Методические рекомендации по самостоятельному изучению дисциплины Экономика

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙПОТРЕБСОЮЗ
Частное профессиональное образовательное учреждение
«Ставропольский кооперативный техникум»











Методические рекомендации по самостоятельному изучению
дисциплины «Экономика»
для обучающихся специальности
«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»






Подготовила преподаватель
экономических дисциплин
Одинец Н.Г.

















Ставрополь, 2016г.

Методические рекомендации
по самостоятельному изучению дисциплины «Экономика»

Цель настоящих рекомендаций – ознакомить обучающегося с содержанием и порядком изучения дисциплины «Экономика».
По каждой теме предлагается последовательная подача основных теоретических идей темы с акцентом на практические задания и формулах для экономических расчетов. После разъяснения основного содержания темы следует список контрольных вопросов для самоконтроля обучающегося. Методические рекомендации призваны помочь усвоить теоретический материал, самостоятельно достигнуть необходимого уровня знаний, умений и навыков, а также выполнить задания домашней контрольной работы.


Практические задания для внеаудиторной работы

Тема: Предмет, функции и основные направления экономики.

Цель:
1. Уяснение предмета современной экономики как науки о способах разрешения глобального противоречия в жизни человеческого общества: ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Усвоение главных задач, проблем, вопросов современной экономика и современной экономической теории.
2. Формирование навыков использования источников информации, систематизации материала; экономического мышления и экономической культуры.
Задание №1.
Составьте ОЛС (опорно-логическую схему) «Предмет, методы и функции экономики».

Вопросы дли самоконтроля:
1.Чем отличается «экономика» как сфера деятельности и «экономика» как наука?
2.В чем состоит фундаментальная проблема экономики?
3.Каковы главные вопросы экономики?
4.В чем состоит различие микроэкономики и макроэкономики?
5.Какова главная задача экономики?
6. Для чего надо изучать экономику?

Тема: Сравнительные экономические системы. Рынок и его компоненты.

Цель:
1. Уяснение характерных признаков различных экономических систем, а также компонентов, формирующих рынок.
2. Формирование навыков работы с источниками информации; систематизации материала посредством составления аналитических таблиц, опорных конспектов и структурирования содержания тем учебника. Формирование экономической культуры.

Задание №1.
Используя Приложение 1 к учебнику О.Ю. Мамедова «Современная экономика», сформируйте понятийный аппарат по теме №2 «Сравнительные экономические системы» и теме №3 «Рынок и его компоненты».
Задание №2.
Составьте таблицу «Сравнительная характеристика экономических систем»:
№ п/п
Виды экономических систем
Механизм обеспечения эффективности производства в экономической системе





Задание № 3.
Составьте опорно-логическую схему «Рынок и его компоненты».
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое рынок и каковы условия его существования?
2. Каковы функции рынка?
З. В чем состоят функции основных субъектов рынка и каков механизм их взаимодействия с объектами рынка?
4. По каким признакам классифицируются виды рынков и какова структура рынка?
5. Что входит в рыночную инфраструктуру?
6. Что такое рыночный механизм и каков его главный экономический потенциал?
7. Каким образом действуют основные элементы рыночного механизма: цены, спрос, предложение?
8. Каковы основные показатели рыночной конъюнктуры?

Тема: Спрос, предложение и конкуренция.
Цель:
1. Уяснение сущности и значения спроса, предложения и конкуренции как основных элементов рыночного механизма. Уяснение сущности денег и их роли в рыночной экономике.
2. Формирование навыков использования источников информации; овладение методикой решения задач, упражнений, структурирования материала. Формирование экономической культуры будущих специалистов. Реализация методологической функции дисциплины «Экономика».

Задание №1.
Изучив Приложение №3 к учебнику О.Ю. Мамедова «Современная экономика», дайте характеристику и составьте формулу равновесной цены.
Задание № 2.
Решите задачи:
Задача № 1.
На основании данных таблицы сделайте анализ влияния цены на величину спроса и предложения:
Цена за 1 кг., руб.
Величина спроса, кг
Величина предложения, кг
Неудовлетворенный спрос, кг
Избыток предложения, кг

45
500
150



50
400
200



65
300
300



75
200
450



90
150
600



Сделайте выводы.

Задача №2.
Совокупная денежная масса за квартал возросла с 860 млн. руб. до 920 млн.руб. Оборачиваемость рубля не изменилась. Цены в среднем возросли на 15%. Как изменился объем производства? На сколько процентов он повысился или снизился? Поясните эти изменения.

Задание для самостоятельной работы внеаудиторно:
1. Составить опорный конспект по вопросам:
- Деньги, их виды и функции;
- Конкуренция и ее виды. Методы конкуренции (на основе опорно-логической схемы «Конкуренция: виды и методы»).
2. Решить задачи из Программы подготовки к экзамену:
Задача №1.
В таблице приведена шкала спроса и предложения товара «Б».
Цена, денеж. ед.
Объем спроса, шт.
Объем предложения, шт.

22
200
140

24
190
150

26
180
160

28
170
170

30
160
180

32
150
190

Определите равновесную цену и равновесный объем продаж, если:
а) цена равна 32 ден.ед., каков объем продаж?
б) цена 30 ден.ед., каков объем спроса?
В чем состоит содержание закона предложения?

Задача №2.
Совокупная денежная масса за квартал возросла с 1400.0 млн.руб. до 1750.0 млн.руб., оборачиваемость рубля не изменилась. Цены в среднем возросли на 4%. Как изменился объем производства? На сколько процентов он повысился или снизился. Назовите причины инфляции.



Задача № 3.
В результате повышения цены товара с 36 руб. до 42 руб., объем спроса сокращается с 9 до 6 шт. Определите коэффициент эластичности спроса по цене и тип эластичности спроса. Какая зависимость существует между ценой товара и величиной спроса на него.
Используйте формулы:
покупательная способность денег: Д= I :Р,

где, Д - покупательная способность денег: Р – цены, или:
реальная цена = номинальная цена - инфляционный прирост

Далее, чтобы понять сущность и причины инфляции, надо усвоить исходное положение теории денег: Уравнение обмена: MxY = PxQ,

где, М - обращаемая денежная масса; У - средняя скорость обращения денежной единицы; Р - средний уровень цен; Q - денежная величина национального продукта. Уравнение обмена позволяет определить М (обращаемую денежную массу):
PxQ
М=----------, то есть, какое количество денег необходимо для обслуживания
У товарооборота и как это количество влияет на экономику.

Следует уяснить, что равновесие на рынке достигается при установлении равновесной цены.
Равновесная цена - это цена при которой объем спроса равен объему предложения, иначе говоря, это единственная цена, соответствующая условию: Fo- Ps =Рд, где Ps – цена предложения; Рд – цена спроса.
При данной цене на рынке устанавливается и количественное равенство предлагаемых и сравниваемых товаров (услуг). Для характеристики степени влияния изменения иены на поведение покупателей и продавцов в экономике используется понятие эластичность.
Эластичность можно измерить с помощью коэффициента эластичности:

Коэффициент
ценовой Изменение величины предложения(%)
· Qd(%)
эластичности =------------------------------------------------------------- = ---------------
спроса Изменение цены (%)
· Р (%)

Коэффициент
ценовой Изменение величины предложения(%)
· Qs(%)
эластичности =------------------------------------------------------------- = ---------------
предложения Изменение цены (° о)
· Р (%)

Итак, спрос и предложение формируют в экономике уровень цен на товары и услуги.

Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое спрос и каков механизм действия закона спроса?
2. Что показывает коэффициент эластичности спроса?
3. Что такое предложение, цена предложения и каков механизм действия закона предложения?
4. Что показывает коэффициент эластичности предложения?
5. Что такое свободная рыночная цена и равновесная цена?
6. Что такое деньги, каковы их основные виды и функции?
7. Что определяют с помощью уравнения обмена?
8. Каковы причины и последствия инфляции?
9. Что такое конкуренция, каковы ее виды и основные методы?
10. Какую роль играет конкуренция в современной экономике?


Тема: Коммерческая организация (фирма, предприятие) - главный субъект
и объект рыночной экономики.
Цель:
1. Исследуя поведение в рыночной экономике отдельных экономических субъектов, уяснить рациональную рыночную логику действий хозяйствующих субъектов, механизм достижения максимальной чистой выгоды.
2. Формирование навыков работы с источниками информации, систематизации материала. Овладение методикой решения задач и ситуаций. Формирование экономической культуры.

Задание №1.
Используя Приложения 1.2 к учебнику О.Ю. Мамедова «Современная Экономика», сформируйте понятийный аппарат по теме № 6 «Коммерческая организация (фирма, предприятие) - главный субъект рыночной экономики».

Задание №2.
Решите задачи:
Задача 1.
Рассчитайте показатели рентабельности производства, фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности фирмы за прошлый и отчетный годы и динамику этих показателей на основе данных:
№ п/п
Показатели
Прошлый год
Отчетный год
Динамика %

1.
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.
1260.0
1320.0


2.
Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб.
1010.0
1240.0


3.
Объем товарной продукции, тыс. руб.
3862.0
4066.0


4.
Валовая прибыль, тыс. руб.
363.2
435.2


5.
Среднегодовая численность персонала, чел.
182
188


По результатам расчетов сделайте выводы.

Задача №2.
Капитал промышленного предприятия -12060,0 тыс. руб., в том числе, оборотный капитал – 8400,0 тыс. руб. Определите размер основного капитала. Поясните понятия «капитал», «фонды предприятия».
Определите сумму прибыли на капитал, если норма прибыли - 7%.

Задача №З.
Предприятие купило товар на сумму 16 тыс. руб., а реализовало за 25 тыс. руб. Сумма издержек обращения 6 тыс. руб. Доля налогов и других обязательных платежей из балансовой прибыли 41%.
Местные налоги – 2,5% чистой прибыли. Доля потребления в прибыли предприятия составляет 65 %.НДС 18%. Определить: сумму и уровень валового дохода с НДС и без НДС; уровень издержек обращения; прибыль валовую и прибыль чистую; сумму средств предприятий, направленных на накопление; рентабельность оборота (чистой прибыли).

Решить задачи из Программы подготовки к экзамену:
Задача №1.
Предприятие купило товар на сумму 20 тыс. руб., а реализовало за 29 тыс. руб. (без НДС). Сумма издержек обращения 7 тыс. руб., доля налогов и других обязательных платежей из балансовой прибыли - 24%. Доля потребления в прибыли предприятия составляет 60%.
Определите:
- сумму и уровень валового дохода.
- прибыль валовую и прибыль чистую.
- сумму средств предприятия, направляемую на накопление.
- уровень рентабельности (чистой прибыли),%.
Охарактеризуйте распределение чистой прибыли предприятия.

Задача №2
Определите прибыль производителя от реализации одной пары туфель и рентабельность продукции, если себестоимость изделия - 630 руб. Оптовая цена предприятия одной пары туфель (без НДС) - 750 руб. Рассчитайте сумму валовой и чистой прибыли предприятия при объеме производства 500 пар туфель и ставке налога на прибыль 18%.

Следует знать показатели эффективности использования основных фондов и формулы для их расчета:

Результат производства (товарная продукция)
1. Фондоотдача = -----------------------------------------------------------------------------------
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов
2. Фондоемкость = -----------------------------------------------------------------------------------
Результат производства (товарная продукция)

Среднегодовая стоимость основных производственных фондов
З. Фондовооруженность = -----------------------------------------------------------------------------
Среднегодовая численность общего (или промышленного персонала)

При изучении издержек производства надо знать, что существует два подхода к оценке затрат: 1) бухгалтерский; 2) экономический. Основные статьи бухгалтерских издержек:
1) материальные затраты;
2) затраты на оплату труда;
3) единый социальный налог;
4) амортизация;
5) прочие расходы.
В финансовых отчетах фирмы фиксируются фактические («явные») затраты, т.е. денежные расходы на оплату используемых ресурсов.
Логика экономического подхода к оценке затрат состоит в ответе на вопрос: от чего нужно отказаться, чтобы получить данное благо?

Экономические издержки - это суммы расходов, которые могли бы обеспечить
(альтернативные, издержки фирме факторы производства, если бы они были
упущенных возможностей) наиболее выгодно использованы в альтернативных
вариантах.
При изучении постоянных, переменных и валовых издержек надо учитывать, что различие между постоянными и переменными издержками существует в краткосрочном периоде.

Постоянные издержки - остаются неизменными на всем протяжении
краткосрочного периода и не зависят от объема
выпуска продукции.
Переменные издержки - изменяются пропорционально изменению объема
производства продукции в краткосрочном периоде.

Валовые общие издержки (ТС) - это сумма постоянных и переменных
издержек краткосрочного периода.
Средние издержки (АС) - определяют, во что обходится в среднем
единица продукции.
ТС
АС =-------------
Q (Д)

где, АС - средние издержки; ТС - общие издержки: Q (Д) - объем производства (количество произведенной продукции).

Предельные издержки - определяются дополнительным расходом ресурсов
в случае изменения объема (МС) выпуска продукции
на одну единицу.
АТС
МС=-----------

·д
где, МС - предельные издержки; ТС - общие издержки;
· - прирост; д - количество произведенной продукции. Знание природы издержек дает ключ к определению прибыли. Цель всякой фирмы - получение максимальной прибыли.

Прибыль - это разность между суммарной выручкой от реализации продукции (суммарными доходами) и суммарными издержками.
Вначале следует изучить доходы предприятия.
В экономической теории выделяют бухгалтерскую и экономическую прибыль.
Бухгалтерская прибыль -разность между выручкой и бухгалтерскими издержками.
Экономическая прибыль - разность между выручкой и альтернативными (явными
и неявными издержками.
То есть, бухгалтерская прибыль превышает экономическую прибыль на величину неявных (внутренних) издержек.
Бывает так, что по бухгалтерским меркам предприятие вполне благополучно. Но экономическая прибыль оказывается отрицательной. Это означает, что ресурсы и деньги были вложены не лучшим образом и занявшись иным видом бизнеса, фирма получила бы большую прибыль.
И еще экономическая теория выделяет категорию «нормальная прибыль» - это минимальный уровень прибыльности, достаточный для того, чтобы владельцы предприятия считали для себя выгодным продолжение занятий данным видом бизнеса.
Каким же должно быть соотношение нормальной, экономической и бухгалтерской прибыли?
Величина бухгалтерской прибыли должна хотя бы равняться нормальной.
Положительная экономическая прибыль всегда больше нормальной.
Таким образом, именно положительная экономическая прибыль - наиболее точный индикатор эффективности работы предприятия.

Далее следует усвоить алгоритм расчета прибыли и рентабельности:


I.Валовая Прибыль от Прибыль от Прибыль от
(балансовая прибыль) = реализации + реализации + внереализационных
продукции основных операций

2. Чистая прибыль = Валовая (балансовая прибыль) - Налоги и другие
обязательные платежи

3. Рентабельность - отношение прибыли к единовременным и текущим затратам. 3.1. Рентабельность производства - показывает, насколько результативно используется имущество предприятия.
Пб
Ро =-----------------х100%,
Фо - Фоб
где Ро - рентабельность производства, %; Пб - балансовая прибыль, руб.; Фо - среднегодовая стоимость основных фондов, руб.; Фоб - величина оборотных средств, руб.
3.2. Рентабельность продукции - показывает результативность текущих затрат.
Пп
Рп = --------х100%,
Сп
где Рп - рентабельность реализуемой продукции, %; Пп - прибыль от реализации продукции, руб.; Cп – себестоимость реализуемой продукции, руб.
Завершается изучение темы вопросом «Ценообразование на предприятии». Изучив этот вопрос, вы будете знать наиболее практикуемые в рыночной экономике виды цен и структуру основных видов цен:

I.Оптовая Себестоимость Прибыль от реализации Налог на добавленную
цена = изделия + изделия + стоимость(НДС)
предприятия

2. Розничная Оптовая Торговая Налог на добавленную
цена = цена(без НДС) - надбавка + стоимость(НДС)

Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы основные функции предприятия как субъекта микроэкономики?
2. Какие расходы относятся к издержкам производства и обращения? Поясните сущность бухгалтерских и альтернативных издержек.
3. Охарактеризуйте постоянные, переменные и валовые издержки.
4. Что такое капитал и какая взаимосвязь между капиталом и фондами предприятия? Поясните понятие физического и морального износа фондов предприятия.
5. Что такое амортизация и как рассчитывается норма амортизации?
6. Как классифицируются и рассчитываются доходы и прибыль предприятия?
7. Каковы основные способы расчета рентабельности?
8. Как распределяется прибыль предприятия?
9. Каковы основные виды рыночных цен и как рассчитываются оптовые и розничные цены на товары и услуги?
Тема: Факторные рынки и распределение доходов.
Цель:
1. Уяснение сущности и значения в рыночной экономике основных факторов производства; механизма получения доходов собственниками основных факторов.
2. Формирование навыков решения задач. Реализация методологической функции дисциплины «Экономика». Формирование экономической культуры.

Из предыдущих тем вы узнали, что движущей силой рыночной экономики являются потребности людей, удовлетворить которые можно, лишь получая доход и обладая, в силу этого, платежеспособным спросом. Для удовлетворения потребностей и получения дохода организуется производство экономических благ (товаров и услуг). Для производства требуются определенные ресурсы.
В данной теме необходимые для производства ресурсы классифицируются по крупным группам, называемым факторами производства. Следует усвоить сущность основных факторов производства и особенности функционирования рынков факторов производства:
1. Труд - это целесообразная хозяйственная деятельность людей, направленная на удовлетворение потребностей, получение дохода. На рынке труда продавцы предлагают свою рабочую силу, а покупатели - рабочие места. В качестве покупателей выступают предприятия (фирмы). Главная особенность рынка труда состоит в том, что в качестве собственников фактора «труд» и его потенциальных продавцов выступает практически все население, за исключением нетрудоспособных лиц, - «совокупная рабочая сила» и «экономически активное население» страны. Далее следует уяснить сущность и формы заработной платы с точки зрения экономической теории (как цены труда).
Заработная плата - это доход в денежной форме, получаемый наемным работникам за предоставление определенной трудовой услуги.
Номинальная заработная плата - сумма денег, получаемая за выполнение трудовой услуги.
Реальная заработная плата выражается в том количестве товаров и услуг, которые могут быть куплены на номинальную заработную плату. Реальная заработная плата находится в прямой зависимости от величины номинальной заработной платы и в обратной - от уровня цен на потребительские товары и услуги. Эту зависимость можно изобразить в виде формулы:
W(номинальная)
W(реальная) = --------------------------
Р(цены)

Формы заработной платы:
Повременная заработная плата - это денежная оплата трудовой услуги наемного работника, рассчитываемая в зависимости от количества отработанного им времени (час, день, неделя, месяц).
Сдельная заработная плата - это денежная оплата трудовой услуги наемного работника, рассчитываемая в зависимости от количества произведенной им продукции. При обеих формах оплаты труда учитывается качество труда и производительность труда.
2. Капитал
Сущность капитала вы изучали в предыдущей теме, а в данной теме следует усвоить понятие о проценте как доходе фактора капитал и сущность дисконтирования. Процент - это доход, который получается в результате использования фактора капитал.

Ставка процента Доход на капитал
(норма) = ------------------------------х 100%.
Размер капитала
Номинальная ставка процента - это текущая ставка процента.
Реальная ставка процента - номинальная ставка за вычетом ожидаемых темпов инфляции.
Под рынком капитала понимают спрос на инвестиционные средства в денежной форме, которые впоследствии будут использованы для покупки инвестиционных товаров. Спрос и предложение на капитал проявляется и на рынке инвестиционных товаров, и на кредитно-финансовых рынках. Капитал функционирует в следующих формах:
- промышленный капитал - функционирует в отраслях материального производства;
- торговый капитал - функционирует в сфере обращения;
- ссудный капитал - денежный капитал, предоставляемый в ссуду на определенное время с условием выплаты процента.
Сопоставлять денежные суммы, получаемые в разное время, позволяет метод дисконтирования.
Чтобы узнать текущую рыночную цену благ, от использования которых рассчитывают получить доход, используют формулу:
N
V = --------х100%,
t

где V - текущая цена капитального блага; N - ежегодно выплачиваемый постоянный доход; t - процентная ставка.

3. Земля (природные ресурсы) - экономическая теория учитывает следующие функции природных факторов в хозяйстве:
во-первых - земля - это вообще место, где находится человек;
во-вторых - на земле как на территории расположены производственные и другие предприятия;
в-третьих - земля служит объектом сельского и лесного хозяйства;
в-четвертых - земля является источником полезных ископаемых, водных и других ресурсов.
Следует знать, что в современной экономической теории выделяют дополнительные факторы:
- предпринимательские способности;
- технический прогресс;
- информация (разнообразные базы данных, электронные архивы и др.). На рынке земли происходит торговля земельными участками, жилыми и офисными зданиями. По сути дела это есть рынок земельных участков и недвижимости.

Размер земельной ренты с данного участка
Цена земли = ------------------------------------------------------------ х 100%,
Ставка ссудного процента

Владельцы земли могут сдавать землю в аренду и получать доход в виде земельной ренты.
Чистая рента (абсолютная) - выплачивается пользователем любого участка земли.
Дифференциальная рента - выплачивается пользователями лучших и средних
(по плодородию и местоположению) участков земли.

Задание №1.
Используя Приложения №1,2 к учебнику О.Ю. Мамедова «Современная экономика», произведите отбор понятий по теме №7 «Факторные рынки и распределение доходов» и дополните опорно - логический конспект по данной теме. Задание №2.
Решите задачи:
Задача №1.
Торговый капитал - 600 ед., норма прибыли -1,7 %;
- норма прибыли уменьшится до 15%;
- торговый капитал удвоится.
Как изменится сумма прибыли на торговый капитал? Поясните действие факторов. Задача №2.
Взяв ссуду в 5000 руб. и увеличив ее до 5500 руб., предприниматель вернул собственнику капитала 5200 руб.
Какое движение совершил ссудный капитал? Сколько составил ссудный процент и каков его источник?
Задача №3.
Фермер вложил в участок 25 тыс. руб. и получил 4 тыс. руб. прибыли. Какую сумму ренты он уплатит землевладельцам, если средняя норма прибыли на капитал - 9 %?
Задача №4.
Под одинаковыми зерновыми культурами заняты три равных по площади земельных участка.
№ п/п
Земельные участки
Авансированный капитал, тыс. руб.
Норма прибыли на капитал, %
Урожай, тонн

А
Б
1
2
3

1.
Лучший
25,0
13
10

2.
Средний
25,0
13
9

3.
Худший
25,0
13
8

Определите сумму дифференциальной ренты с первого и со второго участков. В каком количестве продукции она найдет выражение на каждом из них?
Задача №5.
Имеются три разных по площади земельных участка:
Земельные участки
Площадь, га
Сумма земельной ренты, руб

1
10
720

2
15
351

3
30
432




Задание 2.
Составить опорно-логическую схему «Факторы производства и их производительность».

Задание З.
Решить задачи из Программы подготовки к экзамену.
Задача №1.
Предположим, что вы положили на годовой срочный вклад 4000 руб. Среднегодовой уровень инфляции за этот год составляет 16%, а номинальная ставка процента оставалась постоянной и составляла 9% годовых. Какова будет реальная стоимость вклада через год; через 5 лет? Дайте понятие ссудного капитала.
Задача №2.
Предположим, что в вашем распоряжении имеется 10 000 руб. При этом есть возможность вложения данной суммы на банковский счет, ставка по которому составляет 10% годовых. Определите будущую стоимость инвестируемых вами сегодня 10000 руб. через год; через 2 года; через 3 года.

Вопросы для самоконтроля:
1. В чем состоит различие между ресурсами и факторами производства? Какие факторы производства вы знаете.
2. В чем состоит экономическое содержание капитала и каковы основные формы капитала?
З. Что означает производительность факторов производства, каковы основные формы доходов на факторы производства, в т.ч. на капитал?
4. В чем различия между понятиями «человеческий» капитал и заработная плата? 5. Что такое цена труда и как она определяется? В чем разница между номинальной и реальной заработной платой?
6. Какова методика расчета доходов на:
- промышленный капитал;
- ссудный капитал;
- торговый капитал;
- землю.
7. По какой формуле рассчитывается цена земли?
8. Что такое факторные рынки?
9. Какая связь существует между понятиями фонды предприятия и капитал?


Тема: Сущность макроэкономики и ее показатели.
Цель:
1. Уяснить роль системы национальных счетов в макроэкономическом анализе: понять различие между конечным и промежуточным продуктом и раскрыть проблему двойного счета.
2. Усвоить методику макроэкономических показателей.

В отличие от микроэкономики, макроэкономика использует в своем анализе агрегированные величины, характеризующие движение экономики как единого целого. Одним из основных макроэкономических показателей, оценивающих результаты экономической деятельности, является валовой национальный продукт (ВНП).
Следует усвоить экономическое содержание и методику расчета ВНП.
ВНП (валовой национальный продукт) - рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период времени (обычно за год). ВНП измеряет стоимость продукции, произведенной факторами производства, находящимися в собственности граждан, данной страны, в том числе и на территории других стран. В отличие от ВНП ВВП (валовой внутренний продукт)- измеряет стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период, независимо оттого, находятся факторы производства в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам. Следует знать, что при расчете ВНП(ВВП) используется только конечный продукт - те товары и услуги, которые приобретаются в течение года для конечного потребления и не используются в целях промежуточного потребления (т.е. в производстве других товаров и услуг). Надо знать способы измерения ВНП (ВВП):
1. По расходам - суммирование расходов всех экономических агентов использующих ВНП: домашних хозяйств, фирм, государства и иностранцев (расходы на наш чистый экспорт).
2. По добавленной стоимости - суммирование стоимости, добавленной на каждой стадии производства конечного продукта.
При этом надо усвоить понятие добавленная стоимость - это разность между стоимостью продукции, произведенной фирмой, и суммой, уплаченной другим фирмам за приобретенное сырье, материалы и т.п. (т.е. за промежуточную продукцию).
З. По доходам - суммирование всех видов факторных доходов (заработная плата проценты, рента и т.д.), а также амортизационных отчислений и чистых косвенных налогов на бизнес (т.е. налоги минус субсидии). Чтобы оценить изменение физического объема выпуска ВНП за определенный промежуток времени, рассчитывается номинальный ВНП - в ценах текущего года и реальный ВНП - в сопоставимых ценах.
Помимо ВНП и ВВП существует ряд других важных показателей дохода и продукта. Следует знать их экономическое содержание и методику расчета.
Чистый национальный продукт (ЧНП) = ВНП - Амортизационные отчисления
Национальный доход (HД) = ЧНП - Чистые косвенные налоги на бизнес
Личный доход (ЛД) = HД - Взносы на социальное страхование –
Нераспределенная прибыль корпораций – Налоги на
прибыль корпораций + Сумма трансфертных платежей
Располагаемый личный доход (РЛД)= ЛД - Сумма подоходного налога с граждан-
- Неналоговые платежи государству

Задание №l.
Используя Приложения №1, 2 к учебнику О.Ю. Мамедова «Современная экономика», произведите отбор понятий по теме №8 «Сущность макроэкономики и ее основные показатели» и дополните опорный конспект по этой теме.

Задание №2.
Решите задачи:
Задача №1.
По данным, приведенным в таблице, рассчитайте вклад автомобилестроителей в создание ВНП.
№ п/п
Показатели
Конечная сумма продаж, тыс. руб
Покупка товаров, необходимых для производства, тыс.руб.

1
Производство:




Автомобилей
10 000
2 700


Стекол
1 000
120


Шин
1 200
300


Краски
200
0


Ковровых покрытий для кресел
300
30


Задача №2.
Рассчитайте величину чистого национального продукта, если известно, что валовой национальный продукт составил 992,1 млн. руб., а фонд возмещения (стоимость израсходованных при создании общественного продукта средств производства) – 369,6 млн. руб.
Что собой представляет чистый национальный продукт?
Какова его роль в процессе воспроизводства и обеспечения потребностей общества?

З. Решить задачи из Программы подготовки к экзамену:
Задача №1.
На основе приведенных в таблице данных, определите величину промежуточного продукта, добавленной стоимости, конечного продукта, (тыс. руб.)
№ п/п
Стадии производства
Выручка от реализации продукции
Добавленная стоимость

1
Овцеводческое предприятие
60
?

2
Шерстеперерабатывающее предприятие
110
?

3
Швейное предприятие по пошиву шерстяной одежды
210
?

4
Предприятие по оптовой продаже одежды
260
?

5
Предприятие по розничной продаже одежды
310
?

Общая стоимость продаж
?
?

Результаты расчетов оформите в таблице.
Определите стоимость ВНП (валового национального продукта). Что не включается в стоимость ВНП?


Задача № 2.
По данным, приведенным в таблице, рассчитайте вклад автомобилестроителей в создание национального продукта:
Показатели производства
Конечная сумма продаж, тыс. руб.
Покупка товаров необходимых для производства, тыс. руб.
Стоимость ВНП, тыс. руб.

1. Автомобили
20 000
5 400
?

2. Стекла
4 000
240
?

3. Шины
2 400
600
?

4. Краски
400
0
?

5. Ковровые покрытия для кресел.
600
60
?

Всего:
?
?
?

Дайте определение ВНП.

4. Составить таблицу «Виды и структура макроэкономических показателей».


Тема: Экономический рост. Типы экономического роста.
Цель:
1. Уяснение основных тенденций количественных и качественных изменений в экономике причин экономического прогресса: положительных и отрицательных сторон НТП и НТР.
2. Формирование навыков работы с источниками экономической информации, классификация данных: овладение методикой решения задач; реализация методологической функции дисциплины «Экономика». Формирование экономической культуры.

Экономический рост можно рассматривать как долгосрочный аспект динамики потенциального объема выпуска экономики. Анализ факторов и закономерностей экономического роста является одним из центральных вопросов макроэкономической теории.
Следует знать, что экономический рост - это увеличение реального дохода в экономике (ВНП, ВВП или НД),а также рост реального выпуска в расчете на душу населения. Экономический рост принято измерять как в абсолютных величинах, так и в относительных величинах (в процентах к величине предшествующего периода).
Нулевое значение сравниваемых величин означает отсутствие экономического роста. Для расчета годового темпа роста ВНП надо использовать формулу:

Сумма реального ВНП Сумма реального ВНП
данного года - предшествующего года
Годовой темп
роста ВНП =--------------------------------------------------------------------------------х 100%
Сумма реального ВНП предшествующего года

Следует усвоить типы экономического роста:
1. Экстенсивный - если экономический рост осуществляется за счет привлечения дополнительных ресурсов и не меняет среднюю производительность труда в обществе.
2. Интенсивный - связан с применением совершенных факторов производства и технологии, то есть осуществляется за счет роста отдачи затрат ресурсов.
Далее следует усвоить, что факторы экономического роста часто группируют в соответствии с типами экономического роста. Экстенсивные факторы экономического роста:
- рост затрат капитала;
- труда.
Интенсивные факторы экономического роста:
- технологический прогресс;
- экономия на масштабах;
- рост образовательного и профессионального уровня работников;
- повышение мобильности и улучшение распределения ресурсов;
- совершенствование управления производством и т.д., то есть все, что позволяет качественно усовершенствовать как сами факторы производства, так и процесс их использования.
В завершение темы следует усвоить, что современный тип экономического роста определяет научно-технический прогресс (НТП).

Задание №l.
Произведите классификацию факторов экономического роста определив, какие факторы можно отнести к экстенсивным, а какие - к интенсивным:
- повышение фондоемкости продукта;
- увеличение численности занятых;
- уменьшение материалоемкости продуктов;
- повышение производительности труда;
- увеличение количества оборудования;
- повышение качества материалов, сырья;
- снижение удельных расходов топлива;
- внедрение прогрессивной технологии;
- рост объема капитальных вложений;
- совершенствование производственных пропорций;
- сокращение капитальных вложений на единицу строительной продукции.

Задание №2.
Решите задачи:
Задача №l.
Национальный доход страны за 5 лет возрос с 290 до 570 млн. ед., производительность общественного труда повысилась в 1,7 раза.
Рассчитайте долю прироста национального дохода, полученную за счет увеличения числа занятых, и долю, обеспеченную посредством повышения производительности труда.
Сделайте выводы о значении интенсивных факторов в процессе расширения производства.
Назовите важнейшие факторы интенсификации общественного производства в современных условиях.
Задача №2.
В отчетном году накопляемая часть национального дохода составляла 109.8 млн. руб. Из них примерно 2/3 было израсходовано на расширение основных производственных фондов, материальных оборотных средств и резервов.
Определите долю и сумму средств, направленную на непроизводственное накопление. Назовите источники развития производства.
Задача №3.
Рассчитайте годовой темп роста ВВП, используя следующие данные:
- сумма номинального ВВП данного года – 10950,0 млрд. руб.;
- сумма номинального ВВП предшествующего года – 7750,0 млрд. руб.;
- уровень инфляции в данном году - 12%, в предшествующем году - 18%.
Дайте понятие номинального и реального ВВП.

Задание для самостоятельной работы внеаудиторно:
1. Составить опорный конспект по вопросам:
- Факторы и источники экономического роста в условиях рыночной экономики.
- Основные направления НТР.

Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое экономический рост вообще и экономический рост в масштабе всего производства?
2. Каковы показатели измерения экономического роста?
З. Как рассчитываются темпы роста ВНП. ВВП и величина ВНП на душу населения?
4. Каковы основные типы экономического роста и в чем их различие?
5. В чем содержание НТП и НТР?









Тема: Денежно - кредитная политика. Ценные бумаги.
Цель:
1. Уяснение сущности денежно-кредитной политики государства в условиях рыночной экономики.
2. Формирование навыков работы с источниками информации и систематизации материала посредством составления структурно-логических схем: реализация методологической функции дисциплины «Экономическая теория».

В данной теме раскрываются цели и инструменты денежно-кредитной политики государства. Чтобы понять содержание денежно-кредитной политики, надо знать, что банковская система в рыночной экономике является обычно двухуровневой и включает Центральный Банк (эмиссионный) и коммерческие (депозитные) банки.
Основными функциями коммерческих банков являются:
- привлечение вкладов (депозитов);
- предоставление кредитов;
- купля - продажа ценных бумаг.
Посредством этих операций банки могут расширять денежное предложение. Центральный банк:
- вытекает в обращение национальную валюту;
- хранит золотовалютные резервы страны;
- хранит обязательные резервы коммерческих банков;
- выступает в качестве межбанковского расчетного центра;
- является кредитором последней инстанции для коммерческих банков;
- выступает в качестве межбанковского расчетного центра;
- является финансовым агентом правительства;
- может выступать как продавец и покупатель на международных денежных рынках; - может координировать зарубежную деятельность частных рынков.
Во всех странах Центрачьные Банки формируют и осуществляют кредитно-денежную политик).
Фактический объем предложения денег складывается в результате операций коммерческих банков по прием) денег и выдаче ссуд. Центральный Банк контролирует предложение денег путем воздействия на денежную базу. Надо усвоить цели и инструменты кредитно-денежной политики.
Конечные цели:
А) экономический рост;
Б) полная занятость;
В) стабильность цен;
Г) устойчивый платежный баланс.
Промежуточные целевые ориентиры:
а) денежная масса;
б) ставка процента;
в) обменный курс.
Для реализации этих целей государство использует инструменты (методы), составляющие суть денежно-кредитной политики:
1. Изменение резервной нормы:
1.1 .Обязательные резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в Центральном Банке в виде беспроцентных вкладов.
1.2. Нормы обязательных резервов - устанавливаются в процентах от объемов депозитов.
Надо уяснить, что чем выше устанавливает Центральный Банк норму обязательных резервов, тем меньше денежная масса в обращении.
2. Изменение учетной ставки:
2.1. Учетная ставка (ставка рефинансирования) - это процент по ссудам, которые предоставляет Центральный Банк коммерческим банкам.
Надо уяснить, что, если учетная ставка повышается, объем заимствований у Центрального Банка сокращается, значит, уменьшаются операции коммерческих банков по предоставлению ссуд и предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.
3. Операции на открытом рынке - это купля-продажа Центральным Банком государственных ценных бумаг (в основном краткосрочных государственных облигаций).
Надо уяснить, что когда Центральный Банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка, в результате в банковскую систему поступают дополнительные деньги, что увеличивает денежную массу в экономике.
Если Центральный Банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.
Таким образом, воздействуя на денежную базу через изменение резервной нормы, изменение учетной ставки, операции на открытом рынке. Центральный Банк регулирует размер денежной массы в экономике. Купля - продажа ценных бумаг происходит на рынке.

Надо знать, что существуют:
первичный рынок ценных бумаг - размещение ценных бумаг, которые ранее не выпускались;
вторичный рынок ценных бумаг - продажа ценных бумаг на фондовой бирже и
во внебиржевых структурах.
Соответственно:
Номинальная цена акций - носит чисто информационный характер;
Эмиссионная цена - по которой ценные бумаги продаются на первичном рынке;
Курсовая цена (рыночная) - по которой ценные бумаги котируются на вторичном рынке ценных бумаг. Следует усвоить формулы:
Дивиденд
Доход по = ----------------------------------- х 100%
ценным бумагам Цена приобретения

Дивиденд
Курсовая цена = ------------------------------------ х 100%
акций Банковский процент

Задание №1.
Решите задачи:
Задача №1.
Облигация номиналом 1000 руб., с 12% годовых стала продаваться за 800 руб. Рассчитайте сумму дохода на облигацию ценой 3000 руб., и доход в % на облигацию ценой 800 руб.
Задача №2.
Банк принял вклад в размере 50 тыс. руб. под 15% годовых и выдал кредит в
размере 50 тыс. руб. под 20% годовых.
Определите прибыль банка от этой операции.
Задача №3.
Вы вложили в банк 5000 руб. под 10% годовых. Какую сумму денег Вы возьмете обратно через:
- пол года;
- год;
- 2 года;
- 5 лет?
Задача №4.
Номинальная стоимость акции - 1000 руб., облигации - 2000 руб. Дивиденд на акцию - 60 руб., доход на облигацию - 100 руб., норма ссудного процента 14%. Определите курс акции и облигации. В чем различие акций и облигаций?
Задача №5.
У Вас есть 1 000 руб. Предполагаемый дивиденд на акцию компании составит в конце года 150 руб. Процент по вкладам в банк - 10%. Рыночная цена этой акции 1 000 руб. Что вы сделаете:
- купите акцию;
- положите деньги в банк;
- купите акцию, а оставшиеся деньги положите в банк.
Ответ обоснуйте расчетами.
Задача №6.
Капитал акционерного общества - 50 тыс. руб.
Количество акций - 100 тыс. шт.
В том числе простые акции - 80 тыс. шт.
Привилегированные акции - 20 тыс. шт.
Номинальная стоимость акции - 500 руб.
Дивиденд на привилегированную акцию - 10% Прибыль к распределению на дивиденды - 12 млн.руб. Определить дивиденд на 1 простую акцию.

Задание для самостоятельной работы внеаудиторно:
1 .Составить опорный конспект по вопросу:
- Денежно-кредитная политика государства.
Решить задачи из Программы подготовки к экзамену:
Задача №1.
Уставный капитал компании - 50,0 млн. руб.
Определяемая прибыль, подлежащая распределению между акционерами составляет 5,8 млн. руб. Выпущено 800,0 тыс. акций. Сложившаяся ставка банковского процента -9%.
Определите: номинальную цену акции, курсовую цену акции, ожидаемый размер дивиденда.

Задача №2.
Облигация номиналом 2000,0 руб. с 9% годовых стала продаваться за 1600,0 руб. Рассчитайте сумму процента по облигации и доход в % на облигацию, приобретенную по цене 1600,0 руб. Дайте понятие облигации.

Задача №3.
Допустим, вы приобрели облигацию по курсу 1000 руб., приносящую 50 руб. в год, что соответствует существующей на этот момент процентной ставке равной 8%. Затем вы решаете продать эту облигацию. Но процентная ставка изменилась и равна уже 9%. За какую сумму вы сможете теперь продать облигацию при условии, что она приносит те же 50 руб. дохода?

Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое денежно-кредитная политика государства?
2. Каковы наиболее распространенные методы денежно-кредитной политики?
З. В чем состоит механизм операций на открытом рынке?
4. Что такое резервная норма и как государство использует изменения резервной нормы?
5. Что такое учетная ставка и как государство использует изменения у четной ставки? Поясните политику «дешевых» и «дорогих» денег.
6. Как может проводиться денежная реформа, в т.ч. либерализация цен? Как государство может регулировать операции коммерческих банков на фондовом рынке?
8. Что такое ценные бумаги, каковы их виды и как рассчитывается доход по ценным бумагам?
9. Как рассчитать курсовую разницу акций?
10. Какие сделки осуществляются на фондовом рынке с ценными бумагами?


Тема: Налоги и налоговая система.
Цель:
1. Усвоение сущности фискальной политики государства: экономических функций налогов.
2. Реализация методологической функции экономической теории: формирование практических навыков расчета налогов. Формирование экономической культуры специалиста.

Задание.
Решить задачи:
Задача №1.
Отпускная цена подакцизного товара составила за единицу изделия 76,4 руб., а ставка акциза к отпускной цене - 5%.
Определите отпускную цену с учетом акциза.
Задача №2.
Исчисленная облагаемая прибыль предприятия составила 60 тыс. руб. Ставка налога на прибыль - 20%. Определите сумму налога на прибыль и размер чистой прибыли.
Задача №3.
Определите величину налога на добавленную стоимость (НДС), если стоимость реализованной продукции (РП) = 5 000 руб., ее себестоимость (Среал.) = 4 200 руб., доля материальных затрат в себестоимости реализованной продукции (МЗ) = 60%, ставка налога на добавленную стоимость - 18%.
Задача №4.
Определите абсолютную величину налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, если ставка налога на прибыль (Нпр.) = 20%, НДС 18%, балансовая прибыль (Прбал.) - 800 тыс. руб.; себестоимость реализованной продукции (Среал.) = 4000 руб.; доля материальных затрат в себестоимости реализованной продукции (МЗ) = 65%.

Тема: Структура доходов и расходов Федерального бюджета РФ.

Цель:
1.Ознакомление со структурой и назначением Федерального бюджета РФ. Привитие навыков критического анализа изучаемых документов, составления сравнительных таблиц по изучаемым документам, обобщения и систематизации материала, решения задач.
Задание №1.
Ознакомиться с представленными источниками информации:
1.1. Федеральные законы РФ «О Федеральном бюджете РФ на 20__ год», «О Федеральном бюджете РФ на 20__ год».
Ст.1. Утвердить Федеральный бюджет на 20__ год и 20__ год по:

20__ год
20__ год

Расходам, млн. руб.
1193482,9
1947386,3

Доходам, млн. руб.
1193482,9
2123718,2


Исходя из прогнозируемого объема ВВП - в сумме 7750 млрд. руб. и уровня инфляции 12, 0% (декабрь 20__г. к декабрю 20__ г.), 10950 млрд. руб. и уровня инфляции 12,0 % (декабрь 20__ г. к декабрю 20__ г.).

Задание №2.
Решить задачу:
Сделайте сравнительный анализ Федеральных бюджетов РФ на 20__ год и 20__ год на основе следующих данных:


п /п
Показатели
20__ год
20__ год
Динамика, % в действ. ценах
ВВП в сопост.
ценах

1
Расходы, млн.руб.
1193482.9
1947386.3



2
Доходы, млн. руб.





3
ВВП, млрд.руб.





4
Уровень инфляции, %





5
Индекс цен





6
Реальный ВВП, млрд.руб.





7
Баланс бюджета





По результатам анализа сделайте вывод.

Задание:
1. Составить опорно-логические схемы:
- «Финансовая система и финансовые функции государства»
- «Налоги и налоговая система»

Вопросы для самоконтроля:
1. Для чего предназначаются государственные финансы?
2. Что входит в современную государственную систему?
3. Каковы финансовые функции современного государства?
4. Для чего предназначается государственный бюджет?
5. Каковы источники доходов государственного бюджета?
6. Что показывает баланс дохода и бюджетный дефицит?
7. Каково содержание фискальной политики и каковы основные виды фискальной политики государства?
8. В чем содержание и функции налогов?
9. Каковы элементы налога и способы его взимания?
10. В чем различие между прямыми и косвенными налогами?
11 Каковы основные группы налогов в РФ?
12. Каковы основные принципы налогообложения?

Тема «Фискальная политика государства».

В данной теме раскрывается содержание фискальной политики (бюджетно-налоговой).
Бюджетно-налоговая (фискальная политика) - меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляиионного ВВП.

Следует уяснить основные виды фискальной политики:
1. Стимулирующая (расширительная) - предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов. В краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики, т.к. стимулирует экономический рост.
В долгосрочной перспективе может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.
2. Сдерживающая (ограничительная) - предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов с целью ограничения циклического подъема экономики.
В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В долгосрочной перспективе может послужить основой для спада совокупного предложения и создать предпосылки для разрушения экономического потенциала. Далее в этой теме вы должны усвоить содержание понятий «государственный бюджет», «бюджетный дефицит», «государственный долг».
Государственный бюджет - подробная смета правительственных доходов и расходов по источникам поступления и основным каналам расходования средств.
Государственный долг - общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг.
Внутренний государственный долг - задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.
Внешний государственный долг - задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.
Поскольку фискальная политика связана с налогообложением, следует изучить экономическое содержание налогов, изучить функции налогов, способы взимания налогов, виды налогов и принципы налогообложения, а также понятие «налоговая ставка».
Следует помнить, что размер налоговой ставки существенно влияет на экономическую эффективность национального хозяйства и поведение субъектов налогообложения (налогоплательщиков).

Вопросы для самоконтроля:
1. Для чего предназначаются государственные финансы?
2. Что входит в современную государственную систему?
3. Каковы финансовые функции современного государства?
4. Для чего предназначается государственный бюджет?
5. Каковы источники доходов государственного бюджета?
6. Что показывает баланс дохода и бюджетный дефицит?
7. Каково содержание фискальной политики и каковы основные виды фискальной политики государства?
8. В чем содержание и функции налогов?

Тема «Международные проблемы рыночной экономики».

В этом разделе раскрывается взаимозависимость экономик разных стран мирового сообщества: структура и механизм функционирования мирового рынка международной торговли и мировой валютной системы. Изучение теории международной экономики приобретает особую актуальность в современных условиях, поскольку углубляющаяся интернационализация товарных и финансовых рынков, усиливающаяся взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик оказывают все большее воздействие на развитие каждой отдельной страны.























Рекомендуемые источники информации:

Амосова В.В., Гукасьян Г.М. Экономическая теория / В.В. Амосова, Г.М. Гукасьян. – М.: Эксмо, 2014. – 736 с.
Анисимов А.А., Артемьев Н.В. Макроэкономика / А. А. Анисимов, Н. В. Артемьев. – М.: Юнити, 2013. -  600 с.
Гродских В.С. Экономическая теория / В.С. Гродских. – СПб.: Питер, 2013. – 208 с.
Грязнова А.Г., Соколинский В.М. Экономическая теория: учебное пособие / А.Г. Грязнова, В.М.Соколинский. – М.: Кнорус, 2014. – 464 с.
Максимова В.Ф. Экономическая теория / В.Ф. Максимова. – М.: Юрайт, 2014. – 580 с.
Мэнкью Н.Г. Макроэкономика / Н.Г. Мэнкью. – Спб.: Питер, 2014. – 560 с.
Микроэкономика / Под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. – Минск: Современная школа, 2011. – 384 с.
Николаева И.П. Экономическая теория / И.П. Николаева. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 328 с.
Носова С.С. Экономическая теория / С.С. Носова. – М.: Кнорус, 2011. – 792 с.
Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков.  – М.: Форум, 2011. – 608 с.
Слагода В.Г., Сибикин М.Ю. Экономическая теория  / В.Г. Слагода, М.Ю. Сибикин. – М.: Форум, 2014. – 368 с.
Тарануха Ю.В. Микроэкономика / Ю.В. Тарануха. – М.: КноРус, 2013. – 608 с.
Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 2010. – 592 с.
Мамедов О., Германова О. и др. «Современная экономика» -М.: 2007г., 544с.
Экономическая теория / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – М.: АСА, 2014. – 848 с.










        15