Доклад Профилактика сиротства и семейного неблагополучия


«Профилактика сиротства и семейного неблагополучия»
Подготовила Шелякина А. В
КЛАССИФИКАЦИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде. Последняя имеет решающее значение для его воспитания. Особенно важна роль малых групп, в которых школьник взаимодействует с другими людьми. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения. Нравственная деформация личности школьника и отклонения в его поведении являются следствием дефектов в системе его взаимосвязей и отношений с микросредой.
Каковы особенности той или иной семьи, вызывающие или способствующие возникновению трудностей в поведении школьников? На этот счет существуют разные мнения. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательным примером родителей - систематическими пьянками, скандалами, развратным поведением, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений и т.д. А две трети подростков - правонарушителей воспитывались в семьях, в которых источники отрицательного влияния носили скрытый характер. Это связано с неблагоприятной нравственно-психологической обстановкой, обусловленной эгоизмом и потребительской психологией родителей. Именно отец и мать своими поступками и образом жизни являются образцом поведения для своих детей. По мнению великого физиолога И.П.Павлова, стереотипы поведения у всякого индивида в детстве вырабатываются в основном с помощью доброжелательного рефлекса
В семье, члены которой взаимно уважают и заботятся друг о друге, где взрослые имеют работу и любят трудиться, где к окружающим относятся с вниманием и сочувствием, как правило, растет нравственно воспитанный человек. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из семей первой группы.
В семьях, где детям ни в чем не отказывают:, покупают все, что они просят, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лодыри, не умеющие и не желающие трудиться, а потребители, жаждущие все новых удовольствий и благ. Привыкнув к жизни за чужой счет они и потом везде ведут себя так, словно окружающие обязаны выполнять их желания, ничего не требуя взамен. Они стремятся удовлетворить свои прихоти любой ценой. В тех случаях, когда родительские возможности оказываются недостаточными для удовлетворения непрерывно растущих запросов их чад, они легко пренебрегают установленными правилами и нормами. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием потребительских мотивов и желаний.

Прямой противоположностью указанной позиции является излишняя суровость родителей к детям, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказания, унижающие детей, оскорбляющие их человеческое достоинство. Это приводит к возникновению неприязни к родителям, к выходу из-под их влияния и контроля, к поступкам, совершаемым “назло” им и, в конечном счете, тоже к устойчивым отклонениям в поведении.
С названными недостатками семейного воспитания нередко сочетается самоограничение родителями объема своих обязанностей воспитателей. Чаще всего это проявляется в виде безнадзорности, т.е. отсутствия контроля за использованием детьми свободного времени и за характером их дружеских связей. Дети нуждаются в самостоятельности и родители должны заботиться о ее развитии и проявлении. Воспитание подростков не терпит назойливой опеки. Но при этом нельзя отрываться от их жизни. Не контролируя жизнь подростков, взрослые лишают себя возможности своевременно помочь им в трудную минуту. Не ощущая за собой контроля со стороны взрослых, подросток испытывает иллюзию “полной свободы”. Его поведение может стать игрушкой собственных случайных влечений и посторонних влияний. Практика показывает, что многие правонарушения подростков стали возможными только вследствие их безнадзорности, отсутствия надлежащего контроля в семье.
Потребительское воспитание и самоограничение объема воспитательных обязанностей родители нередко сочетают со “слепой” защитой ими детей, что порождает их уверенность в безнаказанности.
Классификация неблагополучных семей.
Л.С.Алексеева различает следующие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная и асоциальная семьи.
Г.П.Бочкарева выделяет (1) семьи с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю;
(2) семьи, в которых нет эмоциональных контактов между ее членами, родители безразличны к потребностям ребенка при внешней благополучности отношений. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;
(3) семьи с нездоровой нравственной атмосферой. Ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни. Как видим, в основу этой классификации положено содержание переживаний ребенка.
З.В.Баерунас выделяет варианты воспитательных ситуаций в семье, которые способствуют появлению отклоняющегося поведения:
1) отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка;
2) высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростковому возрасту;
3) преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребенка; 4) хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.
А.Е.Личко выделяет 4 стиля воспитания, способствующие появлению трудных детей:
1) гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании. Такое обращение омрачает отношение родителей и детей, унижает чувство собственного достоинства подростка, делает его внутренний мир замкнутым, недоступным для родителей.
Подобные отношения, как правило, характеризуют семьи авторитарного типа, когда один из родителей, чаще всего мать, откровенно доминируют в семье, единолично решают все жизненно важные вопросы своих взрослеющих детей. В случае непослушания применяют решительное воздействие в виде физических наказаний, угроз, лишений обещанных развлечений, покупок обнов. Матери такого рода пытаются застраховать свое велико-возрастное дитя от всех жизненных невзгод и проблем, взращивая его в парниках гиперопеки до седых волос. Подобная система домашнего воспитания зачастую дает осечку.
Пятнадцати летний Олег Б. вместе со своими друзьями совершил несколько грабежей и разбойничьих нападений, сопровождающихся жестким избиением потерпевших, один из которых от побоев скончался. При беседе со следователем, экспертом-психологом Олег вел себя совершенно спокойно, невозмущенно, не высказывал ни признаков раскаяния, ни чувства вины, ни сочувствия к убитому и его семье, ни даже волнения за свою будущую участь и страха перед наказанием. Такая безучастность к своей судьбе и судьбе окружающих здорового и психически полноценного парня вызывает крайнее удивление и естественный вопрос, в чем причины подобной эмоциональной тупости. Более близкое знакомство с родителями Олега и условиями семейного воспитания позволяют ответить на эти вопросы. Семья Олега относится к числу благополучных, характеризуется материальным достатком. Родители живут относительно дружно, имеют высшее образование. Семья чисто авторитарного склада с явным доминированием матери. Мать занимает видное служебное положение. Она самостоятельно решает все семейные проблемы, в том числе и проблемы сына. Сама определяет характер его увлечений, но своему усмотрению отбирает ему друзей, сама выбрала ему будущую профессию
2) гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность;
3) создание «кумира» семьи: постоянное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи;
4) ситуация, создающая «золушке» в семье.
Б. Н. Алмазов выделяет следующие типы неблагополучных семей:
1) семьи с недостатком воспитательных ресурсов. К ним относятся разрушенные или неполные семьи; семья с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семья, где подросток или юноша тратят много времени и сил на поддержание ее материального благополучия. Эти семьи сами по себе не формируют трудных детей. Известно много случаев, когда в таких семьях вырастали нравственно совершенные люди. Но все же эти семьи создают неблагоприятный фон для воспитания молодежи;
2) конфликтные семьи: а) где родители не стремятся исправить недостатки своего характера; б) где один родитель нетерпим к манере поведения другого. В таких семьях дети часто держатся оппозиционно, подчас конфликтно-демонстративно. Более старшие протестуют против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;
3) нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, использование чужого труда, стремление подчинить своей воле другого и т. п.;
4) педагогически некомпетентные семьи: в них надуманные или устаревшие представления о ребенке заменяют реальную картину его развития. Например, уверенность в возможности полной самостоятельности ребенка, ведущая к безнадзорности, вызывает у последнего дискомфорт, эмоциональную напряженность, стремление оградиться от всего нового и незнакомого, недоверие к другому человеку. Другим отрицательным примером может служить распространенное у многих родителей стремление сохранить у ребенка и подростка в более старшем возрасте нравящиеся им образцы поведения предшествующих этапов развития, например меньшую активность, послушность и т. д. Так, иногда родители настойчиво добиваются волной откровенности подростков, не учитывая особенности возраста.
Б. Н.Алмазов указывает и на динамику отклоняющегося поведения школьника, вызванную его социальную дезадаптацией. Она имеет З стадии: 1) компенсаторно-уступчивую, когда ребенок или подросток стремится снять внутреннее напряжение в связи с неблагоприятным обстоятельствами внешней среды, дезактуализацией главной цели, переориентацией на цели более общего порядка. Так, не имея возможности квалифицированно работать или не обладая достаточной работоспособностью, человек демонстрирует уступчивость и услужливостъ, готовность взять на себя более тяжелую и скучную, но простую работу. В этом случае учитель часто ошибается: он нередко принимает «готовность» такого ученика за отзывчивость и любовь к преподавателю, не осознавая его затруднений в адаптации к среде;
2) конфликтно-демонстративную, возникающую, если предшествующая линия поведения не приносит желаемых результатов;
З) внутренней средовой изоляции, когда учащийся перестает считать себя членом группы и начинает ориентироваться на мнения единомышленников.
М. Раттер среди обстоятельств, способствующих появлению трудных детей, отмечает семейные травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непоследовательность в воспитании, нахождение в детском доме и т. д. Дети нередко усваивают не только положительные, но и отрицательные образцы поведения родителей, порой доводя их до крайностей. Они часто стремятся сопоставить слова родителей с их делами. Так, если старшие в семье призывают к честности, а сами лгут, к сдержанности, а сами вспыльчивы и агрессивны, то ребенку предстоит сделать выбор. Но он всегда в этих условиях будет протестовать против требований вести себя образцово, если родители сами этого не делают.
НАКАЗАНИЕ И ПООЩРЕНИЕ
Для профилактики или ликвидации «трудного» поведения у ребенка важно воспитывать дисциплинированность. Сразу отметим, что достаточно тяжелые или легкие наказания нецелесообразны. Среди средних наказаний особых различий нет. Важнее частота наказаний. Постоянно наказываемые мальчики отвечают агрессией или даже асоциальным поведением. Также значима последовательность наказаний. Неверно, если за поздний приход домой один раз наказывают, а другой нет. Большую роль играет реагирование старших на хороший и плохой поступок ребенка. Родители трудных детей этого часто не понимают. Они редко хвалят за хорошее поведение, часто неправильно и непоследовательно ругают за плохое поведение. Такие родители нередко уделяют слишком много внимания проступкам детей. Они не понимают, что подчас отрицательное поведение вызвано желанием привлечь внимание родителей. Уделяя такому поведению много внимания, родители закрепляют его у ребенка. Поэтому правильнее, если это позволяют обстоятельства, игнорировать плохое поведение и обращать внимание на ребенка в случае положительных действий, высказывая ему одобрение. Важны и многие другие факторы: время реакции (лучше быстрая); последовательность и принципиальность дисциплинарных требований, их осознанность детьми; характер отношений родителей с ребенком (более эффективны воспитательные воздействия любимых и уважаемых родителей), баланс поощрений и наказаний (первые желательно применять чаще, чем вторые). Ребенку лучше привить немного согласованных правил поведения, чем много несогласованных. Важно не только поощрять хорошее поведение ребенка и тормозить плохое, но и сформировать у него внутренний механизм контроля своего поведения. Для этого требуется создать у ребенка и подростка собственную систему жизненных ценностей. Тогда он будет вести себя правильно вне зависимости от одобрений и поощрений со стороны родителей и других людей.
М. Раттер говорит и о других факторах, неблагоприятно действующих на ребенка. Таковы, например, жесткие ограничения и гиперопека со стороны родителей. Первые ведут к подавленности учащегося или даже невротическим состояниям; вторая - к затруднениям в общении с детьми. В этих случаях целесообразно обратиться к психотерапевту. Трудности в поведении ребенка могут появляться из-за доминирования в семье одного из супругов, вызывающее сопротивление со стороны другого. Неблагоприятно влияет на ребенка жизнь вдали от семьи и особенно потеря одного из родителей (смерть, уход из дома в связи с разводом). Часто на ребенка больше влияет не сам факт развода, а разлады и дисгармония в отношениях родителей между собой. Способствуют появлению трудных детей отсутствие привязанности между членами семьи, эмоциональные и прочие психические расстройства родителей, асоциальное поведение одного или обоих родителей, монотонность окружающей среды, нарушенная или отсутствующая связь между членами семьи разных поколений. В последние годы в зарубежных научных и массовых изданиях широко обсуждается тема жестокости и насилия по отношению к детям в семье. Они могут принимать физическую и психологическую форму. Физическое насилие в семье проявляется в избиении ребенка (нередко с опасностью для его жизни), нанесении ему ожогов, испытании голодом и т. д. Выявлены и многие случаи развратных действий по отношению к детям и сексуального насилия. О последнем подробнее будет сказано ниже. Психологическая травматизация чаще всего бывает вызвана сдерживанием теплых родительских чувств к ребенку, резкой и грубой критикой в его адрес, оскорблениями и запугиваниями. Надо отметить, что психологическая жестокость часто оказывается не менее вредной, чем физическая. Она подавляет у ребенка чувства радости, любви и идентичности. Следствием жестокого обращения с детьми бывает также их асоциальное поведение в самостоятельной жизни.
Содержание работы с родителями
Меры воздействия школы на родителей трудных учащихся условно можно подразделить на следующие виды: повышение педагогической культуры родителей; педагогическое руководство воспитанием детей в семье; привлечение родителей к воспитательной работе с детьми в школе; организация административно-правового воздействия на отцов и матерей, уклоняющихся или относящихся безответственно к выполнению своих родительских обязанностей по воспитанию детей.
Практика показывает, что те родители, которые неправильно строят свои отношения с детьми, не умеют использовать приемы воспитательного воздействия, подают отрицательный личный пример, тем не менее считают себя сведущими в вопросах воспитания, не осознают своих ошибок.
Обычно педагогическое просвещение родителей трудных учеников в школах пытаются осуществлять в индивидуальных беседах или на родительских собраниях. Однако жизнь показывает, что большинство таких родителей не приходят в школу. В таких случаях, если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Классному наставнику необходимо установить с родителями тесный контакт.
Педагогическое руководство семейным воспитанием заключается в указании родителям конкретных путей и средств оздоровления обстановки в семье, улучшения отношений с детьми. Оно осуществляется в процессе бесед классного руководителя с родителями, как в школе, так и дома. Педагог обсуждает с родителями те трудности, которые их сын или дочь испытывают в учебе, методы воздействия на его сознание и поведение, вопросы его дружбы со сверстниками, характер отношения к труду, общественным обязанностям и взаимоотношения с самими родителями. Подсказать родителям наиболее подходящие в данном конкретном случае меры воздействия, практические шаги по нормализации положения педагог может лишь при условии, что он разобрался в ситуации, сложившейся в семье, достиг с родителями откровенности и взаимопонимания. В ряде случаев родителей, чей моральный облик не вызывает нареканий, но которые не умеют находить со своими детьми общего языка, имеет смысл привлекать к работе по организации и проведению воспитательных мероприятий в классе и школе. Чем активнее они участвуют в работе школы с детьми, тем лучше начинают понимать детей, острее ощущают необходимость повышения своей педагогической культуры.
Что касается мер общественного воздействия, то часто оказывается вполне достаточно мер, принимаемых советом школы или родительским комитетом. В особо сложных случаях школа может обратиться в муниципалитет, поставить там вопрос о привлечении родителей к административной ответственности, вплоть до лишения родителей права на воспитание или лишения родительских прав и изъятия детей из семьи.
В работе школы с родителями трудных учеников не всегда удается добиться желаемого результата. Но если последовательно и настойчиво использовать все вышеперечисленные меры воздействия, то улучшение обстановки в семье произойдет. А это самым положительным образом скажется на поведении трудных школьников в жизни и на улице, а также на качество их учебы.
Недостатки семейного и школьного воспитания способствуют возникновению педагогической запущенности, заключающейся в нравственной деформации личности учащихся и выходе их из под воспитывающего влияния семьи и школы. Это выражается в отрицательном отношении к учебе, нарушениях правил поведения, в конфликтах с педагогами и родителями. Если меры педагогического воздействия со стороны педагогов и родителей не дают результата, то педагогическая запущенность в ряде случаев переходит в социальную, что проявляется в систематическом нарушении подростками моральных и правовых норм.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. В.Г. Степанов Психология трудных школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.

2. И.С. Кон Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1999. – 255 с.

3. С.А. Беличева Этот «опасный» возраст. – М.: Знание, 1982. – 96 с.

4. М. Раттер Помощь трудным детям