Программа индивидуальной профилактической работы с воспитанником группы риска


Актуальность проблемы:
Грубость, лень, нечестность, сквернословие, неуважение к старшим, воровство, хулиганство, бродяжничество, курение, употребление спиртных напитков –все это проявляется в комплексе у так называемых «трудных подростков», которые впоследствии становятся асоциальными. Проявляется асоциальное поведение в широких пределах – от легких, незначительных нарушений правил поведения до противоправных действий.
В последнее время подростки всё более становятся криминально активной категорией населения. Хотя специально за решётку никто не стремится, значительную часть контингента участников преступлений составляют обучающиеся общеобразовательных школ. Это те молодые, социально незрелые люди, которые ещё не понимают, что за любое преступление или правонарушение обязательно наступает ответственность. Это те подростки, развитие которых осложнено влиянием отрицательных социально-психологических факторов:
- неблагоприятное социальное окружение;
- проблемы в адаптации к учебному процессу;
- подверженность негативного воздействия средств массовой информации
и другие отрицательные влияния.
Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении обучающихся
требует их обучения навыкам поведения, умению делать правильный выбор.
Конечно, воспитатель интернатного учреждения не в силах изменить нравственно-политический климат в стране, но предупредить воспитанника об опасности он может.
Педагог способен убедить подростка в необходимости задуматься о возможных последствиях его противоправных действий, показать, чем он рискует, если позволит увлечь себя стихии подростковых эмоций. Таким образом, педагог -наставник может воздействовать на сознание и поведение детей, реально повлиять на уровень правонарушений в молодёжной среде.
Работа по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка.
Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, педагога – психолога, работников правоохранительных органов. Немаловажную роль в воспитании, организации занятости, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних занимает дополнительное образование.
В ОКОУ Ивановская школа - интернат обучается 45 воспитанников, из них 5 воспитанников состоит на внутришкольном учете. 1 воспитанница состоит на учете КДН и ЗП Администрации Рыльского района. Причиной постановки на учеты стали пропуски занятий, опоздания на уроки, нарушения школьной дисциплины, совершенное правонарушение.
Для решения данной проблемы была составлена программа индивидуальной профилактической работы с трудным подростком.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с «трудными» подростками должно являться создание единого воспитательного пространства. Взаимосотрудничество с профилактическими организациями позволяют совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают. Организация досуга школьников, приобщение к полезной деятельности, развитие коммуникативной культуры, повышение уровня самосознания, коррекционная работа с подростками - важные и лучшие средства профилактики и предупреждения правонарушений.
Цель программы: формирование правовой культуры, воспитание устойчивых,
положительных, нравственных качеств, предупреждение правонарушений.
Задачи программы:
1. Профилактика вредных привычек (ПАВ, табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков).
2. Пропаганда здорового образа жизни.
3. Создание целостного представления о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным
правом.
4. Организация досуга «трудного» подростка, вовлечение его в общественно- полезную деятельность.
5. Воспитание коммуникативной культуры, привитие умения правильно вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе -интернате.
Методы достижения поставленных целей и задач.
Мероприятия по реализации программы проводятся педагогом - наставником во внеурочное время (вторая половина дня).
Основной формой является беседа, в процессе которой воспитанник приобретают теоретические знания.
Наряду с беседами используются такие формы, как деловая игра, тренинг, практикум, устный журнал, встречи с работниками ПДН и КДН и ЗП, следственного комитета, прокуратуры, конкурсы, викторины, праздники, просмотр и обсуждение фильмов.
С воспитанником также проводятся индивидуальные консультации педагога – психолога и тестирование с целью выявления склонности обучающихся к правонарушениям.
Принципы, лежащие в основе программы
1.Этичное отношение к личности;
2. Эмпатическое понимание мира подростка;
3. Конструктивное общение;
4. Интерес к личному опыту подростка и его актуализация;
5. Диалогичность;
6. Добровольность .
Срок реализации программы: программа индивидуальной профилактической работы с трудным подростком рассчитана на 1 год, в течение 2015-2016 учебного года.
Ожидаемые результаты:
1. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению вредными привычками.
2.Формирование у подростка нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
3. Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов во внеурочное время.
Алгоритм реализации программы:
1.Первый этап – организационный (сентябрь) – непосредственное планирование, согласование плана.
2.Второй этап – диагностический (октябрь-ноябрь) – изучение потребностей и запросов «трудного» подростка, изучение уровня нравственной воспитанности, нравственной мотивации.
3.Третий этап – деятельностный (ноябрь-май ) – координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за реализацией программы.
4.Четвертый этап – итоговый (май - август) – анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.
Механизм оценки результатов :
Оценка результатов проводится комиссионно в течение года 4 раза членами Совета профилактики правонарушений.
В конце мая комиссия подводит итоги реализации программы. Эффективность деятельности выносится на основе анализа работы, отчета педагога – наставника, собранных отзывов.
Критерии оценки:
- Стабилизация и, в дальнейшем, снижение количества правонарушений, совершенных воспитанником;
- Формирование у подростка представлений об общечеловеческих ценностях.
Приложения:
- Разработки мероприятий на темы:
1._____________________________________________________________
2.________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
4._______________________________________________________________
5.________________________________________________________________
6._______________________________________________________________
7.______________________________________________________________
8._________________________________________________________________
9._________________________________________________________________
10.________________________________________________________________
11.________________________________________________________________
12._______________________________________________________________
13.________________________________________________________________
15.______________________________________________________________
16.______________________________________________________________
17._______________________________________________________________
18._______________________________________________________________
19._______________________________________________________________
20.________________________________________________________________