Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством детской художественной литературы


Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное
образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Медвежонок»
Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством детской художественной литературы
Инновационный опыт работы
Седировой Любови Владимировны
«Обрати свое сердце к книгам! Какое
богатство мудрости и добра рассыпано
по книгам всех времен и народов».
Л.Н.Толстой

Актуальность и перспективность опыта
Нравственное воспитание – одна из сложнейших и актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы постоянно говорим о необходимости возрождения в нашем обществе культуры и духовности, это непосредственно связано с развитием и воспитанием дошкольника.
Дошкольный возраст – период активного познания окружающего мира, человеческих отношений и формирования основ личности будущего гражданина. В детском возрасте усвоение социальных норм происходит сравнительно легко.
Проблема формирования нравственности и гуманности всегда являлась актуальной. Сегодня, в связи с обесцениванием многих общечеловеческих ценностей особое значение приобретают вопросы формирования у детей гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, природе и животным.
Каждое поколение имеет свои ценности, свои взгляды на жизнь. Но есть вневременные ценности и правила личного и общественного поведения, которые одно поколение передает другому.
  К сожалению, сегодня в нашем обществе упал уровень поведенческой культуры, отсутствует элементарная вежливость, доброжелательность. Дети перенимают отрицательный опыт взрослых людей, усваивают не лучшие образцы поведения и отношений. Нередко в детской среде встречаются грубость, насилие, жестокость. Поэтому проблема этического воспитания подрастающего поколения становится чрезвычайно актуальной.
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений.      
Проблема этического воспитания связана с дефицитом неустойчивых нравственных ориентиров, воспитанности, доброты, милосердия, сострадания, культуры.
Актуальность проблем, связанных с этическим воспитанием подрастающего поколения бесспорна. Дети «зеркало» души нашего общества, и обществу нужно присмотреться к детям, чтобы через них понять, какое будущее мы себе готовим.
Нужно задуматься о том, как ведут себя дети с разными людьми, в разных ситуациях? Умеют ли уважать, сочувствовать, сострадать, тактично помогать? Правильно ли понимают их поведение окружающие люди?
Именно в поведении выступает сущность личности человека, особенности его характера, темперамент, его потребности, взгляды, вкусы, желания, предпочтения. Только по поступкам мы судим о внутренних побуждениях, мыслях и чувствах.
Актуальность этического воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (доброта, сочувствие, милосердие, долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.
Именно поэтому, решая сегодня социально-личностные задачи воспитания, мы, воспитатели, должны опереться на разумное и нравственное в человеке и помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.
Это осуществимо средствами специально организованного этического воспитания и образования, органически вплетённого в деятельность дошкольников. И одним из ведущих видов формирования этического сознания является детская художественная литература.
К сожалению, в наш век новых информационных технологий, роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер.
Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят малыша в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.
Как на известно, детство невозможно представить без чтения книг. С самого раннего возраста дети с одинаковым, захватывающим интересом читают стихи, слушают и читают наряду с русскими народными сказками, сказки Шарля Перро, братьев Гримм, дядюшки Римуса. Со сказкой ребёнок встречается не только в книгах, но и в кино, театре, на телевизионном экране, забывая обо всём и полностью погружаясь в жизнь героев. Мир чудесного интригует ребёнка, и интерес к сказке у него не снижается.
Все мы знаем, что маленьких детей очень привлекают книги разного жанра. Именно они помогают ребёнку пройти длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия и усвоения моральных норм и правил:
- во - первых, книга приносит истинную радость и удовольствие ребёнку;
- во  вторых, художественные произведения (рассказы, стихи, сказки и т.д.) учат детей размышлять, развивают креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно, оценивать поступки; - в третьих, образы, созданные писателями, поэтами, народом и художниками - иллюстраторами - прекрасные образцы самобытного творчества и подражания.
Вглядываясь в них, ребёнок желает быть похожим на прекрасную принцессу, богатыря, несущих добро в детские сердца.
Именно из произведений художественной литературы ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности: о жизни и поведении взрослых и сверстниках; о животных и птицах; об их облике и повадках; о дальних странах; об удивительном мужестве и терпении героев сказок, в которых добро всегда побеждает, а зло обязательно наказывается. У ребёнка появляется уникальная возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением.
Опыт работы имеет большое значение в совершенствовании воспитательно-образовательного процесса. Его внедрение необходимо для:
- развития этических представлений и социальной адаптации детей в социуме;
- выявления сферы предпочтительных интересов и творческого потенциала детей, оценки их эмоциональных состояний;
- развития творческих способностей, совершенствования познавательных интересов и речи детей;
- формирования знаний об искусстве человеческих отношений, адекватного поведения в различных речевых ситуациях, усвоения формул речевого этикета;
- становления и развития личности ребенка как субъекта общественных межличностных отношений;
- обновления содержания работы по формированию игровой деятельности в плане развития у детей навыков культурного общения и самостоятельности;
- развития предметно-развивающего пространства;
- роста личностных достижений всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (детей-педагогов-родителей).
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта
Несмотря на многочисленные исследования по проблеме формирования этической культуры поведения, многие аспекты данной проблемы не изучены, а в частности особенности формирования этических чувств и представлений у дошкольников в условиях ДОУ.
Это осложняет осмысление задач этического воспитания, осознание их значимости в личностном развитии детей дошкольного возраста.
Возникновение опыта тесно связано с процессом обновления содержания образования на основе ФГОС ДО, внедрением инновационных технологий воспитания дошкольников по образовательным областям, предусмотренным реализуемой в ДОУ примерной основной общеобразовательной программой «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова).
Изучение запросов родителей по отношению к воспитанию детей в дошкольном учреждении, показывает, что молодые родители и старшие в семьях осознают, как никогда раньше, что в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения. Важной задачей ДОУ считают "научить ребенка общаться с другими детьми", приобщить их к «этической азбуке».
Анализируя свой опыт работы, я пришла к выводу, что несформированность знаний об искусстве человеческих отношений, неадекватное поведение в различных ситуациях, незнание формул речевого этикета обуславливает низкий уровень проявления гуманных чувств у дошкольников.
В связи с этим необходима целевая программа по развитию нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Поэтому работа началась с:
- создания предметно-развивающей среды;
- диагностического этапа (то есть с выяснения того, знают ли дети об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «милосердие», «честность», «справедливость», осознают ли они проявления жестокости, лживости, себялюбия);
- наблюдений за поведением детей в период общения (отношение воспитанников к ценностям окружающего мира, к сверстникам, к самому себе);
- анкетирования взрослых и бесед с ними.
В работе:
- показано, что формирование этических качеств личности у детей дошкольного возраста успешно достигается в условиях специально организованной деятельности через актуализацию собственного личностного опыта в процессе понимания и усвоения знаний об окружающем мире, других людях, о себе самом в ситуациях взаимодействия и сотрудничества с педагогом и сверстниками;
- обоснована необходимость в раннем формировании личности ребенка
на этапах дошкольного развития как основы для более успешной адаптации в обществе;
- определена роль педагога как инициатора и руководителя формирования этических основ в специально организованной деятельности.
- прослеживается интеграция образовательной областей.
При организации работы опиралась на следующие принципы:
- принцип систематичности: воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста будет успешно проходить только при систематическом усвоении знаний и умений;
- принцип активности: воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста будет эффективно только при познавательной активности детей;
- принцип доступности: при организации педагогического процесса, направленного на воспитание гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития детей;
- принцип рациональности: сочетание коллективных и индивидуальных форм в работе по воспитанию гуманных чувств детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать разнообразные формы работы воспитания и обучения (коллективные, групповые, индивидуальные);
- принцип прочности: для углубления и закрепления полученных знаний и умений необходимо организовывать повторение, но так, чтобы уже в известном материале ребенок мог находить что-то новое.
- принцип гуманизма: коренные изменения характера взаимодействия в общении педагогов и детей, предполагающий ориентацию воспитателя на личность ребенка.
Теоретическая база опыта
Исследования психологов и педагогов, посвященные изучению особенностей художественного восприятия и творчества дошкольников, показывают, что у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности замечать и выделять языковые средства выразительности.
Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир.
Л.Н.Толстой призывал: «Обрати свое сердце к книгам! Какое богатство мудрости и добра рассыпано по книгам всех времен и народов».
«Если с детства у ребенка не воспитать любовь к книге, если чтение не стало его потребностью на всю жизнь - в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое...» считал В.А.Сухомлинский.
Особое значение для ребенка имеют сказки.
«Сказка для ребёнка такое же серьёзно и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности» писал Д.Родари.
Так, В.Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В.Г. Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки.
Н.А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к современности. Н.А. Добролюбов стремился понять по сказкам и преданиям взгляды народа и его психологию, хотел, «чтобы по преданиям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия народа, сохранившего эти предания».
Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя - народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы».
В исследованиях А. В. Запорожца, А. М. Виноградовой, Л. П. Стрелковой достаточно полно раскрыта роль художественной литературы в воспитании гуманных чувств дошкольников. В тоже время разработка специальной системы методов, способствующих эмоциональному воспитанию, является важным аспектом педагогической проблемы воспитания гуманных чувств у дошкольников. Анализируя исследования учёных, можно сделать вывод, что теоретический аспект проблемы формирования гуманных чувств дошкольников освещён в литературе достаточно подробно, практическая же сторона требует дальнейших исследований.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения
 Цель опыта состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях. Путь решения поставленной цели – оптимизация образовательного процесса посредством использования инновационных технологий воспитания и обучения, информационно-коммуникационных технологий, деятельностный подход.
Основными способами педагогического воздействия на детей являются: приучение, поощрение, пример для подражания.
Использовались следующие методы и приемы: 1. Беседа. Побуждает их думать и говорить, оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. «Например «Мои добрые поступки», «Мои добрые дела» и т.д. 2. Чтение и анализ художественных произведений.  Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.
3. Игра. При помощи игры можно решать самые разнообразные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством повышения самооценки; для другого - школой формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.
4. Проигрывание этюдов, игр-упражнений, передающих различные гуманные качества.
5. Решение проблемных ситуаций (реально-практических, имитационно-игровых и условно-вербальных).
6. Театрализованная деятельность. Театр несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром. Поэтому и является для всех нас важнейшим средством познания общечеловеческих нравственных ценностей.
Одним из главных средств решения образовательных и воспитательных задач по формированию гуманных качеств личности у дошкольников я вижу в создании среды общения через восприятие художественной литературы, в оказании помощи правильно воспринимать литературные произведения, в развитии личностных качеств, способствующих адаптации ребенка в социуме, в воспитании положительных взаимоотношений с взрослыми и друг с другом, в повышении интереса к семейному чтению. Мудрые люди утверждают, что доброта и справедливость, любовь к людям приходят к детям из жизни и из книг.
Так какую же книгу выбрать для ребенка? Я считаю, что, отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою. Дети могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка.
Чем меньше возраст читателя, тем проще и доступнее должно быть содержание, сюжет и язык книги, тем значительнее в ней роль иллюстраций, картинок. И наибольший эффект, я считаю, достигается при совместном чтении. Общие переживания, формирование общих ценностей, приобщение к литературному языку помогают найти и взрослому и ребенку — единый заряд человеческого опыта.
Данный подход, по моему мнению, способствует решению основных задач взрослых — открыть в ребенке талант читателя. Ведь в книгах заключено особое очарование. Книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Я считаю, что развитие гуманных чувств у дошкольников, возможно через погружение в мир книги, а особенно в мир сказки. Сказка, во все времена имела огромную власть над детским сердцем. В них, проверенных веками, заключена мудрость народа, который их создавал, в них основы национальной культуры. В сказках добро всегда побеждает зло. Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни.
Я вижу, что, слушая сказочные истории, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.
Сказка позволяет детям пройти длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия и усвоения этических норм и правил (« Добро» и «Зло», «Честность» и «Справедливость», «Взаимопомощь», «Сопереживание» и «Сострадание» и т.д.) и учит детей размышлять, развивать креативность, умение думать самостоятельно, оценивать свои поступки и поступки других. Я уверена, что дети и книга - неразделимы, они созданы друг для друга. Поэтому работу по ознакомлению с художественной литературой, я связываю со всеми видами деятельности. Использование сказочных примеров, ситуаций, образов в повседневной деятельности дошкольников, на прогулке, в самостоятельной художественной деятельности, совместной с педагогом деятельности; организация сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игр-путешествий, праздников на материале художественных произведений; широкое использование произведений сказочного жанра в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой в повседневной жизни и на специально организованной деятельности; включение сказочного материала в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие» в качестве художественного слова; использование отрывков из сказок в образовательной области «Познавательное развитие» в качестве иллюстрированного материала; включение сказочных образов и элементов сказочных сюжетов в утреннюю гимнастику, физкультминутки, в непосредственно образовательную деятельность «Физическое развитие», развлечения, физкультурные досуги и праздники.
Путешествия по книгам пробуждают фантазию и образное мышление, учат ребенка чувствовать  в себе движения к добру и различать зло, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).
Поэтому в процессе образовательной деятельности, я упражняю детей в умении чувствовать. Чувства могут проявляться в отношении ребенка к самому себе ( чувство собственного достоинства, честь, совесть, уверенность или, наоборот, чувство неуверенности, неполноценности, отчаяние и др.), и в отношении к другим людям ( симпатия, отзывчивость, сочувствие, доброта, чувства дружбы, любви, товарищества или антипатия, злоба, гнев, безразличие, чувство стыда, вины и др.), и в отношении к коллективу (чувство солидарности, коллективизма и др.).
Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Чувства дошкольника отличаются искренностью, непосредственностью, неустойчивостью.
Наибольший эффект, я считаю, достигается, когда используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций используются во время организации и проведении различных видов детской деятельности.
Это дает детям возможность не только улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь, но и гармонично развивать личность, которая легко сможет «вписываться» в любую обстановку, находить контакт с самыми различными людьми, комфортно ощущать себя даже в незнакомой среде.
Сформированные этические представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Отсутствие этических представлений мешает детям контактировать с окружающими людьми, может явиться причиной капризов, негативного отношения к требованиям взрослых делать их более устойчивыми.
Призывая детей поступать определенным образом, я разъясняю целесообразность и правильность такого поведения. Разъяснение проводится на конкретных примерах. Это помогает детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими. Я стараюсь о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков, обстановку и ситуацию.
Поскольку разнообразные виды детской деятельности связаны с определенным рассказом или сказкой, то у детей формируется целостное и разностороннее восприятие этого произведения, происходит его осмысление и эмоциональное осознание.
Мы рисуем любимых героев или отдельные сюжеты из сказок. Такие темы, как: «В какое сказочное существо я бы превратился», «Моя семья в образах сказочных героев», «Мой любимый сказочный герой» помогают исследовать внутренний мир ребенка, его отношение к себе и другим, его индивидуальность.
Все эти формы работы направлены на поддержание интереса к художественной литературе, расширения знаний об устном народном творчестве русского народа и других народов, развитие умения выражать свои чувства.
Я убеждена, что, познавая устное творчество, ребенок испытывает положительные эмоции, на которых возникают более глубокие чувства радости, восхищения, восторга, формируются образные представления, развивается мышление и воображение.
Результативность опыта
Эффективность проведённой работы была подтверждена результатами внутреннего мониторинга, в ходе которого была определена динамика повышения гуманных чувств у старших дошкольников.
В конкретном случае у детей отмечается:
- появление и утверждение определенного набора личностных качеств и вечных ценностей, как: милосердие, сострадание, правдолюбие, в стремлении их к добру и неприятию зла;
- повышение уровня речевого этикета;
-  умение контролировать свое эмоциональное состояние;
- осознанное поведение и общение в обществе.
Эта работа также помогла мне наладить контакт с семьями воспитанников.
При взаимодействии с родителями проявилась:
- активная позиция участия в совместной деятельности (посещение и активное участие в открытых мероприятиях, выставках, конкурсах);
- желание выполнять творческие и индивидуальные задания вместе с детьми;
- возможность правильно взаимодействовать со своими детьми и их сверстниками.
Результаты мониторинга и теоретический анализ проблемы позволил сделать вывод, что гуманные чувства детей можно развивать при систематической работе и создании развивающей среды. Полученные результаты подтверждают эффективность и необходимость проведённой работы: процесс формирования гуманных чувств посредством художественной литературы у старших дошкольников будет протекать эффективно, если с детьми систематически проводить непосредственно образовательную деятельность и совместную деятельность при непосредственном участии детей, педагогов и родителей , направленную на формирование гуманных чувств и помогающую детям распознавать эмоции и управлять ими.
Данный опыт направлен на формирование гуманных качеств личности, личностно - значимых ориентиров у детей, преодоление личностной незрелости, развитие навыков эффективного взаимодействия и саморегуляции поведения в социуме.