Выступление на пед.совете на тему Формирование и развитие метапредметных умений через внеурочную деятельность при помощи экскурсии


Формирование и развитие метапредметных умений через внеурочную деятельность при помощи экскурсии.
Связь учебно-воспитательного процесса с внеурочной деятельностью - это один из главных принципов всей системы воспитательной работы.
Внеурочное образование строится на фундаменте, заложенном на уроках. Цель внеурочной деятельности – это создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
Экскурсия - форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая наблюдать и изучать различные предметы и явления в естественных условиях или в музеях, на выставках.
Особо необходимо подчеркнуть метапредметные умения, которые реализуются через экскурсионные программы в формировании эмоциональной сферы школьников: чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезным обществу.
Структурные элементы различных видов экскурсий являются в достаточной степени определенными. Например, тематическая экскурсия может иметь следующую структуру:
1.      сообщение темы, цели и задач мероприятия;
2.      актуализация опорных знаний учащихся;
3.      восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации;
4.      обобщение и систематизация знаний;
5.      подведение итогов
Изучение литературы показало, что организация каждой экскурсии включает в себя три этапа:
Подготовка к ней учителя и учащихся, в которой учитель и ученики обговаривают цель экскурсии, правила ее проведения, способы отражения своих наблюдений после мероприятия.
Проведение экскурсии. Проговариваются правила поведения на мероприятии, обсуждается техника безопасности.
Оформление полученного материала обговаривается заранее, чтобы учащиеся могли обратить внимание на то, что им предстоит потом отразить в своих творческих отчетах (можно использовать здесь индивидуальные задания)
Все это мы проделываем на занятиях во внеурочной деятельности. Например, в рамках профориентации дети познакомились с различными профессиями. На уроке изобразительного искусства ребята показали в своих рисунках профессию, о которой мечтают. Для расширения знаний по профориентации, мы посетили хлебозавод №28 г. Зеленограда и познакомились с профессией пекаря. Ребята увидели, как изготавливаются хлебобулочные изделия.
На мой взгляд, на этой экскурсии формировались следующие метапредметные навыки:
- выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в этой профессии;
- развитие коммуникативных навыков: умения задавать вопросы, общаться с разными людьми, умение слушать;
- умение сопоставлять, анализировать свою и новую деятельность, соотносить ее со своими интересами;
- умение систематизировать полученные знания для дальнейшего осмысления;
- умение подводить результаты деятельности при обсуждении итогов экскурсии.
- создание условий для индивидуального развития ребенка, при выполнении творческого отчета
- формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
Мы провели еще одну экскурсию, посетив театр «Ведогонь». Дети познакомились с такой профессией, как актер. Они окунулись в мир прекрасного, посмотрели на работу профессиональных актеров, смогли примерить эту профессию на себя, учились слушать, задавать вопросы. На уроке Окружающего мира мы познакомились с живой и неживой природой, с тем как она изменяется в разное время года. На экскурсии мы наблюдали эти изменения, чтобы потом отразить их в творческих работах, сочинениях, рисунках, стихах.
На литературном чтении мы изучали раздел русские писатели и выполнили иллюстрации по понравившимся произведениям. Чтобы закрепить все полученные знания, мы посетили сельскую детскую библиотеку, где нас познакомили с жизнью и творчеством изученных писателей. Экскурсия в библиотеку позволила развивать интерес к чтению, к художественной литературе и профессии библиотекаря.
А потом, в осенние каникулы мы посетили музей-усадьбу Середниково. Дети узнали много интересного о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Тем самым, у детей появились положительные эмоции от познания, что является залогом развития у учащихся познавательных мотивов, мотивов для творчества.
Таким образом, сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, что является главной задачей формирования метапредметных умений, которые призваны реализовать развивающий потенциа образования.