Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для 1-4 классов.


ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка Общая характеристика программы внеурочной деятельности 3
Цели и задачи курса 3-4
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Окружающий мир» 4
Место предмета в учебном плане ОУ 4
Результаты изучения учебного предмета «Окружающий мир» 5-7
Содержание программы
Тематическое планирование 7-13
13-18
Учебно-тематический план 18-20
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета 20-23

Пояснительная записка
Общая характеристика программы внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» разработана в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, с законом об образовании в РФ; образования, ООП НОО МБНОУ «Гимназия №17». Документы, на основании которых составлена программа:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Основная образовательная программа начального общего образования МБНОУ «Гимназия №17» (утверждена Приказом директора МБНОУ «Гимназия №17» от 28.08.2015 года №148-о);
Положение о разработке программ отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС НОО МБНОУ «Гимназия №17» (утверждена Приказом директора МБНОУ «Гимназия №17» от 28.08.2015 года №148-о).
Данная программа для 1-4 классов составлена на 33 часа в 1 классе и 35 часов во 2-4 классах в соответствии с учебным планом гимназии, рассчитана на 1 год обучения.
Программа имеет научно-познавательное направление, позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения программы школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.
Содержание и методы обучения “Занимательного русского языка” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Цели и задачи курса
Цель изучения курса «Занимательный русский язык» в начальной школе – подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умение и навыки устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции.
Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Это, прежде всего:
Образовательные: 
* расширение и углубление программного материала;
* совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
* пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.
Воспитательные: 
* воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
* воспитание чувства патриотизма;
* повышение общей языковой культуры учащихся;
* выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.
Развивающие: 
* развитие интереса к языку как учебному предмету;
* совершенствование общего языкового развития младших школьников;
* развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями; осознание постулатов нравственной жизни.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства.
Место учебного предмета в учебном плане гимназии
Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом гимназии. Предметная область «Филология» представлена курсом «Занимательный русский язык» в 1 классе – 33 часами, из расчёта 1 час в неделю (33 рабочих недели) и во 2-4 классах-35 часами, из расчёта 1 час в неделю (35 рабочих недель).
Результаты изучения программы внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»
Личностные УУД:
* осознавать роль языка и речи в жизни людей; 
* эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; 
* понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; 
* высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 
*обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Регулятивные УУД:
* определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;  
* учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; 
* учиться работать по предложенному учителем плану
*самостоятельно формулировать тему и цели урока;
*составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
*работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
*в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
 
Познавательные УУД:
* находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; 
* делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; 
*перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
*пользоваться словарями, справочниками;
*осуществлять анализ и синтез;
*устанавливать причинно-следственные связи;
*строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
* оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); 
* слушать и понимать речь других; 
* учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 
*адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
*высказывать и обосновывать свою точку зрения;
*слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
*договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
*задавать вопросы.
Предметные результаты
* применять правила правописания (в объёме содержания курса);
* определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
* осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
* подбирать примеры с определённой орфограммой;
* при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок.
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.Признаки согласных и гласных звуков.
Состав слова.
Признаки родственных слов.
Виды пересказа.
Отличительные признаки основных языковых единиц.
Основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией.
Слова, словосочетания, предложения, текста;
Основные орфографические и пунктуационные правила;
О некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.Разбирать слова по составу.Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.Писать НЕ с глаголами.Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.Составлять рассказы по картинке.
Пересказать текст.
Четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
Подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
Различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
Пользоваться орфографическим., словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

Содержание программы
1 класс
(33 часа)
Раздел 1. Хорошо ли ты знаешь русский язык?(12ч) Рассказ-беседа. Игры, кроссворды, соревнования. Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория  ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова». Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».
Раздел 2. Сокровища родного языка(10 ч). Беседа о богатстве русского языка (о многозначности; о словах близких и противоположных по значению; о пословицах и поговорках.) Игры, викторины. Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р». Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование  стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.
Раздел 3. Словарное богатство русского языка(7ч). Знакомство с различными словарями. Тематические группы слов. Группировка слов по видам орфограмм. Наблюдения над использованием синонимов. Происхождение слов. Заимствованные слова. Фразеологизмы. Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов. Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».   
Раздел 4. Проектная деятельность(4ч). Составление вопросов для викторины. Праздники. Словари. Сборники пословиц, загадок. Блокноты трудных орфограмм. Литературные газеты.
Содержание программы
2 класс
(35 часов)
Раздел I. «Дорога к письменности» (3 ч)
Как обходились без письма? Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок». Древние письмена. Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки. Как возникла наша письменность? Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».
Раздел II.
В путь за «главным» правилом . (11 ч)
Меня зовут Фонема. Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».Для всех ли фонем есть буквы? Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.«Ошибкоопасные» места. «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.Тайны фонемы. Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки». Опасные согласные. Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».На сцене гласные.Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!
Раздел III. «Фонемные» и «нефонемные» правила (21ч)
«Фонемы повелевают буквами».Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.Ваши старые знакомые. Практическое занятие.Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения. Правила о непроизносимых согласных.Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака. Волшебное средство – «самоинструкция». Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.Память и грамотность. Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.Строительная работа морфем. «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания. Где же хранятся слова? Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями. Поговорим обо всех приставках сразу. Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками. Слова – «родственники». Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения. Кто командует корнями? Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл. «Не лезьте за словом в карман!» Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения. «Пересаженные» корни. Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения. Итоговое занятие. Олимпиада.
Содержание программы
3 класс
(35 часов)
Раздел I «Царство слов» (9ч)
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»
Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.
Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Раздел II «Такие разные слова» (9 ч)
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».
Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
Знакомство со словами – синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение слов-синонимов в тексте.
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».
Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».
Раздел III «Занимательное словообразование» (17 ч)
Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».
Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле
Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов-ответов.
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».
Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
Подведение итогов года.
Содержание программы
4 класс
(35 часов)
Фонетика и орфоэпия (7 часов)
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций. Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами.Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
Лексикология (22 часа)
Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся.Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов». Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова,.Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка». Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша». Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.
Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкин.Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина».Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.Знакомство со словарной статьей орфографического словаря.Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Научная этимология (6 ч).
Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с этимологическим словарем.Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.
Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация».
Тематическое планирование
1 класс
(33 часа)
Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся

Раздел I. Хорошо ли ты знаешь русский язык? (12 ч)
Рассказ-беседа на тему "Что это значит - хорошо знать русский язык?".
Составление текста на тему "Школа".
Игры "Чудесное превращение слов", "Добавь букву", "Доскажи словечко".
В мире безмолвия и неведомых звуков.
В Страну Слов.
К тайнам волшебных слов.
Выбор друзей в Стране Слов.   
К несметным сокровищам Страны Слов.
Чудесные превращения слов.
Игра - соревнование.
В Страну Слогов.
Раздел II. Сокровища русского языка.  (10 ч)
В гости к Алфавиту. 
К тайнам звуков и букв. 
В глубь веков на Машине времени.  
В Королевстве Ошибок.
Чудеса в Стране Слов.
К словам разнообразным, одинаковым, но разным.
Слово одно, а значений несколько
Слова - близнецы (омонимы).
Слова - друзья (синонимы).
Антонимы. Омофоны.
Раздел III. Словарное богатство русского языка (7 ч)
Экскурсия в библиотеку.
"Трудные слова" - разгадывание ребусов и
кроссвордов.
Конкурс знающих.
Устный журнал "Путешествие в страну неразгаданных тайн".
К словам – родственникам. Почему их так назвали?    
Экскурсия в прошлое.
Полёт в будущее.  
Раздел IV. Проектная деятельность (4 ч)
Вопросы для викторины.
Сборник пословиц.
Сборник загадок.
Блокнот трудных орфограмм. Разгадывать кроссворды,
разыгрывать немые сцены,
играть в игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам», игры «Слова – братья», «Эстафета».Разгадывать загадки.
Отвечать на вопросы викторины,
читать отрывок из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я».
Знакомиться с орфографическим словарём;
выполнять тренировочные упражнения в произнесении звуков; Инсценировать  стихотворение В. Суслова из книги «Трудные буквы» . Разгадывать ребусы
Группировать слова по видам орфограмм.
Наблюдать над использованием синонимов.
Подбирать родственные слова.
Разгадывать ребусы.
Составлять вопросы для викторины,
сборники пословиц, загадок,
блокноты трудных орфограмм

Тематическое планирование
2 класс
(35 часов)
Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
Раздел I. Дорога к письменности(3 ч)
Как обходились без письма?
Древние письмена
Как возникла наша письменность?
Раздел II. В путь за «главным» правилом.  (11 ч)
Меня зовут Фонема.
Для всех ли фонем есть буквы?
«Ошибкоопасные» места
Тайны фонемы
Опасные согласные
На сцене гласные
Тайны фонемы
«Фонемы повелевают буквами»
Раздел III. «Фонемные» и «нефонемные» правила (21 ч)
Когда ь знак пишется, а когда не пишется?
Ваши старые знакомые
Правила о непроизносимых согласных
Волшебное средство «самоинструкция»
Строительная работа морфем
Где же хранятся слова?
Поговорим о всех приставках сразу
Слова – «родственники»
Кто командует корнями?
«Пересаженные» корни
Составлять рассказ по картинке,
выразительно читать и пересказывать текст,
работать с Толковым словарём
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных,
проводить звуко-буквенный анализ слов,
работать с орфографическим словарём
Применять правило о написании ь и непроизносимых согласных на практике,
находить родственные слова,
выделять корень слова,
приставку,
работать с Толковым словарём
Тематическое планирование
3 класс
(35 часов)
Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
Раздел I «Царство слов» (9 ч).
Сказочное царство слов.
Путешествие в страну Слов.
Чудесные превращения слов.
В гостях у слов- родственников.
Добрые слова.
Раздел II «Такие разные слова» (9 ч)
Экскурсия в прошлое.
Устаревшие слова
Новые слова в русском языке.
Встреча с зарубежными друзьями.
Синонимы в русском языке.
Слова- антонимы.
Слова- омонимы.
Крылатые слова.
Раздел III «Занимательное словообразование» (17 ч)
В королевстве ошибок.
В стране Сочинителей.
Искусство красноречия.
Праздник творчества и игры.
Трудные слова.
Анаграммы и метаграммы.
Шарады и логогрифы.
Откуда пришли наши имена.
Занимательное словообразование.
КВН по русскому языку Находить «сбежавшие» буквы в словах;
подбирать родственные слова с заданным корнем,
работать с Толковым словарём
Сравнивать синонимы, антонимы, омонимы;
находить в тексте синонимы, антонимы, омонимы;
подбирать «крылатые выражения» в названиях текстов
работать с Толковым словарём
Исправлять орфографические ошибки в тексте;
разбирать слова по составу.
Излагать свои мысли устно и письменно.
Разгадывать шарады и логогрифы
Тематическое планирование
4 класс
(35 часов)
Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
Раздел I. Фонетика и орфография (7 ч).
Что такое орфоэпия?
Что такое фонография или звукозапись?
Звуки не буквы!
Звучащая строка.
Банты и шарфы.
«Пигмалион» учит орфоэпии.
Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.
Раздел II. Лексикология (28 ч)
Имена вещей.
О словарях энциклопедических и лингвистических.
В царстве смыслов много дорог.
Как и почему появляются новые слова?
Многозначность слова.
«Откуда катится каракатица?»
О словарях, которые рассказывают об истории слов.
Об одном и том же - разными словами.
Как возникают названия.
Слова – антиподы.
Фразеологические обороты.
Словари «чужих» слов.
Капитан и капуста.
«Он весь свободы торжество».
Мы говорим его стихами.
Слова, придуманные писателями.
Слова уходящие и слова – новички.
Словарь языка Пушкина.
Смуглая Чернавка.
Паронимы, или «ошибкоопасные слова».
Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».
Какой словарь поможет избежать ошибок?
Словарь- грамотей.
Раздел III. Научная этимология (6 ч).
Что такое научная этимология?
Какие бывают имена?
Древнерусские имена.
Отчество и фамилия.
Надо ли останавливаться перед зеброй? Выполнять звуко-буквенный анализ слов;
Знакомиться с понятиями «орфоэпия», «орфография».
Составлять транскрипции.
Знакомиться с образованием звукоподражаний.
Правильно ставить ударения в словах.
пользоваться различными словарями.
Рассматривать способы и причины образования нескольких значений у слова.
Отличать многозначные слова и слова- омонимы,
Выделять отличительные признаки многозначности и омонимии.
Работать с толковыми словарями, со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.
Изучать особенностей фразеологических сочетаний.
Работать со словарем иностранных слов и определять значения этих слов.
Рассматривать виды паронимов и способы их образования.
Работать с орфографическим словарем.
Работать с этимологическим словарем,
Знакомиться с историей образования древнерусских имен,
Изучать способы и причины образования омонимов среди имен собственных
Учебно-тематический план
1 класс
№ Раздел
Общее кол-во
часов Теоретическая часть Практическая часть
1.
2.
3.
4.
Хорошо ли ты знаешь русский язык? 
Сокровища русского языка. 
Словарное богатство русского языка 
Проектная деятельность
Итого: 12
10
7
4
33 9
10
3
22 3
4
4
11

Учебно-тематический план
2 класс
№ Раздел
Общее кол-во
часов Теоретическая часть Практическая часть
1.
2.
3. Дорога к письменности
В путь за «главным» правилом
«Фонемные» и «нефонемные» правила
Итого: 3
11
21
35 2
10
19
31 1
1
2
4
Учебно-тематический план
3 класс
№ Раздел
Общее кол-во
часов Теоретическая часть Практическая часть
1.
2.
3. Царство слов
Такие разные слова
Занимательное словообразование
Итого: 9
9
17
35 7
8
11
26 2
1
6
9
Учебно-тематический план
4 класс
№ Раздел
Общее кол-во
часов Теоретическая часть Практическая часть
1.
2.
3.
Фонетика и орфография
Лексикология
Научная этимология.
Итого: 7
22
6
35 4
17
4
25 3
5
2
10
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета
Материально-техническое обеспечение
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество Примечание
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты по литературному чтению УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради на печатной основе)
Примерная программа начального общего образования по литературному чтению К
Д Библиотечный фонд сформирован с учётом типа школы с русским языком обучения на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ.

Печатные пособия
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по литературному чтению (в том числе и в цифровой форме)
Словари по русскому языку: толковый, фразеологический, орфоэпический, этимологический и словообразовательный
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях
Детские книги разного типа из круга детского чтения.
Портреты поэтов и писателей Д
Ф
Д/К
Д/К/ПД Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронные справочники, электронные пособия ППри наличии необходимых технических условий
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Телевизор.
Персональный компьютер
Д
Д
Д
Д/ПС диагональю не менее 72 смЭкранно-звуковые пособия
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса литературное чтение
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
Видеофильмы соответствующего содержания
Слайды соответствующего содержания
Д
Д
Д
Д Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски К
Д
Д
Д
Игры и игрушки
Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины Ф
Учебно-методическое обеспечение
1 класс
Для учителя:
1. Ушаков Н.Н. "Внеклассные занятия по русскому языку" (пособие для учителей) - М.: Просвещение, 1978.
2. Лютова О.А. "Литературные игры и праздники в начальной школе" (методическое пособие) - М.: ТЦ Сфера, 2006.
3. Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2011.
4. Классные часы. 4класс. 2 полугодие. Изд. 2 - е, переработанное, /Сост. М. А. Фисенко. - Волгоград: ИТД "Корифей", 2007.
Для ученика:
1. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся             1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997.
2.  Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 1991.
3. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва
2 класс
Для учителя:
Ушаков Н.Н. "Внеклассные занятия по русскому языку" (пособие для учителей) - М.: Просвещение, 1978.
Лютова О.А. "Литературные игры и праздники в начальной школе" (методическое пособие) - М.: ТЦ Сфера, 2006.
Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2011.
Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Для ученика:
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997.
Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 1991.
Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991.
Славная М.В. Пиши без ошибок: Орфографический словарик школьника. СПб.: Издательский Дом «Литера». 2003 г
3 класс
Для учителя:
Ушаков Н.Н. "Внеклассные занятия по русскому языку" (пособие для учителей) - М.: Просвещение, 1978.
Лютова О.А. "Литературные игры и праздники в начальной школе" (методическое пособие) - М.: ТЦ Сфера, 2006.
Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2011.
Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Для ученика:
Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997.
Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 1991.
Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991.
Славная М.В. Пиши без ошибок: Орфографический словарик школьника. СПб.: Издательский Дом «Литера». 2003 г
4 класс
Для учителя:
1. Ушаков Н.Н. "Внеклассные занятия по русскому языку" (пособие для учителей) - М.: Просвещение, 1978.
2.Лютова О.А. "Литературные игры и праздники в начальной школе" (методическое пособие) - М.: ТЦ Сфера, 2006.
3.Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2011.
4.Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
5.Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
6.Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
7. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Для ученика:
1.Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997.
2. Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 1991.
3.Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991.
4.Славная М.В. Пиши без ошибок: Орфографический словарик школьника. СПб.: Издательский Дом «Литера». 2003 г
Приложение
Примерное календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
1 класс
( 1 час в неделю. Всего 33 часа)№
п/п(дата) Тема занятия ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС) Характеристика
деятельности
учащихся Виды контроля
Предметные МетапредметныеЛичностные Раздел I. Хорошо ли ты знаешь русский язык? 
А Рассказ-беседа на тему "Что это значит - хорошо знать русский язык?". Знать: значение знания русского языка в жизни. Уметь: составлять рассказ на данную тему; 
правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов;
делить слова на слоги Познавательные УУД
Обработка информации –поиск условных
обозначений и их соотнесение.
Группировать слова по заданным основаниям. Использование знаково-символических средств: овладение действием моделирования.
Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков объекта.
Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
Коммуникативные УУД
Умение ставить вопросы, обраща-ться за помощью, формулировать свои затруднения.
В рамках иници-ативного сотруд-ничества: рабо-тать с соседом
по парте – умение договариваться, находить общее решение.
Умение вести диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка, слушать собеседника.
Учитывать позицию собеседника; понимать возможность существования различных точек зрения и понимать необходимость присоединиться к одной из них.
Регулятивные УУД
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей.
Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату.
Способность принимать, сохранять учебную задачу и следовать ей в учебной деятельности. Формирование интереса к новому. Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношение к школе.
Формирование учебных мотивов, стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений
Формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию.
Разгадывать кроссворды,
разыгрывать немые сцены,
играть в игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам», игры «Слова – братья», «Эстафета».Разгадывать загадки. Творческая работа
Б В Г Составление текста на тему "Школа". Игры "Чудесное превращение слов", "Добавь букву",
"Доскажи словечко". В мире безмолвия и неведомых звуков.
В Страну Слов. К тайнам волшебных слов. Выбор друзей в Стране Слов.    К несметным сокровищам Страны Слов. Чудесные превращения слов. Игра - соревнование. В Страну Слогов. Раздел II. Сокровища русского языка. 
В гости к Алфавиту.  Знать:
историю возникновения алфавита, особенности синонимов, антонимов, омонимов, омофонов. Уметь: различать синонимы, антонимы, омонимы; распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах Познавательные УУД
Понимание и преобразование информации. Установление причинно-следственных связей. Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
Умение применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями. Работа с информацией, представленной в графической форме. Оценка и проверка достоверности получаемой информации.
Осознанно и произвольно строить сообщения творческого и исследовательского характера в устной форме. Осуществлять смысловое чтение.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи.
Коммуникативные УУД
Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом
по парте – умение договариваться, находить общее решение.
Умение вести диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка, слушать собеседника.
Учитывать позицию собеседника; понимать возможность существования различных точек зрения и понимать необходимость присоединиться к одной из них.
Регулятивные УУД
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи.
Умение контролировать процесс и результат деятельности. Формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобре-тение новых знаний и умений).
Формирование познавательной децентрации как способность встать на позицию другого человека и увидеть ситуацию с его точки зрения.
Ориентация учащихся на моральные нормы (нормы этикета) и их выполнение.
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
Отвечать на вопросы викторины,
читать отрывок из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я».
Знакомиться с орфографическим словарём;
выполнять тренировочные упражнения в произнесении звуков; Инсценировать  стихотворение В. Суслова из книги «Трудные буквы» . Разгадывать ребусы Игра-соревнование «Умники и умницы»
К тайнам звуков и букв.  В глубь веков на Машине времени.   В Королевстве Ошибок. Чудеса в Стране Слов. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. Слово одно, а значений несколько Слова - близнецы (омонимы). Слова - друзья (синонимы). Антонимы. Омофоны. Раздел III. Словарное богатство русского языка 
Экскурсия в библиотеку. Знать: источники пополнения слов в русском языке. Уметь: разъяснять значения известных слов, устойчивых сочетаний и правильно их;
подбирать родственные слова;
отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады. Познавательные УУД
Группировать слова по заданным основаниям. Использование знаково-символических средств: овладение действием моделирования.
Умение применять правила и пользова-ться инструкциями и освоенными законно-мерностями. Поиск и фиксация, понима-ние и преобразование информации. Ис-пользование знаково-символических средств: овладение действием моделирования. Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
Коммуникативные УУД
Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Учитывать позицию собеседника; понимать возможность существования различных точек зрения и понимать необходимость присоединиться к одной из них.
Умение обосновывать и доказывать своё мнение. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.
Умение вести диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные УУД
Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату.
Способность принимать, сохранять учебную задачу и следовать ей в учебной деятельности.
Волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию для преодоления интеллектуаль-
ных затруднений.
Ориентация учащихся на моральные нормы (нормы этикета) и их выполнение.
Формировать способность адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший» ученик.
Группировать слова по видам орфограмм.
Наблюдать над использованием синонимов.
Подбирать родственные слова.
Разгадывать ребусы.
Викторина «Знаете ли вы?»
"Трудные слова" - разгадывание ребусов и
кроссвордов. Конкурс знающих. Устный журнал "Путешествие в страну неразгаданных тайн".
К словам – родственникам. Почему их так назвали?     Экскурсия в прошлое.
Полёт в будущее.   Раздел IV. Проектная деятельность
Вопросы для викторины. Знать: изученные орфограммы. Уметь: подбирать тематические пословицы, загадки, изготавливать блокнот трудных орфограмм. Познавательные УУД
Установление причинно-следственных связей. Формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
Использование знаково-символических средств: овладение действием моделирования. Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков объекта.
Обработка информации –поиск условных
обозначений и их соотнесение. Удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту
Коммуникативные УУД
Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
В рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом
по парте – умение договариваться, находить общее решение.
Умение вести диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка, слушать собеседника.
Регулятивные УУД
Вносить необхо-димые корректи-вы в действие после его завер-шения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Контролировать правильность и аккуратность собственных записей.
Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату.
Способность принимать, сохранять учебную задачу и следовать ей в учебной деятельности. Формирование интереса к новому. Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношение к школе.
Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.
Ориентация учащихся на моральные нормы (нормы этикета) и их выполнение.
Формировать способность адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием. Составлять вопросы для викторины,
сборники пословиц, загадок,
блокноты трудных орфограмм Проектная работа
Сборник пословиц. Сборник загадок. Блокнот трудных орфограмм.
Приложение
Примерное календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
2 класс
( 1 час в неделю. Всего 35 часов)№
п/п(дата) Тема занятия ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС) Характеристика
деятельности
учащихся Виды контроля
Предметные МетапредметныеЛичностные Раздел I. Дорога к письменности
Как обходились без письма? Знать: историю письменности
Уметь: составлять рассказ по картинке;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
выразительно читать и пересказывать текст.
Познавательные:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Регулятивные:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе
Составлять рассказ по картинке,
выразительно читать и пересказывать текст,
работать с Толковым словарём Творческое работа: «Придумай свой алфавит».
Древние письмена Как возникла наша письменность? Раздел II. В путь за «главным» правилом
Меня зовут Фонема. Знать: признаки согласных и гласных звуков.
Уметь: проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных Познавательные:
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Регулятивные:
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
Коммуникативные:
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных,
проводить звуко-буквенный анализ слов,
работать с орфографическим словарём Игры со словами. Разгадывание ребусов
Меня зовут Фонема (закрепление) Для всех ли фонем есть буквы? Для всех ли фонем есть буквы? (закрепление) «Ошибкоопасные» места Тайны фонемы Опасные согласные Опасные согласные (закрепление) На сцене гласные Тайны фонемы «Фонемы повелевают буквами» Раздел III. «Фонемные» и «нефонемные» правила
Когда ь знак пишется, а когда не пишется? Знать: правило правописания слов с ьУметь: применять правило о написании ь и непроизносимых согласных на практике Познавательные:
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты
Регулятивные:
учиться работать по предложенному учителем плану
Коммуникативные:
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). применять правило о написании ь и непроизносимых согласных на практике,
находить родственные слова,
выделять корень слова,
приставку,
работать с Толковым словарём Составление самоинструкции
Ваши старые знакомые Правила о непроизносимых согласных Правила о непроизносимых согласных (закрепление) Волшебное средство «самоинструкция» Волшебное средство «самоинструкция» (закрепление) Строительная работа морфем Где же хранятся слова? Где же хранятся слова? (закрепление) Поговорим о всех приставках сразу Поговорим о всех приставках сразу (закрепление) Слова – «родственники» Слова – «родственники» (закрепление) Кто командует корнями? Кто командует корнями? (закрепление) Кто командует корнями? (повторение и обобщение) «Не лезьте за словом в карман?» «Не лезьте за словом в карман?» (закрепление) «Пересаженные» корни «Пересаженные» корни (закрепление). Итоговое занятие Приложение
Примерное календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
3 класс
( 1 час в неделю. Всего 35 часов)№
п/п(дата) Тема занятия ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС) Характеристика
деятельности
учащихся Виды контроля
Предметные МетапредметныеЛичностные Раздел I «Царство слов»
Сказочное царство слов . Знать: произведения устного
народного творчества,
показывающие красоту и богатство русского языка; тематические
группы слов; отличительные
признаки родственных слов
Уметь: находить
«сбежавшие»
буквы в словах;
подбирать родственные слова с заданным корнем Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; Находить
«сбежавшие»
буквы в словах;
подбирать родственные слова с заданным корнем,
работать с Толковым словарём Творческая работа
Путешествие в страну Слов. Путешествие в страну Слов. Чудесные превращения слов Чудесные превращения слов В гостях у слов- родственников. В гостях у слов- родственников. Добрые слова. Добрые слова. Раздел II «Такие разные слова»
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова Знать: что такое
«историзмы», «архаизмы», «неологизмы»,
синонимы,
антонимы, омонимы
Уметь: находить в
тексте синонимы,
антонимы, омонимы; подбирать «крылатые выражения» в названиях текстов Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Сравнивать
синонимы,
антонимы, омонимы;
находить в
тексте синонимы,
антонимы, омонимы;
подбирать «крылатые выражения» в названиях текстов
работать с Толковым словарём Творческая работа
Новые слова в русском языке Новые слова в русском языке Встреча с зарубежными друзьями Синонимы в русском языке. Синонимы в русском языке. Слова- антонимы Слова- омонимы. Крылатые слова. Раздел III «Занимательное словообразование»
В королевстве ошибок. Знать: состав слов; изученные орфограммы гласных и согласных
Уметь: видеть и исправлять орфографические ошибки в тексте
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
Исправлять орфографические ошибки в тексте;
разбирать слова по составу.
Излагать свои мысли устно и письменно.
Разгадывать шарады и логогрифы Творческая работа
В королевстве ошибок. В стране Сочинителей. В стране Сочинителей. Искусство красноречия. Искусство красноречия. Праздник творчества и игры Трудные слова. Трудные слова. Анаграммы и метаграммыАнаграммы и метаграммыШарады и логогрифы Шарады и логогрифы Откуда пришли наши имена Занимательное слообразование. КВН по русскому языку. Итоговое занятие. Приложение
Примерное календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
4 класс
( 1 час в неделю. Всего 35 часов)№
п/п(дата) Тема занятия ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС) Характеристика
деятельности
учащихся Виды контроля
Предметные МетапредметныеЛичностные Раздел 1.Фонетика и орфоэпия.
А Что такое орфоэпия? - знать отличи тельные признаки основных языковых единиц;
- знать основные термины и понятия, связанные фонетикой, орфографией;
-знать слова, словосочетания, предложения, текста;
-знать основные орфографические и пунктуационные правила;
-знать о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
- уметь четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- уметь пользоваться орфографическим., словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями
Познавательные:
-умение добывать новые знания;
-умение перерабатывать информацию;
-умение строить суждения в простой форме.
Регулятивные:
умение учитывать установленные правила в планировании;
-умение решать проблемы творческого характера;
-умение адекватно воспринимать оценку;
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания. умение работать в паре, группе, коллективе;
-умение адекватно использовать речевые средства;
-умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
-учебно-познавательный интерес к предмету;
-чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой культурой;
-умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха
Выполнять звуко-буквенный анализ слов;
Знакомиться с понятиями «орфоэпия», «орфография».
Составлять транскрипции.
Знакомиться с образованием звукоподражаний.
Правильно ставить ударения в словах. Тест
Б Чтотакое фонография
или звукозапись? Звуки не буквы! Звучащая строка. Банты и шарфы. «Пигмалион» учит орфоэпии. Кис- кис! Мяу!, или Кое-что о звукоподражаниях. Раздел 2. Лексикология
Имена вещей. - знать основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, морфологией;
- уметь подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
-уметь различать слова-паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
Познавательные:
-умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;
-интерес к познанию русского языка.
Регулятивные:
-умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
-умение понимать причины своего успеха/неуспеха и находить способы выхода из этой
ситуации.
Коммуникативные:
-умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;
-умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
-умение договариваться
-формирование эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
-развитие морально-этического сознания;
-формирование основ социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию страны и края.
пользоваться различными словарями.
Рассматривать способы и причины образования нескольких значений у слова.
Отличать многозначные слова и слова- омонимы,
Выделять отличительные признаки многозначности и омонимии.
Работать с толковыми словарями, со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.
Изучать особенностей фразеологических сочетаний.
Работать со словарем иностранных слов и определять значения этих слов.
Рассматривать виды паронимов и способы их образования.
Работать с орфографическим словарем. Самоанализ
О словарях энциклопедических и лингвистических. В царстве смыслов много дорог. Как и почему появляются новые слова? Многозначность слова. «Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов. Об одном и том же - разными словами. Как возникают названия. Слова – антиподы. Фразеологические обороты. Словари «чужих» слов. Капитан и капуста. «Он весь свободы торжество». Мы говорим его стихами. Слова, придуманные писателями. Слова уходящие и слова – новички. Словарь языка Пушкина. Смуглая Чернавка. Паронимы, или «ошибкоопасные слова». Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». Какой словарь поможет избежать ошибок? Словарь- грамотей. Раздел 3. Научная этимология.
Что такое научная этимология? Знать:
значение этимологического словаря;
способы и причины образования омонимов среди имен собственных.
Уметь:
работать с этимологическим словарем
Познавательные:
-умение добывать новые знания;
-умение перерабатывать информацию;
-умение строить суждения в простой форме
Регулятивные:
-умение решать проблемы творческого характера;
-умение адекватно воспринимать оценку;
Коммуникативные:
пользоваться приёмами слушания. умение работать в паре, группе, коллективе;
-умение адекватно использовать речевые средства;
-умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;
-учебно-познавательный интерес к предмету;
-чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой культурой;
-умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха
Работать с этимологическим словарем,
Знакомиться с историей образования древнерусских имен,
Изучать способы и причины образования омонимов среди имен собственных Тест
Какие бывают имена? Древнерусские имена. Отчество и фамилия. Надо ли останавливаться перед зеброй? Повторение пройденного материала