Статья Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования


Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования
Автор: методист ДЮЦ № 3 города Ульяновска Тюрина Ирина Михайловна
Я часто думал о том, что значит «быть добрым»?
Мне кажется, добрый человек - это такой человек,
который обладает воображением и понимает, каково
другому , умеет понимать, что чувствует другой.
Януш Корчак «Правила жизни»
Актуальность.
На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России, и прежде всего сложностями социального функционирования и вхождения ребенка в общество. Отмеченная тенденция социально обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении. Если общество оставляет инвалида вне своего внимания и заботы, то он целиком попадает во власть физических недугов, они определяют его характер, его отношение к людям. Если же социум берет человека под свою опеку, то влияние недуга отступает на второй и даже третий план.
Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в различных законодательных актах:
- в Конвенции по правам ребенка;
- в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральных законах.
Дети с ОВЗ, кто они?
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Группа детей с ОВЗ чрезвычайна неоднородна:
- это достаточно большая категория воспитанников, страдающих соматическими и психическими заболеваниями,
- это дети с ослабленным здоровьем, дети, имеющие разной степени отклонения в умственном, физическом или эмоциональном развитии,
- помимо детей с выраженными нарушениями в развитии существует достаточно большая категория детей, имеющих легкую органическую патологию. Они могут испытывать значительные трудности в усвоении программы, эмоциональные перегрузки, ведущие к дезадаптации.
- также существует категория детей, развитие которых происходит в неблагоприятных жизненных условиях. Не всегда состояние их можно квалифицировать как задержку психического развития, но даже при сохранном соматическом здоровье и изначально сохранном интеллекте эти дети вследствие эмоциональной и социальной депривации могут обнаруживать отклонения в психическом развитии.
Интегрированное или инклюзивное образование для детей с ОВЗ в ДОУ?
Большую роль в социализации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья играют учреждения дополнительного образования.
Основная цель сферы современного дополнительного образования детей- помочь ребенку использовать ресурс детства в интересах развития собственной личности и сделать так, чтобы личность затем не приходила в противоречие с интересами общества и государства. Эта идея содержится в одном из решений ассамблеи ООН.
Целью дополнительного образования для детей с ОВЗ является комплексное развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья .Именно эти цели отражены в образовательной деятельности и нашего учреждения. Мы развиваем воспитанников, как поликультурную личность своей малой Родины , своего государства в целом.
Чем же ценен потенциал дополнительного образования?
Он приучает детей с ОВЗ и взрослых ценить и понимать разницу между людьми, вместо того , чтобы пытаться их изменить; поощряет достижения , что все дети могут быть успешными, если им оказывать необходимую помощь; показывает, что сложность воспитания и обучения заключены не в детях и исправления требуют не они, а подход к обучению; предоставляет возможность социализации в атмосфере сотрудничества, равенства; расширяет профессиональные знания педагогов, требуя новых и более гибких способов обучения, разработки дополнительных образовательных программ, максимально эффективных для всех детей.
Рассмотрим два понятия: интегрированное обучение и инклюзивное образование.
«Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции — качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.» («Википедия»). Говоря более доступно, это включение ребенка, как личности, в общую образовательную среду.
В то время, как «инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью.»( «Википедия»). То есть создание определенной образовательной программы, которая учитывает потребности ребенка.
В нашем детско-юношеском центре для детей с ограниченными возможностями здоровья преобладает интегрированное обучение .Потенциал современного дополнительного образования детей с ОВЗ
В обществе взрослых дети выполняют функцию барометра. Они чутко реагируют на перемены в обществе и не могут влиять на условия , которые по сути формируют их будущее. К сожалению, некоторые взрослые не всегда положительно относятся к таким детям. Например, кому-то из педагогов удобнее на занятии работать с успешными в их области знаний и умений детьми, ведь результат работы этих детей не заставит себя ждать. В то время, как ребята с ограниченными возможностями здоровья требуют более пристального внимания к своей деятельности. Отдельные педагоги ограничивают своё общение с такими детьми и не спешат их принимать в свои образовательные объединения. Дети живут в обществе, где правят взрослые, позволяющие разрушать равновесия между миром и войной, знаниями и невежеством, прогрессом и нищетой.
Взрослые должны видеть в ребенке не функцию, а человека самобытного, имеющими свой сложный мир отношений, интересов, стремлений к полноценному досугу, к яркой игровой деятельности детской жизни.
Потенциал современного дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья ценен тем, что:
-приучает детей и взрослых ценить, понимать и принимать разницу между людьми, вместо того, чтобы их изменить;
-показывает, что сложности воспитания и обучения заключены не в детях и исправления требуют не они, а подход к обучению;
-предоставляет возможность социализации в атмосфере сочувствия , равенства, сотрудничества;
-расширяет профессиональные знания педагогов, требуя новых и более гибких способов обучения, максимально эффективных для всех детей.
Уважение к личности ребенка и его достоинству, принятие его личных целей, запросов, интересов, создание условий для его самоопределения, самореализации и развития- вот непрерывное условие процесса развития дополнительного образования нашего детско-юношеского центра, которое способствует:
-погружение детей в среду сверстников;
-включение в совместную деятельность не только с ребятами, но и с педагогами; раскрытию индивидуальных способностей, данных природой
-приобщение к общим принятым нормам и правилам общения и поведения;
- определение значимости детей с ограниченными возможностями здоровья и ценности их для общества.
Вывод
Кащенко В.В. в своей книге «Педагогическая коррекция» писал: «одно дело- безнадежное с медицинской точки зрения состояние…,это в компетенции врачей- специалистов, а другое- такие дети нуждаются в лечебной педагогике, синтезе медико- терапевтических, учебно-педагогических и воспитательных приемов, имеющих коррекционную направленность».
Это и является потенциалом современного дополнительного образования. Ведь дети, посещающие детско-юношеские центры, попадая в мир творчества, вместе с другими ребятами проживают интересную, полноценную , не изолированную жизнь. Они придумывают, творят на радость себе, близким и окружающим и иногда достигают больших высот, чем мы , ничем не ограниченные в здоровье. Наш детско-юношеский центр № 3 всегда рад встречи с разными детьми , их родителями, бабушками и дедушками. Ждем и вас. Добро пожаловать!
Литература
1. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников // Школа здоровья, 1994. т. 1, №1, с. 13- 18.
2. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М.: Аграф, 1996. 160с.
3. Голованов В.П. Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования. Журнал «Дополнительное образование и воспитание», 2015, №1,с. 3-7
4.Огородникова Г.С. Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Журнал «Дополнительное образование и воспитание», 2016, №7, с.18-20
5.Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков: книга для учителя- 2-е изд.-М.:Просвещение, 1994.-223с.:ил.