общества.
В курсе «Литературное чтение» материалы учебников показывают красоту родного края, воспитывают чувство гордости за свою страну, уважение к другим народам России и мира.
Во 2 классе в разделе «Мир народной сказки» (часть 1) представлены сказки разных народов (русская, корякская, хантыйская), в которых отражаются традиции, обычаи истории народа. Учащиеся осознают себя как часть могучего многонационального российского общества, богатого культурой каждого народа.
В курсе «Окружающий мир» учебник 2 класса начинается темой «Мы – союз народов России». В ней раскрывается значение понятия Российская Федерация, предлагается работа с политико-административной картой нашей страны, вводится представление об основных, традиционных для России религиях, рассказывается о консолидирующей роли русского языка как государственного, обеспечивающего межнациональное (межэтническое) общение.
В курсе «Технология» для 1−4 класса учащиеся знакомятся со старинными, традиционными для России промыслами и ремеслами, материалами, инструментами, профессиями мастеров, работающих в этих отраслях, а также технологическими процессами современных производств Российской Федерации, работой промышленных предприятий нашей страны, продукцией, которую они выпускают.
Практические работы по изготовлению изделий традиционных ремесел, современных костюмов разных народов России формируют у учащихся осознание своей этнической и национальной принадлежности; воспитывают уважительное отношение к культуре своего и других народов.


В соответствии с требованиями ФГОС, оценка личностных результатов – процесс, осуществляемый в ходе внешних мониторинговых психологических исследований. В своей практике я использую оценку личностных результатов в процессе систематического наблюдения за ходом развития ребёнка. Стараюсь выбирать такие учебные материалы, которые воспитывают в ребёнке доброжелательность, отзывчивость, сопереживание другим, побуждают эстетические потребности и чувства. Дети очень любят праздники и с удовольствием обыгрывают этикетные диалоги-поздравления: с днём рождения, с Новым годом. С не меньшим старанием изучают и запоминают формы благодарности, используют их затем в речевых ситуациях. Разыгрывая диалоги этикетного характера в ситуациях повседневного общения, младшие школьники приобретают жизненный и социальный опыт за счёт расширения спектра проигрываемых ролей.
Считаю, что немаловажным в формировании личностных результатов младших школьников являются и мои воспитательные принципы, на основе которых выстраиваю свою деятельность:
• не «правильными словами», а включением в «дела»;
• через право на свободу выбора поступка («нравственное творчество»);
• идти не от взрослых установок, а от вопросов и интересов ребёнка;
• взаимоуважение личности и группы;
• раскрытие самооценки личности каждого.
Развитие самооценки - важный момент в становлении личности ребенка, в его адаптации в социуме. С самых первых дней пребывания ребенка в школе стремлюсь проявить внимание к каждому ребенку, в каждом ученике увидеть положительное. В конце урока спрашиваю у детей, кто на их взгляд был активен, правильно отвечал. Свою оценку всегда комментирую. Позже, когда дети привыкли к школе, товарищам, выбираю экспертов на уроке, помощников, даю возможность высказаться детям. Предупреждаю детей, что в каждой работе, в каждом ответе необходимо отметить положительные моменты, а затем дать рекомендации по устранению недостатков. Часто использую коллективное оценивание урока в целом при помощи определенных значков, по аналогии с сигналами светофора. Работая в группах, распределяю обязанности так, чтобы в них были эксперты, оценивающие деятельность каждого члена группы. На уроке, выполняя письменные задания, часто прошу детей оценить свою работу при помощи значков «смайликов» (улыбающийся и грустный). Дети часто верно оценивают себя и своих товарищей по парте, работая в паре. Каждого ребенка есть за что похвалить, самое главное, чтобы он хотел показать свои самые лучшие стороны, а если это заметят окружающие, ему захочется быть лучшим вдвойне!
Таким образом, формирование и достижение личностных результатов – задача и ответственность системы образования в целом и образовательного учреждения в частности. Личностные результаты являются ведущими, поскольку делают учение осмысленным, обеспечивают значимость решения задач, связывая их с реальными жизненными ситуациями. С этой целью я ставлю учащихся в такие условия, чтобы у них появилась необходимость, потребность, желание включиться в учебную деятельность на учебном занятии.
Учителя начальных классов при объяснении новых тем опираются на личный опыт учащихся. Он у детей не большой, но очень яркий, эмоциональный. Общаясь на уроках со сверстниками, обращая внимание на литературных героев, дети учатся сопереживать, давать оценку своим знаниям и знаниям своих товарищей. Ведь именно так «рождается» интерес к самопознанию, умению вовремя прийти на помощь товарищу. Так мы воспитываем чувство необходимости учения, адекватное представление о школе.
В заключении считаю необходимым призвать учителей среднего и старшего звена обращать на это внимание в будущем на своих уроках. Ведь все мы заинтересованы в том, чтобы получить на выходе из школы грамотного, сознательного, ориентированного на успех гражданина нашего государства со значительным багажом своих личностных достижений-результатов.