Разработка урока по географии в 5 классе на тему :


Конспект открытого урока по географии
Тема урока: Ориентирование.
Предмет: география
Класс: 5
Цель урока: Научить ориентироваться на земной поверхности с помощью компаса и по местным признакам.
Задачи урока: 1. Образовательные:
- познакомить учащихся со способами ориентирования в
пространстве;
- показать значимость умений ориентироваться в пространстве;
- раскрыть роль компаса как величайшего изобретения
человечества;
2. Развивающие:
- развивать умения работать с компасом; ориентироваться на
местности;
- развивать мышление, воображение, способности к
самостоятельному решению задач;
3. Воспитательные:
- способствовать формированию географической культуры, развитию
умения работать в группе.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географических знаний, умений определять стороны горизонта
Предметные: знать понятия «ориентация на местности» и «стороны горизонта», уметь применять знания для определения своего положения в пространстве.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: умение организовать свою деятельность, самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
познавательные УУД: умение извлекать информацию из разных источников, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно, работать с компасом.
коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать в группе, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: компасы, презентация, учебники, рабочая тетрадь, карточки.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная. (Класс заранее делится на группы.)
Ход урока.
1. Организационный момент
- Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Желаю вам хорошего настроения и отличных оценок.
2. Проверка домашнего задания.
- Какую тему мы изучили на прошлом уроке? Правильно «Стороны горизонта». Давайте проверим, насколько хорошо вы ее знаете. Перед вами лежат карточки. Одна на парту. Работаем в парах. Подпишите их. Для более продуктивной работы давайте вспомним правила работы в паре.
- Всю работу делим поровну
- Если товарищ справляется лучше тебя, обратись к нему за помощью
-Если товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако делай это так , чтобы он сам работал в полную меру своих сил.
-Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность в действиях, и готовность помочь своему товарищу.
По этой карточке вам нужно определить обратное направление пути. Если вопросов нет приступаем. Время работы 3 мин.(слайд 1)
Ф.И._______________________ Ф.И._______________________
Куда пошли? В каком направлении надо идти обратно?
На восток  
На юг  
На север  
На запад  
На северо-восток  
На юго-восток  
На северо-запад  
На юго-запад  

Теперь выполним проверку задания. И оценим себя сами. Нет ошибок – «5»; одна или две ошибки – «4»; три, четыре ошибки– «3». Сдайте их, чтобы я могла проставить оценки в журнал. (Один человек проходит, и собирает карточки. Кладет на стол учителя.) (слайд 2)
3. Актуализация знаний.(слайд 3)
2.Новая тема
- Что наблюдаете на слайде? Может быть, кто-то знает название и автора этой картины?
Виктор Михайлович Васнецов «Витязь на распутье». Давайте рассмотрим картину. Что вы видите?
-Что значит на распутье? Каждый из нас может оказаться в такой ситуации, например, если мы заблудились и нужно найти верную дорогу назад. Что же делать? Определить своё местонахождение относительно сторон горизонта и других объектов, т.е. сориентироваться.
- Как вы, думаете. Как будет называться тема нашего урока? - «Ориентирование».
-Совершенно верно.
- Какие цели при изучении этой темы, вы перед собой поставите?
1. Выяснить, какими способами можно ориентироваться в пространстве.
2. Научиться ориентироваться.
3. Познакомиться с приборами, помогающими ориентироваться в пространстве.
(слайд 5)
-Ориентир на восток известен с древности. На востоке восходит Солнце. Слово «ориентир» означает «восток», отсюда и происходит слово «ориентирование». Что означает ориентирование?
Умение определять свое местоположение, относительно сторон горизонта.

-Какие существуют основные стороны горизонта?
Назовите промежуточные стороны горизонта?
Как называется прибор, который позволяет нам точно определить свое местоположение?
Да, правильно.
-Кто знает, что это такое?
Компас – это прибор, который служит для определения сторон горизонта.(слайд 6)
Об истории создания компаса вам расскажет Сережа Голиков, Яна Головкова.
Компас
Магнитный компас был изобретен в Китае. В Китайских источниках 4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще всех своих дорогих грузов». В нем на «деревянном поплавке лежит коричневый камень, который любит железо. Он, поворачиваясь, все время показывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто солнце и не видно звезд, спасает от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути. В III веке до н.э. компас, который назывался сынань, что означает "ведающий югом” имел вид разливательной ложки из магнетита.(слайд 7)
В XI веке в Китае появилась плавающая стрелка компаса, изготовленная из искусственного магнита. Изготавливался намагниченный компас в виде железной рыбки. Она нагревалась докрасна и опускалась в сосуд с водой. Здесь она свободно плавала, указывая своей головой в ту сторону, где находился юг. При вторичном нагревании рыбка теряла свои магнитные свойства.
Это нехитрое приспособление стало большим шагом в усовершенствовании компаса. Компас произвел такой же переворот в мореплавании, какой порох - в военном деле. Он был первым навигационным прибором, позволившим прокладывать курс в открытом море. Вооружившись компасом, испанские и португальские моряки в конце XV века отважились на далекие плавания через океан. (слайд 8)
Ребята, почему компас показывает на север?
Давайте посмотрим умный мультфильм. (4.23м)
Откройте учебник, на стр. 81и прочитайте «Как работать с компасом». (слайд 9)
1. Установите компас на ровной, горизонтальной поверхности;
2. Освободите рычаг(зажим) и дайте стрелке успокоиться;
3. Поворачивая компас, совместите синий конец стрелки с буквой «С»;
4. По шкале определите нужное направление.
Давайте все сориентируем компас и определим направление на север. Где в классе находится север, юг, восток, запад?
Заранее сформированы группы из учащихся, по 6 человек в классе. Четыре группы.
В группах выполняют практическую работу на карточках. Время указать (2м) (слайд10)
Установите компас по направлению север – юг.
Пользуясь компасом определите:
2. В каком направлении находится интерактивная доска; север
3. В какую сторону горизонта обращено среднее окно вашего класса; юго-запад
4. Направление, в котором находится дверь класса;  северо-восток
5. В каком направлении находится железный шкаф;   юго-восток
Физкультминутка. (Динамическая пауза 1.41м)
Ориентирование по Солнцу.
Определить свое местоположение с помощью компаса легко. Но что делать, если компаса нет под рукой? (слайд 11)В летний солнечный день ориентироваться на местности можно по Солнцу. Если в истинный полдень встать спиной к Солнцу и развести руки в стороны, то падающая от вас тень будет указывать на север; позади вас будет юг, справа-восток, слева - запад.
Черепахи могут ориентироваться по солнцу.(слайд 12)
Но ещё не до конца ясно как они могут
находить конечную цель путешествия.
У нас остались ещё способы ориентирования по местным признакам. Каждая группа получает карточку с рисунком, по которому нужно определить, как ориентироваться по данному признаку и через 3 мин. несколькими фразами рассказать классу.
-Ориентирование по звездам. (слайд 13-25)
- Ориентирование по пням, мху и грибам
-Ориентирование по животным;
-Ориентирование по постройкам
Во время выступления детей высвечиваются слайды
(слайд 26)
При движении необходимо запоминать ориентиры. Делать зарубки. Без зрительных ориентиров человек в лесу начинает кружиться. Поскольку правая нога делает шаг шире, чем левая.
4. Рефлексия. (слайд 26)
Вопросы:
-Что нового вы узнали на уроке?
-Чему вы научились на уроке?
-Все ли цели урока мы выполнили?
5. Домашнее задание. (слайд 27)
Запись домашнего задания в дневники.
1. Изучить параграф 17
2. Выполнить задания в тетради.
Выставляем оценки за урок
.Спасибо за внимание. (слайд 28)
Ф.И._______________________ Ф.И._______________________
Куда пошли? В каком направлении надо идти обратно?
На восток  
На юг  
На север  
На запад  
На северо-восток  
На юго-восток  
На северо-запад  
На юго-запад  
Ф.И._______________________ Ф.И._______________________
Куда пошли? В каком направлении надо идти обратно?
На восток  
На юг  
На север  
На запад  
На северо-восток  
На юго-восток  
На северо-запад  
На юго-запад  
Ф.И._______________________ Ф.И._______________________
Куда пошли? В каком направлении надо идти обратно?
На восток  
На юг  
На север  
На запад  
На северо-восток  
На юго-восток  
На северо-запад  
На юго-запад  
Ф.И._______________________ Ф.И._______________________
Куда пошли? В каком направлении надо идти обратно?
На восток  
На юг  
На север  
На запад  
На северо-восток  
На юго-восток  
На северо-запад  
На юго-запад  
Устанавите компас по направлению север – юг.
Пользуясь компасом определите:
В какую сторону горизонта обращены окна вашего класса. Направление, в котором находится дверь класса.  
В каком направлении находится стол учителя. В каком направлении находится настенная карта. Устанавите компас по направлению север – юг.
Пользуясь компасом определите:
В какую сторону горизонта обращены окна вашего класса. Направление, в котором находится дверь класса.  
В каком направлении находится стол учителя. В каком направлении находится настенная карта. Устанавите компас по направлению север – юг.
Пользуясь компасом определите:
В какую сторону горизонта обращены окна вашего класса. Направление, в котором находится дверь класса.  
В каком направлении находится стол учителя. В каком направлении находится настенная карта. Устанавите компас по направлению север – юг.
Пользуясь компасом определите:
В какую сторону горизонта обращены окна вашего класса. Направление, в котором находится дверь класса.  
В каком направлении находится стол учителя. В каком направлении находится настенная карта. История компаса.
История компаса начинается в Китае. В III веке до н.э. компас, который назывался Сынань, что означает "ведающий югом” имел вид разливательной ложки из магнетита.
В XI веке в Китае появилась плавающая стрелка компаса, изготовленная из искусственного магнита. Изготавливался намагниченный компас в виде железной рыбки. Она нагревалась докрасна и опускалась в сосуд с водой. Здесь она свободно плавала, указывая своей головой в ту сторону, где находился юг. При вторичном нагревании рыбка теряла свои магнитные свойства.
В середине XIV века итальянцы придумали помещать магнитную стрелку на острие в середине бумажного круга. Затем они усовершенствовали компас, разделив бумажный круг на 16 частей (румбов) по четыре на каждую часть света.
Это нехитрое приспособление стало большим шагом в усовершенствовании компаса. Компас произвел такой же переворот в мореплавании, какой порох - в военном деле. Он был первым навигационным прибором, позволившим прокладывать курс в открытом море. Вооружившись компасом, испанские и португальские моряки в конце XV века отважились на далекие плавания через океан.