Концертный репертуар и концертные выступления


«Глаза говорящего зажигаются о глаза слушающего»
Цицерон.
В сущности, вся работа музыканта над произведением направлена к тому, чтобы оно зазвучало в концертном исполнении. На это же ориентировано все, с чем связан музыкант: педагогика и методика. Публичное выступление это итог большой, кропотливой работы исполнителя – труженика. Самим учащимся приходиться испытывать эстрадные ощущения, выступая перед публикой или комиссией. И это с самых первых приобщения к музыкальному искусству. Воспитание артистизма невозможно без наблюдения за ним со стороны. Сейчас в наше время учащийся имеет возможность слушать игру исполнителя на концертах, по телевидению.
Но все это никогда не заменит «Фактора присутствия» т.е. когда творческий процесс воссоздания музыки происходит непосредственно в зале, с самими учащимися, когда каждый чувствует себя как бы его участником.
Известно, что очень сильно влияет присутствие слушателей на исполнение концертной программы.
Когда исполнитель готовиться к концерту, одна из первых проблем, которая встают перед ним и его педагогом – это проблема репертуара. Каждый педагог должен составить программу по своему вкусу, исходя из определенных творческих задач и учитывая индивидуальные особенности и способности учащегося.
Одним из важных принципов в формировании программы для аккордеонистов и баянистов должен стать следующий: обязательное наличие оригинальных произведений. Это могут быть произведения современных западноевропейских композиторов, советских композиторов, обработки народных песен, казахстанских авторов. Также внутри программы можно включить произведения органной или клавесинной музыки. При составлении программы следует учитывать принцип контраста, т.к. при длительном однообразном воздействии слушательское восприятие притупляется.
Еще один важный принцип: каждое произведение прозвучит наиболее убедительно лишь на «своем» месте в программе.
Есть пьесы, которые нельзя заканчивать концерт, а иные, наоборот, лучше приберечь к концу. ( Здесь могут иметь место эффективные сочинения яркие, заводные или величественные, торжественные).
Особое внимание следует уделять аккордеонным, баянным новинкам, смело пропагандировать лучшее их них, стать подвижником своего искусства, иногда в ущерб успеху, который был бы нам гарантирован более популярной программой.
Педагог в классе должен активно формировать художественный вкус ученика, чтобы он в дальнейшем смог сам ориентироваться в потоке новых произведений. Очень важно постоянно обогащать свой репертуар, причем не следует ограничиваться узким кругом композиторов. Мастерство исполнителя во многом зависит от количества сыгранных произведений, по сколько в различных сочинениях различная техника, звукоизвлечение, различный образный строй, различные эпохи и стили. Учащимся необходимо постоянно держать в пальцах пройденные пьесы, в независимости от уровня учащегося, т.к. практика показывает, что в концертах принимают участие обычно одни и те же учащиеся. А где же остальные? Как правило, старые пьесы уже забыты, а новые еще в работе..... Концертную практику должен проходить каждый учащийся на любой ступени обучения.
Теперь проследим состояние учащегося музыканта до концерта, во время него и после.
ПРЕДКОНЦЕРТНОЕ ВРЕМЯ не ограничивается одним днем. Нужно научиться создавать для себя различные психологические ситуации, при которых хотелось бы заниматься с полной отдачей, ощущать чувство радости, удовлетворения от работы, также уметь вызывать в себе состояние аналогичное концертному.Если произведения готовы задолго до концерта, то полезно поиграть его дома с полной эмоциональной отдачей, настроив себя на концертный лад. Нелишне, чтобы при этом присутствовал кто – либо из друзей или родных.
За несколько дней до главного концерта желательно 2-3 раза обыграть пьесу или программу не менее ответственных концерту, чтобы почувствовать большую уверенность и в главном концерте использовать все силы и энергию на исполнение, а не волнения. Также например рекомендую своим учащимся занятия аутотренингом.
По моему мнению это очень полезные упражнения направленные на самовнушение, что придает большую уверенность на сцене. Также прогулки перед сном.
ДЕНЬ КОНЦЕРТА. В этот день следует прежде всего хорошо выспаться. Полезно проиграть в среднем темпе, спокойно, без эмоций всю программу или произведение. Ни в коем случае не следует переутомлять свои руки и чувства в этот день. Нужно сохранить свежесть чувства до вечера. Перед концертом желательно покушать заранее. Когда человек немного голоден, его ощущения обострены, что очень важно на сцене.
На концерте желательно прийти заблаговременно, примерно за час, приготовить устойчивый стул, найти наилучшую точку на сцене, ознакомиться с акустикой в зале, разыграться, просто побродить по сцене, настроиться для предстоящей игры.
В день концерта и особенно перед выходом на сцену стараться меньше разговаривать, не находиться в шумной компании, не растрачивать понапрасну энергию. Чтобы волнение не пришло в панику, полезно несколько отвлечься от ощущения ответственности. Наилучшие творческие достижения получаются тогда, когда исполнителю хочется на сцену.
Важный педагогический момент: если концерт играет ученик, то педагогу не следует давать последние наставления, касающиеся интерпретации. У ученика своя психика, он уже настроился на игру по своему, и последние советы перед выходом на сцену могут лишь вызвать скованность, неуверенность. Полезнее в данном случае помочь ему психологически настроиться на максимальную отдачу.
По мнению многих музыкантов, одной из главных причин, вызывающих волнение и страх является боязнь забыть текст. Эта боязнь может привести к скованности психики, и аппарата. Иногда бывает что это и случается на сцене, - и в этом случае надо постараться не заострять серьезного внимания, иначе от выступления к выступлению нервозность и недоверие к своей памяти будут расти. Лучше проанализировать после концерта злополучное место, найти причину и прийти к выводу что это сущий пустяк. Главное чтобы такие моменты не западали глубоко в психику. Чаще всего выпадение памяти случается в эпизодах, заученных формально, механически. Запомнить следует музыку, а не формальную последовательность нот. Важно, чтобы интонация запоминалась с эмоциональной осмысленностью, под влиянием логики развития.
Еще один важный «предконцертный» момент: в последние минуты перед выходом на сцену не следует проигрывать короткие эпизоды программы и их поспешных проигрываний «для закрепления в памяти». Кроме лишней нервозности такая суетливость ничего не принесет. Что есть – то есть.
Лучше внутренне собраться, представить себе темп, характер первого произведения, проверить правильность включенных регистров, 2-3 раза глубоко вдохнуть и смело выходить на сцену – побеждать!
Следует проследить за выходом на сцену, не сутулиться и т.д., поклон, поведением за аккордеоном, баяном и т.д.. Очень важно почувствовать акустику зала.
Важно установить контакт между сценой и залом. Наиболее убедительное воплощение на сцене получается в моменты наивысшей духовной и эмоциональной отдачи, но при полном самоконтроле. Музыкант должен быть в образе на протяжении всего произведения. Вести себя нужно собранно, свободно. Не разглядывать публику в зале. Заканчивать исполнение на сжим. Суете на сцене не место! Главным условием совершенствования исполнителя является его постоянная неудовлетворенность собой. Надо относиться к себе более требовательно, нежели публика.
Настоящий артист сам себе строгий судья. Примечательны слова А.С. Пушкина:
«Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд. Ты им доволен ли, взыскательный художник?»
После концерта полезно детально разобрать исполнение, вспомнить, что удалось, а где произошла неудача, постараться выявить причины каких – то срывов, сделать выводы на будущее.
Основное состояние, которое должно сопутствовать артисту после каждого концерта, это ощущение не успокоенности, жажда последующих занятий, потребность в разучивании новых пьес, стремление к постижению новых вершин.
«Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех».
Б. Пастернак.
Использована методическая литература: 1.«Искусство игры на баяне, аккордеоне» - Ф. Липс.
2.«Вопросы музыкальной педагогики» - В.А. Натансон, Л.В. Рощина.
3.«Музыкант и его работа» - Г. Цыплин.