Рабочая программа по географии ФК ФГОС с региональным компонентом


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «География» 7 - 9 класс
Пояснительная записка
Статус документа
Программа по географии составлена на основе со следующим нормативными документами:
Федерального Закона об образовании в РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
Приказа «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования »от 31.03.2014 г.№ 253
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказа Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Примерной программы основного общего образования по географии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
Программы по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений (авторы Баринова И.И., Дронов В.П., Душина И.В., Савельева Л.Е.) – М.: «Дрофа», 2010.
Структура программы полностью отражает основные идеи и предметные темы федерального компонента стандарта основного общего образования по географии и, по сути, представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Содержание программы достаточно универсально, что представляет широкие возможности для создания рабочих программ, используя вариативные авторские программы. Что не нарушает принципа структурирования содержания, определенного Примерной программой. Программа распределяет учебный материал по отдельным классам, выделяя два этапа обучения на ступени основного общего образования: в 7 и 8-9 классах.
Структура документа
Рабочая программа включает два раздела: пояснительную записку; основное содержание по разделам курса с перечнем практических работ и содержанием регионального компонента.
В конце данной программы приведены требования к уровню подготовки выпускников основной школы.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта и составлена с учетом новой Концепции географического образования.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит материал регионального компонента по географии своей области, который изучается в разных темах. Включение его в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Место предмета в учебном плане
По учебному плану МБОУ СОШ №202 на изучение географии отводится в 7 классах -70 часов, в 8-х 72 часа, в 9 классах —68 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего, своей местности.
Основное содержание
ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ (VII класс)
(70часов)
Раздел. Материки, океаны, народы и страны.
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли. Особенности природы океанов: строение рельефа дна; проявление зональности, система течений, органический мир; освоение и хозяйственное использование океана человеком.
Образование и развитие Земли как планеты. Теория литосферных плит о происхождении материков и впадин океанов, крупных форм рельефа. Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане. Зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и рельефа.
Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли. Особенности природы океанов: географическое положение, строение рельефа дна; проявление зональности, система течений, органический мир; освоение и хозяйственное использование океана человеком.
Сравнение географических особенностей природных и природно-хозяйственных комплексов разных материков и океанов.
Материки и страны.
Особенности географического положения, освоения и основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной и Северной Америки, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы.
Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт.
Крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы материков. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Основные объекты природного и культурного наследия человечества.
Политическая карта Евразии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Океании. Краткая характеристика наиболее крупных и типичных для регионов материка стран с указанием особенностей их географического положения, природы и природных ресурсов, населения, основных видов хозяйственной деятельности. Особенности материальной и духовной культуры народов. Столицы и наиболее крупные города.
Изучение политической карты мира и отдельных материков. Географическая характеристика материков, их регионов и отдельных стран.
Практические работы
Изучение и объяснение природных процессов на основе таблиц, схем, карт по темам разделов: «Формы рельефа, их строение и возраст; характерные полезные ископаемые», «Климатические пояса и природные зоны материка», «Климатические показатели, характеризующие разные природные зоны материка» и др.
Выявление по картам взаимосвязей между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми отдельных материков.
Описание географического положения материков.
Составление характеристики реки по плану.
Описание природных зон по плану, установление взаимосвязей между компонентами.
Нанесение на контурную карту географической номенклатуры, необходимой для изучения материала раздела.
Сравнительная характеристика разных типов климата одного климатического пояса.
Определение типа климата по климатограммам.
Составление комплексной характеристики страны.
Раздел. Природопользование и геоэкология.
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем.
Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Деятельность человека по использованию и охране почв.
Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей. Сохранение качества окружающей среды.
Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы.
Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер защиты от стихийных природных и техногенных явлений. Применение географических знаний для выявления геоэкологических проблем, путей сохранения и улучшения качества окружающей среды.
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ (VIII-IX класс) (140 часов)
ЧАСТЬ I. ПРИРОДА РОССИИ.
8 КЛАСС (72 часа)
Раздел 1. Общая физическая география России
Географическое положение России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Особенности географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.
Часовые пояса. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.
Практические работы.
Характеристика географического положения России.
Сравнение географического положения России и других стран.
Определение поясного времени для разных городов России.
Региональный компонент.
Исторические особенности заселения территории Сибири.
История города Новосибирска.
Географическое положение границы Новосибирской области.
Раздел 2. Общая характеристика природы России
Природа России. Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный и экологический потенциал России.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России и распространения крупных форм рельефа. Основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком.
Климат и климатические ресурсы. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.
Моря. Природно-хозяйственные различия морей России. Моря, окружающие территорию России. Своеобразие морей России, их органический мир и природно-хозяйственное значение, ресурсы морей, экологические проблемы.
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость от рельефа и климата, различия между режимом, характером течения рек. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России.
Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.
Почвы и почвенные ресурс, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.
Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением.
Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.
Природное районирование. Природные зоны. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.
Природные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность.
Выявление: зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способов адаптации человека к разнообразным климатическим условиям. Анализ физической карты и карт компонентов природы.
Практические работы.
Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.
Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
Характеристика морей, омывающих территорию России.
Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока и возможностей хозяйственного использования реки.
Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.
Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон».
Региональный компонент.
Сравнение климата Новосибирска с другими территориями.
ПТК Новосибирской области.
Определение форм рельефа Новосибирской области.
Причины образования болот Западной Сибири.
Экологическое состояние Обского водохранилища.
Оценка почвенных ресурсов Новосибирской области.
Раздел 2. Крупные природные районы России
Природное районирование. Различия территории по природным условиям и ресурсообеспеченности.
Восточно-Европейская (Русская) равнина. Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Моренно-ледниковый рельеф. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.
Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы – последствие интенсивной хозяйственной деятельности.
Кавказ. Кавказ – самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная и горная части региона. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные регги, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.
Урал. Урал – каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Особенности климата Урала. Урал – водораздел крупных рек. Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.
Западно-Сибирская равнина. Западная Сибирь – край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и ее значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима, многолетняя мерзлота, болота.
Средняя Сибирь. Географическое положение между реками Енисеем и Леной. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Трапы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки – основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.
Северо-Восток Сибири. Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.
Горы Южной Сибири. Южная Сибирь – рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.
Дальний Восток. Дальний Восток – край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.
Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Оценка экологической ситуации в разных регионах России.
Практические работы:
Характеристика природы и ресурсов района.
Характеристика условий работы и быта человека в Западной Сибири.
Региональный компонент.
Лесостепная зона – природный ландшафт Новосибирской области.
Малые реки Новосибирской области.
Оценка природно-ресурсного потенциала Новосибирской области.
Раздел 3. Природа и человек
Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.
Роль географии в современном мире. Географические прогнозы. Задачи современной географии.
Региональный компонент.
Природоохранные территории Новосибирской области.
Биологическое разнообразие природы Салаирского кряжа.
Природные комплексы Новосибирской области.
Памятники природы Сибири.
ЧАСТЬ II. НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО РОССИИ.
9 КЛАСС (68 часов)
Раздел 1. Общий обзор России
Тема 1. Россия на карте мира.
Природные условия и ресурсы России
Введение. Предмет экономической и социальной географии. Хозяйственный комплекс – главный объект исследования экономической географии. Различия между природным и хозяйственным комплексом.
Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России. Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в 14-19 вв. Изменения территории России в 20 в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств.
Экономико-географическое положение. Особенности географического положения России. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны.
Административно-территориальное деление России. Россия - федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.
Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства – основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.
Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям – биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера.
Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения.
Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов.
Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы.
Анализ карт административно-территориального и политико-административного деления страны.
Практическая работа:
Нанесение на контурную карту границ России, соседних с Россией стран, субъектов Федерации и экономических районов.
Тема 2. Население России
Численность населения России, в сравнении с другими государствами; ее динамика. Человеческий потенциал страны. Численность населения. Естественное движение населения. Естественный прирост населения. Особенности воспроизводства населения. Традиционный и современный тип воспроизводства. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в современной России. Прогнозы изменения численности населения России.
Половой и возрастной состав населения страны. Половой и возрастной состав населения. Половозрастная структура населения. Продолжительность жизни мужского и женского населения.
Народы и религии России. Народы и основные религии России. Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.
Особенности расселения населения России. Особенности расселения; городское и сельское население. Основная полоса расселения. Роль крупнейших городов в жизни страны. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Плотность населения. Две зоны расселения и их характеристики. Городское и сельское население. Урбанизация. Уровень урбанизации России. Крупнейшие города и городские агломерации. Функции городских поселений и виды городов. Сельская местность, сельские поселения.
Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Внутренние и внешние миграции в России.
Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие.
Население и трудовые ресурсы Новосибирской области.
Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений. Анализ карт населения России. Определение основных показателей, характеризующих население страны и ее отдельных территорий.
Практические работы.
Анализ карт населения России.
Составление таблицы «Народы России» (языковые семьи и группы, религиозный состав).
Определение по статистическим данным плотности населения, доли городского и сельского населения в различных субъектах Федерации; показателей естественного прироста населения и плотности населения.
Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений.
Региональный компонент.
Характеристика населения и трудовых ресурсов Новосибирской области по картам и статистическим материалам.
Анализ ситуации рынка труда Новосибирской области.
Особенности демографической ситуации в Новосибирской области.
Этническая культура народов Сибири.
Новосибирская агломерация.
Тема 3. Хозяйство России
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития.
Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Энергосистемы. Единая энергосистема России. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.
Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная металлургия: особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.
Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Военно-промышленный комплекс.
Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Лесопромышленные комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства.
Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.
Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.
Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.
Анализ экономических карт России для определения типов территориальной структуры хозяйства. Группировка отраслей по различным показателям.
Практические работы.
Характеристика отраслей топливной промышленности по плану.
Составление характеристики района добычи каменного угля по картам и статистическим материалам.
Определение основных центров размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
Региональный компонент.
Военно-промышленный комплекс г. Новосибирска.
Характеристика одного из предприятий г. Новосибирска.
Особенности АПК Новосибирской области.
Производство товаров и услуг Новосибирской области.
Анализ транспортной системы г. Новосибирска.
Экономика Новосибирской области.
Раздел 2. Экономические районы России
Природно-хозяйственное районирование России. Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал.
Северный экономический район, его географическое положение, ресурсы население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север – самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы – основа хозяйства района. Мурманск – морские ворота страны.
Северо-Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад – транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение – главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург - многофункциональный центр района.
Калининградская область – самая западная территория России.
Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр текстильной промышленности.
Центрально-Черноземный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР – один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.
Волго-Вятский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность экономико-географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация – экономическое ядро района.
Северо-Кавказский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.
Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.
Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.
Западно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство – огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.
Восточно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС – крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.
Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация – вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.
Практические работы:
Сравнение ЭГП и ресурсов Северо-Западного и Центрального районов.
Составление общей экономико-географической характеристики экономического района.
Региональный компонент.
Характеристика ТПК Западной Сибири.
Условия быта и работы жителей Сибири.
Раздел 3. Россия в современном мире
Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических и культурных связей России. География государств нового зарубежья. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.
Раздел 4. География своей области.
Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.
Население. Численность. Естественное движение. Естественный прирост. Национальный состав. Размещение населения. Плотность населения. Уровень урбанизации. Города. Трудовые ресурсы. (Изучается в теме «Население России»).
Особенности географического положения, природно-ресурсный потенциал. Особенности хозяйства: отраслевой состав и размещение; специализация. Проблемы развития. (Изучается в теме «Западная Сибирь»).
Содержание регионального компонента в курсе географии.
6 класс(7 часов)
1. Определение притоков реки Оби по картам Новосибирской области.
2. Минеральные источники Сибири.
3. Особенности выхода подземных вод в долине реки Каменка.
4. Озера Новосибирской области.
5. Обское водохранилище.
6.Характерные типы погод г. Новосибирска.
7. Экологические проблемы Новосибирской области
8класс(16часов).
1. Сравнение климата Новосибирска с другими территориями.
2. ПТК Новосибирской области.
3. История города Новосибирска.
4. Географическое положение и границы Новосибирской области.
5. Исторические особенности заселения территории Сибири.
6.Определение форм рельефа Новосибирской области.
7. Причины образования болот Западной Сибири.
8. Экологическое состояние Обского водохранилища.
9.Оценка почвенных ресурсов Новосибирской области.
10.Природоохранные территории Новосибирской области.
11. Лесостепная зона – природный ландшафт Новосибирской области.
12.Малые реки Новосибирской области.
13. Оценка природно-ресурсного потенциала Новосибирской области.
14. Биологическое разнообразие природы Салаирского кряжа.
15. Природные комплексы Новосибирской области.
16. Памятники природы Сибири.
9класс(12часов).
1. Особенности демографической ситуации в Новосибирской области.
2. Этническая культура народов Сибири.
3. Новосибирская агломерация.
4. Военно-промышленный комплекс г. Новосибирска.
5. Характеристика одного из предприятий г. Новосибирска.
6. Особенности АПК Новосибирской области.
7. Производство товаров и услуг Новосибирской области.
8.Анализ транспортной системы г. Новосибирска.
9. Характеристика ТПК Западной Сибири.
10. Условия быта и работы жителей Сибири.
11. Экономика Новосибирской области.
12. Анализ ситуации рынка труда Новосибирской области.
Стандартизированное тематическое планирование
«География материков и океанов»
7 класс (70 часов)

п/п Тема Кол-во
часов
Введение. 3ч
1. Что изучается в курсе географии материков и океанов. 1 ч.
2. Виды географических карт 1 ч.
3. Чтение географических карт 1 ч.
Раздел 1. Планета, на которой мы живем (18 ч.) Литосфера 3ч
4. Происхождение материков и океанов. 1 ч
5-6. Рельеф Земли. 2 ч.
Атмосфера 5ч
7. Роль атмосферы в жизни Земли. 1 ч.
8. Распределение температуры воздуха и осадков. 1 ч
9. Воздушные массы и господствующие ветры. 1 ч.
10-11 Климатические пояса. 2ч
Мировой океан 8ч
12. Воды Мирового океана. 1 ч.
13. Движение вод Мирового океана. Течения. 1 ч.
14. Органический мир океана. 1 ч.
15. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. 1ч.
16-19. Особенности океанов Земли. 4 ч.
Биосфера 2ч
20-21 Природная зональность. 2 ч.
Раздел 2. Материки планеты Земля (45 ч.). Африка 9ч
22. Географическое положение и история исследования Африки. 1 ч.
23. Геологическое строение и рельеф. 1 ч.
24. Климат Африки. 1 ч.
25-26 Внутренние воды Африки 2 ч
27-28 Разнообразие природы Африки. 2 ч.
29-30 Население Африки. Регионы Африки. 2 ч.
Австралия и Океания 6ч
31. Географическое положение Австралии и история исследования. 1 ч.
32. Рельеф и полезные ископаемые Австралии. 1 ч.
33-34. Климат и внутренние воды Австралии. 2 ч
35 Природные зоны. Своеобразие органического мира. 36. Австралийский Союз. 1 ч.
37. Океания. 1 ч.
Южная Америка 9ч
38. Географическое положение Южной Америки. 1 ч.
39. Геологическое строение и рельеф Южной Америки. 1 ч.
40. Климат. 1 ч
41. Воды Южной Америки. 1 ч
42-43
Разнообразие природы Южной Америки. Высотная поясность. 2 ч.
44 Население Южной Америки. 1 ч.
45 . Страны Южной Америки. 1 ч.
46. Природные районы. 1 ч.
Антарктида 2ч
47. Географическое положение и история открытия исследования. 1ч
48. Особенности природы. 1ч.
Северная Америки 8ч
49. Географическое положение Северной Америки. 1 ч.
50. Геологическое строение и рельеф Северной Америки. 1 ч.
51. Климат. 1 ч.
52. Внутренние воды. 1ч
53. Разнообразие природы Северной Америки. 1 ч.
54. Население Северной Америки. 1 ч
55-56. Страны Северной Америки. 2 ч.
Евразия 11ч
57-58. Географическое положение и исследование Евразии. 2 ч.
59. Геологическое строение и рельеф Евразии. 1 ч.
60. Климат 1 ч.
61-62. Внутренние воды. 2ч.
63. Разнообразие природы Евразии. 1 ч.
64. Население Евразии. 1 ч.
65-67.
Регионы и страны Евразии. 3 ч.
Географическая оболочка 3ч.
68. Закономерности географической оболочки. 1ч.
69. Взаимодействие человека и природы. 1ч
70. Обобщение. 1ч.
Стандартизированное тематическое планирование по курсу
«Физическая география России»
8 класс (72 часа)
№ Тема Кол-во
часов
ВВЕДЕНИЕ 7 ч
1. Что изучает физическая география России. 1 ч
2. Географическое положение России.
Р.К. . Географическое положение и границы Новосибирской области. 1 ч
3-4. Моря, омывающие Россию. 2 ч
5. Россия на карте часовых поясов мира. 1 ч
6. Часовые пояса страны. Пр. р. «Решение задач на определение поясного времени». 1 ч.
7. Как осваивали и изучали территории России. Географические открытия в России
Р.К. Исторические особенности заселения территории Сибири.
Р.К. История города Новосибирска.1 ч
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДЫ РОССИИ Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые. 7 ч
8. Особенности рельефа России.
Р.К. Определение форм рельефа Новосибирской области. 1ч
9. Геологическое летоисчисление. 1 ч
10. Тектоническое строение территории России. 1 ч
11. Минеральные ресурсы России. 1 ч
12. Развитие форм рельефа. 1 ч
13.
Практическая работа. «Установление связей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам. 1 ч
14. Обобщение по теме: «Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые». 1 ч
Климат и климатические ресурсы России 6 ч
15. Климатообразующие факторы России. 1 ч
16. Атмосферные фронты, вихри. 1 ч
17. Распределение тепла и влаги по территории страны. 1 ч
18. Климаты России.
Р.К. Сравнение климата Новосибирска с другими территориями. 1 ч
19. Климат и человек. Климатические ресурсы. 1 ч
20. Итоговый урок по теме «Климат». 1 ч.
Внутренние воды России. 5 ч
21. Разнообразие внутренних вод России. Реки.
Р.К.Малые реки Новосибирской области. 1 ч
22. Озера и болота.
Р.К. Причины образования болот Западной Сибири. 1 ч
23. Подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. 1 ч
24. Водные ресурсы.
Р.К. Экологическое состояние Обского водохранилища. 1 ч
25. Итоговый урок по теме «Воды России». 1 ч
Почвы и почвенные ресурсы 4 ч
26. Формирование и свойства почвы. 1 ч
27. Типы почв России. 1 ч
28. Почвенные ресурсы России.
Р.К. Оценка почвенных ресурсов Новосибирской области. 1 ч
29. Итоговый урок по теме «Почвы». 1ч
Растительный и животный мир России 3ч
30. Растительный мир. 1ч
31. Животный мир. 1ч
32. Охрана биологических ресурсов.
Р.К. Природоохранные территории Новосибирской области. 1ч
Природные комплексы России. 6 ч
33. Природное районирование России.
Р.К. ПТК Новосибирской области. 1 ч
34. Моря, как крупные природные комплексы. 1ч.
35. Леса умеренного пояса.
Р.К.Биологическое разнообразие природы Салаирского кряжа. 1 ч
36. Безлесные природные зоны умеренного пояса.
Р.К. Лесостепная зона – природный ландшафт Новосибирской области. 1ч.
37. Субтропики. Высотная поясность. 1 ч
38. Обобщение по темам «Растительный и животный мир России», «Природные комплексы России». 1 ч
КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ РОССИИ 22 час
Восточно-Европейская (Русская равнина). 3 ч.
39. Рельеф и геологическое строение. 1 ч
40. Климат, внутренние воды и природные комплексы. 1 ч
41. Природные ресурсы и их рациональное использование. 1 ч
Кавказ 2 ч.
42. Геологическая история и рельеф. 1 ч
43. Природные комплексы Северного Кавказа. 1 ч
Урал 3 ч.
44. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. 1 ч
45. Своеобразие природы Урала. 1 ч
46. Природные уникумы Урала. 1 ч
Западная Сибирь. 3 ч.
47. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. 1 ч
48. Природные ресурсы Западной Сибири и проблемы их освоения.
Р.К. Оценка природно-ресурсного потенциала Новосибирской области. 1 ч
49. Природно-территориальные комплексы.
Р.К. Природные комплексы Новосибирской области. Пр.р.«Характеристика условий работы и быта человека в Западной Сибири». 1 ч
Восточная Сибирь 6 ч.
50. Общая характеристика. 1 ч
51. Природные комплексы Восточной Сибири. 1 ч
52-53. Озеро Байкал. 2 ч
54. Горы Южной Сибири. 1 ч
55. Природные ресурсы Восточной Сибири. 1 ч
Дальний Восток. 3 ч
56. Дальний Восток - край контрастов. 1 ч
57. Природные комплексы Дальнего Востока. 1 ч
58. Природные ресурсы Дальнего Востока. 1 ч
59-60. Обобщение и контроль по теме «Крупные природные районы России» 2 ч
Человек и природа. 10 ч
61. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. 1 ч
62. Стихийные природные явления. 1 ч
63. Антропогенное воздействие на природу. 1 ч.
64. Рациональное природопользование 1 ч.
65. Особоохраняемые территории. 1 ч.
66. Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России. 1 ч.
67. Экологическая ситуация в России. 1 ч.
68. Обобщение. 1 ч.
69-70. Природа Новосибирской области.
Р.К. Памятники природы Сибири. 2 ч.
Всего: 70 ч
Резерв. 2 ч.
СТАНДАРТИЗИРОВАННОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Экономическая и социальная география России»
9 класс (68 часов)
№ п/п Тема Кол-во часов
ВВЕДЕНИЕ. РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА.
6 ч.
1. Ведение.Экономическая и социальная география. 1 ч.
2. Политико-государственное устройство РФ 1 ч.
3. Государственная территория. 1 ч.
4. Формирование территории России. 1 ч.
5.
Экономико-географическое положение России.
Геополитическое положение России. 1 ч.
6. Административно-территориальное устройство. 1 ч.
НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ 6 ч.
7-8. Численность населения России.
Р.К. Особенности демографической ситуации в Новосибирской области. 2 ч.
9. Этнический и религиозный состав населения.
Р.К. Этническая культура народов Сибири. 1 ч.
10. Миграции населения. 1 ч.
11-12. Формы расселения и урбанизация. Размещение населения России.
Р.К. Новосибирская агломерация. 2 ч.
ХОЗЯЙСТВО РОССИИ 28 ч.
13. Национальная экономика. 1 ч.
14. Факторы размещения производства. 1 ч.
15. Социально-экономические реформы. 1 ч.
16. Проблемы современного хозяйства России. 1 ч.
17. Структурные особенности хозяйства.
Р.К. Экономика Новосибирской области. 1 ч.
18. Россия в современной мировой экономике.
Р.К. Анализ ситуации рынка труда Новосибирской области. 1 ч.
Межотраслевые комплексы. 19. Научный комплекс. 1 ч.
20-21. Машиностроение.
Р.К. Характеристика одного из предприятий г. Новосибирска. 2 ч.
22. Военно-промышленный комплекс.
Р.К. Военно-промышленный комплекс г. Новосибирска. 1 ч.
23. Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая 1 ч.
24. . Нефтяная и газовая промышленность. 1 ч.
25. Угольная промышленность. 1 ч.
26. Электроэнергетика. 1 ч.
27. Комплекс конструкционных материалов. 1 ч.
28. Металлургический комплекс: черная металлургия. 1 ч
29-30.
Металлургический комплекс: цветная металлургия. Пр.р «Определение по картам основных центров размещения металлоемкого и трудоемкого машиностроения». 2 ч.
31-32. Химическая промышленность. 2 ч.
33. Лесная промышленность. 1 ч.
34. Сельское хозяйство: растениеводство. 1 ч.
35. Сельское хозяйство: животноводство. 1 ч.
36. Пищевая и легкая промышленность.
Р.К. Особенности АПК Новосибирской области. 1 ч.
37. Нематериальная сфера хозяйства.
Р.К. Производство товаров и услуг Новосибирской области. 1 ч.
38-39. Транспорт России.
Р.К. Анализ транспортной системы г. Новосибирска. 2 ч.
40. Связь. Сфера обслуживания. 1 ч.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ 28 ч.
41-42. Экономическое районирование.
Р.К. Характеристика ТПК Западной Сибири. 2 ч.
43-48. Центральная Россия 6 ч.
49-50. Северо-Западный экономический район. 2 ч.
51-52. Европейский Север 2 ч.
53-55. Северо-Кавказский район. 3 ч.
56-58. Поволжский район. 3 ч
59-61. Уральский район. 3 ч.
62. Восточный макрорегион. 1 ч.
63-64. Западно-Сибирский район.
Р.К. Условия быта и работы жителей Сибири. 2 ч.
65-66. Восточно-Сибирский район. 2 ч.
67. Дальневосточный район. 1 ч
68. Обобщение. 1 ч.
Всего: 68 ч.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Учебная литература:
1. Герасимова Т. П., Неклюкова Н.П. «Начальный курс. Физическая география» М.: «Дрофа», 2013-2015г.
Атлас с комплектом контурных карт. 6 класс. М.: Дрофа, 2012-2015г.
2. Коринская В.А., Душина И. В., Щенев В. А. «География материков и океанов». 7 класс. М. «Дрофа», с 2012-2015г.
Атлас с комплектом к/к. География . 7 класс. М.: Дрофа, 2012-2015г.
3. Баринова И.И. География. «Природа России. 8 класс». М.: «Дрофа»,с 2012-2015г.
Атлас с комплектом к/к – 8 кл.. М.: Дрофа, 2012-2015г.
4. Дронов В.П., Ром В.Я. «География. Население и хозяйство» 9 класс.
М.: «Дрофа», 2012-2015г.
Атлас географии России «Население и хозяйство» + к/к. 9 кл. Дрофа, с 2011.