Роль игровой деятельности в социально – коммуникативном развитии детей младшего дошкольного возраста


Роль игровой деятельности в социально – коммуникативном развитии детей
младшего дошкольного возраста
Социально-коммуникативное развитие направлена на решение следующих задач:
Таким образом, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение знаний, норм и ценностей, позволяющих ребенку чувствовать себя полноправным членом общества.
Социально-коммуникативное развитие в игровой деятельности
Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена разными видами деятельности, среди которых игра занимает особое место. В игре дошкольник и обучается, и развивается, и воспитывается. Младший дошкольник способен отличать игровое поведение от реального, принимать воображаемую ситуацию и действовать в ней.
С детьми третьего года жизни можно организовать совместные со взрослым инсценировки простых художественных текстов или ситуаций из детского опыта.
Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга.
 Значение коммуникативных игр:
Детское переживание радости со сверстниками в дальнейшем превращается в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей.
Напротив, отсутствие или недоразвитие коммуникативных способностей играет дезорганизующую роль, приводит к задержке общего психического развития ребенка, а в дальнейшем – к формированию негативной жизненной позиции.
Для детей младшего дошкольного возраста очень хороши сказки. События и переживания героев сказок помогут им  разобраться в непростых жизненных ситуациях, эмоционально правильно на них реагировать.
В детях следует воспитывать понимание своей безопасности. Целесообразно беседовать о доверии к близким людям, которые не дадут в обиду, помогут справиться с тревогой.
Уважительно и деликатно вести себя со сверстниками - это для ребенка сложно. Чтобы ребенок овладел коммуникативными навыками можно наблюдать различные ситуации: «ребенок долго качается на качелях, а другие не могут дождаться своей очереди», «разрушил один ребенок постройку у другого», «ребенок отнял игрушку у другого», «ребенок толкнул другого и тот упал»… Разрешая подобные ситуации, ребенок понимает, как надо строить отношения с другими людьми.
Надо помочь понять детям, что дружба дает радость общения, и надо уметь доставлять эту радость другим.
Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Человек начинает осваивать мир с младенчества, и этот сложный, многогранный процесс продолжается всю жизнь. Причем процесс социализации может осуществляться как в ходе стихийного взаимодействия с окружающим миром, так и в процессе целенаправленного приобщения человеку к социальной культуре. Интенсивность данного процесса на каждом возрастном периоде не одинакова. Например, младший дошкольник остро нуждается в эмоциональном контакте и познавательном общении со взрослым, во внимании к своим вопросам и максимально полных ответах на них. На данном возрастном этапе ребенку необходимо общение со сверстниками, он способен взаимодействовать с детьми в игре и коллективной работе. Вид деятельности ребенок тоже способен выбирать в соответствии со своими предпочтениями. Кроме того, уже в младшем дошкольном возрасте закладываются основы самосознанию.
Приложение.
Игра «Паровозик»
Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.
Взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет взрослый, а вагончиками – дети. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками.
«Настя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь, Костя, иди сюда, встань за Настей, держи его за пояс". После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза «Чух - чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их.
Игра «Ласковое имя»
Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.
Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.
 
Игра «Передай мяч»
Цель: учить взаимодействовать со сверстниками.
Дети стоят напротив друг друга. Взрослый показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Петя!»). Игра эмоционально поддерживается взрослым.
Игра « Здравствуйте»
Здравствуйте, ладошки!                  .
Здравствуйте, ножки!                      
Топ-топ-топ.
Здравствуйте, щечки!                      
Плюх-плюх-плюх.                            
Здравствуйте, губки!                        
Чмок –чмок-чмок.
Здравствуйте, зубки!                        
Щелк-щелк-щелк.
Здравствуй, мой носик!                    
Бип-бип-бип.                                    
Здравствуйте, гости!                        
Привет!