Доклад Формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников через внеурочную деятельность

П Р О Е К Т
«Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность»


















Пояснительная записка


Обоснование темы проекта
Состояние здоровья подрастающего поколения сегодня вызывает тревогу.
Причинами являются многие факторы: экономические, социальные, наследственные. К сожалению, на снижение здоровья детей влияет и школьный фактор: не всегда соответствующее возрастной гигиене расписание, перегрузки программ и многое другое. Поэтому обеспечение здоровьесберегающего образовательного процесса становится приоритетной задачей школы. Цель современной школы подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, включая знания о сохранении и укреплении собственного здоровья. Как построить воспитательный процесс, выстроить образовательную среду так, чтобы сохранить здоровье ребенка? Одним из ответов на этот вопрос стала востребованность в школе программ по оздоровлению и укреплению здоровья школьников. В течение многих лет мы работаем над реализацией программы, направленной на здоровьесбережение учащихся младшей школы.
Успешная учебная деятельность и состояние здоровья учащихся не могут рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания.
Хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для младшего школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.
Обучение ЗОЖ, формирование ценности здоровья в представлениях подрастающего поколения – актуальная задача школы. Школа должна и может помочь ребенку понять, что здоровье – это ценность, а главным резервом здоровья человека является его образ жизни, а также дать ученику необходимые знания, помочь сформировать навыки ЗОЖ.
Для того чтобы школьник захотел уже сегодня заботиться о здоровье, он должен понимать, чем ему это полезно сейчас и как это может помочь в дальнейшем, а обучение должно учитывать возрастные особенности школьников и опираться на сферу актуальных интересов детей и подростков.
Эффективность работы по здоровьесбережению невозможна без участия родителей. Родительское собрание это основная форма работы с родителями, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса, воспитания учащихся в школе и дома.
Многие дети приходят в школу с уже ослабленным здоровьем, а процесс обучения требует от ребёнка значительных физических и нервно-психологических затрат. Каждый учитель решает эту проблему  по-своему на уроках, внеклассных мероприятиях. Важно, чтобы дети не просто получали валеологические знания, но и умели использовать их практически. В занимательной форме, в играх ребенку проще усвоить понятия «здоровый образ жизни», «охрана здоровья», «рациональное питание».
Такая возможность предоставляется нам Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения:
Внеурочная деятельность включена в вариативную часть БУПа школы и на нее отводится 10 часов в неделю;
Школа вправе сама определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы;
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и родителей;
Все виды внеурочной деятельности строго ориентированы на воспитательные результаты.
Учебный план для начальной школы, включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования.
Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Исходя из этого, в школе намечены мероприятия для создания деятельности, поддерживающей процесс формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность:
разработка Положения о внеурочной деятельности;
разработка Положения о программах;
разработка рабочих программ внеурочной деятельности;
составление перечня программ внеурочной деятельности;
создание сетки внеурочных занятий начальной школы;
подбор кадров для проведения внеурочных занятий;
материально-техническое оснащение внеурочной деятельности;
информирование родителей о системе внеурочной деятельности;
составление расписания внеурочной деятельности учащихся начальной ступени образования.
Актуальность
проекта состоит в ориентировании педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач физкультурно-оздоровительного воспитания.
Причины ухудшения здоровья школьников
расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать) ;
резкое снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы;
ограниченность общения со сверстниками, малоподвижный образ жизни;
не желание участвовать современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций.

Проблема
Как организовать внеурочную деятельность учащихся на ступени начального общего образования, чтобы научить младших школьников беречь и укреплять здоровье?

Основная идея проекта: создание условий развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель проекта: выявить наиболее приемлемые формы организации внеурочной деятельности для формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность
Основные задачи:
Задачи внеурочной деятельности:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
-учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося;
-отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.
- проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;
- теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;
- определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;
- овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения.
- эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

Принципы реализации проекта:
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
- связь теории с практикой;
- доступность и наглядность;
- включение в активную жизненную позицию.

Срок реализации
Один год (обновлять и дорабатывать ежегодно)
Участники проекта
Учащиеся начальной школы;
Учителя начальных классов;
Педагоги- предметники;
Родители;
Социальные партнёры.

Нормативно правовая база

1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2.Федеральный государственный стандарт общего образования (начальное общее образование).
3. Образовательная программа начального общего образования МБОО СОШ с.Сурх-Дигора
4. Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России .
5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
6. Учебный план МБОО СОШ с.Сурх-Дигора
7. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования).
8 . Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
9. Положение о внеурочной деятельности в МБОО СОШ с.Сурх-Дигора
10. Программа внеурочной деятельности МБОО СОШ с.Сурх-Дигора
11. Положение о рабочих программах.

Содержание проекта внеурочной деятельности
На создание проекта повлияли следующие факторы: проблемы ухудшения здоровья младших школьников, изучение запросов и интересов учащихся и родителей.
Коллектив школы  создает такую инфраструктуру полезной занятости учащихся во второй половине дня, которая способствует обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети посещают занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Организация занятий по направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в  нашем образовательном учреждении и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их общее развитие.
В МБОО СОШ с.Сурх-Дигора внеурочная деятельность представлена следующими направлениями и формами работы:

спортивно-оздоровительное;
духовно-нравственное;
художественно-эстетическое;
научно-познавательное;
военно-патриотическое;
проектная деятельность;
экологическое.

Спортивно-оздоровительное направление
Целью данного напрвления является формирование у учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Занятия будут проходить в форме спортивных состязаний, игр, весёлых стартов, занятий с психологом.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

Программа «Здоровей-ка» направлена на формирование умений и навыков, на привитие понимания о значимости здорового образа жизни у детей.
2. Духовно-нравственное направление
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.
Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
Вся деятельности младших школьников будет проходить в таких формах работы: экскурсии в музей, на природу, викторины, праздники, изготовление стенгазет, коллективные творческие дела.
Программа «Школа вежливых наук» направлена на формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
3. Художественно-эстетическое направление
Цель данного направления: раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
Педагоги дополнительного образования будут осуществлять свою работу в форме групповых, игровых занятий, бесед, экскурсий, конкурсов, выставок.
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество
Программа кружка «Весёлые нотки» и «Грация» направлены на привитие учащимся музыкального вкуса, развитие их музыкальных и двигательных способностей.
Программа кружка «Юный художник»
приобщение детей через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
4. Научно-познавательное направление

Программа предметного кружка «Юный информатик» формирует способность к эффективному и нестандартному мышлению, которую дети быстро переносят на другие предметы и используют при решении любых жизненных проблем.
Программа предметного кружка « Развитие речи», направлена на развитие речи, мышления, воображения, мелкой моторики.
5. Гражданско - патриотическое направление
Цель: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к истории своего народа. Занятия будут проводится в школьном музее, проводится экскурсии, беседы, классные часы, встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла.
Будет реализована программа : «Да не прервётся память наша...»
6 . Проектная деятельность
Цель - создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности через игры, наблюдения, исследования, защиту исследовательских работ.
Участие в научно-практических конференциях «Шаг в науку».

7. Экологическое направление
Цель: повышение экологической культуры детей, знание растений, подготовить детей к экологически осознанному восприятию окружающего мира и грамотному поведению в нем.
предполагает участие учащихся начальной школы в общешкольных, классных мероприятиях, праздниках: «Спасите птиц от голода», «Мои домашние питомцы», «Домик для птицы» и другие.
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
Учащимся предоставляется возможность попробовать себя в разных областях и сделать свой выбор. Предлагаются различные технологии и формы организации внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, соревнования, исследования, тренинги и т.д.


п/п
Направление
Мероприятия
Ответственные

1
Спортивно-оздоровительное
Программа «Здоровей-ка»
ЗДВР
Учитель физкультуры
Учителя начальных классов


2
Художественно - эстетическое
Программа кружка «Веселые нотки»
Программа кружка «Юный художник»

ЗДВР
Учителя начальных классов
Учитель ИЗО

3
Духовно-нравственное направление
Программа «Школа вежливых наук»


ЗДВР
Учителя начальных классов

4
Научно-познавательное направление
Программа предметного кружка «Юный математик»

Программа предметного кружка « Развитие речи»,

Учителя начальных классов


Учителя - предметники

5
Экологическое
Создание различного рода проектов: «Спасите птиц от голода», «Мои домашние питомцы» «Домик для птицы» и другие.
ЗДВР
Учитель экологии
Учителя начальных классов

6
Проектная деятельность
Участие в научно-практических конференциях
ЗДВР
Учителя начальных классов

7
Гражданско -патриотическое
Программа «Да не прервётся память наша...»
ЗДВР
Учителя начальных классов
Учитель истории


Расписание внеурочной деятельности

Направления
Количество часов в неделю


1 класс
2 класс
3 класс
4 класс

Спортивно-оздоровительное
2
2
2
2

Духовно-нравственное
2
2
2
2

Научно-познавательное
1
1
1
1

Художественно-эстетическое
2
2
2
2

Проектная деятельность


1
1

Гражданско-патриотическое
1
1
1
1

Экологическое
2
2
1
1

Всего
10
10
10
10


Формы работы внеурочной деятельности









Учащимся предоставляется возможность попробовать себя в разных областях и сделать свой выбор. Предлагаются различные технологии и формы организации внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, КВН, викторины, праздничные мероприятия, классные часы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, защита проектов и т.д.

Ожидаемые результаты:
развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
воспитание уважительного отношения к своему селу, школе;
формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры;
реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей
реализация основной цели проекта – достижение учащимися необходимого для жизни формирования ц енностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Факторы риска.
Среди основных факторов, способных повлиять на результаты апробации модели организации внеурочной деятельности можно выделить следующие:

Фактор риска
Возможные пути разрешения

отсутствие достаточного финансирования
привлечение внебюджетных средств (добровольные взносы родителей, спонсоров)

низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки
мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных стимулов и ресурсов стимулирующего ФОТ

отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов
привлечение специалистов дополнительного образования (родители с педагогическим образованием, специалисты сельского поселения)

дефицит учебно-методических пособий
Использование ресурсов Интернет-пространства

недостаточная методическая подготовка педагогов
проведение методических занятий, участие в форумах, семинарах по ФГОС;
связи с другими образовательными учреждениями, прохождение курсовой подготовки педагогами.


Ресурсы
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются собственные ресурсы (учителя начальных классов, педагоги – предметники,  учитель физической культуры, библиотекарь, старшая вожатая, родители).


Научно-методическое обеспечение
Научно-методическое обеспечение организует администрация школы, педагоги, руководитель МО начальных классов школы, заведующая школьной библиотекой.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия проводятся в первую смену, все кабинеты начальных классов располагаются в отдельной рекреации, имеется столовая, спортивный зал со спортивным инвентарем, музыкальный центр, игровая площадка, спортивная площадка.
Кабинеты начальных классов оснащены компьютером, проектором, интерактивной доской, видеоаппаратурой. Имеется видеотека начальной школы, состоящая из набора дисков по различным областям знаний (электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий», интерактивная энциклопедия – «Атлас тела человека», «Мир природы» (Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников), «Уроки биологии Кирилла и Мефодия», игры на развитие памяти и логики, библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу).
Кабинеты начальных классов оснащены компьютером, телевизором. Школа располагает кабинетом информатики с 6 компьютерами, подключенными к локальной сети Интернет.



Внешние связи и партнерство
Общее управление осуществляется администрацией школы. В реализации внеурочной деятельности будут привлекаться родители, сельская детская библиотека, ДК, другие социальные партнеры.
Результаты реализации модели
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по реализации нашего проекта.


Диагностика эффективности организации внеурочной деятельности
Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников
Личность самого воспитанника
Детский коллектив
Профессиональная позиция педагога
Методы и методики мониторинга изучения детского коллектива
Основные результаты реализации программы внеурочной деятельности обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Мониторинг компетентностей учащихся
Компетенции ученика
Показатели
Методический инструментарий

Сформированность познавательного потенциала личности учащегося и особенности мотивации.
1.Познавательная активность учащихся.

2.Произвольность психических процессов.
3.Эмоциональное состояние (уровень тревожности)
1.Методики изучения развития познавательных процессов личности ребёнка.
2.Педагогическое наблюдение.
3.Оценка уровня тревожности Филипса
«Шкала тревожности».

Сформированность коммуникативного потенциала личности и её зависимость от сформированности общешкольного коллектива.
1.Коммуникабельность.


2.Знание этикета.

3.Комфортность ребёнка в школе.
4.Сформированность совместной деятельности.
5.Взаимодействиесо взрослыми, родителями, педагогами.
6.Соблюдение социальных и этических норм.

1.Методика выявления коммуникативных склонностей уч-ся.
2. Педагогическое наблюдение.
3 Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью».
4.Методики «Наши отношения», «Психологическая атмосфера в коллективе».
5.Анкета «Ты и твоя школа».
6.Наблюдения педагогов.

Сформированность нравственного, эстетического потенциала учащегося.
1.Нравственная направленность личности.

2.Сформированность отношений ребёнка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.


3.Развитость чувства прекрасного.
1.Тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте».
2.Методика С.М.Петровой «Русские пословицы», методики «Репка» («Что во мне выросло»), «Золотая рыбка», «Цветик-семицветик».
3.Методики «Недописанный тезис», «Ситуация свободного выбора».


Показатели деятельности педагогов по реализации модели внеурочной деятельности
Результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся (итоги учебного года);
Проектная деятельность учащихся;
Участие учащихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т.п. вне школы;
Количество учащихся, задействованных в общешкольных и внешкольных мероприятиях;
Посещаемость занятий, кружков;
Количество учащихся, с которыми произошел случай травматизма во время образовательного процесса;
Участие родителей в мероприятиях;
Наличие благодарностей, грамот;
Наличие рабочей программы курса внеурочной деятельности и ее соответствие предъявляемым требованиям;
Ведение аналитической деятельности своей внеурочной работы с учащимися (отслеживание результатов, коррекция своей деятельности);
Применение современных технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения;
Удовлетворенность учащихся и их родителей выбранным курсов внеурочной деятельности;
Презентация опыта на различных уровнях.

Вывод по проекту
Многообразие форм внеурочной деятельности порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических процессов ученика. Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса и школы, позволяющих не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.
Современный учитель должен умело подойти к реализации нового стандарта второго поколения. Для этого необходимо в рамках самообразования ознакомиться с теоретическим обоснованием ФГОС, пройти курсовую подготовку, изучить опыт учителей, работающих по-новому. Развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью и способны к сотрудничеству. Появление новых вызовов вынуждает отвечать на них модернизацией образования. Инновация в системе начального образования основывается на достижениях компетентностного подхода. Учитель должен осваивать современные образовательные технологии (индивидуальный подход, системно деятельностный подход, компетентностный подход + фундаментальность предметных знаний, использование ИКТ, реализация здоровьесберегающих технологий). Достигнув поставленной цели, мы обеспечим такую ключевую компетенцию, как научить учиться младших школьников и беречь своё здоровье.









Общественно-полезные
практики

Олимпиады, соревнования

Кружки, секции

Научные
исследования

Школьные научные общества

Формы деятельности

Анкеты

Контрольные вопросы

Тесты

Листы наблюдений




ђ Заголовок 115