Урок химии 9 класс по теме Железо

Тема урока
« Железо и его соединения»



Цель
Составить полное представление об элементе и простом веществе – железе, о его физических и химических свойствах в зависимости от строения атома.


Тип урока

Урок изучения нового материала.


Применяемая технология
Технология организации собственной деятельности учащихся
(авт. С.Т.Сатбалдина)

Основное содержание темы, термины и понятия
Элемент и простое вещество – железо, его физические свойства, характерные химические свойства железа; состав и свойства оксидов и гидроксидов железа; качественные реакции на катионы железа (двух- и трехзарядные).

Планируемые результаты
Предметные
УУД
Личностные


усвоение основных понятий темы;
Характеризовать строение атома железа.
Описывать физические свойства железа.

Научится отличать (двух- и трехзарядные) соединения железа
Составлять уравнения реакций характеризующих свойства железа.

Познавательные:
- формулирование цели;
- поиск и выделение необходимой информации в тексте учебника и проводимого химического эксперимента.
на основе межпредметных связей продолжить формирование умений устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами веществ; познакомить обучающихся с качественными реакциями,

Развивать у учащихся представления о познаваемости и единстве окружающего нас мира в результате предоставления информации о разных формах существования железа и его нахождении в природе; продолжить формирование умений работать быстро, экономя время урока.



Регулятивные:
- планирование работы в парах;
- коррекция;
- самооценка и взаимооценка

Коммуникативные:
- взаимодействие с партнёром и учителем;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение точно выражать свои мысли.


- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; (поведенческий компонент)
- потребность в самовыражении и самореализации; (ценностный и эмоциональный компонент)
- экологическое сознание (когнитивный компонент)

Формы работы
Индивидуальная, парная, групповая



Формы контроля
Игра крестики-нолики. Отчёт о лабораторной работе.
Контроль визуальный и аудиальный за работой пар, своевременная коррекция со стороны учителя



Домашнее задание
п. 14 упр.3-4, 6-7
Творческие задания: изготовить коллекцию сплавов железа, в лаборатории исследовать свойства полученного королька железа и гвоздя, сообщение о роли железа в организме человека, продукты, содержащие много железа.



Ресурсы
Учебник О.С.Габриеляна Химия. 9класс
микролаборатории-12 штук, образцы руд железа: магнитный железняк, красный железняк, бурый железняк, компьютер, проектор, халаты, презентация, ЦОР «Химия-9 класс»



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся



Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная


Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности


Организационно – мотивационный этап (ОМЭ)


Организация 1. Что мы сейчас изучаем?
2. С каким металлом мы с вами познакомились на прошлом уроке?
3. Что вы узнали нового про этот металл?
4. Для каких целей используем алюминий в быту и на основании, каких его свойств?
Выведение учащихся на формулирование темы урока и составления плана изучения материала

1. Какой металл в быту используется в большей степени, чем алюминий?
2. Мы всегда говорим железный лом, железный гвоздь, железная труба. А на самом деле из чего изготовлены эти предметы?
3. Вы знакомы по жизни с некоторыми свойствами чугуна и стали.
Как вы считаете, есть ли отличие свойств чистого железа от его сплавов?
4. Что бы утвердительно ответить на этот вопрос, что нужно сделать?
Сформулируйте тему сегодняшнего урока

Организация взаимообсуждения


Отвечают на вопросы




























Выдвигают гипотезы и пытаются их обосновать













Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей
























Анализ ситуации









Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей










































Обсуждение























- умение чётко
выражать свои мысли













Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать их

































Сотрудничество учителя и ученика















Выслушивают ответы дополняют и в случаи необходимости исправляют













Планирование пути решения задачи






































Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы


Оценивают объективные трудности и возможности самостоятельной деятельности













- оценивание ответа друг друга


























































Целеполагание

Планирование
Устойчивый познавательный интерес



Операционно-исполнительский этап (ОИЭ)



1. Фронтальная беседа
В каком виде в природе встречается железо?
Какой способ получения железа используют для получения металлов из их оксидов?
2. Ваши одноклассники провели опыт по получению железа из смеси оксида железа и алюминия.
3. Демонстрация видеозаписи опыта на экран
4. Как называется данный способ получения металлов?
5. Составьте уравнения произошедшей реакции.
6. Демонстрация полученного королька железа.
7. Обсуждение физических свойств железа
8. выполнение компетентностно-ориентированного задания. Учащимся выдаются распечатанные задания.
9. Охарактеризуйте местоположения железа в периодической системе.
10. Составьте схему строения атома железа.
11. Исходя их схемы, строения определите, какую степень окисления может проявлять железо в соединениях?
12. Проверка с использование ЦОРа «Химия-9 класс»
13. Так как железо проявляет разные степени окисления важно знать при взаимодействии, с какими веществами, оно проявляет степеньокислени+2, а с какими +3. Но вначале потренируемся определять степени окисления.
14. Игра крестики-нолики у учащихся на партах распечатанные задания.
Покажите выигрышный путь, состоящий из формул веществ, в которых
степень окисления железа +2
. Т.к. железо проявляет различные степени окисления важно знать для характеристики его свойств, в каких случаях оно проявляет степень окисления +2, а в каких +3. На с. 77-78 учебника выясните при взаимодействии, с какими веществами оно проявляет эти степени окисления.
Запишите примеры реакций.

. Физкультминутка
Мы уже отмечали, что железо в природе встречается в виде оксидов.
Демонстрация руд железа даётся их название и формула.
На каждый ряд выдаётся магнитный железняк, красный железняк, бурый железняк. Дети встают и передают друг другу эти руды проговаривая названия и формулу.
Организация
лабораторной
работы учащихся по изучению нового материала:

19. Качественные реакции на ионы железа. У учащихся на столах инструктивные карточки. Инструктаж по правилам т/б при работе со щелочами.


























Работа с источником информации

























Высказываются о физ. св-вах железа.



Работа с источником информации.









Работа с периодической таблицей










































Выполняют задание































Работа с источником информации



























Рассматривают руды железа




















Изучают инструктивную карту



















Анализ видеоролика

представление информации в виде уравнения реакции





















Привлечение жизненного опыта.



Выделение главного.








Осуществление поиска информации с использованием ПСХЭ.
-Делать выводы и умозаключения из изученных закономерностей.



































Анализируют задание для работы.






























Анализ текста



Поиск и выделение необходимой информации






















Отмечают характерные признаки внешнего вида.
























Осмысливают материал
Распределение ролей в группе

Коррекция собственной деятельности





















Работа в группах

Выработка единого мнения

Представление совместной работы в наглядном виде



































-Высказывают свою точку зрения и аргументируют её.









































Работа в группах

Выработка единого мнения

Представление совместной работы в наглядном виде





















Умение сотрудничать


Умение принимать точку зрения друг друга



































Сравнивают свою работу с партнёром по группе.
-Объясняют программу деятельности партнёру на примере.



































Умение сотрудничать


Умение принимать точку зрения друг друга
























Коррекция собственной деятельности








Предлагают свою идею, разъясняя и аргументируя её.

Задают вопросы на уточнение и понимание идей других групп.

Оценка работы других групп.































































Распределение ролей в группе

Коррекция собственной деятельности



Управляют своим поведением и деятельностью.

-Планируют пути достижения целей.


























Оценивать результаты труда друг друга.

Контролировать собственную деятельность.





































































Оценивать результаты труда друг друга

Контролировать собственную деятельность



Рефлексивно – оценочный этап (РОЭ)

-Организует обсуждение результатов.

В чем состоит главное отличие в строении атома железа от атомов металлов, изученных ранее?
Можно ли железо назвать элементом с постоянной степенью окисления? Сколько электронов может отдавать атом железа при взаимодействии с окислителями? От чего это зависит?
Какова распространенность железа в природе? Какие железные руды вы можете назвать?
Химически чистое железо практически не подвергается коррозии на воздухе. Почему же так быстро ржавеют железные гвозди, болты, трубы и другие изделия?
5.С помощью, каких реагентов можно обнаружить присутствие в растворе ионов Fe2+ и Fe3+?

Подведение итогов урока

1. Узнали вы что-нибудь нового о железе?
2. Захотелось ли что-то узнать ещё?
3. Получилось ли у нас работа на уроке по девизу?
4. Оцените свою работу на уроке по 5 бальной шкале. Мотивируйте свою отметку.




Комментированное домашнее задание




Отвечают на вопросы задания


































































Участвуют в обсуждении.















Обобщают результаты своей деятельности по достижению цели.


Выстраивание причинно- следственных связей.


























































Осознанно подводят итоги.


















Оценивание ответа товарища.



























Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, аргументировать их


















































Уметь полно и точно выражать свои мысли в устной форме.











































































Осуществляют самооценку.






































Полно и адекватно учитывать условие задания.










Понимать точку зрения другого, разрешение конфликтов







































Уметь правильно оценивать выполнение действий.

















Приложение.

Игра крестики-нолики у учащихся на партах распечатанные задания.
Покажите выигрышный путь, состоящий из формул веществ, в которых
степень окисления железа +2

FeO
Fe
Fe(NO3)3

Fe(OH)3
FeSO4
Fe2O3

FeCl2
FeCl3
Fe(OH)2


степень окисления железа +3
Fe
FeS2
Fe2O3

FeS
FeCl3
Fe2(SO4)3

Fe(OH)3
Fe(NO3)3
FeCl2



Выполнение лабораторных опытов.
Лабораторный опыт 1.
В пробирку №1 поместите раствор соли железа Fe+2 , в пробирку №2 – раствор соли железа Fe+3. В обе пробирки добавьте раствор гидроксида натрия. Отметьте цвет полученных веществ.

исследуемое вещество
Цвет раствора до реакции
реактив
цвет раствора после реакции























Лабораторный опыт 2.
В пробирку №1 поместите раствор соли железа Fe+2 , в пробирку №2 – раствор соли железа Fe+3. В обе пробирки добавьте раствор роданида калия KSCN. Отметьте цвет полученных веществ.

исследуемое вещество
Цвет раствора до реакции
реактив
цвет раствора после реакции













Сформулируйте вывод. Как можно распознать растворы солей железа?

15