Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»


Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»
Подготовила: классный руководитель средней школы № 69 города НовокузнецкаДятлова Татьяна НиколаевнаСуществовала некогда пословица, Что дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни пригодится тот, Кто жить готовясь, в детстве не живет. (С. Маршак)  Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в условиях современного общества возник ряд проблем: распад семей, рост безнадзорных семей, детей-сирот, детская преступность, алкоголизм и др. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности. В трудные жизненные условия попадают неполные семьи, вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, безработные, семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, неблагополучные семьи. Для этих семей характерны проблемы: финансовые, трудоустройства, ограничения жизнедеятельности, медицинские, психологические и так далее. У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности, что может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе.  Семья, замкнутая на своих проблемах, постепенно утрачивает влияние на ребенка и отторгает его. Ему недостает понимания и заботы, он чувствует себя лишним, все больше времени проводит вне дома. Если при ухудшении социально-экономического положения психологический климат в семье меняется так, что на улице ребенку становится лучше, чем дома, это неблагополучная семья. Специалисты по социальной работе выделяют два основных фактора, которые делают семью неблагополучной: алкоголизм и бедность.  Классифицировать трудную жизненную ситуацию школьника и его се-мьи можно по источнику возникновения, по основаниям, по охвату функций жизнедеятельности, по последствиям, по способности семьи к преодолению трудных жизненных ситуаций.  Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.  Система комплексной помощи ребенку в трудной жизненной ситуации должна выстраиваться как взаимодополняющая цепочка от экстренной соци-альной помощи, педагогической поддержки и сопровождения на уровне массового образовательного учреждения специализированной помощи и консультированию в профильных центрах и службах города.  Я – классный руководитель 4 класса. Наверное, нет такого учителя, у которого в классе не бывает детей, попавших в трудную жизненную ситуа-цию. Главное для педагога быть внимательным, неравнодушным и своевременно выявлять в классе таких детей и такие семьи.  Как и во всех школах города, свою работу классный руководитель начинает со знакомством с детьми класса и их семьями. Для этого он заполняет социальный паспорт класса. В своей работе надо практиковать проведение анкетирования, где родители отвечают на ряд вопросов-анкет. Таким образом, можно уже заочно познакомиться с детьми и их семьями. Среди вопросов анкеты есть такие, которые помогают выявить микроклимат, взаимоотношения в семье, участие родителей в жизни ребенка, интересы ребенка, его взаимоотношения со сверстниками, конечно же, пока глазами родителей. 
Для получения информации от родителей использую следующие тесты: 
Какой вы родитель? 1. Сколько раз тебе повторять! –2 балла. 2. Посоветуй мне, пожалуйста. –1 балл. 3. Не знаю, что бы я без тебя де-лал(а)! – 1 балл. 4. И в кого ты только уродился! –2 балла. 5. Какие у тебя замечательные дру-зья! – 1 балл. 6. Ну на кого ты похож (а)! –2 балла. 7. Я в твое время! –2 балла. 8. Ты моя опора и помощник (ца)! –1 балл. 9. Что за друзья у тебя! – 2 балла. 10. О чем ты только думаешь! – 2 балла. 11. Какая ты у меня умница! – 2 балла. 12.А как ты считаешь, сынок (до-ченька)? – 1 балл. 13. У всех дети как дети, а ты? –2 балла. 14. Какой ты у меня сообразительный (ая)! – 1 балл. 
7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
11-12 баллов. Вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.
13-14 баллов. Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделить ему больше внимания, прислушайтесь к его словам!
Тест «Искусство воспитания»
Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них одним из трех слов: «да», «нет», «отчасти, иногда». «Да» – 2 балла; «отчасти, иногда» – 1 балл, «нет» – 0 баллов.
1.Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2.Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по личным делам?
3.Интересуются ли они вашей работой?
4.Знаете ли вы друзей ваших детей?
5.Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?
6.Проверяете ли вы, когда они учат уроки?
7.Есть ли у вас общие с ними дела, занятия и увлечения?
8 Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
9.Во время проведения детских праздников предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, а не уходили из дома?
10.Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
11.А телевизионные передачи и фильмы?
12.Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
13.Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, лыжных походах?
14 Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с детьми?
Более 20 баллов: ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными.
С 10 до 20 баллов: отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.
Менее 10 баллов: ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
Упражнение для родителей «Сутки моего ребенка»
Инструкция к выполнению упражнения: «Нарисуйте на листе бумаги овал и представьте, что это сутки вашего ребенка. Разделите его на временные промежутки, т.е. чем занят ваш ребенок и сколько времени у него занимает та или иная деятельность? Включайте сюда все: сон, прием пищи, занятия в школе и т.д.»
Примерные вопросы для самоанализа, которые можно предложить родителям после того, как они заполнят овал: Знают ли родители, как и где проводит время их ребенок?
Если свободного времени много и оно проводится совершенно бесцельно, есть ли от этого польза? (Став постарше, ребенок займет это время. Вопрос: чем?). А может быть, наоборот, ребенок очень перегружен?
Когда размышляешь о типах воспитания детей, невольно приходят на ум слова Л. Н. Толстого: «Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!». - Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. Достоинство человека в том, что он признает свои недостатки и пытается их исправить. 
Хотелось остановиться на одном мудром высказывании: 
Если ребенка постоянно критикуют, он учится….(ненавидеть) Если ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным) Если ребенок растет в упреках, он учится… (жить с чувством вины) Если ребенок растет в терпимости, он учится… (понимать других) Если ребенка хвалят, он учится… (быть благородным) Если ребенок растет в честности, он учится… (быть справедливым) Если ребенок растет в безопасности, он учится… (верить людям, доверять) Если ребенка поддерживают, он учится… (ценить себя) Если ребенка высмеивают, он учится… (быть замкнутым) Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире, отзывчивости, любить)  Социальный паспорт семей, анкеты, тесты, наблюдения за учащимися в дальнейшем, изучение учебной, общественной, трудовой деятельности учащегося, характера его взаимоотношений с одноклассниками, друзьями, учителями, родителями, а также результат бесед и сбора независимых характеристик, которые дают тому или другому учащемуся, взаимодействие с социальными службами школы, в лице социального педагога, психолога позволяет выявить детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В содержание данной программы входит индивидуальная работа с ребен-ком: беседы, посещение уроков в классе у ребенка с целью анализа, контроль за внеклассной занятостью, проведение классных часов, привлечение родителей к посещению уроков, приглашение на Совет школы с отчетом, организация летнего отдыха детей.  Я считаю, что для работы с детьми по этой проблеме недостаточно иметь только педагогическое образование, каждый педагог должен еще быть «хорошим психологом». Всегда помню семь педагогических правил принципа «Не навреди!» • 1. Не высмеивать публично промахи и ошибки учащихся, так как это приводит к их замкнутости. • 2. Не разрушать веру учащихся в дружбу, в добрые дела и поступки. • 3. Не упрекать ученика без особой на то необходимости, поскольку это формирует у него чувство вины. • 4. Не допускать проявление у учащихся чувство агрессивности и вражды. • 5. Не убивать у учащихся веру в свои силы и способности. • 6. Не допускать нетерпимого отношения учащихся к чужой вере и инакомыслию • 7. Не допускать даже малейшей нечестности и несправедливости во взаимоотношениях с учащимися.  Семья и ребенок — содержание воспитания в семье обусловливается ге-неральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления — физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Они дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений. Физическое воспитание детей выступает сегодня на первый план. Больше никто не сомневается — приоритет здоровья не может быть заменен никаким другим. Физическое воспитание в семье основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д. Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления. Нравственное воспитание в семье является стержнем отношений, фор-мирующих личность (моральные ценности — любовь, уважение, доброта, порядочность, честность, справедливость, совесть, достоинства, долг). В семье формируются и все другие нравственные качества: разумные потребности, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, бережливость. Эстетическое воспитание в семье призвано развить таланты и дарова-ния детей или, как минимум, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Трудовое воспитание детей закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь — поиск «легкой» жизни. Оканчивается он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от трудового воспитания. Какому родителю не польстят слова: «Ваши дети очень опрятные», «Ваши дети такие воспитанные», «Ваши дети удивительно соединяют в себе лояльность и чувство собственного достоинства». Кому из них не хотелось бы, чтобы его дети отдавали предпочтение спорту, а не сигарете, бальному танцу, а не алкоголю, напряженному самообразованию, а не растранжириванию времени. 
Среди наиболее веских причин неудовлетворительного воспитания детей в семье отметим следующие. 1. Невысокий экономический уровень большинства трудовых семей, ко-гда основное время родителей тратится на добывание средств к существованию (зарплаты, продуктов питания, товаров и т. д.). 2. Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, лицемерие властей, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угроза потери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие людей в со-стояние повышенного нервного напряжения, стресса. 3. Двойная нагрузка на женщину в семье - и на работу, и на семью. 4. Высокий процент разводов, являющихся следствием многих социально-бытовых и моральных причин. Развод — всегда проблема воспитания детей. 5. Бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в вос-питании детей. 6. Увеличение разрыва между семьей и школой. 
В семейном кругу мы с вами растем Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты выходишь из этой семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем, Основа основ – родительский дом. 
Общение в семье:  Общение в семье представляет собой
отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие; 
обмен информацией между ними, их духовный контакт; 
спектр общения в семье может быть очень разнообразным. 
Задачи родителей: 
создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;
относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно;
постоянный психологический контакт с ребенком;
заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка 
Недаром А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети - будьте счастливы». 
Правила для родителей:  Правило 1 - признание личности ребенка и его неприкосновенности.  Правило 2 -формирование адекватной самооценки.  Правило 3 - приобщение ребенка к реальным делам семьи.  Правило 4.- развивать силу воли ребенка.  Правило 5 - учить планировать.  Правило 6 - требовать выполнение домашних обязанностей, поруче-ний.  Правило 7 - научить общаться с другими детьми, людьми.  Правило 8 - формировать нравственные качества: доброту, порядоч-ность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность. Современное семейное воспитание должно основываться на принципах гуманистической педагогики: • креативности— свободного развития способностей детей; • гуманизма — признание личности в качестве абсолютной ценности; • демократизма, основанного на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми; • гражданственности, основанной на осознании места своего «Я» в общественно-государственной системе; • ретроспективности, позволяющей осуществлять воспитание на традициях народной педагогики; • приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей 
Кто, если не мы, протянет руку помощи? Кто, если не мы, укажет правильную дорогу? Кто, если не мы, поможет и защитит? Кто, если не мы? Список используемой литературы: 1. Азаров Ю.П.Семейная педагогика. М.: Политиздат,1982 2. Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвешение,1985 3. Ковалев С.В.Психология современной семьи.М.:Просвещение,1988 4. Культура семейных отношений: Сборник статей.М.,1985 5. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Найди себя. М.: Народное образование,2001 6. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд. , испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 7. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учебное пособие / Т.И. Шульга. – М.: Дрофа, 2005.