Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по МДК 07.02

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Х.М. БЕРБЕКОВА»
КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭКОНОМИКИ
ИНСТИТУТА ИНФОРМАТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ










Михарева Т.Л.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


по дисциплине: МДК – 07.02 Практические основы бухгалтерского
учета в отдельных отраслях
для студентов специальности: 080114.52 Экономика и бухгалтерский
учет














Нальчик, 2015 год

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа по дисциплине Практические основы бухгалтерского учета в отдельных отраслях для студентов специальности 080114.52 Экономика и бухгалтерский учет

подготовлены Михаревой Т.Л.

Рассмотрены и утверждены на заседании ЦК Экономики и учета

«____» ________ 2015 Протокол №____

Председатель ЦК ___________________ расшифровка подписи
подпись


Составитель:
____________________ расшифровка подписи
подпись




















СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ4
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ......5
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ7
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА..28























ВВЕДЕНИЕ

Самостоятельная работа студентов предназначена для более глубокого изучения дисциплины, развивает мышление, позволяет выявить причинно-следственные связи в изученном материале, решить теоретические и практические задачи.
Целью методических рекомендаций является повышение эффективности учебного процесса, в том числе благодаря самостоятельной работе, в которой студент становится активным субъектом обучения, что означает:
- способность занимать в обучении активную позицию;
- готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;
- умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;
- формирование умений использовать справочную документацию и специальную литературу;
- осознание своих потенциальных способностей и развитие исследовательских умений;
- психологическую готовность составить программу действий по саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Для достижения этой цели по каждой теме разработана тематика творческих работ с рекомендациями по их написанию и (или) сформулированы практические задания с подробным планом их выполнения.
В рекомендациях обозначены проблемы, поставлены задачи и сформированы вопросы, поиск ответов на которые, позволят студентам достигнуть положительного результата.
В качестве контроля выполнения самостоятельной работы предусмотрено проведение фронтального, выборочного опроса, конспектирование нормативного материала, заслушивание лучших творческих работ на занятиях и заседании актива кабинета бухгалтерского учета и аудита.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ ОТВЕДЕННЫХ НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ПО КОНКРЕТНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ 33 часа


ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

№ п/п
Тема занятия
Вид самостоятельной работы
Объем часов
Форма контроля

1.
МДК 07.02
Практические основы бухгалтерского учета в отдельных отраслях





2
Тема 2.1.
Особенности бухгалтерского учета в торговле






1. Изучение Нормативных актов, регулирующих учет в торговых организациях

2
Конспект нормативного материала



2. Составление учетной политики в области оценки товарных запасов при отпуске их в продажу

2
Проверка письменных заданий



3. Конспектирование учебной литературы по теме: «Особенности инвентаризации товаров и тары на торговых складах»

2
Фронтальный опрос



4. Конспектирование учебной литературы по теме: Классификация издержек обращения

2
Фронтальный опрос



5. Решение задач: Составление расчета вознаграждения комиссионера

2
Проверка письменных заданий

3.
Тема 2.2.
Бухгалтерский учет в строительных организациях


6. Изучение Нормативных актов регулирующих взаимоотношения по договору подряда

2

Конспект нормативного материала



7. Конспектирование учебной литературы по теме: Использование счета 46 в строительстве

2

Фронтальный опрос



8. Конспектирование учебной литературы по теме: Учет остатков незавершенного производства в строительстве
2
Фронтальный опрос



9. Написать рефераты: Особенности ценообразования при выполнении строительных работ

2
Сдача рефератов на проверку
Выступление на практических занятиях



10. Конспектирование учебной литературы по теме: Финансовая отчетность строительных организаций

2
Фронтальный опрос

4.
Тема 2.3.
Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве

11. Конспектирование учебной литературы по темам: «Учет многолетних насаждений» и Учет выбраковки скота из основного стада

3
Фронтальный опрос



12. Конспектирование учебной литературы по теме: инвентаризация животных и птицы на выращивании и откорме

2
Фронтальный опрос



13. Конспектирование учебной литературы по теме: калькулирование себестоимости отдельных видов продукции растениеводства (открытого и закрытого грунта)

2
Фронтальный опрос



14. Подготовить доклады на тему: «Специализация животноводства в КБР и перспективы развития отрасли»

2

Заслушивание докладов



15. Написать рефераты о перспективах развития АПК в КБР
3
Сдача рефератов на проверку
Выступление на практических занятиях



16. Подготовить доклады на тему: особенности налогообложения сельскохозяйственных предприятий

2
Заслушивание докладов



ИТОГО:


33




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ

Тема 2.1. Особенности бухгалтерского учета в торговле

Задание для самостоятельной работы №1: Изучение Нормативных актов регулирующих учет в торговых организациях

Цель: закрепление знаний о нормативных документах, применяемых в бухгалтерском учете торговых организаций, формирование умений пользования справочной литературой.

При чтении учебной, нормативной и научной литературы необходимо всегда следить за точным и полным пониманием значения терминов и содержания понятий, используемых в тексте. Всегда следует уточнять значения по словарям или энциклопедиям, при необходимости записывать их для запоминания.
Изучение научной, учебной и иной литературы требует ведения рабочих записей. Форма записей может быть разнообразной: развернутый план, тезисы, цитаты, выписки или конспект.
Выписки – небольшие фрагменты текста, содержащие в себе краткое содержание прочитанного источника. Выписки позволяют в концентрированной форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном порядке наиболее важные мысли автора (разработчика), статистические, нормативные и другие сведения. В отдельных случаях когда это оправданно с точки зрения продолжения работы над текстом – вполне допустимо заменять цитирование изложением, близким к дословному тексту.
Конспект (от лат. cons-pectum – обзор, описание) – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему. Написание конспекта должно быть творческим – нужно не переписывать текст из источников, а пытаться кратко излагать своими словами содержание ответа.

Важные вопросы правового регулирования внутренней торговли отражены в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 года.
Приступая к изучению данной темы, необходимо прочитать текст Федерального закона № 381-ФЗ от 28 декабря 2009 года и ознакомиться с основными понятиями. Уяснить, что ТОРГОВЛЯ выступает связующим звеном между различными отраслями народного хозяйства и регулируется государством. Обратить внимание, что особенностью нормативно-правового регулирования внутренней торговли в России является формирование правовой базы регулирования в рамках гражданского законодательства. Отраслевое торговое законодательство развивается под сильным влиянием гражданского права. К законодательным актам общего регулирования относится Гражданский кодекс РФ, который определяет правовые рамки государственного регулирования рыночных отношений, регулирует имущественные отношения, складывающиеся между субъектами хозяйственной деятельности, определяет гражданско-правовой статус коллективных и индивидуальных предпринимателей, порядок совершения сделок по купле-продаже и является базой для специального законодательства в сфере предпринимательства.
Ведение бухгалтерского учета в торговой организации должно быть строго регламентировано, т.е. подчинено определенным правилам. Основным нормативным актом, регулирующим учет в торговых организациях, является
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ.
Приступая к изучению данного Закона, необходимо: прочитать его текст;
ознакомиться с основными понятиями и терминами; выделить Объекты учета; изучить систему нормативного регулирования, состоящую из четырех уровней; ознакомиться с системой внутреннего контроля в организации, правами и обязанностями руководителя и главного бухгалтера.

Требования к результатам работы:

Студенты должны охарактеризовать основные положения Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 года и Федерального закона «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ, владеть информацией и быть готовы отвечать по вопросам, приведенным ниже:
- В каких нормативных актах закрепляются основы государственного регулирования торговой деятельности в России.
- Как классифицируются объекты торговли?
- Каковы формы торговой деятельности?
- Раскрыть понятия «стационарная» и «нестационарная» торговля, «торговая сеть»
- Что понимают под лицензированием торговой деятельности, какие виды торговли подлежат лицензированию?
- Что представляют собой объекты бухгалтерского учета?
- Что включает в себя Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России?
- Раскройте понятие «СТАНДАРТ»?
- Что представляет собой Учетная политика организации, в чем ее основная цель?

Рекомендуемая литература:

- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ.
- Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в российской федерации» 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ.
Задание для самостоятельной работы №2: Составить учетную политику организации в области оценки товарных запасов при отпуске их в продажу.

Цель : закрепление знаний о нормативных документах, применяемых в бухгалтерском учете, формирование умений пользования справочной литературой.

При выполнении работы необходимо помнить, что ключевым документом, устанавливающим принципы формирования учетной политики экономического субъекта, служит бухгалтерский стандарт – Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ1/08), утвержденное приказом Минфин России от 6 октября 2008г. №106н.

При выполнении данной работы необходимо выполнить следующее:
- выбрать торговую организацию, придумать ее название;
- определить цели и задачи деятельности торговой организации;
- оценить факторы, влияющие на формирование учетной политики в области оценки товарных запасов при отпуске их в продажу;
- разработать проект положения об учетной политике;
- отразить методы оценки товаров, применение которых удовлетворяет целям и задачам данной организации;
- предложить рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Положение об учетной политике составьте по следующему образцу:


УТВЕРЖДАЮ
____________________ ________________ _______________
(наименование организации) Руководитель (подпись) (расшифровка подписи)

Положение об учетной политике
«___ »___________20__г.
Организация учета.
Способы оценки имущества и методы отражения их в бухгалтерском учете:
Рабочий план счетов бухгалтерского учета.
Порядок проведения инвентаризаций.

Должность лица, подписавшего документ
_____________________ ________________________
(подпись) (расшифровка подписи)




Раздел «Организация учета» В этом разделе, как правило, указываются
отраслевые и структурные особенности организации, виды осуществляемой деятельности, указываются сведения об организации бухгалтерской службы( структура бухгалтерии, перечень прав и обязанностей сотрудников) и перечень регулирующих бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность законодательных и нормативных документов в Российской Федерации, на основании которых была сформирована учетная политика организации.
При работе над разделом «Способы оценки имущества и методы отражения их в бухгалтерском учете» предстоит определить факторы, которые могут оказать влияние на выбор тех или иных методов и учетных процедур в соответствии с целями, задачами и условиями хозяйствования данного экономического субъекта. Для разработки проекта учетной политики заполните представленную ниже таблицу (табл. 1). Разрабатывая данный раздел, необходимо помнить, что к информации, формируемой в учете, предъявляются определенные требования (качественные характеристики информации) и что при выборе учетных процедур необходимо обеспечить баланс между качественными характеристиками информации.
Для заполнения графы 3 таблицы необходимо изучить действующие на сегодня стандарты по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые устанавливают базовые правила ведения бухгалтерского учета.
Графу 4 заполните на основании анализа целей и задач деятельности организации и специфики условий ее хозяйствования.
Работа над разделом «Рабочий план счетов бухгалтерского учета» заключается в разработке проекта рабочего плана счетов. Для это необходимо заполнить представленную ниже таблицу (табл. 2). Рабочий план счетов разрабатывается на основе предыдущего раздела.
При разработке раздела «Порядок проведения инвентаризации» следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Вспомогательная таблица 1по разработке учетной политики организации

Объект бухгалтерского наблюдения
Что необходимо определить в учетной политике
Возможные альтернатив-ные варианты в соответствии с нор-мативными документами
Факторы, оказывающие влияние на выбор варианта

1
2
3
4

Материально-производственные запасы
Методы оценки материально-производственных запасов по их видам




Способы отражения в учете поступления (товаров)




Методы оценки товаров при отпуске в продажу




Таблица 2- Рабочий план счетов
Код счета
Наименование синтетического счета
Субсчет и его название
Наличие аналитических счетов с признаком материальности

1
2
3
4












Требования к результатам работы:

Студенты должны владеть информацией по указанной теме и быть готовы представить на проверку составленные образцы Учетной политики.

Рекомендуемая литература:

- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ.
- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ1/08), утвержденное приказом Минфин России от 6 октября 2008г. №106н.
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Задание для самостоятельной работы №3: Конспектирование учебной литературы по теме: «Особенности инвентаризации товаров и тары на торговых складах»

Целью тематического конспекта является более глубокое, всестороннее изучение проблемы инвентаризации товаров и тары.

Конспект представляет собой тезисы в расширенном и углубленном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами и т.д.

Для работы над конспектом следует:
определить структуру конспектируемого материала, чему в значительной мере способствует письменное ведение плана по ходу изучения конспектируемого текста;
в соответствии со структурой конспекта произвести отбор и последующую запись наиболее существенного содержания изучаемого текста в форме цитат или в изложении, близком к оригиналу;
выполнить анализ записей и на его основе – дополнение записей собственными замечаниями, соображениями, или заимствованными из других источников и т. п.;
завершить формулирование и запись выводов по каждой из частей изучаемого текста, а также общих выводов.
Конспект может постоянно дополняться в процессе изучения предмета.

Перед подготовкой конспекта по данной теме необходимо использовать межпредметные связи. С этой целью:
- повторить следующие темы по дисциплине Основы бухгалтерского учета: «Объекты учета» и «Инвентаризация»;
- повторить: порядок проведения инвентаризации имущества и оформления ее результатов в учете.

При подготовке конспекта обратить внимание на необходимость восстановления НДС с сумм недостач материальных ценностей в случае, если торговая фирма является плательщиком данного налога.

Требования к результатам работы:

Студенты должны владеть информацией и быть готовы отвечать по следующим вопросам:

- почему необходимо проведение инвентаризации;
- в каких случаях обязательно проведение инвентаризации товаров и тары;
- что вменяется в обязанности членов инвентаризационной комиссии;
- что понимается под инвентаризационной разницей;
- как отражаются в учете излишки, выявленные при инвентаризации товаров и тары;
- на каком счете отражается недостача товаров, выявленная при инвентаризации;
- каков порядок учета операций связанных с восстановления НДС с сумм недостачи материальных ценностей;
- какой записью отражается списание недостачи на виновных лиц;
- какой записью отражается списание недостачи в пределах естественной убыли;
- какой записью отражается списание недостачи при отсутствии виновных лиц,
- каков порядок возмещения недостач по результатам результаты
Инвентаризации.

Рекомендуемая дополнительная литература:

1. Иванова Н.В. Бухгалтерский учет на предприятиях торговли: учебн. пособие для студентов средн. проф. образования/ Н.В. Иванова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 256с.

Налоговый Кодекс Российской Федерации п.2 ст. 171. Федеральный Закон от 05.08.2011г. №117-ФЗ (в редакции от 31.12.2012г.)

Письмо Минфина России от 18 ноября 2005г. № 03-04-11/308.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].


Задание для самостоятельной работы №4. Конспектирование учебной литературы по теме: Классификация издержек обращения

Целью тематического конспекта является более глубокое, всестороннее изучение проблемы организации учета издержек обращения торговой организации.

Конспект представляет собой тезисы в расширенном и углубленном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами и т.д.

Для работы над конспектом следует:
определить структуру конспектируемого материала, чему в значительной мере способствует письменное ведение плана по ходу изучения оригинального текста;
в соответствии со структурой конспекта произвести отбор и последующую запись наиболее существенного содержания изучаемого текста в форме цитат или в изложении, близком к оригиналу;
выполнить анализ записей и на его основе – дополнение записей собственными замечаниями, соображениями, или заимствованными из других источников и т. п.;
завершить формулирование и запись выводов по каждой из частей изучаемого текста, а также общих выводов.

Перед подготовкой конспекта по данной теме необходимо использовать межпредметные связи. С этой целью следует:
- повторить тему «Хозяйственные процессы» (Учет процесса продаж) по дисциплине Основы бухгалтерского учета;
- повторить тему «Виды затрат и их группировка» по дисциплине Производственный (управленческий) учет.
При подготовке конспекта следует учесть, что по правилам ПБУ 18/02 необходимо организовать отдельный аналитический учет издержек, уменьшающих и не уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Требования к результатам работы:
Студенты должны владеть информацией и быть готовы отвечать по всем вопросам, приведенным ниже:
- что понимается под обычным видом деятельности торговых предприятий;
- что входит в состав издержек обращения торговой организации;
- каков порядок признания расходов;
- какие расходы относят к прямым, а какие к косвенным;
- чем издержки обращения оптовой торговой организации отличаются от
розничной торговли;
- каковы правила формирования информации о расходах организации
- дать характеристику счета, на котором ведется учет коммерческих расходов;
- каков порядок распределения ТЗР.
Рекомендуемая дополнительная литература:
Иванова Н.В. Бухгалтерский учет на предприятиях торговли: учебн. пособие для студентов средн. проф. образования/ Н.В. Иванова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 256с.
ПБУ 10/99 «Расходы предприятия» утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №33Н ( в редакции от 30.03.2012г.)
Налоговый Кодекс Российской Федерации глава 25, части второй, Федеральный Закон от 05.08.2011г. №117-ФЗ (в редакции от 31.12.2012г.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Задание для самостоятельной работы №5.. Решение задач: Составление расчета вознаграждения комиссионера

Цель: Закрепление знаний по учету комиссионной торговли.
Приступая к данному заданию, предлагается самостоятельно изучить главу 38, учебника под редакцией Е.П. Козловой, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галаниной «Бухгалтерский учет организаций», ст. 990 ч.2 ГК РФ, а также гл 25 НК РФ. Обратить внимание на то, что выручка, поступающая за проданные товары, принадлежит комитенту и должна быть ему перечислена за минусом комиссионного вознаграждения. По договору комиссии за выполнение услуги комиссионер получает вознаграждение в процентах от цены заключенного договора. Дополнительная выгода от продажи делится между партнерами поровну, если иное не предусмотрено договором.
Пример: комиссионер ООО «Омега», выполняя указание комитента, реализовало товар по цене выше, чем было указано в договоре, а именно:
Предполагаемая цена продажи 120 000руб., комиссионное вознаграждение – 2% от сделки. Комиссионер продал товар за 180 000руб.
Расчет суммы вознаграждения:
120 000 х 2 : 100 = 24 000руб. – по договору
(180 000 – 120 000) : 2 = 30 000руб. – доход с суммы превышения продажной цены.
ИТОГО: 24 000 + 30 000 = 54 000руб.

Задание :
1. Отразить в учете следующие операции:

а) комитент передает 100 ед. товаров комиссионеру по цене 59-00 руб. (включая НДС 18%) при себестоимости 30-00 руб.;
б) комиссионер отгружает товары покупателю;
в) комиссионер получает оплату от покупателя.
По итогам месяца:
г) комиссионер направляет отчет комитенту, комитент утверждает отчет и начисляет вознаграждение комиссионеру;
д) комиссионер производит расчет с комитентом;
е) определяется финансовый результат.

2. Составить расчет вознаграждения комиссионеру на основании следующих данных:

По условиям договора комиссии комиссионер принимает участие в расчетах;
по окончании месяца комиссионер направляет отчет комитенту об отгрузках за месяц;
вознаграждение комиссионера - 20 % от суммы сделки, начисляется при утверждении комитентом отчета комиссионера.

3. Составить заключительные проводки месяца.

Требования к результатам работы:

Студенты должны владеть информацией и быть готовы представить на проверку решение задачи.

Рекомендуемая литература:

Гражданский Кодекс Российской Федерации (части первая и вторая с изменениями от 01.01.2012 г.).
Иванова Н.В. Бухгалтерский учет на предприятиях торговли: учебн. пособие для студентов средн. проф. образования/ Н.В. Иванова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 256с.
Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина «Бухгалтерский учет организаций»,М: Финансы и статистика, 2006.-752 с
Николаева Г. А. Бухгалтерский учет в торговле.- А-Приор, 2011г.

Тема 2.2. Бухгалтерский учет в строительных организациях

Задание для самостоятельной работы №6 Изучение Нормативных актов регулирующих взаимоотношения по договору подряда

Цель: закрепление знаний о нормативных документах, применяемых в бухгалтерском учете, формирование умений пользования справочной литературой.
Приступая к заданию, необходимо изучить Федеральный закон от 25 февраля 1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации в форме капитальных вложений» для более полного представления о сторонах договора подряда. Далее изучить главу 37 ГК РФ , где приведены общие положения, которые должны применяться при заключении договора подряда; статью 702 ГК РФ, которая определяет предмет договора подряда; статью 705 ГК РФ, которая посвящена порядку распределения рисков между сторонами; статью 432 ГК РФ, которая определяет условия, когда договор подряда признается незаключенным; статью 711 ГК РФ, которая определяет общий порядок оплаты работ.

Требования к результатам работы:

Студенты должны владеть информацией и быть готовы отвечать по вопросам, приведенным ниже:

- чем договор строительного подряда отличается от любого другого
договора подряда;
- каковы права и обязанности подрядчика;
- каковы права и обязанности застройщика;
- кто из сторон несет ответственность за риск случайной гибели или
случайного повреждения объекта строительства, до его приемки заказчиком;
- каковы «дополнительные обязанности заказчика»

Рекомендуемая литература:

Гражданский Кодекс Российской Федерации (части первая и вторая с изменениями от 01.01.2012 г.).
Федеральный закон от 25 февраля 1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации в форме капитальных вложений»

Задание для самостоятельной работы №7: Конспектирование учебной литературы по теме: Использование счета 46 в строительстве

Целью тематического конспекта является более глубокое, всестороннее изучение проблемы организации учета в подрядной организации.

Конспект представляет собой тезисы в расширенном и углубленном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами и т.д.

Для работы над конспектом следует:
определить структуру конспектируемого материала, чему в значительной мере способствует письменное ведение плана по ходу изучения оригинального текста;
в соответствии со структурой конспекта произвести отбор и последующую запись наиболее существенного содержания изучаемого текста в форме цитат или в изложении, близком к оригиналу;
выполнить анализ записей и на его основе – дополнение записей собственными замечаниями, соображениями, или заимствованными из других источников и т. п.;
завершить формулирование и запись выводов по каждой из частей изучаемого текста, а также общих выводов.

Студентам следует ознакомиться с 4 разделом Плана счетов бухгалтерского учета, рассмотреть схему счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» и обратить внимание на то, что данный счет используется в подрядных строительных организациях при поэтапной сдаче строительно-монтажных работ (СМР), имеющих самостоятельное значение.

Требования к результатам работы:

Студенты должны владеть информацией и быть готовы отвечать по следующим вопросам:
- в каких хозяйственных ситуациях целесообразно применение счета 46?
- каким является Счет 46 по отношению к балансу?;
- где расположено сальдо и что оно обозначает?;
- что показывает оборот по дебету и кредиту счета?;
- где ведется синтетический учет, на основании каких документов?;
- как определяется финансовый результат по завершении отдельных работ?
- какие возможны типовые проводки.

Рекомендуемая литература:

План счетов бухгалтерского учета и финансово – хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утвержденый приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н (в ред. от 08.11.2010 N 142н).
М.И. Гизатуллин «Бухгалтерский и налоговый учет в строительных организациях».
Предеус Н. В, Церпенто П. В. Бухгалтерский учет в строительстве, Финансы и статистика,2012г.
С.А. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Все о бухгалтерском учете в строительстве [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2012г.

Задание для самостоятельной работы №8. Конспектирование учебной литературы по теме: Учет остатков незавершенного производства в строительстве.

Целью тематического конспекта является более глубокое, всестороннее изучение проблемы организации учета незавершенного строительства.

Конспект представляет собой тезисы в расширенном и углубленном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами и т.д.

Для работы над конспектом следует:
определить структуру конспектируемого материала, чему в значительной мере способствует письменное ведение плана по ходу изучения оригинального текста;
в соответствии со структурой конспекта произвести отбор и последующую запись наиболее существенного содержания изучаемого текста в форме цитат или в изложении, близком к оригиналу;
выполнить анализ записей и на его основе – дополнение записей собственными замечаниями, соображениями, или заимствованными из других источников и т. п.;
завершить формулирование и запись выводов по каждой из частей изучаемого текста, а также общих выводов.

При подготовке конспекта обратить особое внимание на состав НЗП и систему оценки остатков незавершенного производства на конец месяца.

Требования к результатам работы:

Студенты должны владеть информацией и быть готовы отвечать по следующим вопросам:

- что понимается под незавершенным производством в строительстве;
- на каком счете ведется учет затрат НЗП в строительстве;
- какова номенклатура статей расходов;
- по какой стоимости оценивается оборудование, переданное в монтаж;
- как распределяются капитальные затраты по незавершенному
строительству, относящемуся к нескольким объектам.

Рекомендуемая литература:

М.И. Гизатуллин «Бухгалтерский и налоговый учет в строительных организациях».
Предеус Н. В, Церпенто П. В. Бухгалтерский учет в строительстве, Финансы и статистика,2012г.
С.А. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Все о бухгалтерском учете в строительстве [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2012г.

Задание для самостоятельной работы №9. Написать рефераты: Особенности ценообразования при выполнении строительных работ

Цель: закрепление знаний о формировании себестоимости продукции (работ и услуг).
При выполнении работы необходимо:
- ознакомиться с требованиями к содержанию и написанию реферата (приложение 1),
- выбрать источники (научно - популярную литературу, предложенную преподавателем, обратиться к периодическим изданиям специализированных журналов «Главбух», «Бухгалтерский учет», «Управленческий учет» за последние 3 года, использовать информацию из сети Internet)
- изучить содержание темы реферата,
- составить план работы,
- определиться с объемом излагаемого материала по каждому пункту плана.

При выполнении реферата необходимо рассмотреть следующие вопросы:
В чем состоит сущность ценообразования?
Как определяется цена работы подрядчика?
Какие существуют методики определения стоимости строительной продукции;
В чем сущность ресурсного метода;
Каковы особенности ресурсно-индексного метода;
В каких случаях используется базисно-ресурсный метод.

Реферат должен содержать от 10 до 15 листов машинописного текста формата А-4. Текст может быть написан от руки чернилами (пастой) фиолетового или синего цвета или выполнен на компьютере с одинаковым межстрочным интервалом в текстовом редакторе Microsoft Word for Windows 6.0-7.0. Текст набирается нежирным шрифтом Times New Roman, размером 14 пунктов. Размер абзацного отступа - пять знаков. Текст следует располагать, соблюдая следующие размеры полей: левое - 30 мм., правое - 10мм, верхнее - 20 им, нижнее - 25 мм.

Требования к результатам работы:

В результате выполнения задания студент должен знать правила оформления рефератов, уметь работать с литературой, отбирать материал по степени важности, выделять основные правила и порядок учета объектов обозначенных темой , своевременно сдать реферат на проверку.

Критерии оценки:
Оценка «5» выставляется студенту за изложение и оформление творческого задания в полном соответствии с методическими рекомендациями (приложение 1).
Оценка «4» выставляется студенту за изложение творческого задания в соответствии с методическими рекомендациями с незначительным нарушением внешнего оформления.
Оценка «3» выставляется студенту за сокращенное изложение задания с незначительным нарушением внешнего оформления.
Оценка «2» выставляется студенту, не выполнившему задание, с последующей отработкой на дополнительных занятиях в кабинете бухгалтерского учета и аудита (по графику).

Рекомендуемая литература:

Гражданский Кодекс Российской Федерации (части первая и вторая с изменениями от 01.01.2012 г.).
М.И. Гизатуллин «Бухгалтерский и налоговый учет в строительных организациях».
Предеус Н. В, Церпенто П. В. Бухгалтерский учет в строительстве, Финансы и статистика,2012г.
С.А. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Все о бухгалтерском учете в строительстве [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2012г.
Задание для самостоятельной работы №10. Конспектирование учебной литературы по теме: Финансовая отчетность строительных организаций

Целью тематического конспекта является более глубокое, всестороннее изучение проблемы перехода на международные стандарты финансовой отчетности.

Конспект представляет собой тезисы в расширенном и углубленном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами и т.д.
Для работы над конспектом следует:
определить структуру конспектируемого материала, чему в значительной мере способствует письменное ведение плана по ходу изучения оригинального текста;
в соответствии со структурой конспекта произвести отбор и последующую запись наиболее существенного содержания изучаемого текста в форме цитат или в изложении, близком к оригиналу;
выполнить анализ записей и на его основе – дополнение записей собственными замечаниями, соображениями, или заимствованными из других источников и т. п.;
завершить формулирование и запись выводов по каждой из частей изучаемого текста, а также общих выводов.
При подготовке конспекта обратить особое внимание на подготовительную работу перед составлением финансовой отчетности строительной организации.

Требования к результатам работы:
Студенты должны владеть информацией и быть готовы отвечать по следующим вопросам:
- с какой целью составляется оперативная отчетность в строительной организации?
- как группируется отчетность по степени обобщения информации?
- каким требованиям должна удовлетворять бухгалтерская отчетность?
- какие формы включают в состав годовой (финансовой) отчетности?
- какие показатели раскрываются в отчете о прибылях и убытках?
- какая информация содержится в пояснительной записке к годовой отчетности?
Рекомендуемая литература:
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»,утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.07.1999г. №32Н ( в редакции от 30.03.2012г.)
М.И. Гизатуллин «Бухгалтерский и налоговый учет в строительных организациях».
3.Предеус Н. В, Церпенто П. В. Бухгалтерский учет в строительстве, Финансы и статистика,2012г.
4.С.А. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Все о бухгалтерском учете в строительстве [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2012г.
Раздел 2.3 Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве
Задание для самостоятельной работы №11. Конспектирование учебной литературы по темам: «Учет многолетних насаждений» и Учет выбраковки скота из основного стада

Целью тематического конспекта является более глубокое и всестороннее изучение организации учета основных средств в сельском хозяйстве.

Конспект представляет собой тезисы в расширенном и углубленном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами и т.д.

Для работы над конспектом следует:
определить структуру конспектируемого материала, чему в значительной мере способствует письменное ведение плана по ходу изучения оригинального текста;
в соответствии со структурой конспекта произвести отбор и последующую запись наиболее существенного содержания изучаемого текста в форме цитат или в изложении, близком к оригиналу;
выполнить анализ записей и на его основе – дополнение записей собственными замечаниями, соображениями, или заимствованными из других источников и т. п.;
завершить формулирование и запись выводов по каждой из частей изучаемого текста, а также общих выводов.
При подготовке конспекта обратить особое внимание на подготовительную работу перед составлением финансовой отчетности строительной организации.
При подготовке конспекта обратить особое внимание на состав и структуру основных средств.

Требования к результатам работы:

Студенты должны владеть информацией и быть готовы отвечать по следующим вопросам:
- какие насаждения относятся к объекту учета «Многолетние насаждения»;
- из чего складывается первоначальная стоимость данного объекта учета;
- на каком субсчете учитываются многолетние насаждения (дать его характеристику);
- какими первичными документами отражается зачисление многолетних
насаждений в состав основных средств;
- на каком субсчете учитывается скот основного стада (дать его характеристику);
- каковы причины выбраковки скота основного стада;
- на основании каких документов оформляется данная процедура;
- кто их оформляет и несет ответственность за законность такой операции;
- как отражается в бухгалтерском учете выбраковки скота основного стада.

Рекомендуемая литература:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] С. М., [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Д. Г. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве ЭКСМО 2008г.
2.М.З.Пизенгольц, А.П. Варава «Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве» учеб.и учеб.пособия для вузов).– Москва: Агропромиздат, 2008
3. Отраслевой журнал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Задание для самостоятельной работы №12. Конспектирование учебной литературы по теме: инвентаризация животных и птицы на выращивании и откорме

Целью тематического конспекта является более глубокое и всестороннее изучение проблемы инвентаризации молодняка животных, животных и птицы на выращивании и откорме

Конспект представляет собой тезисы в расширенном и углубленном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами и т.д.

Для работы над конспектом следует:
определить структуру конспектируемого материала, чему в значительной мере способствует письменное ведение плана по ходу изучения оригинального текста;
в соответствии со структурой конспекта произвести отбор и последующую запись наиболее существенного содержания изучаемого текста в форме цитат или в изложении, близком к оригиналу;
выполнить анализ записей и на его основе – дополнение записей собственными замечаниями, соображениями, или заимствованными из других источников и т. п.;
завершить формулирование и запись выводов по каждой из частей изучаемого текста, а также общих выводов.
При подготовке конспекта обратить особое внимание на подготовительную работу перед проведением инвентаризации.

Требования к результатам работы:
Студенты должны владеть информацией и быть готовы отвечать по следующим вопросам:
- на каком счете учитываются животные и птица, находящиеся на выращивании и откорме;
- какая первичная документация составляется по движению данной группы животных;
- каков порядок, сроки и цель проведения инвентаризации животных;
- кто назначает инвентаризационную комиссию;
- в каких случаях проводятся внеплановые инвентаризации;
- какими документами оформляются результаты инвентаризации;
- как отражаются в учете результаты инвентаризации;
- каков порядок возмещения недостач по результатам инвентаризации.

Рекомендуемая литература:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] С. М., [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Д. Г. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве ЭКСМО 2008г.
2.М.З.Пизенгольц, А.П. Варава «Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве» учеб.и учеб.пособия для вузов).– Москва: Агропромиздат, 2008
3. Отраслевой журнал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Задание для самостоятельной работы №13. Конспектирование учебной литературы по теме: калькулирование себестоимости отдельных видов продукции растениеводства (открытого и закрытого грунта)

Целью тематического конспекта является более глубокое и всестороннее изучение проблемы калькулирования себестоимости отдельных видов продукции растениеводства.

Конспект представляет собой тезисы в расширенном и углубленном виде, дополненные цитатами, цифрами, таблицами, схемами и т.д.

Для работы над конспектом следует:
определить структуру конспектируемого материала, чему в значительной мере способствует письменное ведение плана по ходу изучения оригинального текста;
в соответствии со структурой конспекта произвести отбор и последующую запись наиболее существенного содержания изучаемого текста в форме цитат или в изложении, близком к оригиналу;
выполнить анализ записей и на его основе – дополнение записей собственными замечаниями, соображениями, или заимствованными из других источников и т. п.;
завершить формулирование и запись выводов по каждой из частей изучаемого текста, а также общих выводов.

Требования к результатам работы:

Студенты должны владеть информацией и быть готовы отвечать по следующим вопросам:
что является объектом учета и объектом калькулирования в растениеводстве;
- что является основной и побочной продукцией в растениеводстве;
- как распределяются затраты между основной и побочной продукцией в
зерновом хозяйстве;
- как рассчитывается себестоимость овощей закрытого грунта;
- как отражается в учете выход готовой продукции растениеводства.

Рекомендуемая литература:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] С. М., [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Д. Г. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве ЭКСМО 2008г.
2.М.З.Пизенгольц, А.П. Варава «Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве» учеб.и учеб.пособия для вузов).– Москва: Агропромиздат, 2008

Задание для самостоятельной работы №14. Подготовить доклады на тему: «Специализация животноводства в КБР и перспективы развития отрасли».

Цель: выработка умения подготовки докладов, выступлений и сообщений, приобретение опыта выступления с докладами на учебных занятиях.

На основании основной и дополнительной литературы, рекомендуемой для выполнения самостоятельной работы по данной теме необходимо подготовить доклад в соответствии с рекомендациями приложения 2.
Доклад должен быть оформлен на листах формата А-4 и содержать: титульный лист, оформление которого представлено в приложении 4; содержание, основную часть, заключение и список литературы. Объем доклада должен быть не менее 10 листов.

В докладе необходимо:
- раскрыть понятие «Специализация отрасли»;
- охарактеризовать состояние животноводства в КБР;
- рассмотреть перспективы развития отрасли в республике.

С подготовленным докладом студенту необходимо выступить перед своей группой. Выступление с докладом должно быть продолжительностью не более 10 минут.

Требования к результатам работы:

В результате выполнения задания студент должен знать правила оформления докладов (см. приложение2), уметь работать с литературой, отбирать материал по степени важности, выделять основные моменты обозначенной темы, своевременно сдать доклад на проверку.

Критерии оценки:

Оценка «5» выставляется студенту за изложение и оформление творческого задания в полном соответствии с методическими рекомендациями (приложение 2).
Оценка «4» выставляется студенту за изложение творческого задания в соответствии с методическими рекомендациями с незначительным нарушением внешнего оформления.
Оценка «3» выставляется студенту за сокращенное изложение задания с незначительным нарушением внешнего оформления.
Оценка «2» выставляется студенту, не выполнившему задание, с последующей отработкой на дополнительных занятиях в кабинете бухгалтерского учета и аудита (по графику).

Рекомендуемая литература:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] С. М., [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Д. Г. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве ЭКСМО 2008г.
2.М.З.Пизенгольц, А.П. Варава «Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве» учеб.и учеб.пособия для вузов).– Москва: Агропромиздат, 2008
3.информация Росстата по КБР;
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Задание для самостоятельной работы №15. Написать рефераты о перспективах развития АПК в КБР

Цель: расширить представление об агропромышленном комплексе.

При выполнении работы необходимо:
- ознакомиться с требованиями к содержанию и написанию реферата (приложение 1),
- выбрать источники (научно - популярную литературу, предложенную преподавателем, обратиться к периодическим изданиям специализированных журналов, использовать информацию из сети Internet)
- изучить содержание темы реферата,
- составить план работы,
- определиться с объемом излагаемого материала по каждому пункту плана.

При выполнении реферата необходимо
- раскрыть понятие АПК;
- охарактеризовать этапы становления агропромышленного комплекса в республике;
- рассмотреть проблемы развития комплекса;
- обозначить перспективы развития АПК в КБР;
- ответить на вопрос почему развитие сельского хозяйства является приоритетным в экономической политике страны;

Реферат должен содержать от 10 до 15 листов машинописного текста формата А-4. Текст может быть написан от руки чернилами (пастой) фиолетового или синего цвета или выполнен на компьютере с одинаковым межстрочным интервалом в текстовом редакторе Microsoft Word for Windows 6.0-7.0. Текст набирается нежирным шрифтом Times New Roman, размером 14 пунктов. Размер абзацного отступа - пять знаков. Текст следует располагать, соблюдая следующие размеры полей: левое - 30 мм., правое - 10мм, верхнее - 20 им, нижнее - 25 мм.

Требования к результатам работы:

В результате выполнения задания студент должен знать правила оформления рефератов, уметь работать с литературой, отбирать материал по степени важности, выделять основные правила и порядок учета объектов обозначенных темой , своевременно сдать реферат на проверку.

Критерии оценки:
Оценка «5» выставляется студенту за изложение и оформление творческого задания в полном соответствии с методическими рекомендациями (приложение 1).
Оценка «4» выставляется студенту за изложение творческого задания в соответствии с методическими рекомендациями с незначительным нарушением внешнего оформления.
Оценка «3» выставляется студенту за сокращенное изложение задания с незначительным нарушением внешнего оформления.
Оценка «2» выставляется студенту, не выполнившему задание, с последующей отработкой на дополнительных занятиях в кабинете бухгалтерского учета и аудита (по графику).

Рекомендуемая литература:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] С. М., [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Д. Г. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве ЭКСМО 2008г.
2.М.З.Пизенгольц, А.П. Варава «Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве» учеб.и учеб.пособия для вузов).– Москва: Агропромиздат, 2008
3.информация Росстата по КБР;
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Задание для самостоятельной работы №16.. Подготовить доклады на тему: особенности налогообложения сельскохозяйственных предприятий

Цель: выработка умения подготовки докладов, выступлений и сообщений, приобретение опыта выступления с докладами на учебных занятиях.

На основании основной и дополнительной литературы, рекомендуемой для выполнения самостоятельной работы по данной теме необходимо подготовить доклад в соответствии с рекомендациями приложения 2.
Доклад должен быть оформлен на листах формата А-4 и содержать: титульный лист, оформление которого представлено в приложении 4; содержание, основную часть, заключение и список литературы. Объем доклада должен быть не менее 10 листов.

В докладе необходимо:
- определить задачи налогообложения;
- рассмотреть общую систему налогообложения предприятий, работающих в сельском хозяйстве;
- охарактеризовать упрощенную систему налогообложения сельхозпредпринимателей;
- ответить на вопросы:
какова налоговая политика правительства в сельском хозяйстве на
современном этапе;
каковы элементы налогообложения при ЕСХН;
каков порядок расчета единого сельхозналога;
какие меры необходимо провести по реформированию и оптимизации налогообложения аграрного сектора.

С подготовленным докладом студенту необходимо выступить перед своей группой. Выступление с докладом должно быть продолжительностью не более 10 минут.

Требования к результатам работы:

В результате выполнения задания студент должен знать правила оформления докладов (см. приложение2), уметь работать с литературой, отбирать материал по степени важности, выделять основные моменты обозначенной темы, своевременно сдать доклад на проверку.

Критерии оценки:

Оценка «5» выставляется студенту за изложение и оформление творческого задания в полном соответствии с методическими рекомендациями (приложение 2).
Оценка «4» выставляется студенту за изложение творческого задания в соответствии с методическими рекомендациями с незначительным нарушением внешнего оформления.
Оценка «3» выставляется студенту за сокращенное изложение задания с незначительным нарушением внешнего оформления.
Оценка «2» выставляется студенту, не выполнившему задание, с последующей отработкой на дополнительных занятиях в кабинете бухгалтерского учета и аудита (по графику).

Рекомендуемая литература:

Налоговый кодекс РФ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] С. М., [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Д. Г. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве ЭКСМО 2008г.
3.М.З.Пизенгольц, А.П. Варава «Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве» учеб.и учеб.пособия для вузов).– Москва: Агропромиздат, 2008
4. Отраслевой журнал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.audit it.ru
6. n-kodeks.ru
7. consultant.ru


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Положение об организации самостоятельной работы студентов колледжей КБГУ. – 2012г.;
Перечень профессиональной литературы;
 Морозова Л.А. Особенности самообразовательной деятельности в условиях вуза // Проблемы уч.-метод. и воспитательной работы в вузе. - Мат-лы III межрегион. науч.-практ. конф. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2006. - Т. 2. - С. 124-130.;
Петухова Т., Глотова М.. Самостоятельная работа как средство развития информационной компетенции // Высшее образование в России.- 2008.- №12;
Тюфикова Г., Филатова О., Прошкина П. и др. Организация самостоятельной работы студентов – условие реализации компетентностного подхода // Высшее образование в России. – 2008. - №10.;
Фаустова Э.Н. Студент нового времени: социокультурный профиль. М.,2004.-72 с.



















Приложение 1

СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ РАЗДЕЛОВ РЕФЕРАТА

Согласно словарю иностранных слов Реферат (от лат. refero докладываю, сообщаю, доношу, излагаю). Это краткое изложение (пересказ) в письменном виде содержания книги, научной работы, литературных и других источников, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата.
Все этапы работы могут быть сгруппированы в три основные: подготовительный, исполнительский и заключительный.
Подготовительный этап включает в себя поиски литературы по определенной теме с использованием различных библиографических источников; выбор литературы в конкретной библиотеке; определение круга справочных пособий для последующей работы по теме.
Исполнительский этап включает в себя чтение книг (других источников), ведение записей прочитанного.
Заключительный этап включает в себя обработку имеющихся материалов и написание реферата, составление списка использованной литературы.
Структура реферата
Титульный лист  
Оглавление
Введение
Основная часть
Заключение
Список использованных источников
Приложение 

Титульный лист.   Является первой страницей реферата и заполняется по строго определенным правилам.
После титульного листа помещают оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.
Введение - это вступительная часть реферата, предваряющая текст.
Оно должно содержать следующие элементы:
а) очень краткий анализ научных, экспериментальных или практических достижений в той области, которой посвящен реферат;
б) общий обзор опубликованных работ, рассматриваемых в реферате;
в) цель данной работы;
г) задачи, требующие решения.
Основная часть.
В основной части реферата студент дает письменное изложение материала по плану, используя материал из источников. В этом разделе работы формулируются основные понятия, их содержание, подходы к анализу, существующие в литературе, точки зрения на суть проблемы, ее характеристики.
В соответствии с поставленной задачей делаются выводы и обобщения. Очень важно не повторять, не копировать стиль источников, а выработать свой собственный, который соответствует характеру реферируемого материала.
Заключение подводит итог работы. Оно может включать повтор основных тезисов работы, чтобы акцентировать на них внимание читателей (слушателей), содержать общий вывод, к которому пришел автор реферата, предложения по дальнейшей научной разработке вопроса и т.п. Здесь уже никакие конкретные случаи, факты, цифры не анализируются.
Заключение по объему, как правило, должно быть меньше введения.
Список использованных источников В строго алфавитном порядке размещаются все источники, независимо от формы и содержания: официальные материалы, монографии и энциклопедии, книги и документы, журналы, брошюры и газетные статьи, интернет источники.
      Литература в списке указывается в алфавитном порядке , после указания фамилии и инициалов автора указывается название литературного источника, место издания / пишется сокращенно, например, Москва - М., Санкт - Петербург - СПб ит.д. /, название издательства / например, Мир /, год издания / например, 2010 /, можно указать страницы / например, с. 54-67 /. 
          В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы / таблицы, карты, графики, неопубликованные документы, переписка и т.д. /. Каждое приложение должно начинаться с нового листа / страницы / с указанием в правом верхнем углу слова « Приложение» и иметь тематический заголовок. Нумерация страниц должна быть сквозной.
Если по ходу выполнения самостоятельной работы возникают вопросы их можно выяснить на консультациях или дополнительных занятиях по дисциплине, которые еженедельно проводятся в кабинете № 330.














Приложение 2

ТРЕБОВАНИЕ К СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДОВ

Доклад - это  сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.

Необходимо  соблюдать регламент, оговоренный  при получении задания.
Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными.
В  ходе работы над докладом  отрабатывается умение самостоятельно  обобщить материал и сделать выводы в заключении.
     Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть  и заключение.

      Вступление   помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:
                      - название презентации (доклада) 
                      - сообщение основной идеи
                      - современную оценку предмета  изложения
                      - краткое перечисление рассматриваемых вопросов
                      - живую интересную форму изложения
                      - акцентирование оригинальности  подхода 

Основная часть,  в которой выступающий должен  глубоко раскрыть суть затронутой темы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели и заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.

Заключение - это ясное четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели.  

Литература в списке указывается в алфавитном порядке.

Если по ходу выполнения самостоятельной работы возникают вопросы их можно выяснить на консультациях или дополнительных занятиях по дисциплине, которые еженедельно проводятся в кабинете № 330.

Критерии хорошего конспекта:

краткость (не более 1/8 часть от первичного текста);
целевая направленность;
аналитичность;
научная корректность;
ясность, четкость, понятность.


Приложение 3

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение ВПО
«Кабардино-балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
Колледж информационных технологий и экономики










РЕФЕРАТ
по теме:
_________________________________________________

____________________________________________________________
наименование темы





Разработал:
студент (ка) гр. Б - ________
________ (ф.и.о.)_________


Проверил:
преподаватель
________________________









Нальчик 20__


Приложение 4

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение ВПО
«Кабардино-балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
Колледж информационных технологий и экономики









ДОКЛАД
по теме:
_________________________________________________

____________________________________________________________
наименование темы





Разработал:
студент (ка) гр. Б - ________
________ (ф.и.о.)_________


Проверил:
преподаватель
________________________









Нальчик 20__









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215



Заголовок 1 Заголовок 215