Методическая разработка Формы и методы профориентационной работы на уроках профессионального трудового обучения и социально-бытовой ориентировки


Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат пгт Опарино Кировской области
Формы и методы профориентационной  работы  на уроках профессионального трудового обучения и СБО
Учитель социально-бытовой ориентировки: Краева Татьяна Васильевна
Опарино
2015
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии школьников с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам коррекционных школ очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.
Сложности в последующем трудоустройстве обуславливаются рядом факторов:
— психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
— отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищённости;
— неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению учащихся вспомогательной школы, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.
Наиболее благоприятные возможности для проведения профориентационной работы в школе среди учебных дисциплин имеет трудовое обучение. И это не случайно. Теоретическую часть уроков трудового обучения можно использовать для ознакомления с отраслями и профессиями в основном промышленного производства. Однако эта работа эффективна лишь в том случае, если профориентационный материал тесно связан с темой урока, а информация содержит сведения о значении данной профессии, её распространённости, о требовании профессии к человеку. В зависимости от обстоятельств и условий проведения урока трудового обучения профориентационный материал занимает определённое место в теоретической или практической части урока.
При проведении практических работ (в чём и заключается особенная ценность уроков труда) в школьных мастерских, а также при прохождении практики учащиеся приобретают специальные умения и уже непосредственно знакомятся с массовыми рабочими профессиями, развивая при этом свои профессиональные интересы и способности и проверяя тем самым свою готовность к выбору той или иной профессии.
В работе по различным направлениям определился круг форм и методов профориентационной работы – это рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия, кружки технического творчества, анкетирование, применение тестирования, проведение различных игр.
С учётом возрастных особенностей школьников должны решаться следующие общие для трудового и профессионального обучения задачи:
Выработка осознанного отношения к учёбе, гражданское становление, интеллектуальное и физическое развитие личности.
Воспитание трудолюбия, потребности в труде, уважение к людям труда, заботливого и бережного отношения к вещам и природе.
Формирование трудовых навыков и умений, технологических и начальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном и производительном труде.
Ознакомление с массовыми рабочими профессиями, побуждение к осознанному выбору одной из них.
Развитие творческих способностей, подготовка к выполнению необходимых и допустимых видов труда.
Экскурсии на предприятия, включённые в программу, предназначены знакомить учащихся с оборудованием и технологией, с трудом рабочих в условиях производства. Воспитательная направленность трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупности нравственно-ценных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к собственности и природе. Воспитание школьников осуществляется в процессе их трудовой деятельности, с использованием бесед и демонстраций, примеров правильного отношения к труду, практических заданий и общественных поручений. Предметом обсуждений должно быть качество работы, неэкономное расходование материалов, сломанный инструмент, случаи нарушения техники безопасности и др.
В целях воспитания рекомендуется применять на уроках коллективные формы организации труда, организовывать взаимопомощь, взаимный и общественный контроль, обсуждение результатов работы.
Экономическое обучение и воспитание проводится в процессе выполнения различных видов работ. Это предусматривает обучение школьников рациональным способам обработки материалов (экономной разметке и раскрою).
Экологическое воспитание учащихся осуществляется в процессе формирования у них соответствующих знаний, как в процессе труда, так и во время экскурсий на предприятие. Практические умения и навыки, полученные на уроках трудового обучения, рекомендуется развивать в процессе общественно полезного, производительного труда и ежегодной трудовой практики, а также кружковых занятиях.
Для проведения целенаправленной профориентационной работы необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, их трудовую подготовку, знания, умения и навыки. Следовательно, уровень и количество профинформации от класса к классу надо постоянно увеличивать и расширять. В процессе профориентационной работы с учащимися следует выявить и развивать устойчивый интерес к определённому виду трудовой деятельности, отвечающий наклонностям и способностям каждого из них, состоянию здоровья и психофизическим данным. Большое внимание надо уделять воспитанию у учащихся интерес к тем профессиям, которыми они смогут овладеть.
Выбирая формы и методы проведения профориентационной работы, следует учитывать, что эта работа должна быть органической частью всего учебно-воспитательного процесса, в котором и трудовое обучение и профориентация неотделимы друг от друга.
Основной формой организации профориентационной работы в процессе трудового обучения является занятие с группой учащихся в учебных школьных мастерских и на производственной практике. На любом занятии можно и нужно давать школьникам информационный материал, используя методы рассказа, беседы, демонстрации видеоматериалов. Выбор метода зависит от возрастных особенностей школьников и от типа занятия, а также от наличия соответствующего материала. Наиболее распространённым методом на уроках труда является профориентационная беседа с учащимися. Важно чтобы эта беседа была логически связана с изучаемым материалом. Во время беседы школьники, получая общие сведения о профессии, должны как можно больше узнать о ней, поэтому беседу нужно проводить эмоционально, образно, с подкреплением отдельных положений примерами из жизни. Такие беседы о профессиях целесообразно продолжить и на практических занятиях в виде кратких информационных комментариев.
Таким образом, содержание уроков трудового и профессионального обучения в соответствии с действующими учебными программами служит важнейшим условием профессиональной ориентации учащихся.