Психолого-педагогическая экспертиза игрушек на примере кукол «Bratz» и конструктора «Lego»


Психолого-педагогическая экспертиза игрушек на примере кукол «Bratz» и конструктора «Lego»
Детская игрушка, воплощая в себе социальный опыт, накопленный людьми в общественно-исторической практике, является одним из значимых факторов развития и социализации ребенка. В настоящее время, ассортимент игрушек чрезвычайно многообразен и непрерывно обновляется с учетом последних достижений в различных областях знаний, однако не каждая игрушка благоприятно воздействует на неустойчивую детскую психику.
В целях защиты детей от игрушек, отрицательно влияющих на их психическое и физическое здоровье, в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» принято решение о введении психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек. Психолого-педагогическая экспертиза игрушки предполагает оценку ее качества, с точки зрения того, какую роль она может играть в развитии ребенка на различных этапах онтогенеза, а также какой культурный опыт осваивается с ее помощью. В настоящее время в связи с большим многообразием игрушек и игровых материалов отечественных и зарубежных производителей возникает необходимость ориентировки и понимания в том, что конкретная игрушка может дать для развития ребенка.
В начале XXI века рынок детских игрушек в России оказался заполнен преимущественно зарубежными игрушками. Значительно изменился внешний вид сюжетно-ролевых, технических игровых средств, активно развивается направление электронных и интерактивных игрушек. Влияние этого рынка на детей неоднозначно и противоречиво, в связи с этим, предметом для психолого-педагогической экспертизы послужили куклы «Bratz» и конструктор «Lego». Перейдем непосредственно к психолого-педагогической экспертизе кукол.
Компания MGA Entertainment в 2001 году стала выпускать куклы серии Bratz. Благодаря своей необычности, новинка смогла достаточно быстро покорить сердца детей всего мира. История создания куклы отражает ее основного потребителя – детей в возрасте от 8 до 13 лет. Исходя из материалов компании, можно утверждать то, что целью являлось создание девочки, стремящейся выглядеть модно и по-взрослому. Тело куклы стремились сделать по образу и подобию ребенка-подростка – большая и непропорциональная голова, детские тонкие ноги и руки, худая фигура с легкими гендерными разграничениями. Интересная, на первый взгляд идея о создании именно подростковой куклы, отражающей интересы ребенка данного возрастного периода, тем не менее, по моему мнению, одержала фиаско, с точки зрения психолого-педагогической экспертизы.
Анализируя внешний вид куклы, можно говорить о том, что Bratz представляет собой девушку-подростка с утрированными чертами и ярким макияжем. У нее огромные накрашенные глаза, вызывающе чувственные губы и совершенно непропорциональное тело. Исходя из внешнего вида куклы, можно говорить о ее направленности во взрослый мир - в мир гламурной одежды, вечеринок и яркого макияжа что по-моему мнению, влияет на психику ребенка. Особый акцент необходимо сделать не съемной обуви, которая является продолжением ноги а, следовательно, ребенок снимает голеностопную часть ноги при желании сменить обувь. Я считаю, что данная деталь может вызывать страх и тревогу у детей младшего школьного возраста.
Кукла Bratz идет в комплекте с ультрамодной одеждой, разнообразными предметами гардеробы, сотовыми телефонами, расчёсками и т.п., что постоянно провоцирует у ребенка стремление накапливать не только кукол, но и атрибуты для игры а, следовательно – вызывает зависимость.
Проблема, на мой взгляд, не только в вызывающей внешности куклы, но и в том, что данные игрушки делают игру детей примитивной, лишая ее фантазии. Если в игре присутствуют четко фиксированные образы, происходит торможение фантазии, мыслительных процессов ребенка. В данном случае куклы Bratz навязывает конкретный образ и способ действий а, следовательно, происходит манипуляция ребенком.
Если кукла Bratz является примером негативного влияние на личность ребенка, то конструктор «Lego» напротив, вызывает положительное.
Познавательное развитие детей осуществляется не только по линии развития воображения, но и наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, логического мышления. Для решения всех поставленных задач, наиболее оптимальной игрушкой являются конструкторы.
Анализируя история создания конструктора Lego, стоит отметить, что перед работниками компании стояли задачи - создать игрушки, развивающие воображение, изобретательность и творческие способности ребёнка. Так, появилась серия игрушек, представляющие собой наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов. Особый акцент стоит сделать на экологической безопасности конструктора - в состав игрушки не входит клей. Кубики имеют возрастные ограничения в соответствии с размером деталей, что четко обозначено на упаковке конструкторов. Сами детали яркие, многофункциональные и привлекают внимание ребенка, стимулируют его познавательные процессы, высшие психические функции.
Конструктор является социально и психологически безопасной игрушкой, потому что игра в данном случае полностью подчиняется ребенку - нет четкой сюжетной линии, нет ограничений по возможностям использования кубиков. В целом, сборка конструктора развивает мелкую моторику рук ребенка, стимулирует воображение и самостоятельное принятие решений. Кроме этого, конструкторы Lego помогают улучшить усидчивость ребенка, что положительно влияет на детей младшего школьного возраста.
Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и сохраняет свое существенное значение в жизни младших школьников. Игра относительно самостоятельный этап онтогенеза человека, причем этот этап чрезвычайно важен для формирования личности. Атрибутом игровой деятельности являются игрушки, которые в обобщенном виде отражают экономические, социальные, политические, этические и другие показатели общественного устройства, господствующие в обществе идеологические, нравственные ценности и нормы.
Анализ и изучение состояния индустрии игрушек, тщательная психолого-педагогическая экспертиза, позволит исключить влияние некачественного товара на личность ребенка, а также будет способствовать росту спроса на игрушки, способствующие благоприятному психическому развитию детей.