Семинар для социальный педагогов на тему Профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми


Семинар для социальных педагогов
«Профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми»
Цель: профилактика насилия и жестокости, направленных против детей, защита прав каждого ребенка.
Задачи:
1.Изучить различные взгляды на проблему насилия в жизни ребенка.2.Исследовать факторы, влияющие на возникновение семейного насилия.3.Разработать приемы работы с детьми, пережившими любые формы насилия.4.Формировать психологическую культуру и компетентность педагогов по предупреждению семейного насилия через просветительскую и информационную деятельность.
Проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы с семьей по защите прав и интересов несовершеннолетних. Чем раньше начинается профилактика и социальная поддержка конкретной семье, тем больше шансов у ребенка остаться с родителями. Выявление неблагополучных семей на ранней стадии и проведение профилактической работы семейного неблагополучия, которое и  является одной из главных причин, влияющих на состояние правонарушений среди подростков, на безнадзорность детей  – главная задача в работе педагога. Пьянство, уклонение от воспитания своих детей, аморальное поведение, агрессия становятся образом жизни неблагополучных родителей.
     Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года, социальные педагоги составляют социально – педагогический паспорт школы.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ:
Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:
Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друг с другом.
Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным.
Если у школьника уже появились психические расстройства, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у детского психиатра. А тот потом сам решит, что сделать.
Дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи-только по отношения к ребенку.
Последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье:
детская безнадзорность и беспризорность;
побеги из дома;
половая распущенность;
правонарушения и преступная деятельность;
алкоголизм.
Работу с такими детьми нужно вести дифференцированно. Для удобства этой работы можно выделить три группы семьи:
1.      Семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.
2.      Семьи с низкой педагогической культурой родителей, где допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, где родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.
3.      Семьи, в которых допускается безнадзорность детей по разным причинам разлад в семье, занятость родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость родителей работой или общественной деятельностью.
Жестокое обращение с детьми.
Многочисленные факты того, что дети стали жертвами или оказались перед угрозой смерти от рук родителей становятся в последнее время обычными и не могут не вселять тревогу.
Насилие над ребенком наносит ему не только материальный ущерб или угрожает его физическому состоянию. Оно несет собой тяжкие моральные и психологические проблемы: постоянная боязнь оказаться объектом насилия в сфере социального окружения перерастает в сильное психологическое давление, которое ведет к стрессам, нервным срывам, снижению самооценки, становиться дополнительным источником межличностных конфликтов.
Принято считать, что самое безопасное место для ребенка – это его дом, семья. Казалось бы, действительно, – именно здесь рядом с ребенком находятся люди, которые призваны любить и защищать его, заботиться о нем. Однако в последнее время все чаще приходится слышать о случаях жестокого обращения с детьми родителей и других членов семьи. Проблема насилия над детьми стоит достаточно остро во всем мире – и в то же время остается в тени, потому что немногие готовы говорить, о ней публично и открыто.
Насилие в отношении детей имеет различные формы и определяется целым рядом факторов, в том числе, характером или личностными проблемами взрослых, семейными традициями и др. Бытующее мнение, что подобный способ воспитания имеет место только в социально неблагополучных семьях, сегодня признано мифом. Насилие нередко встречается и в семьях, где внешне все хорошо; просто неблагополучным семьям специалисты уделяют больше внимания, и факты жестокого обращения с детьми в них становятся известны гораздо чаще.
Проблема жестокого обращения с детьми относится к числу актуальных, так как насилие в семье является сегодня одной из важнейших причин, которые способствуют социальному и психологическому нездоровью семьи, лишают ее стабильности и безопасности.
Жестокое обращение с детьми — действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.
При возникновении подозрений о возможности насилия над ребенком и первичном контакте с потерпевшим педагогу необходимо, не делая поспешных выводов, предпринять следующие действия.
Во-первых, при отсутствии непосредственной угрозы жизни и безопасности ребенка следует незамедлительно и тщательно проверить достоверность предположений. Для этого используются беседы с самим ребенком, его братьями, сестрами и друзьями, соседями, родителями (опекунами, близкими родственниками), наблюдения за внешним видом и поведением несовершеннолетнего, знакомство с условиями проживания несовершеннолетнего дома и т.д.
Во-вторых, подключить к работе классного руководителя, будучи готовым к тому, что виновники насилия, родители или работники образовательного (лечебного, а также любого иного учреждения), не желая выносить "сор из избы", станут всячески отрицать произошедшее. Предпринятые педагогом социальным действия должны привести к подтверждению или опровержению факта насилия. Если факт жестокого обращения подтвердился и ребенок идет на контакт, то главная цель в беседе с жертвой насилия – это поддержать ребенка, выслушать его и дать выговориться. Нельзя перебивать вопросами, мешать рассказывать о случившемся своими словами, чтобы не создать ощущение давления.
Полностью предоставив себя в распоряжение ребенка, взрослый показывает потерпевшему, насколько правильно он поступил, обратившись за помощью. Для получения результата обязательным условием проводимой беседы является сохранение спокойствия, чтобы не напугать ребенка гневом или недоверием.
Советы для ведения разговоров с детьми:
1. Подтверждайте невиновность ребенка Ребенок никогда не является ответственным за то, что стал жертвой жестокого обращения. Это могут быть слова:
Ты ни в чем не виноват.
Я очень рад(а), что ты рассказал мне об этом, никто и никогда не заслуживает того, чтобы с ним жестоко обращались.
Ты не виноват (а) в том, что произошло. Я хочу, чтобы ты помнил (а) об этом.
2. Верьте ребенку.
Наша задача выступать в роли защитников, поэтому мы всегда должны верить ребенку. Наша задача – разговаривать с ребенком. Мы те взрослые, кто представляет интересы ребенка. Оказываем поддержку для обсуждения их проблем. Рассказывать о своей ситуации дети могут бессвязно, история может иметь пробелы, быть хронологически неправильной, некоторые части ее могут казаться целиком бессмысленными и не согласовываться между собой.
3. Оценивайте безопасность.
Определение потребности ребенка в безопасности на данный момент.
4. Оставайтесь спокойными.
Эмоциональный взрыв с вашей стороны может отбить желание у ребенка рассказывать свою историю. Дети не любят огорчать взрослых.
5. Будьте честными.
Очень важно не давать обещаний, которых вы не можете выполнить. Необходимо рассказать ребенку о действиях, к которым следует прибегнуть.
6. Проявляйте терпимость к языку ребенка.
Дети рассказывают о жестоком обращении теми словами, которые они знают. Не всегда этот словарь может быть правильным, может показаться нам шокирующим, если слово не понятно, то лучше уточнить, что именно оно означает.
7. Не подвергайте допросу.
Не обязательно иметь все факты. Это касается вопросов – кто, что, когда, сколько раз…
Помните, что «слушание» не является способом взрослого добиться своего от ребенка. Оно необходимо для установления доверительной атмосферы общения. В такой атмосфере легче решаются любые проблемы.
Поскольку сталкивающиеся с жестоким обращением дети редко обращаются за помощью, а факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов.
Внешний вид детей подвергшихся насилию:
припухлые, "заспанные" глаза;
бледное лицо;
всклокоченные волосы;
сосание пальцев, раскачивание;
неопрятная одежда;
синяки на теле;
переломы, ожоги и другие травмы, происхождение которых он не может объяснить.
Ребенка, страдающего от домашнего насилия, можно определить как по внешнему виду, так и по поведению.
Поведение пострадавших детей:
неожиданная смена настроения;
приступы боязливости (прячутся за дверь при появлении взрослого);
ребенок разговаривает сам с собой;
игра в воображаемом мире;
повышенная агрессивность: ломает игрушки, легко ввязывается в драки, может выбрать малыша слабее себя, чтобы издеваться над ним;
повышенная сексуальность, внешне выражающаяся в стремлении ласкать самого себя;
хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший;
чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать;
бродяжничество.
Главными последствиями насилия являются:

трудности в социализации и построении отношений, у детей могут быть нарушены связи с взрослыми, отсутствовать навыки общения со сверстниками, пристраститься к алкоголю, наркотикам;
эмоциональные проблемы: замедляется эмоциональное развитие ребенка, он не может или не умеет, а чаще – просто боится
проявлять эмоции (допустим, свою радость или огорчение), не способен рассказывать о собственных чувствах, и поэтому ему тяжело понять чувства других людей;
задержка физического и психического развития – такие дети позже начинают говорить, ходить, отстают от сверстников в росте и весе;
тревожность и страхи (перед каким-то человеком, местом, темнотой);
низкая самооценка – такие дети испытывают чувство вины, стыда, приступы беспокойства, развивается депрессия, сопровождающаяся нарушениями сна, чувством собственной ущербности, неполноценности;
хвастливость, постоянное упоминание о том, какой он хороший, что он умеет делать;
чрезмерная самокритичность, убежденность, что он ничего не умеет делать;
недоверие к людям.
БОЛЬШОЕ И МАЛЕНЬКОЕ «НЕТ»
Маленькое «нет» сидит на скамейке и ест шоколадку. Оно действительно очень маленькое, по-настоящему крохотное, и совсем тихое. К нему подходит большая женщина и спрашивает: «Могу я сесть рядом с тобой?» Маленькое «нет» тихо шепчет: «Нет, мне бы хотелось побыть одному».
Большая женщина даже не слышит его и усаживается на скамейку.
Следом подходит мальчишка и спрашивает: «Можно мне взять твою шоколадку?» Маленькое «нет» опять тихо шепчет: «Нет, я хочу съесть ее сам».
Но мальчишка тоже не слышит, забирает у маленького «нет» шоколадку и начинает, ее есть.
Затем подходит мужчина, который уже раньше часто видел маленькое «нет» в парке, и говорит: «Привет, малыш! Ты очень симпатичный. Я могу тебя поцеловать?» Маленькое «нет» в третий раз шепчет: «Нет, я не хочу твоего поцелуя».
Но мужчина, кажется, тоже не понимает, подходит к маленькому «нет» и собирается его поцеловать.
Тут, наконец, терпение маленького «нет» лопается. Оно встает, вытягивается вверх и во весь голос кричит: «НЕ-Е-ЕТ!», и еще раз: «НЕТ! НЕТ! НЕТ! Я хочу один сидеть на этой скамейке, я хочу сам
съесть мою шоколадку, и я не хочу целоваться. Сейчас же оставьте меня в покое!»
Большая женщина, мальчишка и мужчина широко открывают глаза: «Почему же ты сразу так не сказал?», и идут дальше своей дорогой.
А кто сейчас сидит на скамейке? Не маленькое «нет», а большое «НЕТ». Оно сильное, громкое, и оно думает: «Стало быть, так. Если всегда тихо и нерешительно говорить «нет», люди этого не услышат. Нужно громко и отчетливо говорить «НЕТ», тогда с тобой будут считаться».
Так маленькое «нет» стало большим «НЕТ».
Вопросы для обсуждения текста.
Почему маленькое «нет» никто не слышал?
Легко ли взрослому говорить слово «нет»? А ребенку?
Нужно ли сказать слово «нет», если вы чувствуете, что ситуация пугает и тревожит вас?
Когда труднее всего сказать «нет»?
Дети – это наши «корабли надежды», поэтому мы, взрослые, должны стать для них «маяками», т.е. теми людьми, на которых они будут ровняться, с которых будут брать пример, и к которым в трудную минуту смогут обратиться за советом и поддержкой.