Конспект по ОРКСЭ на тему : Дружба . Модуль Светская этика


Учитель первой квалификационной категории Петрякова Л.Н., МБОУ ЗСОШ № 4Модуль: «Основы светской этики». 
Тип урока: ОНЗ.
Тема. Дружба.
Цель: формирование представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности
Задачи:
Выявить и углубить представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
формировать навыки конструктивного поведения в дружеских отношениях;
формировать умение аргументировать свою точку зрения;
развивать умение обучающихся вести рассуждения;
воспитывать чувство сопричастности друг к другу, понимание и уважение собственного достоинства.
Планируемый результат: 
Предметные результаты:
-формирование важнейших понятий и ценностей; честность, доброта,
понимание ценности дружбы и дружеских отношений .
обучающиеся смогут сформулировать понятия «друг», «дружба»,
 назвать правила дружбы;
Метапредметные результаты:
- участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, находить ответы на вопросы в тексте, строить речевые высказывания в устной речи.
Личностные результаты:
- выстраивать добрые дружеские отношения в учебном коллективе во время учебной деятельности, развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки.
Ресурсы: словарь Ожегова, проектор, сочинение «Мой друг», 
песня В. Шаинского «Дружба», цветные полоски, учебник
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности
Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом.
– Послушайте стихотворение и определите тему урока.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.
2. Постановка проблемы.
– Молодцы! Тема нашего урока «Дружба».
– Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить?
Все версии учитель записывает на доске. После обсуждения лишние вопросы удаляются.
– Сегодня мы с вами мы выясним:
Что такое дружба?
Настоящий друг – кто он?
Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?
Почему дружелюбие важно не только для меня, но и для всего нашего класса?
3.Решение проблемы.
Работа над понятием «дружба».
СТРУКТУРА ТОКИН МЭТ (работа в группе: учащиеся на листе А-4 в середине записывают слова)
- Запишите максимальное количество слов, фраз, по теме «Дружба»
– Что значит «дружба» и зачем она нужна людям? (ответы детей)
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
(отрывок из стихотворения Л. Измайлова «Монолог о дружбе»)
Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».
- В толковом словаре дается такое определение, что такое дружба: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
Работа над понятием «настоящий друг» .
- Ребята, вам нужно выяснить, каким должен быть друг. Предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать друг.
Дети работают в группах.
На карточках записаны слова: скромный, доброжелательный, общительный, отзывчивый, завистливый, злой, равнодушный, хвастливый, добрый, жадный.
- Какие качества вы выбрали? Почему?
Как вы думаете кого можно назвать другом? (ответы детей работа по слайдам)
- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстные, доброта, отзывчивость.
Учитель предлагает выполнить задание по структуре ФИНК - РАЙТ - РАУНД РОБИН (запиши - обсуди в команде).
Ответы проверяют по кругу.– Давайте разобьем слова (записаны на карточках) на две группы: что помогает дружбе и что дружбе мешает.
Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность.
На доске написано предложение: « Друг – это тот, кто…..»
Продолжите предложение.
Друг, приятель товарищ. Чем отличаются эти слова?
- Тот, кто умеет дружить, тот заботится о товарищах, старается сделать хорошее не только другу, с кем особенно дружит, но и всем детям класса. Когда дети дружат, они заметят, кто заплакал или загрустил, придумают, как развеселить товарища, поиграют с ним. В песне о дружбе поётся:
Друг в беде не бросит,Лишнего не спросит.Вот, что значитНастоящий верный друг.
4.Углубление знаний по теме.
Собери пословицу из слов
– О каких секретах дружбы говорится в пословицах?
Старый друг лучше …
Друзья познаются в…
Кто друга в беде покидает, тот сам в беду …
Дерево живет корнями, а человек – …
Друга – ищи , а нашел –…
Человек без … ,что дерево без корня.
Друг за друга держаться – ничего не…
Кто друга в беде покидает, тот сам в беду …
-Рассмотрите иллюстрацию на с. 32. Что вы можете по ней рассказать?
-« Шагни» сам в иллюстрацию. Что слышишь? Представь себя героем сюжета. Что ощущаешь?
Чтение текста учебника страница 32- 33
- Продолжить читать текст и сделать пометки на полях:
«+» - знаю
«V» - новое
- О чем прочитали?
- Назвать черты дружбы? Запишем на доске.
- Что нового определили для себя из текста?
– Что дружеские отношения отличает от других отношений?
– Прочитайте ответ учебника на с 32-33 и сравните со своим ответом.
Давайте поработаем с иллюстрациями на с. 33.
- С кем дружит мальчик? - Как догадались, что они друзья?
- Кого видим на иллюстрации справа? Что можете о них рассказать?
- Можно ли сказать о детях, что они друзья? Почему
Структура СИНГЛ-РАУНД-РОБИН
Учащиеся проговаривают ответы на вопросы, карточки с вопросами лежат на столах. Вопросы пронумерованы. Каждый из участников берёт по вопросу и отвечает на него вслух по кругу один раз в своих командах.
Проверка. Учитель называет стол, номер участника и номер вопроса. Участник отвечает на вопрос.
Вопросы
Что свойственно дружеским отношениям?
Какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?
Для чего нужны друзья?
Каждый ли человек может быть другом?
А может ли дружба распасться? По каким причинам?
5.Физминутка
Песня о дружбе в исполнении группы «Барбарики»
6.Включение в систему знаний и повторение.
– Послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему? (читает ученик)
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
– Каким не должен быть настоящий друг?
– Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?
Творческая работа «Дерево дружбы».
- Ребята, как вы думаете, а может ли дружба распасться? По каким причинам она может распасться?
- Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы. Напишите эти правила на листочках.
Каждый ребенок выходит, зачитывает свое правило и прикрепляет к дереву.
- Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга. (Учитель каждому дарит на память эти правила).
(Правила записываются на цветных клейких полосках и прикрепляются на доске на «дерево Дружбы»)
– Посмотрите, какое необыкновенное и красивое у нас дерево Дружбы. Посмотрите внимательно, что вы видите на стволе дерева? Это волшебная кнопка. Вы можете загадать желание, оно исполнится, но одно важное условие: вы должны сами выполнять правила, которые написаны на «листочках». Если что-то в отношениях с друзьями у вас не так, то следует над собой поработать. А потом вы можете подойти к дереву, чтобы ваше желание исполнилось.
7.Подведение итогов. Рефлексия.
- Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели одно из ценных понятий нравственности - дружбу.
- А понравился ли вам урок мы сейчас проверим, у вас на партах лежат карточки
Красная- урок понравился, настроение прекрасное
Зеленая -  урок не достаточно меня увлек
Синяя – урок не понравился
- Поднимите карточку, которая соответствует вашему настроению.
8.Домашнее задание на выбор
1.Напишите мини-сочинение о своем друге
2.Составьте небольшой рассказ по рисункам на стр. 32
3.Подберите пословицу на тему дружба и зарисуйте ее.