План-конспект урока по информатике «Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти»

План-конспект урока по информатике
«Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти.»
Дата:
Урок №7/35
Тема: Первое знакомство с компьютером.
Цели:
Образовательные:
Дать начальные представления о назначении компьютера, о его устройстве, о принципах организации внутренней и внешней памяти.
Развивающие:
Развить интерес к информатике, мышление, память.
Воспитательные:
Воспитать в учащихся качества коллективизма, взаимопомощи, умение работать в команде.
Задачи:

Познакомить учащихся с архитектурой ЭВМ, видами компьютерной памяти;

Заложить основу для будущего более подробного изучения аппаратных средств компьютера.
Планируеммые результаты:
Предметные:
Знать:
правила техники безопасности и при работе на компьютере;
состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
типы и назначение устройств ввода/вывода;
Уметь:
включать и выключать компьютер;
умение выделять главное и фиксировать это в тетрадь.
Личностные: 
представление о роли компьютеров в жизни современного человека;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
Метапредметные: 
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Тип урока: изучение новой темы с текущим закреплением новых знаний
Оборудование:
компьютеры, проектор, цифровая видеокамера, цифровая фотокамера, сканер, принтер, модем, Ms Power Point 2007, MS Excel, Windows Media


Список литературы и Интернет-ресурсов:
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний;
Информатика : рабочая тетрадь для 7 класса : в 5 ч. Ч. 2 : Компьютер: устройство и ПО
Комплект цифровых образовательных ресурсов – http://school-collection.edu.ru/.
План урока
Организационный Момент
Объяснение нового материала
Закрепление материала
Итоги урока. Рефлексия
Информация учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


Ход урока:

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Экран

Организационный Момент

Проверка готовности обучающихся, их настроя на учебный процесс на уроке
Примерная речь учителя:
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
С этого урока мы начнем знакомство с компьютером, вы узнаете, что такое архитектура ЭВМ. Узнаете, из каких устройств состоит компьютер и как эти устройства взаимодействуют между собой.
В конце урока мы закрепим изученный материал.
Итак, откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока «Назначение и устройство компьютера».
Дети встают и садятся.






Записывают дату и тему
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Объяснение нового материала.
Подготовка учащихся к осознанию важности и практической значимости темы урока, способствуя тем самым активному и сознательному усвоению нового материала.
Примерная речь учителя:
В информатике существует понятие «архитектура ЭВМ».
Рассмотрите схему. Все, что изображено здесь входит в понятие архитектуры компьютера: устройства, программное обеспечение, прикладное обеспечение и системы программирования. Давайте вместе назовем основные элементы ЭВМ.
Теперь ответьте , что такое архитектура компьютера
Запишите определение: Под архитектурой ЭВМ понимают описание устройства и принципов работы компьютера, достаточное для пользователя и программиста.

Учитель обсуждает с учениками такие понятия как" пользователь" и "программист", тем самым подводит учеников к вопросу, " Для чего нужен компьютер?"
Примерная речь учителя:
Давайте выясним, что значат слова « пользователь» и «программист»?
Для чего нужен компьютер?
С давних времен люди стремились облегчить свой труд. С этой целью создавались различные машины и механизмы, усиливающие физические возможности человека. Компьютер был изобретен в середине XX века для усиления возможностей интеллектуальной работы человека, то есть работы с информацией.

Учитель подводит учащихся к самостоятельному выводу, что по принципу своего устройства компьютер- это модель человека работающего с информацией.
Примерная речь учителя:
Рассмотрите слайд презентации «Аналогия между компьютером и человеком»
Биологическим «аппаратом» интеллекта человека является мозг. Работая с информацией, мозг выполняет две основные функции: запоминание функция памяти и умозаключение функция мышления. Объектом запоминания является информация, поступающая через органы чувств (в первую очередь зрение и слух). Информация, выработанная в процессе мышления, может быть передана другим людям через речь или двигательную систему записи, жесты.



Запишите в тетради:

Следовательно, имеются четыре основных компонента информационной функции человека:

прием (ввод) информации;

запоминание информации (память);

процесс мышления (обработка информации);

передача (вывод) информации.

Учащиеся рассматривают схему на слайде.


Называют элементы схемы изображенные на слайде.
Отвечают и записывают определение понятия "Архитектура ЭВМ"





Дети отвечают на вопросы.
Записывают:

По своему назначению компьютер это универсальное техническое средство для работы с информацией.






Изучают слайд презентации:

«Аналогия между компьютером и человеком» и слушают учителя.

























Четыре основных компонента информационной функции человека:
прием (ввод) информации;
запоминание информации (память);
процесс мышления (обработка информации);
передача (вывод) информации.
Компьютер включает в себя устройства, выполняющие эти функции мыслящего человека:
устройства ввода;
устройства запоминания память;
устройство обработки процессор;
устройства вывода.
Компьютер включает в себя устройства, выполняющие эти функции мыслящего человека:
устройства ввода;
устройства запоминания память;
устройство обработки процессор;
устройства вывода.


Записывают самостоятельно в тетрадь









Записывают самостоятельно в тетрадь




Учитель предоставляет таблицу" Информационный обмен в компьютере"
Примерная речь:
Посмотрите слайд Информационный обмен в компьютере
Ребята, скажите, как происходят процессы ввода и вывода информации компьютером? Какие устройства отвечают за обмен информации?

Учитель формирует представление о том, как происходит процессы ввода и вывода информации компьютером. Какие устройства отвечают за обмен информации.
Примерная речь учителя:
Посмотрите слайд Схема устройства компьютера
В ходе работы компьютера информация через устройства ввода попадает в память; процессор извлекает из памяти обрабатываемую информацию, работает с ней и помещает в нее результаты обработки; полученные результаты через устройства вывода сообщаются человеку. Чаще всего в качестве устройства ввода используется клавиатура, а устройства вывода экран дисплея или принтер (устройство печати).
Работая с информацией, человек пользуется не только теми знаниями, которые помнит, но и книгами, справочниками и другими внешними источниками. Информация хранится в памяти человека и на внешних носителях. Заученную информацию человек может забывать, а записи сохраняются надежнее.


Учитель поясняет аналогию компьютера с человеком, деление компьютерной памяти на внутреннюю и внешнюю. Дает понятие физических свойств и организации информации каждого вида компьютерной памяти.
Примерная речь учителя:
У компьютера тоже есть два вида памяти: внутренняя (оперативная) и внешняя (долговременная) память.
Запишите определения:
Оперативная память это электронное устройство, которое хранит информацию, пока питается электроэнергией. При отключении от сети информация исчезает.

Внешняя память это различные магнитные носите ли (ленты, диски), оптические диски. Сохранение информации на них не требует постоянного электропитания.


требует постоянного электропитания 1 .



Изучают слайд презентации:
и слушают учителя.




























Записывают определения видов памяти компьютера


























В чем отличие компьютера от человека?
Важнейшее отличие компьютера от человека состоит в том, что работа компьютера строго подчинена заложенной в него программе, человек же сам управляет своими действиями.
Запишите:
Программа это указание на последовательность действий (команд), которую должен выполнить компьютер, чтобы решить поставленную задачу обработки информации
Информация, обрабатываемая в компьютере программным путем, называется данными .
Программа, как и данные, помещается в память компьютера внутреннюю или внешнюю.
Программа, управляющая работой компьютера, находится в его внутренней памяти.


Учитель формирует представление о том, как происходят процессы ввода и вывода информации компьютером. Какие устройства отвечают за обмен информации. Знакомит учеников с "Принципами фон Неймана"
Примерная речь учителя:
Описанные принципы устройства и работы ЭВМ впервые были предложены в 1946 году американским ученым Джо ном фон Нейманом. Эти принципы во многом сохранились и в современных компьютерах
Все узлы компьютера выполняют определенную работу с информацией. А что же представляет собой сама информация в машине? Для ответа на этот вопрос «заглянем» внутрь машинной памяти.









Записывают определения программы и данных.












Записывают принципы устройства и работы ЭВМ












































































Принципы фон - Неймана (N 119251)






























Учитель объясняет организацию информации во внутренней памяти ЭВМ
Примерная речь учителя:
Рассмотрите слайд презентации « Внутренняя память ЭВМ»
В каждой клетке может храниться в данный момент только одно из двух значений: нуль или единица. Использование всего двух знаков для представления информации называется двоичной кодировкой.
Следовательно, данные и программы в памяти компьютера имеют вид двоичного кода.
Один символ из двухсимвольного алфавита несет 1 бит информации.
Ячейка памяти, хранящая один двоичный знак, называется «бит».
Бит наименьшая частица памяти компьютера. Следовательно, у слова «бит» есть два значения: единица измерения количества информации и частица памяти компьютера. Оба эти понятия связаны между собой следующим образом:
в одном бите памяти хранится один бит информации.
Битовая структура определяет первое свойство внутренней памяти компьютера дискретность. Дискретные объекты составлены из частиц. Например, песок дискретен, так как состоит из песчинок. «Песчинками» компьютерной памяти являются биты.
Второе свойство внутренней памяти компьютера адресуемость . Восемь расположенных подряд битов памяти образуют байт. Вы знаете, что это слово также обозначает единицу количества информации, равную восьми битам. Следовательно, в одном байте памяти хранится один байт информации.
Во внутренней памяти компьютера все байты пронумерованы. Нумерация начинается с нуля.
Порядковый номер байта называется его адресом.
Записывают:

Использование всего двух знаков для представления информации называется двоичной кодировкой.
Данные и программы в памяти компьютера имеют вид двоичного кода.
Один символ из двухсимвольного алфавита несет 1 бит информации.

В одном бите памяти хранится один бит информации.

Первое свойство внутренней памяти компьютера дискретность .

Второе свойство внутренней памяти компьютера адресуемость

Порядковый номер байта называется его адресом.



Принцип адресуемости означает, что занесение информации в память, а также извлечение ее из памяти, производится по адресом.





















Принцип адресуемости означает, что занесение информации в память, а также извлечение ее из памяти, производится по адресам.
Память можно представить как многоквартирный дом, в котором каждая квартира это байт, а номер квартиры это адрес. Для того чтобы почта дошла по назначению, необходимо указать правильный адрес. Именно так, по адресам, обращается к внутренней памяти процессор компьютера.



Учитель формирует представление учащихся о носителях информации, используемых в устройствах внешней памяти, дает их сравнительные характеристики.
Примерная речь учителя:
Рассмотрите слайд презентации Носители и устройства внешней памяти.
Назовите виды внешней памяти. Какие устройства к ним относятся?
Заранее к этому уроку было дано задание 2-м ученикам подготовить мастер-класс и сообщение по теме Носители и устройства внешней памяти. Эти учащиеся рассказывают одноклассникам о устройствах внешней памяти и демонстрируют их применение.
Используя информацию на слайде, впишите устройства, относящиеся к видам памяти.
Запишите:
Информация на внешних носителях имеет файловую организацию. В переводе с английского слово «файл ( file )» означает «папка».
Файл это информация, хранящаяся на внешнем носителе и объединенная общим именем.
Файлы имеют свои названия, их называют именами файлов.
В каждом файле хранят какую-то однотипную информацию, например статью или документ, числовой массив, текст программы. Эта информация становится активной, то есть может быть обработана только после того, как соответствующий файл будет загружен в оперативную память.











Ученики изучают слайд, отвечают на вопросы
Записывают:
Внешняя память и устройства:
Магнитная память:
Оптическая память:
Электронная память

Учащиеся слушают сообщение. Смотрят мастер класс. Заполняют таблицу данными

Записывают

Информация на внешних носителях имеет файловую организацию. В переводе с английского слово «файл ( file )» означает «папка».

Файл это информация, хранящаяся на внешнем носителе и объединенная общим именем.

Файлы имеют свои названия, их называют именами файлов.



В каждом файле хранят какую-то однотипную информацию, например статью или документ, числовой массив, текст программы. Эта информация становится активной, то есть может быть обработана только после того, как соответствующий файл будет загружен в оперативную память.









Закрепление
материала












Учитель проводит инструктаж учащихся по работе в тренажере. Информирует и корректирует деятельность учащихся на выполнение задания.
Примерная речь учителя:
Сегодня на уроке вы узнали много нового, закрепить полученные знания нам поможет программа – тренажер « Устройство компьютера». Вам нужно расставить подписи к основным устройствам компьютера в соответствии с принципами архитектуры фон-Неймана и проверить правильность. Если не получится, не расстраивайтесь, а повторите еще раз.
Молодцы! Все справились с заданием! (Похвалить консультантов).

Организует самопроверку в виде кроссворда.
Примерная речь учителя:
А теперь проведем небольшое соревнование, победители получат пятерку.
(Учащиеся делятся на команды по 2 парты)
Необходимо ответить на вопросы и заполнить клетки кроссворда.
(Похвалить команды учеников, выполнивших раньше других, поставить оценки).

Учитель организует и мотивирует деятельность учащихся.
Задает вопросы по теме урока, ставит оценки.
Примерная речь учителя:
Ребята! Что нового вы узнали сегодня на уроке?
В чем назначение компьютера? Какую роль он играет в жизни человека? Как устроен компьютер?
Учащиеся работают в программе- тренажере, расставляют подписи к основным устройствам компьютера, расставляют подписи к основным устройствам компьютера

Ученики, выполнившие раньше других (консультанты), помогают одноклассникам.




Учащиеся выполняют задание, показывают результаты выполнения учителю.




Дети отвечают на вопросы











Итоги урока

(Подвести итоги: какие оценки получены, кто работал активнее).

Учитель работает с рефлексивными карточками
Примерная речь учителя:
В завершении урока поработаем с рефлексией. Вам нужно выбрать утверждение которое вам наиболее близко:
Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос.
Наш урок подошел к концу, и я хочу сказатьМне больше всего удалось
А особенно удалось
Что я получил от этого дня урока?
За что ты можешь себя похвалить?
За что ты можешь похвалить одноклассников?
За что ты можешь похвалить учит6еля?
Что думал?
Что чувствовал?
Что приобрел?
Что меня удивило?
Как строил отношения?
Считаете ли вы, что мы не напрасно эти минуты вместе?
Для меня было открытием то, что
Что, на ваш, взгляд удалось?
Что, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
Поделимся впечатлением о нашем уроке.
Зачем нам был нужен этот урок?
Отследите состояние своей души.
Мои достижения на уроке
Сегодня на уроке я научился
Мне было интересно..
Мне было трудно
Я понял, что
Я почувствовал, что
Больше всего мне понравилось
Урок навёл меня на размышления...(заставил задуматься)
Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что
Я выбирал эти задания на уроке, потому что:
-они мне нравятся,
-они легче остальных,
-затрудняюсь ответить.


Дети отмечают ответы на карточках





Информация учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Учитель объявляет и комментирует домашнее задание:
Домашнее задание:
Учебник: п. 5, 6.
Выполнить задание в рабочей тетради, ответить на вопросы Домашнее задание N 5


13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415















Root Entry