Технологическая карта урока ОРКСЭ модуль Светская этика по теме Моральный долг


Технологическая карта № 2
Арсланова Лилия ФаильевнаПредмет:  ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»Класс:  4 Тип урока: комбинированный
Тема  «Моральный долг»
Цель Формирование понятия «моральный долг»
Задачи Образовательные: углублять знания о добродетели, расширять знания о моральных принципах.
Развивающие: развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся.
Воспитательные: культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группе; осмыслить моральные принципы, применятьь полученные знания в жизни.
УУД Личностные УУД:
формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.
проявлять интерес к изучению темы.
формировать умение высказывать своё мнение.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами;
осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;
выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные УУД:
строить речевые высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
договариваться и приходить к общему решению при работе в группе;
слушать и понимать речь других;
использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Познавательные УУД:
осуществлять поиск необходимой учебной информации ;умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты Предметные – познакомить учащихся с понятиями «моральный долг», «долг» как основой нравственного выбора человека. Продолжать знакомить с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; представлений о светской этике; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности; осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные – учить осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, способствовать проявлению самостоятельности суждений ,осуществлять поиск и обработку информации.
Личностные – воспитывать уважительное отношение к свободному выбору личности, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Основные понятия, изучаемые на уроке Моральный долг, моральные обязанности, моральные нормы, уважение, бескорыстная помощь,благодарность, благотворительность
Методы  Репродуктивный, эврестический, проблемный, наглядный.
Формы деятельности Фронтальная работа, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах.
Средства обучения  Компьютер, Интерактивная доска, презентации, ноутбуки, Интернет
Ресурсы:
Основные
Учебник. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики – 4,5 А.Я.Данилюк. – М.: Просвещение, 2012.
Рабочая тетрадь на печатной основе. 4 класс./ В.Н.Коновальчук, И.В. Коновальчук, И.П.Пономарева. – Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2014 .
Дополнительные
Минков – Ю. Энтин «Дорога добра»
Притча «Всё оставляет свой след»
Репродукция иконы Святителя Филиппа, митрополита Московского
В. М. Васнецов «Богатыри», В.И. Суриков «Переход Суворова через Альпы»
А. Барто «Любочка», А.П. Гайдар «Тимур и его команда», Л. Толстой «Два товарища», «Старый дед и внучек»
Пословицы и поговорки
Музыка из к/ф «Офицеры» (видеоролик)
№ п/п  Этапы урока Задачи ЭОР Учитель Ученики УУД
1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. Повторить значения понятий свобода и ответственность, выполнять логические операции, осозновать, что уже известно и ччто предстоит узнать. Музыкальная запись песни «Дорога добра»
Карточки (кроссворд)
Учебник «Основы светской этики» Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка домашнего задания.
- Кто за что отвечает в Вашей семье?
- Каким образом понятия свобода и ответственность связаны между собой. Приведите примеры безответственных поступков.
Прослушайте отрывок из песни М. Минкова - Ю. Энтина «Дорога добра»
Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра.
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
- О чём эта песенка, свяжите свой ответ с темой прошлого урока.
- С какими понятиями вы познакомились?
Разгадывание кроссворда на новую тему. Ключевое слово кроссворда долг, составленное из 4 слов:
доброта, ответственность, любовь, гордость.
- Какое слово мы прочитали по вертикали?
- Вспомним, что такое мораль?
- Найдите определение понятия «долг» в учебнике на странице 26.
- Назовите тему сегодняшнего урока.
Поиск информации. Работа в группах. Найди в словарях значение слова:
1-я группа – долг 2-я группа – мораль Организуют рабочее место.
Участвуют в фронтальной беседе.
Приводят примеры из собственной жизни.
Прослушивание отрывка песни, дискуссия по прослушанному.
-Каждый может выбирать свой путь
-нелегко выбрать правильный путь
-что бы ни делали, мы должны отвечать за свои поступки
-думать прежде, чем что-то делать, чем всё может закончиться
Разгадывают кроссворд.
Работа с учебником, определяют значения слов «долг», «мораль» Регулятивные: контролируют свои действия; осознают, что уже известно и что предстоит узнать.
Познавательные: выполнение
логических операций, анализируют, делают выводы.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, выражают свою точку зрения, при этом не создают конфликтных ситуаций.
Личностные: проявляют интерес к предмету.
2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи. Выделять необходимую информацию, выражать свои мысли, овлвдевать навыком работы с компьютером, самостоятельно. Презентация
Учебник «Основы светской этики»
Притча «Всё оставляет свой след»
Репродукция иконы Святителя Филиппа, митрополита Московского
Работа с учебником стр. 26 - 27
Моральный долг – осознание человеком необходимости исполнения моральных норм.
Моральные нормы – носят обязательный характер, определяют поведение людей в разных ситуациях.
Человек долга выполняет существующие нормы не по принуждению, а на основе своих убеждений.
- По отношению к кому или к чему мы выполняем свой долг?
Г. Гегель определяет 4 вида обязанностей человека:
1. обязанности перед самим собой;
2. перед семьёй;
3. перед государством;
4. перед другими людьми вообще.
- Прочитайте 2 абзац учебника, о какой обязанности говорится? (перед самим собой)
Предлагаю посмотреть притчу «Всё оставляет свой след».
- Какие впечатления? О каком виде обязанностей говорится?
- О какой обязанности говорится в следующем абзаце?
(Отказался благословить Иоанна Грозного, уличив его в жестокости, был зверски
задушен по приказу царя; 22 января Русская церковь вспоминает мученический подвиг Святителя
Филиппа)
- О какой обязанности говорится в 3 абзаце на с. 27?
- Что значит бескорыстная?
- В каком произведении Аркадия Гайдара рассказывается эта обязанность?
-Чем занималась его команда?
-Зачем они это делали?
-Ждали ли они благодарности за свои поступки?
-А вы хотели бы поступать так же как тимуровцы? Слушают учителя.
Читают текст в учебнике.
Просмотр притчи.
Отвечают на вопросы
- Перед другими людьми и перед самим собой.
- Уважать других людей и их права
Рассматривают икону Святителя Филиппа, митрополита Московского. Заслушивают рассказ о подвиге Святителя.
- Бескорыстная помощь другим людям.
- Великодушная, безвозмездная.
- «Тимур и его команда»
- Помогали людям.
- Совершаюто хорошие поступки на благо общества.
- Нет.
- Да, я хочется приносить пользу обществу и совершать хорошие, добрые поступки. Регулятивные: дают оценку собственным знаниям, осуществляют контроль за своей деятельностью.
Познавательные: выделяют необходимую информацию, анализируют, делают выводы.
Коммуникативные: четко и полно выражают свои мысли, при этом прислушиваются к мнению остальныхучастников диалога.
Личностные: овладевают навыками работы с компьютером; работают самостоятельно.
3. Практикум Репродукциикартин
В. М. Васнецов «Богатыри», В.И. Суриков «Переход Суворова через Альпы»
Видеоролик песни из кинофильма «Офицеры» - «От героев былых времен»
Презентация Долг бывает разный: родительский, патриотический, профессиональный, сыновний.
- Патриотический долг связан с защитой своего Отечества. Испокон веку воины защищали свою
родную землю от нашествия врагов.
-Знакомство с иллюстрациями: В.М. Васнецов «Богатыри», В.И. Суриков «Переход Суворова через
Альпы»
- Что вы видите на картине?
- Что вы чувствуете, когда смотрите на картину?
- О чем нам хотел сказать художник этой картиной?
- Как ему это удалось?
Видеоролик песни из кинофильма «Офицеры» - «От героев былых времен»
- Какие мысли и переживания возникли у вас от просмотренного?
Работа в группах с текстами. Высказывание мнение группы классу.
1 группа: А. Барто «Любочка»
2 группа: Л. Толстой «Два товарища»
3 группа: ищет информацию в Интернете о волонтерах (ноутбуки)
4 группа: Л. Толстой «Старый дед и внучек»
Работа с пословицами. Игра «Составь пословицу». Объяснение смысла пословиц. (запись в тетрадь,
проверка)
Любовь к Родине сильнее смерти.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Первое в жизни – честно служить Отчизне.
Своя сторона не может быть холодна.
На чужой сторонушке солнышко не греет.
- Как Вы поняли, что самое главное в исполнении морального долга?
Вывод: не слепое следование нормам, а сознательное и добровольное выполнение своих обязанностей. Рассматривают репродукции картинн, участвуют в беседе.
Просмотр видеоролика, участие в обсуждении.
Работают в группах. Читают и обсуждают тексты, ищут информацию о волнтерах в Интернете.
Составляют пословицы, объясняют смыл, записывают в тетрадь Познавательные: выделяют
необходимую информацию, умеют
работать по плану, анализируют,
делают выводы.
Коммуникативные: уважают всех участников диалога, контролируют действия друг друга.
Регулятивные: контролируют собственную деятельность, при необходимости внося коррективы; способны к саморегуляции.
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося, развиваются навыки сотрудничества.
4. Проверка полученных результатов. Коррекция Проверить и скорректировать полученные знания. Презентация Назовите, одним словом вид долга:
1. Моральный долг – забота о детях (родительский).
2. Долг, который выражается в защите своей Родины (патриотический).
3. Долг, который связан с выполнением обязанностей по работе (профессиональный).
4. Помощь другим людям, забота о них без личной выгоды (бескорыстие).
Блиц-опрос:
1. Долг- это осознанные действия человека? (ДА)
2. Моральный долг связан со свободой? (ДА)
3. Моральный долг связан с ответственностью? (ДА)
4. Обижать младших, обманывать, брать чужое- это моральная норма? (НЕТ)
5. Моральные нормы или обязанности - это общепринятые в обществе правила? (ДА)
6. Нужно ли уважать других людей и их права? (ДА)
7. Есть ли документ, в котором прописаны какие права, имеет человек? (ДА)
8. Завидовать, обзываться, пинаться - это норма? (НЕТ)
9. Нужно ли заботиться о пожилых и больных людях? (ДА)
10. Уметь благодарить - это норма? (ДА)
11. Родители должны заботиться о своих детях? (ДА)
12. Дети должны помогать родителям? (ДА)
Участвуют в блиц -опросе. Коммуникативные: выражают свои мысли, строят речевое высказывание.
Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.
Познавательные: выделяют необходимую информацию, анализируют, делают выводы.
Личностные: имеют желание учиться, проявляют интерес к изучаемому на уроке.
5. Подведение итогов Освоить начальные формы рефлексии, осознать важность полученных знаний. Презентация Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам
- Что запомнилось из урока?
- Над чем хочется задуматься?
Подведение итогов в форме устной рефлексии по пунктам:
1.Сегодня я узнал (а)…..
2.Я понял(а)…….
3.Я почувствовал(а)…..
4.Я научился (лась)…..
5.Я смог(смогла)……
6.Было интересно…..
7.Меня удивило…..
8.Мне захотелось…
9.Урок дал моей жизни….. Рефлексия. Коммуникативные: полно и грамотно
выражают свои мысли, правильно строят речевое высказывание.
Регулятивные: подводят итог работы.
Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии.
Личностные: осознают важность полученных знаний.
6. Домашнее задание Подберите 2-3 пословицы, в которых говорилось бы о долге человека. Приведите примеры выполнения морального долга из жизни, фильмов,
художественной литературы. Записывают домашнее задание.