Доклад Формирование гражданской позиции школьников через внеурочную деятельность классного руководителя


Плотникова Маргарита Григорьевна, учитель МБОУ «СОШ №11»,
г. Чита, Забайкальский край
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
(из выступления на педсовете)
В современной школе на классного руководителя возлагается большая ответственность. С одной стороны классный руководитель ставит те же воспитательные цели, что и все педагоги – воспитание личности способной самостоятельно построить успешную жизнь. С другой стороны дети и родители хотят видеть в классном руководителе и воспитателя, и друга, и диспетчера, осуществляющего связь между всеми участниками воспитательного процесса, и наставника, и советчика, а, зачастую, и психолога. Как не растеряться в этом многообразии ролей, ожиданий и требований и сделать работу целенаправленной и эффективной?
Многогранная работа классного руководителя тогда приобретает единство и целенаправленность, когда в ней четко прослеживается ведущая линия, центральное звено. Таким звеном вполне может стать воспитание у вверенных школьников активной гражданской позиции. Конечно, это комплексный и длительный процесс. Сам ребенок не сформирует активную гражданскую позицию – в этом ему нужно помочь. Основными источниками данного формирования у детей являются в первую очередь семья и школа.
Чтобы отдавать себе как классному руководителю отчёт, насколько ты эффективен в деле формирования гражданской позиции, необходимо вначале определиться с уровнем развития личности учащегося, т.е. провести диагностику.
Конечно, существует множество диагностических методик. Меня привлекла своей компактностью следующая: тест М. Куна и Т. МакПартлэнда, в котором учащиеся должны 5 раз дать ответ на вопрос «Кто я?» К данному исследованию больше предполагается привлекать старшеклассников в возрасте 15-17 лет, потому что именно к концу обучения в школе у детей либо должна быть уже полностью сформирована гражданская позиция, либо они должны хотя бы иметь представление, что это такое. Я посчитала возможным предложить этот тест своим шестиклассникам, чтобы, повторив его в дальнейшем, проанализировать качественные изменения (или их отсутствие).
Полученные данные можно распределить их по следующим категориям:
Гендерная принадлежность (99,5%, ответы: мальчик/девочка, девушка, мужчина)
Видовая принадлежность(77,2 %; основной ответ: человек),
Семейная принадлежность (54,5 %, ответы: сын, дочь, внук, и т.д.),
Учебная принадлежность (45,5%, ответы: ученик, школьник, шестиклассник).
Личностная характеристика (45,5%, ответы: личность, индивидуальность, я)
Характеристика общения (27,2%, ответы: центр внимания, друг/подруга)
Профессиональная принадлежность (13,6%)
Гражданская принадлежность (9,1%, ответы: гражданка, россиянка)
Национальная принадлежность (9,1%)
Спортивная принадлежность (4,5%)
Если первый показатель является естественным (все мы себя в первую очередь соотносим с человеком разумным), то данные в категориях «семейная» и «учебная» принадлежности показывают их значимость и актуальность.
Следует отметить высокие показатели в категории «личностная характеристика», и это не случайно. Именно в этом возрасте дети осознают себя как личность.
Откровенно невысокие показатели получены в категории «гражданская принадлежность» (2 человека). Также 2 человека соотнесли себя с национальной принадлежностью. Радует, что на вопрос «Кто я?» не было ответа «Никто».
После проведения диагностики и обработки результатов возникает вопрос о том, как улучшать сложившуюся ситуацию, как формировать гражданскую позицию у школьников. Необходима система средств, которые позволили бы это сделать. Их недостаточность или фрагментарность использования средств не позволят получить нужного результата.      
Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, обсуждение и решение проблемных ситуаций, ролевые игры, дискуссии, написание сочинений, подготовка небольших сообщений по проблеме, викторины, морально-правовые беседы с эмоциональным контекстом, опорой на художественные образы. Все эти формы стараюсь использовать в своей работе.
Отдельно остановлюсь на рассуждениях детей на заданную тему. Они очень показательны в том плане, что ребёнок, высказывая своё мнение, обнаруживает ту самую готовность или неготовность быть гражданином своей страны и, прежде всего, своего края.
Рассуждение «Забайкальский край: вместе строим будущее»:
- «... Я живу в Забайкальском крае. У нас красивая природа, много исторических зданий, хорошие люди… Никогда не уеду отсюда…»
- «…Наш край очень красивый... Жаль, что леса горят. Надо находить виновных и строго их наказывать…»
- «…Очень люблю свой город, он очень красивый…Но я бы уехал из нашего прекрасного города Читы…»
Если младшие школьники впитывают преподаваемые истины, не подвергая их сомнениям, то, взрослея, дети с одной стороны, говорят то, что мы от них ждём, но и решаются пойти вразрез с «идеальным» мнением, а это не всегда легко, если боишься ответственности за то, что сказано «не так». И здесь для наставника важно не быть авторитарным. Итак, мыУчимся уважать чужое мнение и отстаивать своё, воспитываем активную жизненную позицию.
Проводим беседы на темы, посвящённые истории нашей Родины, с целью вызвать гордость у ребёнка за наших соотечественников, осмыслить значимость определённых событий для истории России, уроки Мужества и Славы.
Активно участвуем во всех проводимых школьных мероприятиях патриотического направления. Основной принцип участия - добровольность; участвуют все желающие, никто не отстраняется. Учимся отвечать за то, что тебе поручили.
Учимся уважать окружающих людей, товарищей, одноклассников. Поздравляем одноклассников, готовя приятные сюрпризы и личные пожелания.
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования говорится, что семья является важнейшим институтом воспитания и социализации ребенка, одним из главных субъектов формирования личности гражданина и патриота.) Учимся любить и беречь свою семью и членов своей семьи. С этой целью проведены классные часы «Моя семья – мое богатство», «Тепло родного очага», устраивали концерт для мам ко Дню Матери.
Именно в семье начинается духовно-нравственное развитие и воспитание личности. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Работа классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию невозможна без участия родителей. Я начала работу с изучения семей учащихся: социального состава, уровня образованности родителей, их жизненных интересов, степени значимости воспитательного воздействия семьи на ребенка. Родителям были предложены анкеты: «Мой ребенок», «Досуг ребенка в семье», «Увлечения Вашей семьи». Результаты диагностики показали, что во многих семьях существуют проблемы: отсутствует эмоциональная связь поколений, некоторые родители заботятся только о материальном достатке семьи, недооценивают нравственную сторону воспитания, мало интересуются успехами ребенка в школе. Исходя из этого, работа строится по направлениям:
психолого-педагогическое просвещение родителей;
создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательного процесса – педагогов, детей и их родителей;
вовлечение родителей в воспитательный процесс (помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий);
проведение совместных внеклассных мероприятий (экскурсии, походы в музей, театр, боулинг)
Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу быстро не представляется возможным. Долг педагога – повести за собой, создать условия для испытания своих сил и способностей, учить проходить через различные ситуации успеха и временных неудач. Гражданские ценности должны находить отражение в действительной жизни учащегося. По словам профессора воспитания Надежды Егоровны Щурковой, «ориентированный на конечную воспитательную цель классный руководитель должен быть озабочен и настоящим моментом жизни ребёнка». Поэтому главным содержанием работы классного руководителя должно стать совместное проживание вместе с детьми ценностных отношений в процессе познания, игры, общения, труда, спортивных занятий и развлечений.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Беспятова Н. К., Яковлев Д. Е. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков.- М.: Айрис-пресс, 2006.
Газман О. С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). — М., 1992. 
Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Образование личности.- М.: Интер-пракс, 1994.
Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1; Часть 2. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. 
Мы – сограждане. Т.1.- М.: Бонфи, 2002.
Поляков С.Д. В поисках реалистического воспитания. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. 
Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие. — Спб.: Питер, 2005.