Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательный русский язык 3 класс


Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Занимательный русский язык» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы Л. В. Мищенкова «Занимательный русский язык» и предназначена для третьего класса четырехлетней начальной школы.
Направление курса: обще – интеллектуальное.
Согласно учебному плану МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №39» на изучение курса «Занимательный русский язык» в 3 классе отводиться 34 часа– русский язык: 1 час в неделю, 34 учебные недели.
Количество часов в I четверти – 8 ч.
во II четверти – 7 ч.
в III четверти – 10 ч.
в IV четверти – 8 ч.
Программа обеспечивается следующими учебниками и учебными пособиями:
Л. В. Мищенкова. Занимательный русский язык. Методическое пособие. 3 класс - М., Издательство РОСТ 2016 г;
- Л. В. Мищенкова. Занимательный русский язык. Рабочая тетрадь - М., Издательство РОСТ 2016 г.
Общая характеристика учебного предмета.
  Язык -  это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеет им, т.е. обладать речевой культурой.
Владение словом -  инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Курс «Занимательный русский язык» предназначен для проведения занятий по речевому развитию учащихся младших классов. Пособие содержит большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребенка не только формируются лингвистические ЗУН, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств.
Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.
Цели:
способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке,
содействовать развитию речи детей,
совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
повышать уровень языкового развития учащихся,
воспитывать познавательный интерес к родному языку,
решать проблемы интеллектуального развития учащихся.
Задачи курса:
- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
-формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Материал учебного курса «Речь» представлен в программе следующими содержательными линиями:
Слово
Предложение и словосочетание
Текст
Культура общения
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного года.
Занятия построены следующим образом:
Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
 личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;
деятельностно - ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Основное содержание учебного предмета.
Речь. Техника и выразительность речи. Устная и письменная речь. Выразительная речь.
Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения: обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударные слова и сочетания слов, продумать мелодику речи.
Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение. олицетворение. Вежливы слова.
        Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
         Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определить основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Предложение и словосочетание.
           Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочиненное предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употребленные слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
              Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.            
             Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
           План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте. Составлять цепочки связей из опорных слов.
           Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
           Сочинение загадок.
Культура общения.
          Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и т. д
Умение использовать вежливые слова с учетом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
Результаты освоения учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
Метапредметные результаты:
Коммуникативные: уметь слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; уметь планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника, уметь разрешать конфликты на основе договорённости. 
Регулятивные: уметь классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.
Познавательные: развивать любознательность, инициативы в учении и познавательной активности, уметь ставить вопросы и находить ответы; планировать свои действия под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Уметь делать выводы и обобщения.
Предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
- типы текстов;
уметь:
 - уместно использовать изученные средства общения в устных     высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
- выразительно читать небольшой текст по образцу;
-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить,
-  приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные   формы;
-быть хорошим слушателем;
- определять лексическое значение слова;
- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
- редактировать предложения;
- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи.
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.
- восстанавливать деформированный текст
- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении.
- составлять планы различных видов.
HYPERLINK "http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/rabochaya-progamma-po-kursu-razvitie-rechi-2-klass" \l "#" № урока
    Тема урока Виды учебной деятельности Дата проведения занятия
План факт
1 Слово. Значение слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. 09.09 2 Многозначные слова. Умение выделить слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определить основу переноса значения. 16.09 3 Омонимы. Развитие познавательного интереса к языку и внимательного отношения к слову. 23.09 4 Омофоны, омоформы. Умение определить лексическое значение слова, лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту. Слова- “родственники” и слова внешне сходные, но разные по значению (омонимы). Умение выделить слова-родственники среди других слов, подобрать к данному слову слова – родственники, установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Умение выделить синонимы, умение подбирать синонимы к данному слову. Слова, противоположные по смыслу (антонимы). Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, умение подбирать синонимы, антонимы к данному слову. Умение отличить слова-родственники от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим и звуковым сходством. 30.09 5 Синонимы.
07.10 6 Антонимы. 14.10 7 Фразеологизмы. Развитие познавательного интереса к языку и внимательного отношения к слову. 21.10 8 Фразеологизмы. 28.10 9 Фразеологизмы. 11.11 10 Пословицы. Развитие познавательного интереса к языку и внимательного отношения к слову. 18.11 11 Загадки. Сочинение загадок. 25.11 12 Изобразительные средства языка. Сравнение. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. 02.12 13 Изобразительные средства языка. Олицетворение. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. 09.12 14 Текст. Тема текста. Заглавие. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.       Умение определять основную мысль текста. 16.12 15 Текст. Опорные слова. Вычленение опорных слов в тексте. Формирование навыков определения темы текста и составления текста на определенную тему. Основная мысль в тексте. 23.12 16 Опорные слова. Вычленение опорных слов в тексте. Формирование навыков определения темы текста и составления текста на определенную тему. Основная мысль в тексте. 13.01 17 Проверочная работа. Умение писать творческое изложение с языковым разбором. 20.01 18 Деление текста на части. Составление плана. Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте. Составлять цепочки связей из опорных слов. 27.01 19 Виды плана. Умение составлять планы различных видов.
03.02 20 Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
10.02 21 Связь между предложениями в тексте. Умение исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употребленные слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов. 17.02 22 Связь между частями текста. Умение определять основную мысль текста. 03.03 23 Работа с деформированным текстом. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочиненное предложение. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. 10.03 24 Редактирование текста. Умение редактировать простое и сложносочиненное предложение. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.            17.03 25 Типы текста. Описание. Умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. 24.03 26 Типы текста. Описание. Умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. 07.04 27 Текст – сравнительное описание. Умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. 14.04 28 Типы текста. Повествование. Умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера. 21.04 29 Типы текста. Рассуждение. Уметь рассуждать текст. Дать название, составить план текста. 28.04 30 Типы текста. Рассуждение. Уметь определять типы текста. 05.05 31 Сочинение на тему «Мой выходной день». Умение писать сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
12.05 32 Редактирование текста. Умение редактировать простое и сложносочиненное предложение. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики.       19.05 33 Повторение пройденного. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками). 26.05 34 Повторение пройденного. Материально – техническое обеспечение учебного предмета.
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения Количество Примечания
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно – методический комплект (УМК) для 3 класса:
Л. В. Мищенкова. Занимательный русский язык. Методическое пособие. 3 класс - М., Издательство РОСТ 2016 г;
Л. В. Мищенкова. Занимательный русский язык. Рабочая тетрадь - М., Издательство РОСТ 2016 г.
к
к Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ
Печатные пособия
Набор сюжетных картин по развитию речи «Времена года» Д Многоразового использования
СD по русскому языку. Электронное сопровождение к учебнику. Д СD тренажер по русскому языку. Д Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособления для крепления таблиц Д Размер 450 x120 см
Магнитная доска Д 150 x100 см
Персональный компьютер Д В наличии
Телевизор Д В наличии
Аудимагнитофон Д В наличии
Демонстрационные пособия
Аудиозаписи музыкального сопровождение к урокам. Д Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы (презентации к урокам). Д Плакаты по основным темам. Д «Падежи», «Состав слова», «Звуки и буквы», «Не с глаголами».
Портреты первых лиц государства и РМ. Великие писатели РФ, Поэты РМ, Русские композиторы.
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Муляжи овощей, фруктов, грибов (с учётом содержания обучения).
Д «Муляжи фруктов и овощей»
Литература.
1. Л. В. Мищенкова. Занимательный русский язык. Методическое пособие. 3 класс. - М., Издательство РОСТ 2016 г;
2. Л. В. Мищенкова. Занимательный русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. - М., Издательство РОСТ 2016 г
3. Т.Н. Соколова.  Методическое пособие «Школа развития речи».
4. Интерактивные дидактические материалы с электронным приложением.3 - 4 кл. М., Планета. - 2011.
5. Л.И. Рудченко. Коррекционно-развивающие занятия. 3 класс. –Волгоград - 2007.