Методические указания для обучающихся по организации внеаудиторной самостоятельной работы ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий» МДК.01.01 «Здоровый человек и его окружение»

Филиал «Самарский медико-социальный колледж»
ГБПОУ «Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной»






Методические указания для обучающихся по организации внеаудиторной самостоятельной работы
ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий»
МДК.01.01 «Здоровый человек и его окружение»


основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования
специальности 060501 Сестринское дело
(базовый уровень подготовки)











Самара, 2015

ОДОБРЕНО


Цикловой


методической комиссией №2





Председатель Ковригина Л.В.


Протокол № 2


10 октября 2015


Составитель:
Кучинская О.Ф. преподаватель филиала «СМСК» ГБПОУ «СМК им. Н. Ляпиной».





Методические указания разработаны на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060501 Сестринское дело, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2009 года № 572
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 060501 Сестринское дело в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.





Структура
1.Пояснительная записка
2.Тематический план
3.Содержание самостоятельной работы
4. Перечень заданий для самостоятельной работы (на примере одной темы)
5. Критерии оценки результатов заданий
6. Рекомендуемые источники основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета






















Пояснительная записка

Самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности обучающихся, способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, ответственности и организованности;
формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развития исследовательских умений.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя без его непосредственного участия.
Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу по МДК.01.01«Здоровый человек и его окружение» 50 часов.
Виды самостоятельной работы обучающихся по МДК 01.01«Здоровый человек и его окружение»:
1.Решение профессиональных задач
2.Анализ нормативно – технической документации
3.Составление опорного конспекта по плану
4.Составление кроссвордов
5.Создание памяток
6.Составление вопросов для терминологического диктанта
7.Подготовка презентаций по теме
8.Подготовка тестовых заданий по теме
9.Заполнение таблиц и граф – логических структур
10.Подготовка рефератов
11.Подготовка докладов, сообщений
12.Работа со справочной литературой
13.Реферирование статей из специальных журналов
14.Составление ситуационных задач























Тематический план МДК01.01 «Здоровый человек и его окружение»
(из рабочей программы)
№ п/п
Наименование разделов и тем
Максимальная учебная нагрузка
Аудиторные учебные занятия
(Всего)
Самостоятельная работа студентов

1
Раздел «Здоровый ребенок»
Тема «Концепции здоровья. Периоды детского возраста. Универсальные потребности ребенка и способы их удовлетворения в зависимости от возраста. Внутриутробный период и период новорожденности»


16


10


6

2
Раздел «Здоровый ребенок»
Тема «Период грудного возраста: физическое и нервно-психическое развитие (ФР и НПР)»
«Период грудного возраста: вскармливание»


18


10


8

3
Раздел «Здоровый ребенок»
Тема «Период преддошкольного и дошкольного возраста»
«Препубертатный и пубертатный периоды»


16


10


6

4
Раздел «Здоровые мужчина и женщина»
Тема «Особенности мужского и женского организмов в зрелом возрасте»


13


9


4

5
Раздел «Здоровые мужчина и женщина»
Тема «Здоровье семьи»


13


9


4

6
Раздел «Здоровые мужчина и женщина»
Тема «Оплодотворение. Развитие плодного яйца. Физиологическая беременность»



13





9



4

7
Раздел «Здоровые мужчина и женщина»
Тема «Физиологические роды и послеродовый период. Климактерический период»



12



9



3

8
Раздел «Здоровье лиц пожилого и старческого возраста»
Тема «Геронтология. Виды, теории и механизмы старения. Образ жизни, его влияние на процессы старения. Сохранение и укрепление здоровья пожилого пациента».




13




9




4






9
Раздел «Здоровье лиц пожилого и старческого возраста»
Тема «Анатомо-физиологические и психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста. Профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний у пожилых пациентов».




13




9




4

10
Раздел «Здоровье лиц пожилого и старческого возраста»
Тема «Организация социальной и медицинской помощи населению старших возрастных групп».



13



9



4

11
Раздел «Здоровье лиц пожилого и старческого возраста»
Тема «Медико-социальные и психологические аспекты смерти».



12



9



3




Содержание самостоятельной работы по темам
МДК 01.01«Здоровый человек и его окружение»

№ п/п
Наименование разделов или тем по тематическому плану
Вид внеаудиторной самостоятельной работы
Форма контроля

1
Раздел «Здоровый ребенок»
Тема «Концепции здоровья. Периоды детского возраста. Универсальные потребности ребенка и способы их удовлетворения в зависимости от возраста. Внутриутробный период и период новорожденности»
1.Составление кроссвордов
2.Подготовка презентаций по теме
3.Составление таблиц и граф – логических структур
4.Подготовка реферата по теме
5.Подготовка докладов, сообщений
6.Работа со справочной литературой
7.Реферирование статей из специальных журналов
8.Составление ситуационных задач
Выполнение
- заданий в тестовой форме
-диктантов
-Заполнение
граф-логических структур
-Устный опрос (вопросы)



2
Раздел «Здоровый ребенок»
Тема «Период грудного возраста: физическое и нервно-психическое развитие (ФР и НПР)»
«Период грудного возраста: вскармливание»
1.Составление кроссвордов
2.Подготовка презентаций по теме
3.Составление таблиц и граф – логических структур
4.Подготовка реферата по теме
5.Подготовка докладов, сообщений
6.Работа со справочной литературой
7.Реферирование статей из специальных журналов
8.Составление ситуационных задач
Выполнение
- заданий в тестовой форме
-диктантов
-Составление граф-логических структур
-Устный опрос
-Решение ситуационных задач
-Демонстрация практических навыков
(алгоритмы практической деятельности)

3
Раздел «Здоровый ребенок»
Тема «Период преддошкольного и дошкольного возраста»
«Препубертатный и пубертатный периоды»
1.Составление кроссвордов
2.Подготовка презентаций по теме
3.Составление таблиц и граф – логических структур
4.Подготовка реферата по теме
5.Подготовка докладов, сообщений
6.Работа со справочной литературой
7.Реферирование статей из специальных журналов
8.Составление ситуационных задач
Выполнение
- заданий в тестовой форме
-диктантов
-Устный опрос
-Решение ситуационных задач
-Демонстрация практических навыков
(алгоритмы практической деятельности)

4
Раздел «Здоровые мужчина и женщина»
Тема «Особенности мужского и женского организмов в зрелом возрасте»
1.Составление кроссвордов
2.Подготовка презентаций по теме
3.Составление таблиц и граф – логических структур
4.Подготовка реферата по теме
5.Подготовка докладов, сообщений
6.Работа со справочной литературой
7.Реферирование статей из специальных журналов
8.Составление ситуационных задач
Выполнение
- заданий в тестовой форме
-диктантов
-Устный опрос
-Решение ситуационных задач
-Демонстрация практических навыков
(алгоритмы практической деятельности)

5
Раздел «Здоровые мужчина и женщина»
Тема «Здоровье семьи»
1.Составление кроссвордов
2.Подготовка презентаций по теме
3.Составление таблиц и граф – логических структур
4.Подготовка реферата по теме
5.Подготовка докладов, сообщений
6.Работа со справочной литературой
7.Реферирование статей из специальных журналов
8.Составление ситуационных задач
Выполнение
- заданий в тестовой форме
-диктантов
-Устный опрос
-Решение ситуационных задач
-Демонстрация практических навыков
(алгоритмы практической деятельности)

6
Раздел «Здоровые мужчина и женщина»
Тема «Оплодотворение. Развитие плодного яйца. Физиологическая беременность»
1.Составление кроссвордов
2.Подготовка презентаций по теме
3.Составление таблиц и граф – логических структур
4.Подготовка реферата по теме
5.Подготовка докладов, сообщений
6.Работа со справочной литературой
7.Реферирование статей из специальных журналов
8.Составление ситуационных задач
Выполнение
- заданий в тестовой форме
-диктантов
-Устный опрос
-Решение ситуационных задач
-Демонстрация практических навыков
(алгоритмы практической деятельности)

7
Раздел «Здоровые мужчина и женщина»
Тема «Физиологические роды и послеродовый период. Климактерический период»
1.Составление кроссвордов
2.Подготовка презентаций по теме
3.Составление таблиц и граф – логических структур
4.Подготовка реферата по теме
5.Подготовка докладов, сообщений
6.Работа со справочной литературой
7.Реферирование статей из специальных журналов
8.Составление ситуационных задач
Выполнение
- заданий в тестовой форме
-диктантов
-Устный опрос (вопросы)
-Решение ситуационных задач
-Демонстрация практических навыков
(алгоритмы практической деятельности)

8
Раздел «Здоровье лиц пожилого и старческого возраста»
Тема «Геронтология. Виды, теории и механизмы старения. Образ жизни, его влияние на процессы старения. Сохранение и укрепление здоровья пожилого пациента».
1.Составление кроссвордов
2.Подготовка презентаций по теме
3.Составление таблиц и граф – логических структур
4.Подготовка реферата по теме
5.Подготовка докладов, сообщений
6.Работа со справочной литературой
7.Реферирование статей из специальных журналов
8. Создание памятки
Выполнение
- заданий в тестовой форме
-диктантов
-Устный опрос (вопросы)
-Решение ситуационных задач



9
Раздел «Здоровье лиц пожилого и старческого возраста»
Тема «Анатомо-физиологические и психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста. Профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний у пожилых пациентов».
1.Составление кроссвордов
2.Подготовка презентаций по теме
3.Составление таблиц и граф – логических структур
4.Подготовка реферата по теме
5.Подготовка докладов, сообщений
6.Работа со справочной литературой
7.Реферирование статей из специальных журналов
8.Составление ситуационных задач
9. Создание памятки
Выполнение
- заданий в тестовой форме
-диктантов
-Устный опрос (вопросы)
-Решение ситуационных задач


10
Раздел «Здоровье лиц пожилого и старческого возраста»
Тема «Организация социальной и медицинской помощи населению старших возрастных групп».
1.Составление кроссвордов
2.Подготовка презентаций по теме
3.Составление таблиц и граф – логических структур
4.Подготовка реферата по теме
5.Подготовка докладов, сообщений
6.Работа со справочной литературой
7.Реферирование статей из специальных журналов
8.Составление ситуационных задач

Выполнение
- заданий в тестовой форме
-диктантов
-Устный опрос (вопросы)
-Решение ситуационных задач
-Демонстрация практических навыков
(алгоритмы практической деятельности)

11
Раздел «Здоровье лиц пожилого и старческого возраста»
Тема «Медико-социальные и психологические аспекты смерти».
1.Составление кроссвордов
2.Подготовка презентаций по теме
3.Составление таблиц и граф – логических структур
4.Подготовка реферата по теме
5.Подготовка докладов, сообщений
6.Работа со справочной литературой
7.Реферирование статей из специальных журналов
8.Составление ситуационных задач
Выполнение
- заданий в тестовой форме
-диктантов
-Устный опрос (вопросы)
-Решение ситуационных задач
-Демонстрация практических навыков
(алгоритмы практической деятельности)


















Перечень заданий для самостоятельной работы

Тема 8 «Геронтология. Виды, теории и механизмы старения. Образ жизни, его влияние на процессы старения. Сохранение и укрепление здоровья пожилого пациента».

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

1. Составить кроссворд по теме «Виды, теории и механизмы старения».
2.Подготовить компьютерную презентацию по теме «Влияние образа жизни на процессы старения».
3.Составить таблицу или граф–логическую структуру «Правила рационального и сбалансированного питания в пожилом и старческом возрасте».
4.Подготовить реферат по теме «Сохранение и укрепление здоровья пожилого пациента».
5.Подготовить сообщения или доклады «Влияние двигательной активности на процессы старения», «Здоровое питание в пожилом и старческом возрасте».










Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента

уровень освоения учебного материала,
умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач,
полнота представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа,
обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос,
оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными преподавателем требованиями, предъявляемыми к подобного рода материалам.














Перечень основной и дополнительной литературы, ресурсы Интернета

Основные источники

Для преподавателей
1. Ежова Н.В. Педиатрия: Учебн. пособие / Н.В Ежова, Е.М. Русакова, Г.И. Кащеева. – Мн.: Выш.шк., 2012. – 524 с.
2. Крюкова Д.А .Здоровый человек и его окружение: учеб. пособие / Д.А. Крюкова, Л.А.Лысак, О.В. Фурса; под ред. В.В. Кабарухина .- Изд. 5-ое.- Ростов-н/д: Феникс, 2011. – 381 с.
3. Смолева Е.В. Пропедевтика клинических дисциплин/ Е.В. Смолева П78 [и др].- Изд. 5-ое, доп. и перераб.- Ростов-н/ Д, Феникс, 2012. – 479 с.
4. Севостьянова Н.Г. Здоровый ребенок, М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2011. –288 с.
Для студентов
1. Крюкова Д.А Здоровый человек и его окружение: учеб. пособие / Д.А Крюкова, Л.А.Лысак, О.В. Фурса; под ред. В.В. Кабарухина.- Изд. 5-ое.- Ростов-н/д: Феникс, 2011. – 381 с.
2. Севостьянова Н.Г. Здоровый ребенок, М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2013. – 288 с.
3.Тульчинская В.Д. Здоровый ребенок.: Учебн. пособие / В.Д. Тульчинская Серия «Медицина для вас». Ростов-н/Д: Феникс, 2013 – 352 с.

Дополнительные источники
Для преподавателей
1. Волков С.Р. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие/ С.Р. Волков, М.М.Волкова; под ред. С.Р. Волкова,. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2010. – 351 с.
2. Геппе Н.А Пропедевтика детских болезней/ Под ред. Геппе Н.А., Подчерняевой Н.С.: учебник.-М.: ГЭОТАР –Медиа, 2009. – 464 с.
3. Калмыкова А.С. Уход за здоровым и больным ребенком: учеб. пособие / А.С. Калмыкова; под ред А.С. Калмыковой.- Изд. 5-ое.- Ростов-н/Д Феникс, 2008. – 299 с.

Для студентов
1. Ежова Н.В. Педиатрия. Практикум: Учебн. пособие / Н.В. Ежова, Е.М. Русакова, Г.И. Кащеева. – Мн.: Выш.шк., 2012. -524 с.
2. Калмыкова А.С. Уход за здоровым и больным ребенком: учеб. пособие / А.С. Калмыкова; под ред. А.С. Калмыковой.- Изд. 5-ое.- Ростов-н/Д Феникс, 2008. – 299 с.
Электронные ресурсы
Ресурсы локального доступа
1.Справочник педиатра [Электронный ресурс] / Ред. О. П. Фомина. – М., 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Ресурсы удаленного доступа (Интернет ресурсы)
1.Министерство здравоохранения и социального развития РФ [Электронный ресурс] – режим доступа http://www.rosminzdrav.ru/
2. Медицинский видеопортал [Электронный ресурс] – режим доступа к сайту: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




15