Исследовательская работа на тему Сравнение образов Деда Мороза и Санта Клауса


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА «ЗЕМЛЯ РОДНАЯ»
Учебно – исследовательская работа
Сравнение образов
Деда Мороза и Санта Клауса
Работу выполнили:
Алиханов Алихан и Гугучкин Данил,
учащиеся 5б класса
муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
«Средней школы «Земля родная»
Научный руководитель:
Мануйлова Дарья Павловна
учитель английского языка
муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
«Средней школы «Земля родная»
Новый Уренгой
2017
Сравнение образов Деда Мороза и Санта Клауса.
Алиханов Алихан и Гугучкин Данил
Россия, ЯНАО, г. Новый Уренгой, МАОУ «СШ «Земля родная», 5а класс
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………...………2
Актуальность исследования ……………….…………………………………...………...……... 2
Цель исследования…………………………………………………………………...…………... 2
Задачи исследования…………………………………………..………………...……...………. ..2
Объект исследования………………………………………….………………..………………. ..2
Предмет исследования………………………………………...…………….…………………….2
Методы исследования…………………………………………………………………………. …2
Результаты исследования…………………………………………………………….…………2
2.1. История развития образа Деда Мороза……………………………..…...……………………….2
2.1.1. Прототип Деда Мороза в Дохристианской(Древней) Руси…………………………….……..3
2.1.2. Дед Мороз в досоветский(христианский) период……………….…………………………….3
2.1.3. Советский и современный образ Деда Мороза……………………………………………..…4
История возникновения и развития образа Санта Клауса…………………………………...….4
2.3 Сравнительный анализ образов Деда Мороза и Санта Клауса по выбранным критериям……5
Выводы………………………………………………………………………….…………....….. 6
Литература………………………………………………………................................................. 8
Введение
Актуальность исследования
Все любят Новый год и Рождество. Эти праздники ассоциируются с различными их символами: елкой, подарками, каникулами и, конечно же, Дедом Морозом в России и Санта Клаусом в англоязычных странах. Образ Деда Мороза для нас привычен с детства. Но что мы знаем о его происхождении? Разумеется, однозначного ответа искать и не стоит. Подобно былинным героям, образ Деда Мороза со временем трансформировался – наслаивались друг на друга мифологические и исторические прототипы, менялись функции и внешняя форма. Но, тем не менее, очень часто в России образ Деда Мороза заменяется образом Санта Клауса (полностью или частично). Хотя исторически это один образ и один персонаж, за сто лет различий накопилось очень много.
1.2 Цель работы.
Провести сравнительный анализ образа Деда Мороза и Санта Клауса, найти общие и различные черты.
1.3 Задачи исследования.
1. Проанализировать историю происхождения персонажей;
2. Сравнить образы Деда Мороза и Санта Клауса;
3. Определить критерии и провести сравнительный анализ образов Деда Мороза и Санта Клауса.
1.4 Объект исследования: образы Деда Мороза и Санта Клауса.
1.5 Предмет исследования: схожие и отличительные черты образов Деда Мороза и Санта Клауса.
1.6 Гипотеза. Мы выдвигаем предположение, что образы Деда Мороза и Санта Клауса различны, но имеют и общие черты.
1.7 Методы исследования.
1. Изучение и анализ теоретического материала.
3. Сравнительно-сопоставительный метод.
4. Систематизация и обобщение.
2. Результаты исследования
2.1. История развития образа Деда Мороза
Нам бы хотелось проанализировать развитие образа деда Мороза. Просмотрев несколько источников, мы пришли к выводу, что историю развития образа можно условно разделить на 3 этапа: дохристианская(древняя) Русь, досоветский(христианский) период и советский, современный период.
2.1.1. Прототип Деда Мороза в Дохристианской(Древней) Руси.
Дед Мороз(Морозко) — могучий русский языческий Бог, персонаж русских легенд, в славянских сказаниях — олицетворение русских зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом воду, щедро осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества, а в случае надобности, в тяжелую годину защищающий русских от наступающих врагов вмораживающими в лед дотоле невиданными зимними холодами, от которых начинает ломаться железо.
В восточнославянских сказках Мороз описывается как старик с белой бородой, закутанный в шубу, который «на ёлке потрескивает, с ёлки на ёлку соскакивает да пощёлкивает», усиливая тем самым зимнюю стужу. Сказочный Морозко одаривает невинно гонимую падчерицу богатством за её «правильные» ответы на вопрос, тепло ли ей или холодно; он же губит дочерей злой мачехи, которые проклинают лютый холод[3].
Славянского Деда Мороза представляли как седого старика с бородой до пола в длинной толстой шубе, валенках, шапке, рукавицах, и с посохом, которым он морозил людей.
2.1.2. Дед Мороз в досоветский(христианский) период.
Под влиянием христианства, жестоко и кроваво боровшегося со славянским язычеством первоначальный образ Снежного Деда был искажен (как и всех прочих славянских богов), и Морозко стали представлять злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей. Это нашло отражение и в поэме Некрасова «Мороз — Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних ребятишек.
Своеобразный характер интерпретации в христианстве языческих божеств (религиозных конкурентов христианства, пусть и любимых народом, которых церковники непременно представляли крайне злыми и жестокими) обусловил внушаемое церковниками поведение Деда Мороза — после внедрения христианства на Руси он стал собирать жертвоприношения — воровать непослушных детей и уносить их в мешке. Такая церковная интерпретация позволяла с детства внушать неприятие языческих богов.
Однако со временем, после введения ограничений непримиримой идеологии христианства и распространения более поздних постхристианских гуманистических традиций, Дед Мороз в представлении русских подобрел и стал уже сам одаривать детишек.
Несмотря на то, что характер Мороза претерпевал некоторые изменения, внешний вид Деда Мороза не изменился. Он также изображается в белой или синей шубе, с бородой до земли, в трехпалых варежках, с посохом.
2.1.3. Советский и современный образ Деда Мороза.
После революции Дед Мороз, вместе со всеми рождественскими традициями, подвергся гонениям. Его окончательное изгнание произошло в канун 1929 года. Тогда Рождество было объявлено обычным рабочим днём, а специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна на предмет выявления праздничных приготовлений. В советский обиход Дед Мороз вернулся в канун 1936 года. Это произошло после того, как 28 декабря 1935 года член Президиума ЦИК СССР П. П. Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года, после чего по всей стране начинают организовываться новогодние мероприятия с использованием переосмысленной старой «рождественской» атрибутики. Официальное торжественное возвращение Деда Мороза произошло очень скоро. В первом в СССР Харьковском Дворце пионеров (открыт в 1935 году) — 31 декабря 1935 прошла первая в СССР после «реабилитации» официальная новогодняя ёлка. А в январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой приветствовали гостей на празднике в московском Доме Союзов.... Это было первое совместное появление Деда Мороза и Снегурочки, верной его спутницы.
Образ Деда Мороза несколько изменился: варежки стали боле привычными, борода стала короче (до пояса) и чаще вместо синего цвета шубы стал встречатся красный (цвет революции), также в некоторых республиках Советского Союза встречается зеленый цвет шубы Деда Мороза. Дед Мороз передвигается на тройке лошадей вместе со своей внучкой Снегурочкой, оставляет подарки под елкой или подушкой(как он проникает в дом неизвестно).
2.2 История возникновения и развития образа Санта Клауса.
Прототипом Санта Клауса был святой Николай. Сначала его звали по-голландски - Синтерклаас (Sinterklaas), потом имя трансформировалось в Санта Клаас, а ещё позже - в привычного нам Санта Клауса (Santa Claus). В прессе это имя впервые появилось в 1773 году, а в 1809 был опубликован и первый портрет Санта-Клауса - правда, он представал как толстопузый голландский моряк в зелёной шубе и с трубкой в зубах, который приезжал в город на лошади (книга затрагивала "датскую" историю города, и такое изображение было всего лишь шуткой).
Но никаких "рождественских канонов" представления того, кто такой Санта-Клаус и как он выглядит, пока не существовало. Всё изменилось в 1821 году - именно тогда некий Уильям Джилли (William Gilley) опубликовал своё стихотворение "Santeclaus". Санта-Клаус в версии Джилли носил меховую шубу и приезжал на одном-единственном олене (верней, на санях, которые вёз этот олень). Год спустя, в 1822 году, Клемент Кларк Мур (Clement Clarke Moore) пишет поэму "Приход Святого Николая" ("An Account of a Visit from Saint Nicolas"), которая позже стала известна как "Ночь перед Рождеством" ("The Night before Christmas"). И здесь дети и взрослые впервые ознакомились с тем рождественским дедом, который уже почти похож на современного: лишённый всякой епископской серьёзности, жизнерадостный эльф (именно так) с трубкой во рту приезжает на миниатюрных санях, запряжённых в восьмёрку оленей, которых Мур назвал Blitzem, Comet, Cupid, Dancer, Dasher, Donder, Prancer и Vixen. И никакой епископской митры... А как выглядел Санта, каждый представлял себе по-своему. Понятно, что он был невысоким толстячком в зимнем костюме, но... канонов пока не было. Поэтому до 1963 года Санта-Клаус мог предстать в удивительно нестандартном виде.
В декабре 1931 года, в журнальной рекламе Кока-Колы возникает неожиданный образ, созданный художником Хаддоном Сандбломом (Haddon Sundblom, 1899-1976): счастливый, добрый и немного забавный Санта-Клаус в красном полушубке. Мало какая рекламная компания была столь успешной! Добрые, искренние, убедительные и притягательные рождественские сценки с участием обаятельного Санты, изображённые художником с 1931 по 1964 год, сделали созданный им образ каноническим!
Так и выглядит ныне Санта: короткая белая борода, примерно в половине случаев - очки, красный колпак с белой опушкой и помпоном, короткий красный полушубок с белой же оторочкой, красные штаны, заправленные в чёрные (реже - красные) сапоги и широкий чёрный или коричневый ремень. В руках - красный мешок, иногда можно заметить белые перчатки (не варежки). Посоха нет. Интересно, что костюм Санта-Клауса не меховой - он изготовлен из ткани типа бархата либо из любой другой, вообще без ворса (да и белая оторочка может быть не меховой, а тканевой, если совсем с финансами тяжко). Украшений или вышивок нет . Если вспомнить о Деде Морозе, то все в курсе, что у него есть внучка Снегорочка. А как обстоят дела с семьёй у Санта-Клауса? О, у него-то как раз всё в порядке! Каждый американец знает, что у Санты есть жена, миссис Клаус (Mrs. Claus). Считается, что она впервые появилась в стихах американских авторов ещё в середине 19 века (но никаких мифологических предшественниц, в отличие от экс-епископа-мужа, не имела). Но миссис Клаус в корне отличается от Снегурочки - она не участвует в праздничных торжествах, терпеливо ожидая супруга дома.
2.3 Сравнительный анализ образов Деда Мороза и Санта Клауса по выбранным критериям.
Для того, чтобы провести сравнительный анализ образов Деда Мороза и Санта Клауса мы выбрали такие критерии: костюм, внешность, помощники, транспорт, подарки, место жительства.
Критерии сравнения Образ Деда Мороза Образ Санта Клауса Сходства/различия
Костюм Шуба
Пояс(кушак)
Шапка
Рукавицы
Сапоги(валенки)
Неизвестно что под шубой
Цвет синий, белый, серый, красный
Посох Куртка
Ремень
Колпак
Перчатки(ничего)
Сапоги
Брюки
Красный
Колокольчик/трубка -
-
-
-
+
-
-/+
-
Внешность Длинная, до пояса или земли, борода
Высокий и стройный
Хорошо видит
Не курит Короткая борода
Низкий и толстенький
Носит очки
Часто с трубкой -
-
-
-
Помощники/семья Внучка Снегурочка
Снегурочка, животные Жена Миссис Клаус
Эльфы -
-
Транспорт Тройка лошадей и сани
Ездит по земле Упряжка оленей и сани
Летает -/+
-
Подарки Дарит всем детям
Кладет под елку или под подушку Дарит только послушным детям
Кладет под елку и в чулки -
-/+
Место Жительства Великий Устюг Северный Полюс -
3.Выводы
Итак, найдя необходимый материал, познакомившись с ним, отобрав самое главное, проанализировав его, мы рассказали об итогах своего исследования одноклассникам. Итоги исследования мы представили в виде таблицы. По результатам исследования мы сделали выводы:
1.Наша гипотеза подтвердилась. Между Дедом Морозом и Санта Клаусом существуют отличия. Но есть и общие черты: иногда обувь и цвет костюма, а также то, что они кладут подарки под елку.
2. Происхождение русского Деда Мороза отличается от Санта Клауса. Прообразом Санта Клауса считают реального человека - Святого Николая. Дед Мороз — скорее языческий дух, персонаж народных поверий и сказок.
3. Во внешнем виде Деда Мороза и Санта Клауса есть очень много отличий: в костюме, внешности, помощниках и семье, способах передвижения и месте проживания.
4. Мы так часто видим Санта Клауса в рекламе и сувенирах, что совсем запутались и ошибочно называем его Дедом Морозом. Нужно научиться их различать.
5. Хотя у Деда Мороза и Санта Клауса много отличий, их объединяют любовь к детям и обычай дарить подарки.
4.Список использованной литературы
Балакшин Р. А. Добрый дедушка. Сказание о Деде Морозе. Издательство: Сретенский монастырь , 2007 год.
Большая книга Деда Мороза / автор идеи и составитель А.Усачев – Москва: Оникс, 2006 – 255с.
Мадлевская Е. Л. Образ Деда Мороза и современные представления о нём // Живая старина. — М.: Гос. республиканский центр русского фольклора, 2000. — № 4, 2000.
Маури Куннас: В гостях у Санта-Клауса. Издательство: ИД Мещерякова, 2008 г.
Мадлевская Е. Л. Образ Деда Мороза и современные представления о нём // Живая старина. — М.: Гос. республиканский центр русского фольклора, 2000. — № 4, 2000.
Интернет ресурсы:
https://www.artlebedev.ru http://etroff.nethttp://slavs.org.uahttp://www.pravmir.ruhttp://nashasreda.ruhttp://vovse-ne.ruhttp://it-has-been.blogspot.com