Доклад на тему «Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №2 р.п.Бисерть

Доклад по теме
«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Выполнила:
Келеш Надежда Викторовна,
учитель русского языка и литературы.
1.ВВЕДЕНИЕ.
Методологической основой разработки и реализации ФГОС (от 17 декабря 2010 года, № 1897) является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Одна из задач нового стандарта — воспитание творческой личности, развитие способностей и талантов молодых россиян, подготовка их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Главная задача школы заключается в создании условий для достижения учащимися уровня образованности, соответствующего их личностному потенциалу.
Актуальность заключается в развитии умений учащихся принимать взвешенные решения, в развитии таких базовых качеств личности, как критическое мышление, а также рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Цель: создание условий, способствующих активизации творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством технологии критического мышления. Задачи: спланировать использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы, подобрать инструментарий для диагностики результатов использования данной технологии для активизации творческих способностей учащихся.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ,
Критическое мышление ( ТРКМЧП: технология развития критического мышления через чтение и письмо) – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. В России используется с 1997г. В нашей стране исследованием критического мышления занимаются М.В.Кларин, С.И.Заир - Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др. Она является общепедагогической. Цель технологии: развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. Принципы технологии развития критического мышления: 1) активность учащихся в образовательном процессе; 2) организация групповой работы в классе; 3) развитие навыков общения; 4) учитель воспринимает все идеи учеников как одинаково ценные; 5)мотивация учащихся на самообразование через освоение приёмов ТРКМ; 6) соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами; 7)использование графических приёмов организации материала. Структура технологии. Две особенности: структура урока, включающая три фазы: вызов, осмысление и рефлексию; содержание, в основе которого – эффективные приёмы и стратегии, направленные на формирование у учащихся критического мышления.
Приёмы.
1.Кластер («гроздь, пучок») - представление информации в графическом оформлении, используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации, связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока «Родина в произведениях русских авторов»). Кластер отлично подходит для любой стадии урока, для любого предмета. Он является универсальным приёмом. Можно использовать при подготовке к итоговому сочинению по литературе в 11 классе (по тематическим направлениям). Кластер учит детей систематизировать знания, логически выстраивать смысловую цепочку, воспитывает социальную ответственность при выборе ответа.
2.Приём «Синквейн». Легкая форма стихотворений по алгоритму из 5 строк. Структура инквейна: 1) тема синквейна; 2) два прилагательных, раскрывающих тему; 3) три глагола, описывающих действия; 4) фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме; 5) слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию. Удобно данный приём использовать в конце урока при создании «продукта урока». Например, при изучении произведения Е.Замятина «Мы» учащиеся 11 класса создавали синквейн к словам: «мы», «I - 330», « Д – 503», «О- 90», а при анализе романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» составляли синквейн к словам: «Мастер», «Понтий Пилат», «Маргарита», «роман». Учащиеся характеризуют понятия, используя при характеристике имён и понятий знания не только по литературе, но и по русскому языку (знания о частях речи). Удобно использовать синквейн при подготовке к сочинению в 9 классе на уроках русского языка (ОГЭ 15.3.), где учащимся нужно дать к понятиям: «дружба», «материнская любовь» - определения, разложить понятия на части, дать характеристику.
3.Приём «Диаманта». Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением. Структура диаманты: строчка 1: тема (существительное); 2: определение (2 прилагательных); 3: действие (3 причастия или 3 глагола); 4: ассоциации (4 существительных); 5: действие (3 причастия); 6: определение( 2 прилагательных); 7: тема (существительное). Можно данную структуру расширить: дать второму понятию 4 ассоциации, выраженные существительными. Работая над диамантой, учащиеся почувствуют себя  в ситуации успеха,  смогут выражать  своё отношение к рассматриваемой проблеме в творческой форме, обогатят словарный запас, научатся применять антитезу. Например, при изучении романа Л.Н.Толстого «Война и мир» составляем диаманту к слову «Кутузов». Учащиеся находят образ, который противопоставлен данному образу, дают характеристику двум понятиям, используя разные части речи. Такой приём нужно использовать при анализе произведения, где имеется контраст, сопоставление героев. Например, произведение «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, где можно сопоставить героев Остапа и Андрия.
4.Приём «Верные и неверные утверждения». Работа ведется индивидуально, в парах, в группах. Можно каждой группе для обсуждения предложить по 2–3 вопроса. Данный приём помогает проверять знания учащихся, систематизировать их.
5.Приём «Концептуальная таблица». Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четко использовать сравнительный анализ. В заголовке таблицы может размещаться проблемный вопрос. Например, при изучении романа Л.Н.Толстого рассматривается тема «Семья». Заполняется таблица «Тема семьи в романе», где сопоставляются 3 семьи (Ростовых, Болконских, Курагиных) по определённым критериям (взаимоотношения в семье, интерес к общественным проблемам, отношение к народу и т.д.). Учащиеся самостоятельно отвечают на различные вопросы, даже на проблемные.
6.Приём «Таблица – ЗХУ».  Данный приём используется в начале урока, где учащиеся записывают, что они знают по теме, а затем формулируют вопросы, на которые хотят услышать ответы. В конце урока учащиеся записывают, что нового узнали на данном уроке. Например, при изучении в 8 классе темы «Обособленные обстоятельства, знаки препинания при них» учащиеся заполняют 1 часть таблицы, где расскажут об одиночном деепричастии, деепричастном обороте, знаках препинания при них; во второй части сформулируют вопросы, о чём хотят узнать; в третьей после изучения темы запишут, что обособленные члены предложения могут выражаться существительными и производными предлогами, на письме выделяться запятыми. Этот приём учит самостоятельно выбирать информацию, систематизировать, анализировать её, применять полученные знания.
7.Таблица «Плюс – минус - интересно». Данный приём формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. «Что в этом хорошего?», «Что в этом плохого?», «Что в этом интересного?». Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.
8. Приём «Толстые и тонкие вопросы». «Толстые» вопросы – вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ. Например, при анализе цикла стихотворений А.А.Блока «На поле Куликовом» учащиеся 8 класса составляли «толстые вопросы»: « Почему поэт называет Родину женой?». Конечно, на такой вопрос потребуется развёрнутый ответ. «Тонкие вопросы» - вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ. Например, «Где происходила битва, с кем?». На такой вопрос потребуется простой, конкретный ответ. Приём осуществляется как на стадии вызова, так и на стадии осмысления и рефлексии; развивает мышление и внимание, заставляет вдуматься в текст, лучше понимать содержание, помогает в поисках ответов, формирует умения вести диалог.
9.Ромашка вопросов (ромашка Блума). Приём состоит из 6 вопросов: 1) простых вопросов, воспроизводящих некую информацию; 2) уточняющих, необходимых для понимания информации; 3) практических - для установления взаимосвязи между теорией и практикой, для применения; 4) интерпретационных (объясняющих) - для анализа; 5) творческих-  для синтеза; 6) оценочных -  для выяснения критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. Составляем ромашку Блума по эпизоду или по произведению, затем вопросы используем для анализа произведения. Например, при изучении романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» создана ромашка «Блума» с такими вопросами: 1) Как относится Базаров к «отцам»? 2) Правильно ли я поняла, что Базаров отрицательно относится к искусству, музыке, любви? 3) Как применить теорию Базарова? 4) Необходимы ли России базаровы, их теория? 5) Как Вы думаете, что было бы, если Базаров остался жив? 6) Как Вы относитесь к Базарову? Вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Применение технологии «Критическое мышление» на уроках способствует активизации мышления, повышает мотивацию;  способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;  учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение; способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;  заставляет учеников задумываться.  Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации творческой личности учащихся. 

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления: материалы семинаров по проету «Развитие кртитчекого мышления через чтение и письмо» / Р.Бустом. – 2000.
2. Васюта И.В. Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы // Литература. 2005. №3.
3.  Викентьева И. Ода синквейну // Перемена. – 2002. - №3. С.37
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Наука, 1974.
5. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. №4. C. 66.
6. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке / С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. – М.: «Просвещение», 2011.
7. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. 2004. №2.
8. Павлова А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2007. №8. С. 11.