Программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья «Город мастеров» (декоративно-прикладное творчество)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 2 рабочего поселка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края


РАССМОТРЕНА
на заседании
Педагогического Совета
протокол № 4 от 31.03.2015
УТВЕРЖДЕНА
приказом
директора школы № 168 а/п
от 03.04.2015




Программа
дополнительного образования детей
с ограниченными возможностями здоровья
«Город мастеров»
(декоративно-прикладное творчество)





Разработчик:
Ушакова Анна Анатольевна,
учитель технологии МОУ ООШ № 2 р.п. Хор.
аnna.uschackowa2011@ yandex.ru




2015 год

Содержание программы

1. Содержание. 2 стр.
2. Информационная карта. 3 стр.
3. Пояснительная записка. 4-6 стр.
4. Цель и задачи программы 7 стр.
5. Учебно-тематический план 8 стр.
6. Содержание образовательной программы 9-10 стр.
7, Условия реализации 11 стр.
8. Отслеживание результативности 12 стр.
9. Литература 14 стр.







Информационная карта
Вид программы – модифицированная.
Продолжительность освоения программы – 1 год.
Возраст детей – от 11 до 12 лет.
Образовательная область – декоративно-прикладное искусство.
Форма организации образовательного процесса – групповая.
Количество постоянного состава группы – 10 человек.
Занятия проводятся по 2 часа в неделю.



Пояснительная записка
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Мною представлена модифицированная программа кружковой работы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель программы – помочь ребенку справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему школа, расширить знания и создать условия для приобретения практических навыков в области декоративно-прикладного творчества, развития художественных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учащиеся не в состоянии самостоятельно, без особой педагогической помощи усвоить содержательный минимум школьной программы. При условии систематической коррекционной поддержки, дети с ограниченными возможностями здоровья, преодолевают свой недостаток.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану в классах на изучение курса «Технология» отводится 2 часа в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы - 2 часа в неделю. Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (лоскутная техника, мягкая игрушка, вышивания, изонить, цветы из ниток, вязание крючком). Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Занятие ручным трудом развивает требовательность к себе, точность и аккуратность в работе, трудолюбие, усидчивость, изобретательность и в то же время прививает трудовые навыки владения многими инструментами.
Систематические занятия рукоделием открывают возможность для развития инициативы, творчества, активизируют мышление.
В процессе освоения программы дети приобретают навыки работы с различным материалом, умение соблюдать осторожность при работе с режущими инструментами.
Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья характерны проблемы с запоминанием, невнимательностью, поэтому занятия строятся таким образом, чтобы восполнить пробелы развития ребенка, активизировать внимание, память, мышление, вспомнить материал предыдущего занятия. Сначала хорошо изучить теоретический материал, а затем переходить к практическим заданиям.
Занятия кружка «Город мастеров» являются своего рода коррекцией. Для детей с ограниченными возможностями здоровья важна частая смена видов рукоделия и поэтому в программу мы включили 6 блоков.
Обучение включает теоретический и практический материал. Теоретическая часть включает пояснения руководителя с показом дидактического материала и приёмов работы. В практической части осваиваются приемы шитья, вязания, вырезание деталей и их соединения, затем выполнение индивидуальных и коллективных работ. Применяется и коллективный способ обучения, т.е. не только руководитель, но и сами ребята учат друг друга работать. Свободная форма обучения способствует меньшей утомляемости, воспитывает взаимоконтроль, готовит к практической трудовой деятельности.
Принципы обучения:
Учет индивидуальных особенностей детей – одно из главных условий успешного обучения.
Эмоционально-положительное отношение учащегося к деятельности.
Последовательность освоения учебного материала: от простого - к сложному.
Удовлетворение практических умений и навыков ребенка через создание полезных вещей.
Методы обучения:
Наглядно-иллюстративный (объяснения сопровождающиеся
демонстрацией наглядного материала.
Репродуктивный (воспроизводящий) по характеру познавательной деятельности.
Частично-поисковый.
Методы воспитания:
стимулирование деятельности и поведения (поощрение, создание ситуации успеха, убеждение).
Методы и формы, реализуемые в программе:
по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся: беседа; рассказ; инструктаж; демонстрация; упражнения; решение задач; работа с книгой;
по источнику получения знаний:
словесные;
наглядные:
демонстрация плакатов, схем, таблиц.
использование технических средств;
практические:
практические задания;
деловые игры;
по степени активности познавательной деятельности учащихся:
объяснительный; иллюстративный; проблемный; частично-поисковый; исследовательский.
по логичности подхода:
аналитический; синтетический.
Педагогические технологии:
1.Развитие творческой и активной личности;
2.Личностно-ориентированный подход;
3.Дифференцированность обучения;

Все виды рукоделия, представленные в программе развивают у детей способность работать руками под управлением сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер. А это необходимо для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Такой вид рукоделия как «Изонить» помогает изучению математики. Дети знакомятся с различными геометрическими фигурами (квадрат, круг, треугольник, многоугольник) и их составляющими (угол, хорда), учатся чертить чертежи на простом уровне.
Реализация блоков «Лоскутная пластика» и «Вязание» развивает творческое воображение, художественный вкус.
Вышивка крестом укрепляет память, дети запоминают условные обозначения, правильно располагают их на вышивке. Программа предусматривает самостоятельное создание схем, орнаментов, подбор цветов при выполнении работы «Яйцо к Пасхе».
Мы предусмотрели и совместную работу детей, поместив в программу блок «Игрушки для елки». В такой работе очень важно то, что каждый принимает участие в общем деле.
Необходимо постоянно осуществлять диагностику успехов учащихся. Изучение каждой темы заканчивается проведением мини-выставки в классе. Оценивая проделанную работу, необходимо действовать по принципу – больше похвалы, тем самым, стимулируя дальнейшую творческую активность ребенка. В обсуждении и оценке работ участвует весь коллектив, приучаясь критически относиться к результатам своего труда. Это дает возможность педагогу и учащимся прогнозировать возможные ошибки в будущих работах и методы их устранения.
Предлагаемая программа предназначена для обучения детей 5 класса с ограниченными возможностями здоровья. Система занятий рассчитана на 1 учебный год (68 занятий по 2 часа в неделю).



Цель и задачи программы

Цель программы: Расширение знаний и приобретение практических навыков в области декоративно-прикладного творчества, развитие художественных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи
ОБУЧАЮЩИЕ:
Обучить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия.
Формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству.
Развивать художественный вкус и ориентироваться в качестве изделий.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Способствовать воспитанию творческой активности.
Формировать чувство самоконтроля
РАЗВИВАЮЩИЕ:
Способствовать развитию у обучающихся логического мышления, памяти. внимания.
Содействовать формированию всесторонне развитой личности.
МОТИВАЦИОННЫЕ:
Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу
доброжелательности и сотрудничества
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ:
Формирование общественной активности, реализация в социуме.





Учебно – тематический план

Разделы
Общее
кол-во часов
теория
практика

Лоскутная пластика
10
2
8

Мягкая игрушка (игрушки для елки)
10
1
9

Вышивка
12
1
11

Изонить
10
2
8

Цветы из ниток
10
1
9

Вязание крючком (панно из цепочек)
16
1
15

итого
68
8
60



Содержание образовательной программы

РАЗДЕЛ 1: «Лоскутная пластика» (10 часов)
Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута.
Материалы для лоскутной пластики, подготовка материала к работе: подбор (по цвету, фактуре, составу), утюжка.
Инструменты и приспособления: техника безопасности при работе на швейных машинах, с ножницами, булавками.
Технология соединения деталей между собой в спиральной технике. Соединение с подкладкой. Отделка.
Рекомендуемые изделия:
Подставка под горячую посуду;
Прихватка;
Очешник.

РАЗДЕЛ 2: «Мягкая игрушка (игрушка на елку)» (10 часов)
Виды елочных украшений.
Материалы для изготовления мягких игрушек.
Правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами, булавками.
Подбор тканей, отделки.
Выкраивание деталей по трафаретам.
Обработка деталей петельным швом, набивка ватой, оформление.
Рекомендуемые изделия:
Мишка
Уточка
Шарик
Макушка

РАЗДЕЛ 3: «Вышивка» (12 часов)
Отделка изделий вышивкой. Виды вышивки. Определение места и размера узора на изделии.
Способы увеличения и уменьшения рисунка. Перевод рисунка на ткань.
Материалы и инструменты, применяемые при вышивке.
Техника безопасности при работе с иглами, булавками, ножницами.
Приемы деления пасмы на нити, заправка нитки в иглу.
Приемы завязывания узелка, запяливания ткани.
Вышивка по рисованному контуру (контурные и простейшие швы)
Технология выполнения счетных швов (крест).
Рекомендуемые изделия:
Салфетка
Закладка
Игольница
Яйцо к Пасхе.

РАЗДЕЛ 4: «Изонить» (10 часов)
Материалы и инструменты при выполнении изделий в технике «изонить».
Правила техники безопасности при работе с шилом, иглами, ножницами.
Знакомство с безопасными приемами работы.
Разметка угла, круга.
Составление эскиза.
Подбор ниток по цвету.
Выполнение работы.
Рекомендуемые изделия:
1.Открытка
2. Картина

РАЗДЕЛ 5: «Цветы из ниток» (8 часов)
Материалы и инструменты.
Правила техники безопасности при работе со спицами, ножницами.
Составление плана работы. Подбор пряжи по цветам. Приемы обмотки спиц пряжей, закрепление проволокой. Отделка изделия.
Рекомендуемые изделия:
Букет из цветов.

РАЗДЕЛ 6: «Вязание крючком (составление панно из цепочек и кружков)» (16 часов)
Инструменты и материалы для вязания крючком. Выбор крючка в зависимости от толщины ниток. Приемы работы, правильное положение рук.
Набор петель крючком (цепочка).
Составление рисунка.
Подбор ниток по цвету.
Вывязывание цепочек.
Изготовление изделия.
Рекомендуемые изделия:
1.Открытка
2. Панно

Условия реализации
Для успешного освоения программы необходимы следующие материалы, документы и условия:
Помещение – проветриваемая и хорошо освещаемая комната.
Столы для работы.
Инструменты: ножницы, иглы, скрепки канцелярские, крючки для вязания, спицы.
Бросовый материал: открытки, коробки, конфетные упаковки, пуговицы, пробки, старая ткань, нитки от распущенных вещей и др.
Клей, нитки.

Отслеживание результативности деятельности.
Формами отслеживания могут быть:
Практическое участие в выставках.
Выполнение творческих работ.
Проверка теоретических знаний.
Решение проблемных задач.
Игры, опрос, беседы.

Критерии оценки знаний, умений и трудовых умений 1 года обучения.
Результате обучения в кружке «Город мастеров» по данной программе предполагает, что обучающиеся получают следующие знания и умения:
Должны знать:
Виды декоративно-прикладного искусства.
Основные инструменты для рукоделия и приемы работы с ними.
Правила техники безопасности при работе с инструментами для шитья и вышивки.
Технологию выполнения простейших швов.
Основные способы перевода рисунка на ткань.
Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.
Начальные сведения о свойствах пряжи, крючках.
Сведения о применяемых материалах в изделиях.
Технологию вязания изделий крючком.
Технологию изготовления текстильного коллажа, аппликации.
Технологию изготовления игрушек.
Правила правильной организации своего рабочего места.
Основные правила поведения в коллективе.
Условия для сохранения своего здоровья.
Должны уметь:
Пользоваться основными инструментами для рукоделия (игла, ножницы, пяльцы, спицы)
Приобрести навыки работы вязания крючком.
Пользоваться схематическим описанием рисунка.
Самостоятельно составлять несложный узор для свободной вышивки.
Использовать в вязании несколько цветов пряжи.
Приобрести навыки работы с лоскутками.
Изготавливать разные игрушки.
Работать по шаблону.
В процессе работы ориентироваться на качество изделий
Ценить и беречь свое время
Контролировать свое поведение.
Отвечать за свои поступки.
Уважать своих товарищей по коллективу
Литература

Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение. – М. : Просвещение, 2010.
Лютикова Н.Н. Развитие компетентности учителя образовательной обрасти «Технология» в условиях новой модели образования. – Хабаровск: ХК ИРО, 2010.
Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество : пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение 2011.
Деркач М.В. Программа «Художественная вышивка». Программа дополнительного образования детей. Методическое пособие. – УЦ «Перспектива». Москва – 2010.
Гурбина Е.А. Обучение мастерству рукоделия. – Вогоград. 2010.
Костельцова Т.С. Декоративная вышивка. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
Гурбина А.Е. Технология: поурочные планы по разделу «Вязание». 5-7 классы.– Волгоград: Учитель, 2006.
Гурбина А.Е. Занятия по прикладному искусству. – Волгоград: Учитель, 2009.
Молотобарова О.С. Учите детей вышивать. – М., 2003.
Муханова И.Ю. Лоскутное шитье в деревенском стиле. М., 2004.
Шквыря Ж.Ю. Объемные цветы из шерстяных ниток. Новая техника. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
Журнал «Лена рукоделие» № 3 2011 г.
Гиззатулина М.А. «Умелец» Авторская программа по техническому творчеству для детей с ограниченными возможностями здоровья. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] образование и воспитание детей. № 6 2006.
Цамуталина Е.Е. «100 поделок из ненужных вещей». Ярославль. Академия Холдинг. 2003.
Максимова М.В. Веселый лоскуток. – М.: Просвещение, 2008.
Андреева Р.П. Лоскутное шитье. – СПб.: изд. Дом «Литера», 2001
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]







































































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




ГОРОД МАСТЕРОВ