Человек есть Тайна.. (по роману Ф.М. Достоевского Бедные люди

Человек есть тайна
(по роману Ф.М. Достоевского «Бедные люди»)

Тип урока: урок литературы в 9 классе.
Технология: проблемное обучение.
Модель: личностная.
Форма: беседа, анализ текста.
Цель: изучение психологизма героя романа.
Задачи:
«Погружение и вживление» в созданный автором мир романа.
Воспитание нравственных качеств, умения найти и принять свое решение, отстаивать свой выбор.
Научиться анализировать текст.
Закрепить литературоведческие понятия.
Развивать творческую и познавательную деятельности.
Развивать навыки анализа и синтезирования материала.
Обучение владения речью как средством передачи мыслей и чувств.
Создание на уроке теплой дружеской атмосферы.

Эпиграфы к уроку:
Макар Девушкин – первый прекрасный человек
Достоевского. Это чистая и самоотверженная душа,
пламенеющая любовью и состраданием.
А. Гроссман.
Человек есть тайна. Ее надо разгадать,
и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь,
то не говори, что потерял время
Ф.М. Достоевский
И замерещилась мне тогдаистория,
в каких-то темных углах, какое-то титулярное
сердце, честное и чистоеа вместе с ним
какая-то девочка и глубоко разорвала
мне сердце вся их история.
Ф.М. Достоевский


Вступительное слово.
Читаем эпиграфы и продолжаем:
«..я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком,»- писал 18-летний Достоевский своему брату в 1839 году.
Теперь и сам Достоевский стал тайной для русской культуры, в «разгадывании» которой многие искали и ищут ответы на самые мучительные вопросы: веры и безверия, свободы и рабства человека. Идеи Идеи Достоевского стали питательной средой духовного становления не одного поколения русских людей.
Спросите любого европейца или американца, имеющего хотя бы приблизительное представление о русской литературе: «Кто из наших писателей является выразителем национального духа?» И он обязательно назовет Достоевского, который уже столетие с лишним является одним из самых читаемых русских писателей.
Отзвуки «тайны» Достоевского мы найдем и в русской литературе ХХ века. И «разгадывание» этой тайны есть, В сущности, попытка понять самих себя, ведь еще П.М. Третьяков писал после смерти писателя своему приятелю: « это была наша общественная совесть». Книги Достоевского нельзя просто читать: их надо пережить, выстрадать, чтобы понять- они уже не забываются.
Свой первый роман «Бедные люди» Ф. Достоевский написал в 1845 году. Предвестником его было «видение на Неве», как через 16 лет назовет его сам Достоевский. Вспоминая, он писал: «И замерещилась мне тогдаистория, в каких-то темных углах, какое-то титулярное
сердце, честное и чистоеа вместе с ним какая-то девочка и глубоко разорвала мне сердце вся их история». Началась работа над романом. Мы уже говорили о том, что роман был восторженно встречен русской прогрессвной общественностью. Н.А. Некрасов кричал В.Г. Белинскому:»Новый Гоголь Родился!» Но это было не так. В литературный мир пришел Достоевский! Его считали мастером психологического характера и портрета, так как никто, как он не мог показать душу человеческую. Ведь для него человек – это не объект описания, а живая, чувствующая душа.

- О чем этот роман?
(Стареющий, спивающийся от нищеты титулярный советник Макар Девушкин, который ютится в комнатке, сдаваемой внаем, живет на скудное жалование и берет под свое покровительство)
- В каком жанре написан этот роман? (В эпистолярном)
- Что такое эпистолярный жанр?
- Почему, как вы думаете, именно этот жанр выбрал Достоевский для своего романа? Чего он хотел добиться? (Исповедальности).
И вот наши герои пишут письма друг другу.
- Часто? (иногда по два в день).
- Что же в этих письмах?
- Зачем они пишут?
(Одиночество, жизненная пустота. Они поддерживают друг друга в трудных жизненных ситуациях, помогают советом, копеечной, но помощью. Особенно часто и много пишет Макар Алексеевич.)
И от письма к письму, постепенно перед нами раскрывается жизнь этого бедного человека. Посмотрите на доску:
Бедный, жалкий, - неимущий, имеющий недостатки, жалкий, беспомощный, возбуждающий жалость, жалобный, трогательный, невзрачный, ничтожный.
- Подходят к нему эти характеристики? Проверим.
- Где он живет? Почему в таком месте? О какой черте характера это говорит?
(О самопожертвовании). Обратите внимание, он никогда ни о ком плохо не говорит.
- что он представляет собой? Обратимся к тексту. Как он описывает себя?
- Работа? (Он служит в канцелярии).
-Как относятся к нему сослуживцы? Почему это так обидно ему?
(Он человек, а не ветошка. Ему обидно. Сослуживцы сделали из Макара Девушкина посмешище, так что он стал напоминать затравленного зайца. «Я и уши прижал, и глаза зажмурил, и сижу себе не пошевелюсь. Так он пытается спасти себя от насмешек). Как все это похоже на Акакия Акакиевича из гоголевской «Шинели».
- Во всем ли?
(Нет. У нашего героя возникает протест против этого принижения. Да он просто возмущен).-июнь 12
- А что он почувствовал после разговора с начальником департамента?
( Независимость, самолюбие, чувство собственного достоинства).
У бедных собственная гордость. Его уважили, не принизили, отнеслись как к достойному человеку. И, несмотря на , собственное бедственное положение, он умеет быть сострадательным и чужую беду переживает как собственную
Вспомним историю с его соседом Горшковым. (апрель 12, июня 22, сентября 5)
-Найдите слова, которые передают отношение Макара Алексеевича к семье Горшковых. О какой черте характера это говорит? (Бескорыстие).
Это ведь редкое качество: не имея сам денег, он последние копейки отдает несчастной семье.
- Почему Горшков считает, что у Макара доброе сердце? Найдите, что он говорит.
(«Сердце ваше потому и чувствует сострадание, что вы сами нуждаелись и теперь бедствие испытываете»).
- У всех ли так? Не чаще ли бывает, что бедствия ожесточают людей? Но не таков Макар. Вот вам еще его черты:
-сострадательность
- умение слушать,
- сопереживание, («сердце чуть не разорвалось»)
- умение жалеть.
Кроме того у Макара Алексеевыича есть еще одно качество: свои поступки он анализирует, пытается понять, когда поступил правильно, когда нет, где совершил ошибку, а где был и прав. Он пытается оправдаться в глазах Вареньки, да и в собственных глазах тоже (особенно, когда выпивал).
- Как вы думаете, почему он выпивал? (июля28, августа 9) «Конечно, я себя уронил, но ведь никто этого не знает».
- Что такое амбиция? (Амбиция – обостренное самолюбие, чванство).
-Так из-за чего же он уронил свою амбицию?
(Обидно за свое положение, желание отстоять хотя бы свою независимость, защитить честь любимой женщины).
Поэтому он так резко «как пасквиль» воспринимает и гоголевскую «Шинель».
Почему? (июля8). Пасквиль – клеветническое сочинение с оскорбительными нападками.
Гоголевское «Я брат твой» оказалось чуждо Макару Алексеевичу, нет не брат ему Акакий Акакиевич, духовную жизнь которого подменила новая шинель. Нет, униженный обстоятельствами, Макар Девушкин не унизился, не уронил образ человеческий до убожества Башмачкина. Жизнь его невыносима, но не бездуховна, он все-таки хоть и бедный , но человек, тем более искренне любящий.
Кто же такой Макар Девушкин?
(Старый, бедный, задавленный обстоятельствами жизни, безропотный, но человек).Но назовем и другие качества Макара:
- самолюбие,
- независимость,
- чувство собственного достоинства,
- гордость,
-милосердие,
- доброта,
- бескорыстие,
Сострадание,
-желание защитить любимую женщину.
И когда он опять остается один – опустошенный, раздавленный, больной и душой и телом, он пишет последнее письмо своей Вареньке. Это крик души это бедного человека.
Прочитаем письмо.

И опять он не думает о себе, только о ней, все о ней и он вызывает в наших душах столь щемящую жалость, не обидную, не унижающую его, а жалость, которая будит в наших душах сострадание к человеку бедному, будит желание что-то исправить в этом жестоком и несправедливом мире.
Мне кажется, Достоевский именно этого и пытался добиться своим романом, он сделал все, чтобы «эта история глубоко разорвала» и наши сердца.

Перевернута последняя страница романа
Подводя итоги, можно сказать. Что «маленький человек» Достоевского стал первым в череде прекрасных людей, изображенных им (они всегда жертвовали собой).
Гроссман писал: «Макар Девушкин – первый прекрасный человек
Достоевского. Это чистая и самоотверженная душа,
пламенеющая любовью и состраданием».
Русская литература знаменита и известна любовью к человеку, 19 века – к простому человеку.
Сейчас 21 век. Наше время любит людей сильных, смелых и успешных, безжалостных. Эта точка зрения пропагандируется всеми средствами массовой информации. И мы забываем, что рядом с нами живут люди обычные, простые, бедные, нищие, сирые, убогие, пьяные, слабые. Больные.
- Как мы чаще всего относимся к ним?
(Они вызывают отвращение, равнодушие, раздражение).
А вы оглянитесь. Ведь они, грязные, несчастные, плохо одетые, не сумевшие приспособиться к нашему страшному времени живут рядом. А мы просто проходим мимо, брезгливо отворачиваясь, недовольно морщась.
Но ведь это человек – страдающий, униженный, больной, но думающий, с душой и сердцем. Увидьте в нем человека!

К этому призывает Ф.М. Достоевский. Это и есть главный урок его романа!
-






15